Проблема геноцида армянского народа в годы Первой мировой войны в российской и зарубежной историографии.




 

 

Сегодня Армения и Турция — два соседних независимых государства. Но их межгосударственные отношения с неизбежностью несут на себе печать проблем, доставшихся им от прошлого. В первую очередь это проблема признания факта геноцида армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны и преодоления его последствий.

Признание геноцида 1915-1918 гг. является стратегической задачей внешней политики независимой Армении. В отношениях со многими странами армянской дипломатии эту задачу удалось решить. В качестве одного из недавних примеров можно назвать Швецию, парламент которой — риксдаг — в марте 2010 г. вынес решение о признании факта геноцида.

Но наиболее болезненно, что вполне естественно, вопрос о признании геноцида 1915-1918 гг. стоит в повестке дня отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой.

Агрессивный национализм стал зарождаться и расти среди господствующего тюркского этноса в Османской империи на рубеже XIX-XX вв. Еще в преддверии Первой мировой войны едва ли не главной жертвой поднимавшего голову турецкого национализма стало население Западной Армении и армянское население других частей Османской империи. Массовые убийства армян в Османской империи имели место во все периоды турецкого господства на армянских землях. Но никогда они не приобретали такого размера, как после «младотурецкой революции» 1908 г. Младотурки, пришедшие к власти в результате военного переворота, преследовали цель провести в стране модернизацию и сделать Османскую империю государством современного типа. Одновременно младотурки были носителями идей агрессивного турецкого национализма и их врагами были все, кто стоял на пути реализации этих идей. Таковыми среди национальных и религиозных меньшинств Османской империи они считали прежде всего армян.

Первая мировая война не только привела к появлению новых средств и приемов вооруженной борьбы, но и принципиально изменила политические отношения между воюющими странами. Многие традиционные правовые, политические и моральные нормы, регулировавшие международные отношения, в военное время были отброшены.

Следует отметить, что, хотя часть населения Западной Армении традиционно разделяла симпатии к России, с началом войны они редко выражались в открытой форме. Первая мировая война поставила многие разделенные государственными границами воюющих между собой стран народы перед сложным выбором: за кого сражаться в этой войне. Не были исключением и армяне, проживавшие, как в Российской, так и в Османской империях. Армянская исследовательница М. Кочар отмечала: «В создавшейся сложной ситуации армяне приняли единственно правильное решение: западные армяне должны быть законопослушными по отношению к Турции, восточные — по отношению к России. И действительно, при изучении документов, мы убеждаемся, что восточные армяне встали на защиту России, а западные армяне вели себя в Турции соответственно требованиям закона, выполняя все предусмотренные военным временем условия».В результате геноцида армян, осуществленного младотурками в 1915-1918 гг., погибло от 1,5 до 2 млн. человек. Около 800 тыс. армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины

До апреля 1915 г. в мировой истории не было еще примеров уничтожения такого количества людей по этническому принципу в столь короткие сроки. Геноцид армян открыл черный перечень подобного рода преступлений, совершившихся в XX в. Кстати, использовавшийся турецкими властями эвфемизм «переселение», маскировавший указание о физическом уничтожении населения Западной Армении, применялся и нацистами в их планах и практических действиях по уничтожению «неполноценных народов».

Геноцидологи при исследовании хронологических рамок Геноцида армян указывают разные даты. Многие эксперты, как и неспециалисты, часто отражают свое понимание временных рамок в таких заголовках, как «Геноцид армян 1915 года», «Геноцид армян 1915–1916 годов», «Геноцид армян 1915–1917 годов», а также «Геноцид армян 1915–1923 годов». Возникает вопрос: каковы причины такого разночтения? Каким годом датируется начало Геноцида армян на самом деле и какой год можно считать годом его окончания.

Родоначальник изучения истории Геноцида армян отец Григор Гергерян в своем неопубликованном исследовании «Арменоцид» (Armenocide), подготовленном автором еще в 1960-х годах, которое можно считать первой серьезной попыткой изучения Геноцида армян, началом геноцида считает 1914 год, когда заранее образованная специальная организация «Тешкилят-и Махсуса» начала осуществлять массовые преступления по отношению к мирному армянскому населению, находящемуся вблизи Кавказского фронта. По мнению автора, специальная организация изначально была создана с одной целью — осуществление программы по уничтожению армян, решение о котором партия «Единение и прогресс» приняла еще в 1911 году. Согласно исследованию Гергеряна, геноцид завершается в октябре 1918 года подписанием Мудросского перемирия, а в стране начинается процесс наказания преступников.

Продолжатель дела отца Гергеряна и более известный в западных научных кругах, как основатель исследований Геноцида армян Ваагн Дадрян в своей знаменитой работе «История Геноцида армян» непосредственным временем осуществления геноцида считает годы Первой мировой войны. Однако, говоря о массовых погромах армян в 1890-х годах при султане Абдул Гамиде II и о резне армян провинции Адана 1909 года, жертвами которых стали около 200 000 армян, Дадрян характеризует их как предшествующие геноциду сравнительно малые, но похожие события. Касаясь окончания войны, Дадрян отмечает, что геноцид закончился бы, если бы турки не стремились истребить армян Закавказья весной и осенью 1918 года, а в дальнейшем и осенью 1920 года, когда новообразованное правительство Анкары приказало генералу Карабекиру «физически уничтожить Армению». Говоря о фактической взаимосвязи и продолжительности этих событий, Дадрян в своем исследовании выделяет в качестве основного периода осуществления Геноцида армян именно 1914–1918 годы.

Студент Дадряна и продолжатель его исследований Танер Акчам в своих работах исследует положение армян в Османской империи до Первой мировой войны, пытаясь найти основные предпосылки геноцида. Он так же, как Дадрян, основной упор делает на событиях 1914–1918 годов. Однако, в отличие от Дадряна, Акчам началом геноцида считает промежуток времени между Сарыкамышским и Галиполийским сражениями, когда иттихадисты приняли окончательные и важные решения об осуществлении геноцида. Акчам придает большое значение наличию тайных и зашифрованных приказов. На них основана почти вся хронология геноцида, представленная в его работах. Окончанием геноцида он считает 1918 год, когда младотурки потеряли власть и подверглись уголовной ответственности за совершенные ими преступления.

Одной из самых объемных работ по истории Геноцида армян является книга Раймона Геворкяна «Геноцид армян: полная история» Он стал первым геноцидологом, разделившим Геноцид армян на два основных этапа. Согласно этой периодизации, первым этапом является закон о депортации армян и его осуществление. Второй этап начинается с осени 1915 года и продолжается до декабря 1916 года, когда в пустынях Междуречья и Сирии были уничтожены около 500 000 дошедших туда депортированных армян. Таким образом, уже в декабре 1916 года почти 90 процентов армян, живущих на территории исторической Армении, входящей в Османскую империю, были истреблены.

Этот новый подход в своей докторской диссертации развивает также Хачик Мурадян, в основном фокусируясь на механизмах осуществления второго этапа геноцида и истории борьбы армян против них.

Марк Леви, являющийся одним из ведущих исследователей в области геноцидологии, касаясь хронологии Геноцида армян в первом томе своей известной работы «Геноцид в эпоху национального государства», указывает на 1915–1916 годы как время активной имплементации геноцида. Подобно другим исследователям, он видит важные импульсы геноцида в начавшихся еще в 70-х годах XIX в. армяно-курдских столкновениях, за которыми последовали Гамидовские погромы 1894–1896 годов и массовая резня армян провинции Адана 1909 года.

Идентичной точки зрения придерживается и Дональд Блоксхэм, который считает период с 1870-го по 1923 год этапом радикальных перемен для Османской империи, в течение и в результате которого был осуществлен Геноцид армян, т.е. уничтожены армяне, являющиеся христианским этническим меньшинством Османской империи. В современной литературе по сравнительной геноцидологии хронологии Геноцида армян также отличаются друг от друга.

Например, автор геноцидологического учебного пособия Адам Джонс открывает раздел, посвященный Геноциду армян, с Гамидовских погромов, однако в качестве непосредственного промежутка осуществления геноцида указывает 1915–1917 годы. В свою очередь, Кристиан Герлах начинает раздел про Геноцид армян с описания событий 1915 года как начала осуществления геноцида, а окончанием считает 1923 год, когда Кемалю Ататюрку удается окончательно сформировать турецкое национальное государство.

Таким образом, подавляющее большинство исследователей тему Геноцида армян хронологически начинают с Гамидовских погромов 1890-х годов, являющихся важным импульсом или прелюдией будущего геноцида. Сложно доказать, были ли Гамидовские погромы организованы и скоординированы непосредственно центром. Скорее можно говорить о терпимом отношении султана к ним, хотя очевидно, что эти погромы, при всей их стихийности, являются частью геноцидного процесса, описанного Рафаэлем Лемкиным.

Кульминацией Геноцида армян являются 1915–1916 годы, в течение которых становится отчетливым наличие программы и ясного намерения уничтожения целого народа. Точки зрения об окончании геноцида также являются отличными в связи с одной конкретной причиной — сменой исполнителей после 1918 года. Многие авторы считают 1918 год окончанием геноцида, когда иттихадисты потеряли власть, а главные организаторы были осуждены турецким военным судом. Однако новая власть, сформированная Кемалем Ататюрком, продолжила дело своих предшественников, подвергая гонениям выживших западных армян, а также совершая геноцидные преступления по отношению к восточным армянам.

КИРАКОСЯН Джон (1929—1985,) армянский историк. Доктор исторических наук. Основные труды Киракосяна посвящены проблемам новой и новейшей истории армянского народа, геноцида армян, Армянского вопроса. В монографии «Первая мировая война и западные армяне» (1967) на основе архивных документов, материалов прессы, изданной за рубежом литературы рассмотрены положение армянского населения Османской империи, политика держав в Армянском вопросе до и во время Первой мировой войны (1914—1918), геноцид армян 1915. Во втором томе (с 1915 до наших дней) дан анализ антиармянской политики младотурецкого правительства в годы Первой мировой войны, показан процесс осуществления принципов тюркизма за счет жизненных интересов армянского народа, впервые в армянский советской историографии рассмотрен судебный процесс над младотурками, на основе широкого круга фактических материалов показана несостоятельность фальсификации проблемы геноцида армян 1915 турецкой историографией, освещена позиция правительств, общественности западных государств в Армянском вопросе в 1970—1980.

В 1995 г. вышел сборник «Армянский вопрос и геноцид армян в Турции (1913-1919 гг.). Он составлен из материалов Политархивов МИД Кайзеровской Германии. Общую характеристику содержания документов и материалов, помещенных в настоящем сборнике, можно свести к следующим проблемам: переговоры представителей посольств шести государств Антанты и Тройственного Союза в Константинополе в 1913-1919 гг. по вопросу проведения реформ в Западной Армении; отношение каждого государства к реформам; истребление армян в Турции; депортация западных армян; бесчинства и разбой турецких регулярных войск в отношении депортированных армян; исламизация сотен тысяч армян; голод, холод, эпидемии, скосившие сотни тысяч армян; разоружение армян, призванных на военную службу; рапорты и донесения немецких посольств и иных официальных и неофициальных лиц, подтверждающие геноцид и депортацию армян, совиновность кайзеровской Германии, и в тоже время выступление немецкой общественности в защиту армян; отношение западных армян к геноциду; нашествие турецких войск в Закавказье в 1918 г.

Большую ценность представляет сборник документов и материалов «Deutschland und Armenien 1914-1918. Sammlung diplomatischer Aktenstucke», составленный И. Лепсиусом, и изданный в Германии в 1919 г. В период составления Лепсиусом сборника (1916-1918) в Германии существовала строгая цензура по защите немецко-турецкого альянса, поэтому И. Лепсиусу оказались недоступны многие из документов, некоторые из которых опубликованы с сокращением, сделанным или цензором, или по требованию последнего автором. В письме тайному советнику Гепперту от 13 июля 1919 г. Лепсиус писал, что при выборе документов он «отложил в сторону большое количество донесений, которые вследствие преобладания фактов, казалось, и так уже слишком обременили большой букет»9. Документы сборника показали, что правящие круги кайзеровской Германии были полностью осведомлены об истинных целях и методах политики младотурецкого правительства по решению армянской проблемы.

Первая мировая война, геноцид стимулировали повышение интереса к проблемам Армянского вопроса в английской историографии. В начале 70-х годах XIX в. появились ценные публикации документальных материалов о положении армянского населения Турции в годы Первой мировой войны, в частности, сборник Д. Барта (Барт Д. Расселение армян. М., 1929), где описывается жизнь западных армян и их тяжелое положение.

В немецкой историографии Лепсиус (Lepsius J. Deutschland und Armenien. Berlin, 1919; Lepsius J. Armenien und Europa. Berlin, 1897) первым в Европе связывал события в Османской империи с идеологией пантюркизма. До сегодняшнего дня Турция так и не признала факта геноцида и массового уничтожения армян западной Армении. С конца XIX в. и по сей день турки ищут оправдания своей политики, перекладывая все на плечи армян, обвиняя их в провоцировании, нападении и избиении турок.

В работе немецкого востоковеда Иозефа Маркварта (Markwart J. Die Entstehung der armenischen Bishumer kritische untersuchung der armenischen uberlieferung. Roma, 1932) делается вывод о том, что османское правительство рассматривало приближение мировой войны как наиболее благоприятного момента для осуществления давно вынашиваемого плана уничтожения армян, что основным лозунгом правящих кругов Турции и после провозглашения конституции оставался лозунг «когда не станет армян, не будет и Армянского вопроса».

Современная турецкая историография представлена работой Танера Акчама. (Акчам Т. Турецкое национальное «Я» и Армянский вопрос. Гамбург, 1995) В 1995 г. эту работу опубликовал Гамбургский институт социальных исследований. В своей книге автор отстаивает свою точку зрения, проводит линию виновности турецкой стороны. Танер Акчам подчеркивает, что не стоит западным исследователям тратить время на поиски планов и приказов об уничтожении армян, т.к. в большинстве случаев они отдавались устно. Документы, по его мнению, составлялись без отражения реальной действительности, подтасовывались нужным образом.

Таким образом, начало развитию историографии исследуемой проблемы было положено сразу после Абдул-Гамидовской тирании 1876 г. в Армении. Эта литература была насыщена большим фактическим материалом. В работах рассматривались экономические, политические причины появления Армянского вопроса, была дана оценка политике европейских стран в конфликте Армении и Турции. Современниками этих событий подробно рассматривалось национально-освободительная борьба армянского народа. В работах тех лет представлено мнение о виновности самой России в бедах Армении. В русской дореволюционной историографии Армянский вопрос рассматривался преимущественно через призму Восточного вопроса, истории Турции, великих держав. Также как и в дореволюционной армянской историографии, в русской, высказывалось также иногда мнение о виновности России, о ее неблаговидной роли в Армянском вопросе. В большинстве работ прослеживается, наоборот, противоположное мнение о роли России.

Зарубежная историография внесла немалый вклад в изучение проблем, связанных с Армянским вопросом. Исследованием данной темы занимались и занимаются ученые европейских стран, США, стран Ближнего Востока, работы которых широко публикуются в различных периодических изданиях.

Как видим, Армянский вопрос, геноцид армян, сложная международная обстановка вокруг Армении, ставшие следствием освободительной борьбы армянского народа за свое существование, национальную консолидацию, восстановление государственности на своей родине, превратились в объект суждений и размышлений не только современников событий, но и представителей самых различных течений общественно политической мысли и историографии последующего времени.

Отдельную группу источников составляют воспоминания. Мемуары, как источники личного происхождения, требуют особых методов исторического анализа, т.к. авторы, поставив конкретные цели, соответственно подбирают и систематизируют информацию, дают оценки, исходя из собственных представлений и пристрастий.

Воспоминания писателя, очевидца событий Раффи (Мелик Акопян Акоп). На протяжении всей своей творческой жизни он пытливо искал ответы на проблемы, выдвигавшиеся Армянским вопросом и армянским национально-освободительным движением. Анализируя реальные обстоятельства освободительного движения и, признавая абсолютно бесперспективными упования на европейскую дипломатию в решении Армянского вопроса, он выдвигал идею национально-освободительной борьбы и считал главной задачей, неустанную и непрерывную подготовку западных армян к восприятию этой идеи.. (Раффи. Путешествие от Тифлиса до Агулиса. М., 1878.).

Воспоминания французской журналистки Женевьевы Табуи, президента Франции Р. Пуанкаре, немецкого генерала, идеолога милитаризации Э. Людендорфа передают дух эпохи, своё видение происходивших событий, дают возможность для сопоставления и сравнения различных точек зрения. Степень достоверности этих сведений подвергалась проверке путем сравнения с другими источниками.

Табуи Ж. 20 лет дипломатической борьбы / Пер. с фр. М., 1960.

Пуанкаре Р. Воспоминания. 1914-1918 / Пер. с фр. М„ 1936.

Людемдорф Э. Мои воспоминания о войне 1914-1918 / Пер. с нем. Тт. 1-11. М., 1923-1924.

Основательные труды по истории Армянского освободительного движения и геноцида армян в Турции принадлежат русскому дипломату, историку и юристу А.Н. Мандельштаму. В его работах представлены подробные сведения о событиях, предшествовавших геноциду 1915 г., о депортациях, насилии, резне, примененных в отношении армян в годы Первой мировой войны. А.Н. Мандельштам в своих работах изложил наиболее обстоятельную в русской историографии историю Армянского вопроса, осветил вопрос о реформах в Западной Армении 1912-1914 гг., проанализировал политику России в защиту армянского населения Турции. Подробно освещена история геноцида 1915 г., приведены ценные документы, характеризующие в частности ответственность кайзеровской Германии в деле истребления армян. Мандельштам А.Н. Младотурецкая держава. Историко-политический очерк. М., 1915.

Участие армян в Первой мировой войне и геноцид армян Турции отражены также в трудах некоторых советских военных историков. Так в работах Н.Г. Корсуна, (Корсун Н.Г. Первая мировая война на Кавказском фронте. Оперативно-стратегический очерк. М., 1946.) посвященных отдельным боевым операциям на Кавказе, в Первую мировую войну, содержатся интересные материалы о стратегическом значении Западной Армении, рассматриваются вопросы, связанные с ролью России в обострении Армянского вопроса в 1912-1914 гг., с резней и насильственной депортацией армян Турции, освещаются русская ориентация армян, важные события 1915 г.

Вопрос геноцида армян в 1915 г., как и весь комплекс вопросов, связанных с их положением в Турции, получили более широкое освещение в трудах исследователя В.А. Гурко-Кряжина (Гурко-Кряжин В.А. Ближний Восток и державы. М., 1925) По его мнению, Турция в течение столетий являлась классической точкой скрещивания завоевательной энергии всех великих держав.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: