Источники Отечественной истории




История как наука

Слово «история» многозначно. В древности историей называли все виды познания окружающего мира. В современном языке в это понятие вкладывается разный смысл. Чаще всего под историей понимают рассказ, повествование, событие или происшествие. Но для нас особенно важны два значения слова «история »: 1) прошлое и все, что происходило в нём, и 2) наука, изучающая прошлое. С разграничения понимания истории как движения во времени, то есть как реального процесса, и познания этого процесса начинает свой знаменитый «Курс русской истории» выдающийся историк В.О. Ключевский.

Предметом исторической науки является изучение закономерностей развития человеческого общества. Под объектом изучения истории как науки принято понимать независимую от нашего сознания объективную реальность прошлого. Главной задачей ученого1-историка является максимально точная и полная реконструкция этой реальности.

Историческая наука изучает прошлое человечества во всём его многообразии. Поэтому историю можно рассматривать как комплекс наук, изучающих различные стороны жизни общества, от политической и военной истории до истории науки и техники. Но в центре внимания историка всегда находится человек. Выдающийся французский историк-медиевист М. Блок писал: «За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждёт добыча». (Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука,1973, с 18.)

 

Прошлое человечества - очень сложный объект для научного исследования. Исторические факты обладают ярко выраженной индивидуальностью, их трудно систематизировать. В истории велика роль субъективного фактора, необходимость тесно переплетена со случайностью. Поэтому далеко не все исторические процессы и события можно объяснить с позиций «железной логики». Один из примеров того, как случайные события влияли на ход исторического развития России, относится к середине XIX века.

 

Первенец царя-освободителя Александра II Николай Александрович был образованным, либерально мыслившим молодым человеком. На него возлагали надежды сторонники продолжения великих реформ середины XIX века. Но в юности цесаревич упал с лошади, тяжело заболел и в 1865 г. умер, не достигнув 22-летнего возраста, после чего наследником престола был объявлен его брат прямолинейный, консервативно настроенный Александр Николаевич. Вступив на трон, Александр III, проводил политику контрреформ. Можно дискутировать о том насколько закономерным был отказ от политики реформ, проводимых правящим режимом в середине XIX века. Но нельзя отрицать того, что неожиданная смерть цесаревича Николая Александровича сыграла в этом определенную роль.

 

Ученый-историк не соприкасается непосредственно с прошлым. Ему доступны лишь сохранившиеся фрагменты исторических явлений, сведения о них. Объём и качество информации о событиях прошлого редко удовлетворяют исследователя. Поэтому реконструкция1 исторических событий является обязательной частью любого исторического исследования. Образ прошлого, воссоздаваемый историком, не является точной копией исторической реальности. Он всегда субъективен, частичен в своей полноте и относителен в своей истинности.

, что выводы исторической науки почти всегда могут быть оспорены. Но это естественно, если учесть сложность и неисчерпаемость истории человеческого1 общества. Главная опасность для истории как науки заключается не в многовариантности интерпретаций и не в периодической смене воззрений на важнейшие события прошлого, а в попытках навязать историкам и обществу раз и навсегда установленные истины.

Таким образом, научное изучение прошлого достаточно специфично. Историческая наука отличается от естественных наук и занимает особое место в системе гуманитарного знания. Природу исторического познания, основные принципы и категории исторической1 науки методы исторических исследований изучает методология истории.

В исторической науке действует ряд основополагающих принципов.

Принцип историзма. В его основе лежит неразрывная связь между прошлым, настоящим и будущим. Он требует рассмотрения событий и деятелей прошлого, исходя из того времени, когда оно происходило. Следовательно, историку необходимо «погружаться в прошлое». Но, учёный не может полностью «раствориться» в эпохе, которую он изучает. Исследователь прошлого должен использовать научный потенциал, накопленный современной наукой. Он ищет в истории ответы на вопросы, которые волнуют его поколение.

Принцип научности. Историю часто сравнивают с искусством. Действительно, в историческом познании художественно-образное мышление играет значительную роль. Не удивительно, что древние греки считали историю музой. Они изображали музу истории Клио молодой красивой женщиной со свитком пергамента в руках. История чужда сухим формулам. Она оперирует литературным языком. В ней наряду с анализом присутствует описательность. Труды историков часто адресуются не только специалистам, но и широкому читателю. Однако подлинная образованность и интеллигентность нуждаются не в наборе увлекательных сюжетов и исторических анекдотов, а в системе научных доказательств, которая немыслима без научного подхода к изучению истории. Научные знания о прошлом являются необходимым компонентом исторического сознания образованной1 части общества. Интеллигентному человеку свойственно стремление не только узнать о событиях прошлого, но и понять его, изучить законы исторического развития.

Принцип альтернативности. Понятие «альтернатива» происходит от латинского слова «alter» – «другой», «иной», что означает выбор из двух или нескольких вариантов развития. Стало аксиомой утверждение о том, что история не терпит сослагательного наклонения. Но подобные высказывания можно считать верными лишь отчасти. Рассуждая об альтернативности1 в истории, академик И.Д. Ковальченко писал, что историческая реальность в том виде, в котором она совершилась, является инвариантной, то есть однозначной. Но эта инвариантность часто была результатом реализации одной из поливариантных возможностей, заключенной в предшествующей этой реальности действительности.

Поэтому ученый-историк обязан анализировать гипотетические сценарии развития событий. Такой подход позволяет понять, почему реализовался именно данный вариант, каковы его плюсы и минусы. Теоретически в истории выбор существует всегда. Поэтому исторический процесс можно представить как движение по постоянно разветвляющемуся лабиринту. Но не все альтернативы являются объектом изучения исторической науки. Она изучает только те варианты, которые могли реализоваться, за которыми стояли определённые социальные силы, готовые бороться за свой путь развития.

Принцип детерминизма (причинности, обусловленности исторических событий и процессов). Причинно-следственные связи являются своеобразным цементным раствором, скрепляющим конструкции исторических теорий. Учёных в большей степени волнуют вопросы: «Как?», «Почему?» «По какой причине?», чем «Кто?» и «Когда?». Известный русский историк и либеральный политический деятель начала ХХ века П.Н. Милюков подчеркивал, что историк в первую очередь ищет в прошлом причинную связь явлений.

Конечно, далеко не все исторические события поддаются рациональному объяснению. В истории велика роль случайности, субъективного фактора. Однако даже в своих рабочих гипотезах, которые не выходят за стены исследовательских лабораторий, историки стремятся обнаружить причинно-следственные связи, позволяющие выстроить логические умозаключения.

Источники Отечественной истории

Исторические источники - это все объекты непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. Выделяют шесть основных групп исторических источников:

1. вещественные (орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения);

2. этнографические (нравы и обычаи);

3. государственно – актовые (юридические нормы, договоры, указы);

4. устные (былины, сказки, песни);

5. описательные (летописи, письма, дневники);

6. аудиовизуальные (кино-, фото- и звуковые документы).

История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.

Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Важнейшими источниками истории России являются летописи - погодные изложениям основных событий с точным указанием их дат. Древние летописи дошли до нас в списках ХIV--ХVIII вв. По месту и времени составления летописи делятся на разряды: Новгородские, Суздальские, Московские и т.д. Списки одного разряда выделяются еще и по редакциям (изводам) в зависимости от разницы в подаче материала или выборе исторических свидетельств. Эти различия навели историков на мысль о том, что летописи являются сборниками и что в первоначальном виде они до нас не дошли. Так оформилось представление о летописях как сводах известий и сказаний, компиляциях из нескольких трудов.

Так, самая известная начальная летопись Нестора представляет собой свод ХII в., дошедший до нас в составе Лаврентьевского списка 1377 г. (создан в Суздале монахом Лаврентием) и Ипатьевского списка ХIV--ХV вв. (создан в Галицко-Волынской земле). По первым словам ее называют «Повестью временных лет»: «Се повести временных лет черноризца Федосьева Печорского монастыря откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первые княжити, и откуда Русская земля стала есть».

В ней ученые выделяют три самостоятельных литературных произведения:

1) собственно Повесть временных лет монаха Нестора -- рассказ о древнейшей истории славян и призвании в Новгород варяжских князей;

2) пространный рассказ неизвестного автора о крещении Руси

3) рассказ о киевских событиях XI -- начала ХII в.

Начиная с ХV в. материалы нескольких местных летописей пытались объединить в одну. Так появились Московские летописи, обильные сведениями по истории Москвы ХIV--ХV вв. Среди них выделяются Софийский временник XV в. и Воскресенская летопись ХVI в. Первая попытка обработки исторического материала и тенденциозного его изложения представлена в Степенной книге ХVI в., а также Никоновской летописи с Новым Летописцем (ХVI--ХVII вв.). Поздние Московские летописи -- это официальные погодные записи дворцовых и политических событий. Наряду с ними появлялись местные летописи отдельных городов и областей.

С ХVI в. рядом с летописями создавались хронографы-- обзоры всемирной истории, к которым образованное общество проявляло повышенный интерес в ХVII в. Первый хронограф был составлен в 1512 г. псковским старцем Филофеем, автором теории «Москва -- Третий Рим». Второй появился в 1616--1617 годах и описывал древние события на основе материалов хронографа Филофея, современные же излагал самостоятельно.

Другим важнейшим видом литературных исторических источников являются свидетельства, сказания, повести, житийные произведения. В их ряду выделяют исторические свидетельства греческих (Геродот), римских (Тацит), византийских (Прокопий, Псевдо-Маврикий, Константин Багрянородный и др.), готских (Иордан) и арабских (Ибн-Фадлан) писателей, а также свидетельства скандинавских и западноевропейских хроник о славянах начальных веков русской истории. Целый ряд ярких сказаний занесены в летописные своды: о крещении Руси, о Батыевом нашествии, о Куликовской битве. Рядом с ними существует целый класс крупных самостоятельных сказаний и повестей как анонимного, так и авторского характера: История о Казанском царстве, повести о Смутном времени, «Сказание» Авраама Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева, сказание о взятии Азова казаками, описание Московского государства Г. К. Катошихиным (ХVII в.). Особый род литературных исторических сказаний составляют жития святых и повествования о чудесах (житие Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского и Стефана Пермского). До нас дошли имена выдающихся авторов житийных произведений: Нестора-летописца, Епифания Премудрого, Пахомия Лагофета. Еще один вид сказаний -- сказки русских путешественников и послов с описаниями иноземных земель и записки иностранцев о России. В ряду наиболее интересных свидетельств иностранных авторов -- сказания итальянца Плано Карпини(ХIII в.), С. Герберштейна (начало ХVI в.), англичанина Д. Флетчера (1591 г.), поляка Жолкевского (ХVII в.), Олеария(ХVII в.) и Гордона(конец ХVII в.).

Мемуары как жанр исторического литературного повествования возникли в эпоху позднего феодализма (ХVII в.), а широкое развитие получили в ХIХ--ХХ вв. Это источник личного происхождения, по природе своей доверительный, интимный, содержит воспоминания и рассказы очевидцев и современников о событиях личной и общественной жизни. В мемуарах ценен фактический материал, но их отличает крайняя субъективность в его подаче. Дневники в отличие от мемуаров считаются более достоверными источниками, ибо записи их обычно синхронны описываемым явлениям. Недостаток дневников -- дробность, отрывочность изложения. Дневники, которые ведутся регулярно, на протяжении многих лет, -- редкое исключение из правила.

Первые записи мемуарного характера принадлежали активным участникам общественно-политической жизни России ХVII в. Артамону Матвееву и Сильвестру Медведеву. В ХVIII в. по численности доминировали мемуары верхушки служилого дворянства: И. Я. Желябужского, И. И. Неплюева, А. В. Храповицкого, Н. Б. Долгорукого. Видное место среди них занимают мемуары императрицы Екатерины II. В первой половине XIX в. мемуары стали писать представители практически всех слоев образованного общества. Впервые появились «Дневники» крепостного крестьянина А. В. Никитина. Среди прочих видное место занимают мемуары о войне 1812 г. и воспоминания декабристов, в том числе «Записки» А. П. Ермолова о 1812 г., мемуары Н. И. Тургенева, С. П. Трубецкого, И. Д. Якушкина. Вершиной дореформенной мемуаристики стало произведение А. И. Герцена«Былое и думы».

В пореформенное время мемуары приобрели прямое публицистическое назначение, их стали писать непосредственно для передачи в издательства, предельно сократился срок от написания до публикации, произошло мельчание мемуарных форм (статьи, отрывки, зарисовки, наброски, воспоминания об отдельных эпизодах, а также некрологи). С начала ХХ в. возросло количество мемуаров революционных деятелей, которые до 1917 г. публиковались в журналах «Былое» и «Голос минувшего», а после революции в журнале «Каторга и ссылка»: П. А. Кропоткина, В. Н. Фигнер, И. В. Бабушкина, Н. А. Морозова, Г. В. Плеханова. Значительно число мемуаров видных деятелей общественно-политической жизни, написанных в 20--30-е годы, в эмиграции (М. В. Родзянко, А. И. Керенского, П. Н. Милюкова, В. А. Маклакова, Б. В. Савинкова, В. М. Чернова, В. Н. Коковцева, А. И. Деникина, П. Г. Курлова). Среди дневников второй половины XIX -- начала XX в. выделяются дневники: министра внутренних дел П. А. Валуева (1861--1868 гг.), М. К. Лемке -- о его службе в 1915--1916 гг. в Главной Ставке царской армии) и записи императора Николая II многих лет, отличающиеся аккуратностью, но при этом малой исторической содержательностью.

Советская мемуаристика в своем развитии прошла несколько этапов. Публикация мемуаров впервые получила размах после образования в 1920 г. Комиссии по истории Октябрьской революции и РКП(б) -- Истпарта, где к 30-м годам были собраны мемуарные источники, воспоминания о В. И. Ленине, выдающихся деятелях Коммунистической партии и Советского государства, о революции и гражданской войне.

После окончания Великой Отечественной войны к середине 50-х годов издание мемуаров, дневников и частной переписки несколько сократилось. На первый план вышли воспоминания о войне, стахановском движении, развитии науки и культуры. В годы хрущевской «оттепели» вновь увеличились публикации по общественно-политической тематике. Политиздат предпринял серию публикаций под рубрикой «О жизни и о себе» -- о мирном труде советских граждан. В 70--80-е годы под рубрикой «Военные мемуары» вышли в свет воспоминания военачальников эпохи Отечественной войны

Что же касается истории России с XVIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное количество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений, отложившихся в процессе их деятельности и ныне хранящихся в центральных и местных государственных архивах страны; произведения и мемуары выдающихся деятелей России (политических, государственных, науки, творчества, искусства); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы.

Периодическая печать возникла в России в начале XVIII в. Если не считать рукописных газет московских царей XVII в., первенцем официозной журналистики были петровские «Ведомости». История частной периодики началась с публикации «Ежемесячных сочинений к пользе и увеселению служащих», предпринятой Академией наук по инициативе М. В. Ломоносова. Наибольшую известность приобрели ежемесячники: А. П. Сумарокова -- «Трудолюбивая пчела», Н. И. Новикова-- «Трутень», «Кошелек» и «Живописец», И. А. Крылова -- «Почта духов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: