Глава III. Советская культура 1970- середина 1980-х г.г.




3.1. Экономика

Основной доход давала нефть. Начался хищнический и необратимый процесс истребления природных ресурсов. В 60-е годы государство переходит к индустриальному строительству жилья с водопроводом, канализацией, ванной, газом. Планируется широкое развитие социальной инфраструктуры (строительство больниц, школ, дошкольных учреждений). Рабочую неделю сократили до 42 часов. Был принят новый лучший в мире закон о пенсиях, предусматривавший самый низкий пенсионный возраст, наблюдался постоянный рост номинальной заработной платы (1956 – 75 руб., 1985 – 210).

В 70-е годы на жилье возникают огромные очереди, сокращается число больниц. В народном хозяйстве была велика доля ручного труда, низкая дисциплина, большие потери рабочего времени. Складываются отрицательные отношения к работе, неудовлетворенность. С падением жизненного уровня, нехваткой товаров в стране расцветает воровство, возрастает пьянство и преступность. Поколение молодежи продолжает бунтовать, теперь в моду входят рок и хиппи. Для многих быть хиппи, совсем не означало только носить брюки клеш и длинные волосы. В этой среде возрождается интерес к философии, религии, литературе. Хиппи заняли определенную политическую позицию. Когда в 1972 г. в СССР приехал Никсон, они вышли на демонстрацию и несли лозунги: “Американцы, вон из Вьетнама!”. Хиппи ловили, помещали в психушки, вывозили из Москвы, просто избивали на улице за длинные волосы. “Двоемыслие” становится нормой. В стране возникло правозащитное движение. Среди политических диссидентов было много интеллигенции, людей творческих профессий, которые решили посвятить себя борьбе за создание правого государства в стране. Возникает новая волна эмиграции. Уезжают наиболее талантливые ученые, писатели, художники.

3.2. Образование

В начале 60-х был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Более чем в два раза выросло число студентов высших и средних учебных заведений.

В эти годы появляется целая плеяда педагогов – новаторов, “шестидесятников”. Они пытаются создать атмосферу творчества, исключить зубрежку, построить партнерские отношения учителя с учениками.

М.П. Щетинин планировал вовлечь в свой эксперимент не только школьников, но и детсадовцев и детдомовцев. Он мечтал о создании центра комплексного формирования личности, где были бы “сельские” и “городские” производства, клубный комплекс, спортивный и оздоровительный центры, творческие мастерские и научные лаборатории.

В.Ф. Шаталов предложил новую методику обучения на основе опорных сигналов. Объемный скучный текст укладывался в интересную формулу, быстро запоминался, развивалось логическое мышление, тоест школьную программу усваивали без труда и за гораздо более короткое время. Шаталов разработал интересную и плодотворную систему контроля.

Весьма полезные идеи для усовершенствования системы образования и воспитания были высказаны Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Б.П. и Л.А. Никитиными.

 

3.3. Наука

Советские ученые успешно проводили космические исследования, впервые космонавт А.А. Леонов совершил выход в открытый космос. Новые открытия были сделаны в области атомной энергии, в стране сложился мощный ядерно-энергетический комплекс. Продолжаются разработки новейших видов вооружения, создана нейтронная бомба при непосредственном участии А.Д. Сахарова.

Доктор технических наук Е.П. Галямин разработал методы оперативного распределения водных ресурсов при орошении. Бюрократическая система тормозила развитие науки как могла. От изобретения до внедрения проходили годы.

Применение кислорода в промышленном производстве, предложенное инженером А. Мозговым, стало возможным только через 20 лет, автора наградили Государственной премией СССР. Эксперты умудрились задержать патентование одного из крупнейших изобретений века, сделанного Н. Басовым и А. Прохоровым – лазера. Впоследствии эти ученые были удостоены Ленинской и Нобелевской премий.

В самом сложном положении снова оказались общественные науки. Вся продукция историков подвергалась жесткому идеологическому контролю.

 

 

3.4. Литература, Кино, Театр

В 1972 г. были приняты постановления о литературно-художественной критике и кинематографии. Последовал абсолютный запрет на показ реальной действительности. Требовалась упрощенность во всем, никаких символов, чтобы все и всем было понятно. Следовательно, художественное творчество развивалось двумя параллельными потоками: разрешенное и запрещенное.

Личность полностью подчинена группе, не высовываться, быть как все – главный лейтмотив всех разрешенных произведений 70-х. Пропагандируется идея национального превосходства, утверждается особое место России в мире, пренебрежительное отношение не только к англиям и америкам, но и к любому народу, в том числе своим малым народам (масса анекдотов про чукчей). Все что есть лучшего в мире, обязательно должно быть связано с русским – самые читаемые, первооткрыватели, изобретатели.

После 1968 г. росла милитаризация массовой культуры. Чем дальше уходила в прошлое война, тем больше было на экране кино и телевидения, сплошная “героизация”.

Наибольшим читательским спросом в 70-е годы пользовались произведения А. Иванова (“Вечный зов”, “Повитель”, “Тени исчезают в полдень”, “Жизнь на грешной земле”), П. Проскурина (“Имя твое”, “Судьба”, “Черные птицы”), А. Черкасова (“Хмель”, “Конь рыжий”, “Черный тополь”) и ряда других авторов. Массовая литература, на основах социалистического реализма и социалистического гуманизма, усиленно пропагандировалась. Весьма популярными были произведения о войне: Ю. Бондарева (“Горячий снег”), В. Быкова (“Волчья стая”, “Обелиск”, “Знак беды”), К. Воробьева (“Крик”), В. Гроссмана (“За правое дело”, “Жизнь и судьба”). В. Пикуля (Реквием каравану PQ – 17”). Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации.

Особое развитие получила «деревенская проза». Писатели «деревенщики» (В. Астафьев “Последний поклон”, В. Распутин “Живи и помни”, В. Белов “Привычное дело”, М. Потанин “На чужой стороне”, произведения В. Шукшина) с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, “религии труда” на земле. Романы, повести и рассказы проникнуты пессимизмом, как правило, с трагическим концом (пожар, гибель героя).

В. Высоцкий, актер театра и кино, создал тысячи песен, разных по жанру и по тематике. Это песни о войне, о спорте, о людях мужественных профессий. Часто они приближались к маленькому спектаклю и звучали так достоверно, что автора принимали за шофера, летчика, участника войны (Высоцкий родился в 1938 г.).

Большой популярностью пользовались сатирические песни В. Высоцкого. В них не только смех, но и сочувствие, а часто ощущение безысходности, замкнутого круга: “Домой придешь – там ты сидишь (“Диалог у телевизора”). Автор часто почти напрямую или через аллегории критикует существующие порядки, с болью говорит о человеке, воспитанном на запретах.

В 1972 году в кинематографии нельзя было показывать духовно, морально и физически искалеченных людей (“Андрей Рублев” Тарковского). Нельзя было говорить об эпохе культа личности, только об отдельных чертах. Бондарев сначала создает антикультовый фильм “Тишина”, затем в “Освобождении” следует реабилитация Сталина – спасающий, умный, мудрый полководец. Публика появление на экране Сталина встретила аплодисментами.

В кинематографе окончательно утверждается “интеллектуальное” кино. В сокровищницу мирового и отечественного киноискусства вошли картины “Зеркало”, А. Тарковского, “Печки-лавочки”, “Калина красная”, “Позови меня в даль светлую” В. Шукшина, “Жил певчий дрозд” и “Пастораль” О. Иоселиани, “Белый Бим, черное ухо” С. Ростоцкого, “Долгие проводы” К. Муратовой, “Цвет граната” С. Параджанова, “Агония” Э. Климова, комедии Э. Рязанова. В это время в кино работают совершенно удивительные актеры Е. Евфстигнеев, А. Миронов, В. Тихонов, Е. Леонов, Л. Гурченко, Н. Мордюкова, Л. Куравлев.

Все эти и многие другие фильмы 70-х, ставшие широко популярными, фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и психологические проблемы, ее нежелание быть “винтиком”, всего лишь частью коллектива, теперь и коллектив не сумма безликих характеров, а личности.

В театрах Г. Товстоногова, И. Владимирова, А. Гончарова, А. Шапиро, Л. Додина никогда не было спектаклей просто на тему, они работали над атмосферой повального безразличия, всегда заставляли сопереживать. Поэтому так популярны были пьесы Товстоногова “Тихий Дон” и “На дне”, Льва Додина “Братья и сестры”, “Человек похожий на самого себя” Шапиро. На сцене решались вечные вопросы о назначении человека и его долге, о милосердии ложном и истинном. В молодежной музыке джаз сменил рок. Одним из известных рок ансамблей того времени был “Арсенал”. Играли Баха, “Картинки с выставки” Мусорского, сложнейшие композиции с симфоническим оркестром, популярнейшую во всем мире оперу “Super star”.

 

 

3.5. Живопись

Художники 70-х продолжают выражать свое восприятие современности со всеми ее проблемами. Совершенно очевиден отход от прозаически предметного изображения. В работах все больше появляется символики. Популярными становятся многочастные картины – диптихи, триптихи. Живописцы обращаются к фольклору, традициям западноевропейского и русского искусства разных веков. Продолжается расцвет национальных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Украины, Белоруссии.

Одна из главных черт искусств 70 – 80-х гг. – отсутствие единого стиля, нет жестких канонов в применении выразительных средств и приемов. Среди талантливых мастеров 70-х гг. – Т. Назаренко, О. Булгакова, А. Ситников, В. Орлов.

В картине Татьяны Назаренко “Танец” Танцуют две девушки в одинаковых джинсовых костюмах, высоких сапогах. Стройные фигуры, свободные движения.

В 70 – 80-е годы переживает расцвет “андерграунд”, “подпольное” искусство. Здесь оформились свои течения и направления, такие как абстрактный экспрессионизм, кинетическое искусство, неорелигиозная живопись, концептуализм, соц-арт.

Главными создателями соц-арта являются В. Комар и А. Меламид, с ними также работали Л. Соколов, А. Косолапов, Б. Орлов. Мастеров соц-арта привлекала не только живопись. В их арсенале – скульптура, графика, стихи, поэмы, эссе, прозаические произведения.

 

 

Заключение

Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу деятелей искусства и науки. С целью контроля над культурой в середине 1970-х гг. была введена система госзаказов. Возросла цензура. Постоянно ограничивалось знакомство советских граждан с зарубежной художественной культурой.

Развитие культуры в 1960-80-е гг. носило противоречивый характер. Несмотря на то, что денежные средства на развитие культуры постоянно увеличивались, достижения не соответствовали затратам.

В этот период руководство СССР стало уделять большое внимание образованию. Советское правительство значительно увеличило расходы и на науку. В послевоенное время была организована целая серия научно-исследовательских институтов.

В годы семилетки (1959–1965 гг.) произошел значительный сдвиг в области технического прогресса. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет в космос совершил советский летчик-космонавт Ю. Гагарин.

В середине 1950-х – начале 60-х гг. развитие получили средства массовой информации (СМИ). Радиовещание охватило всю страну.

Время «оттепели» характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: