Тематика и методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу историографии новой и новейшей истории
Студенту, изучающему курс историографии новой и новейшей истории.
Эта учебная дисциплина имеет исключительно важное значение для подготовки историка к научной и педагогической деятельности. Ее роль в формировании исторического мышления возрастает в современных условиях, когда студенты и учителя истории получили возможность не просто догматически пересказывать те или иные положения из учебников и книг, а проводить самостоятельный и критический анализ как трудов историков, так и событий прошлого в целом. Семинарские занятия по курсу историографии новой и новейшей истории развивают умение самостоятельно анализировать взгляды исследователей.
Существуют различные подходы к организации семинарских занятий по историографии. Некоторые из авторов считают, что "студенты могут выбрать определенную проблему, как правило, по разделу советской историографии и подготовить сообщение" (Новая и новейшая история. 1986. N 4. С. 174). Имеется и другой подход, когда указывается на необходимость изучения всеми студентами "трудов знаменитых историков прошлого и крупнейших современных авторов" (Новая и новейшая история. 1986. N 2. С. 167-168). Этот второй вариант представляется более целесообразным. Цель семинарских занятий по курсу историографии новой и новейшей истории состоит в том, чтобы студенты получили системное знание об основных тенденциях в развитии исторической науки, ознакомившись с теми произведениями, которые считаются ее наиболее крупными достижениями, а также получили опыт критического анализа исторических работ.
|
Студенту необходимо помнить о том, что научный критический анализ любого исторического исследования предполагает следующее:
- учитывать, когда и в каких исторических и социальных обстоятельствах была написана данная монография или другая работа; как повлияли на автора условия той страны и того времени, когда она создавалась;
- выяснить, на каких теоретических и методологических идеях построена концепция автора исследования;
- определить, каков круг и характер источников, привлеченных автором, какова методика их изучения; сумел ли историк использовать новые источники, что нового внесено им в изучение уже известных документов;
- объяснить выбор историком той или иной проблемы для исследования;
- показать, насколько достоверно изложены в книге факты, какие выводы автора научно обоснованы, а какие представляются ошибочными;
- сформулировать, в чем состоит научная новизна рассматриваемой работы, какое место она занимает в историографии.
Приведенная здесь условная схема может применяться, разумеется, не только для анализа отдельных монографий, но и для характеристики совокупности исторических исследований, в частности, в отношении целых исторических школ.
Тематика семинарских занятий в значительной мере определяется тем кругом
работ, которые доступны студентам в русском переводе. Она является примерной, т.е. может быть дополнена новыми разделами. С учетом количества часов, имеющихся в распоряжении преподавателя, и специфики учебной группы (например, на заочном отделении) некоторые из тем могут сниматься. Преподаватель также вправе установить иное, отличное от предлагаемого ниже, соотношение часов на изучение каждой из тем.
|
Тема 1. Выдающиеся историки XIX века (4 часа)
Вопрос 1. Исторические взгляды О. Тьерри:
а) Тьерри о задачах исторической науки. Концепция происхождения классов в работах Тьерри;
б) Тьерри об истории французского крестьянства;
в) Тьерри об истории третьего сословия во Франции.
Литература:
1 Тьерри О. Письма по истории Франции. Письмо второе. // Тьерри О. Избранные сочинения.М.1937. С. 207-213
2. Тьерри О. Подлинная история Жака Простака. // Там же. С. 327-332
3. Тьерри О. Опыт происхождения и успехов третьего сословия во Франции. Предисловие. Главы 2,9. //Там же. С. 1-7; 39-41; 162-182
Вопрос 2. Исторические взгляды Ф. Гизо:
а) Идея исторического прогресса в работах Гизо. Концепция классов; б)Гизо об истории Английской революции XVII века.
Литература:
1. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. Лекции 1,13. СПб. 1864. с, 1-18; 207-223
2. Гизо Ф. История цивилизации во Франции. Т, 1 -2. М. 1877; т.3-4. М 1881 T.I. Лекция 7. С. 143-144; т.З. Лекция 1. С, 1-17; т.4,лекция 16. С.5-10
3. Федосова Е. Ф. Гизо историк и государственный деятель // Новая и новейшая история. 1997 N 2.
Вопрос 3. Исторические взгляды Ж. Мишле и его концепция Французской революции.
Литература:
Мишле Ж. Кордильеры и Дантон. Петербург. 1920
Вопрос 4. Исторические взгляды Т. Маколея:
а) Концепция истории Англии. Славная революция и ее роль;
б) Маколей об истории Английской революции сер. XVII века.
Литература:
Маколей Т. История Англии от восшествия на престол Якова II // Маколей Т. Собр. соч. Т.6. СПб. 1864: гл. 1. Введение. С. 1-3; 97-98
|
Вопрос 5. Исторические взгляды Т. Карлейля
а) Карлейль о Великой Французской революции;
б) Концепция "героев" и "толпы".
Литература:
1. Карлейль Т. Французская революция. История. М. 1991 (любая из книг на выбор)
2. Карлейль Т. Герои, почитание героев, героическое в истории. М. 1908: беседа VI.
Вопрос 6. Историческая концепция Л. фон Ранке. Литература. Ранке Л. Об эпохах новой истории. М. 1898.
Вопрос 7. А. Токвиль о причинах и характере Великой Французской революции. Литература:
Токвиль А. Старый порядок и революция. М. 1905: кн. 1 гл.5, с.35-37; кн. 2, гл. 10, с. 115-126; гл. 12, с. 139-156; кн. 3, т. 1,с. 157-168.
Вопрос 8. Концепция Великой Французской революции И. Тэна. Литература:
Тэн И. Происхождение современной Франции. Т. I.e. 28-36; 61-65;
120; 146-165; 234-235; 274-276. Т.2. с. 5; 44-48; 58-64. Т. 4. с. 85-112; 129-139.
Вопрос 9. Концепция Французской революции А. Олара.
Литература:
Олар А. Политическая история Французской революции. М. 1902: предисловие. С. 1-17; ч.1, гл. 1 с. 1-35; ч. 2, гл. 6, разд.6, с. 432-443; гл. 7, разд.1-5, с.469-516; го- 8, разд.3-4, с 542-563; т. 10, с.597 604.
Вопрос 10. Исторические взгляды Г. Т. Бокля:
а) Бокль о задачах исторической науки;
б) Бокль об основных закономерностях исторического процесса. Литература:
Бокль Г. Т. История цивилизации в Англии. Т. 1. СПб. 1862: гл. 1, с.2-39; гл. 11, с. 44-166.
Вопрос 11. Концепция истории Англии в "Истории английского народа" Дж. Р. Грина.
Литература:
Грин Дж. Р. История английского народа. Т. 1-4. М. 1892: т.1, с.370-380; т.З, кн. VII-VIII; т.4, кн.7, гл.З
Вопрос 12. Заключение. Основные черты в развитии исторической науки в XIX веке.
Литература по теме в целом:
1. Виноградов К. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л. 1975
2. Далин В.М. Историки Франции. М. 1981.
3. Гаджиев К. С. Либерализм: история и современность. // Новая и новейшая история. 1995 N 6.
Рекомендации.
При подготовке по теме 1. "Выдающиеся историки XIX века" от студента требуется изучить и проанализировать содержание тех глав и разделов произведений наиболее знаменитых историков XDC века, которые указаны в задании. Работа над этими частями должна послужить основой для более глубокого и подробного знакомства с рекомендованными трудами, что совершенно необходимо, чтобы быть в полной мере готовым к экзамену по курсу историографии. В анализе взглядов историков XIX века вам помогут соответствующие разделы монографий отечественных специалистов историографов К. Б. Виноградова и В. М. Далина. При этом не следует забывать, что в этих и других трудах, которые могут быть привлечены для изучения данной темы, в известной мере отразились те стереотипы, которые были присущи советской историографии в оценке взглядов "буржуазных" историков.
На семинарских занятиях рассматриваются труды историков, принадлежавших к различным течениям в исторической мысли XIX века. О. Тьерри и Ф. Гизо относятся к либеральной "школе историков периода Реставрации Бурбонов", и одним из их главных достижений явилась разработка концепции происхождения классов и классовой борьбы. Классическими в историографии первой полови!ил XIX века явились труды Т. Маколея, чья интерпретация Английской революции середины XVII века, а особенно Славной революции в своих основных чертах сохранились в либеральной историографии вплоть до наших дней. Антитезой взглядам либеральных историков послужили взгляды историков консервативного направления, одним из самых ярких представителей которого был Л. фон Ранке. Особое место в историографии первой половины XIX века занимал Ж. Милые, для которого характерен интерес и сочувствие к борьбе народных низов, в частности, крестьянства и приверженность к демократии. Принято считать, что Мишле стоял у истоков радикального направления в историографии.
Следует обратить внимание на то, что уже в XIX веке предметом острых дебатов явились вопросы истории Великой Французской революции. Т. Карлейль признавал революцию закономерной. С другой стороны, именно он наиболее последовательно выразил концепцию "героев" и "толпы", характеризовавшуюся возвеличиванием роли личности, особенно О. Кромвеля, и недооценкой низов. В консервативной историографии второй половины XIX века существовало мнение, что Французская революция не была исторически необходима (А. Токвиль, И. Тэн). Последний был особенно резок в своих оценках, считая ее "распадением человеческого общества". С другой стороны, видный историк-позитивист А. Олар высоко оценивал ее значение, полагая, что она заложила основы республиканского и демократического устройства.
Важное место в английской историографии заняли труды Г. Т. Бокля. Под известным влиянием идей позитивизма он разработал свою концепцию
исторического процесса, обратив особое внимание на роль географического фактора в формировании общественного сознания народов. Труды Дж. Р. Грина отличаются от работ большинства либеральных британских историков стремлением не ограничиваться описанием политической борьбы в правящих кругах страны, а обратиться к истории народа, социальной и культурной историй.
При рассмотрении взглядов историков, при формулировании основных выводов по теме необходимо обратить внимание на то, как повлияли на формирование исторической мысли наиболее значимые идейные течения XIX века: романтизм, марксизм, позитивизм; каковы были условия их развития.
Тема 2. Достижения исторической науки в XX веке (2 часа). Вопрос 1. Философия истории Р. Дж. Коллингвуда. Литература:
Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М. 1980. Вопрос 2. Концепция истории А. Тойнби. Литература:
Тойнби А. Постижение истории. М. 1991.
Вопрос 3. Историко-культурный анализ И. Хейзинги.
Литература:
1. Хейзинга И. Осень средневековья. М. 1988. Вопрос 4. Становление исторической школы Анналов во Франции. Литература:
1. Блок М. Апология истории. М. 1986.
2. Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.З. Время мира. М. 1992.
Рекомендации.
При подготовке по теме 2 группа делится на шесть частей, причем каждая из этих подгрупп знакомится с одной из рекомендованных для прочтения книг. От студентов требуется проанализировать их содержание и принять участие в дискуссии, которая позволит всем студентам получить глубокое представление об обсуждаемых трудах.
Знаменитую книгу Коллингвуда следует рассматривать в русле тех новых тенденций, которые проявились в исторической мысли в начале XX века и которые в советской историографии было принято называть "субъективистскими". Речь идет о сомнении в возможности получения объективного исторического знания, об
ограниченности познавательных возможностей исследователя, о важном воспитательном значении истории. Концепция А. Тойнби, напротив, основана на признании принципиальной возможности открытия и исследования исторических законов. Эти подходы, Тойнби и Коллингвуда, как бы олицетворяют две основные тенденции, которые прослеживаются во всей мировой историографии XX века". При всех многочисленных расхождениях по частным вопросам главное деление заключается в следующем: одни признают возможность получения объективной исторической истины, хотя и предлагают различные способы достижения этого, другие подчеркивают неполноту и ограниченность усилий историков, что, однако, совсем не означает, будто бы не следует стремиться к поиску исторической правды.
При изучении работ И. Хейзинги необходимо помнить о том, что он стоял у истоков того направления в современной историографии, которое принято называть "новой культурной историей". В отличие от традиционной истории культуры "новая культурная история" предполагает изучение истории и общественного мышления через явления культуры в самом широком смысле этого слова.
Одним из самых ярких достижений исторической науки в XX веке стали труды историков французской исторической школы Анналов. Для изучения студентам предлагаются книга основателя этой школы М.Блока, содержащая размышления о путях развития историографии, и работа лидера "второго поколения" этой школы Ф. Броделя. Творчество этих историков всегда весьма позитивно оценивалось в советской историографии. Следует обратить внимание на то, каким образом освещено значение экономического фактора в книге Броделя.
Анализ трудов историков, предложенных для подготовки по теме 2, способствует пониманию новейших тенденций в современной зарубежной историографии последних десятилетий.