который оставил без крова и гроша 2000 человек.




И ОТЧЁТ О БОЛЬШОМ ПОЖАРЕ 24-25 МАЯ 1939 г.

ИСКРЕННИЙ ПРИЗЫВ К МИЛОСЕРДИЮ

Уважаемые сэр или мадам,

Двадцать один год назад, когда эстонцы боролись за свою независимость, Британское правительство оказало им помощь, направив адмирала Синклера и адмирала Коуэна с морской эскадрой, что эффективно оградило эстонцев от опасности нападения с моря.

Эстонский народ никогда не забывал этой поддержки, и в течение своего мужественного периода развития эстонцы смотрели на Великобританию как на доброго старшего брата. Подражание — наиболее искренняя форма лести. Британская культура — наглядный пример для эстонцев. Английский язык является первым иностранным языком (из четырёх) в школах.

Из-за международной обстановки Эстонии необходимо было стать в один ряд с другими державами, поэтому пришлось ввести дополнительный налог на вооружение.

Недавняя трагедия в Петсери, нанёсшая ущерб в размере 250 тыс. фунтов стерлингов, поставит правительство перед необходимостью оказания помощи, так как сколь-либо результативной поддержки от общественности ожидать не приходится. Люди прекрасно справляются с этой задачей, но никакие общественные фонды здесь, даже если их успех превзойдёт самые смелые мечты, не будут достаточно большими, чтобы расселить, одеть и накормить 2000 несчастных погорельцев в Петсери. И если это предстоит сделать правительству, а оно это сделает, то придётся пожертвовать чем-то другим.

Последние события заставили эстонцев сделать паузу — недолгую, почти неощутимую, но паузу.

Поэтому Ваш ответ на мой призыв будет иметь тройное действие:

а) Облегчит ужасные страдания 2000 человек;

в) Поможет эстонскому народу; и при этом

с) Восстановит доверие к Великобритании, которое могло быть поколеблено.

Моя цель — скромная сумма в 500 фунтов. Конечно, мне хотелось бы намного больше, но я буду счастлив получить и это.

Пожалуйста, пришлите мне столько, сколько сможете. Мне бы хотелось 5 фунтов, но я удовольствуюсь и 5 шиллингами.

Прошу оформлять Ваши чеки или почтовые переводы на

The Ronald Seth Petseri Fund

и отправлять Ваши пожертвования по адресу:

Ronald Seth

“Uus Eesti”, Pikk tän, 40,

TALLINN, Estonia

Список благотворителей будет опубликован в колонках этой газеты, руководители которой весьма любезно со мной сотрудничают.

Я знал, что Вы поможете мне и таким образом поддержите великую британскую традицию помощи оказавшимся в большой беде.

Благодарю Вас в ожидании,

Искренне Ваш,

Рональд Сет

Преподаватель английского языка, Таллиннский

Университет, автор книги "Baltic Corner" (Methuen)

Ворота в монастырь

ПЕТСЕРИ

ОДИН ИЗ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ УГОЛКОВ МИРА

Далее следует ОТЧЁТ о Большом пожаре 24-25 мая 1939 г.,

который оставил без крова и гроша 2000 человек.

В юго-западном углу земли, которая уже двадцать один год является Независимой Эстонской Республикой, находится провинция Петсери (Петсеримаа). Территория Эстонии составляет около 18.371 квадратных миль, а территория провинции Петсери — около 711.

Район этот, с его историей и жителями, а также многими его владениями, абсолютно уникален, и, вопреки многовековым перипетиям судьбы, остаётся первозданным и естественным, что в наши дни широкомасштабного туризма является достижением.

По свидетельству русского летописца Нестора, в 862 году люди, населявшие земли нынешней России, нуждались в правителе. Поэтому они послали приглашение трём скандинавским князьям из Дома Руси с такими словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ; да поидѣти княжить и володѣти нами». Три брата — Синеус, Рюрик и Трувор — приняли приглашение, и Трувор обосновался в Ирбоска, что милях в четырёх-пяти от Петсери, уездного города.

В XIII веке Епископ Рижский, глава немецкого Ордена рыцарей-меченосцев начал кампанию по завоеванию Эстонии. В те времена Петсери входил в состав русского Псковского Княжества. По этой причине рыцари Ордена столкнулись здесь не с коренными жителями, эстонцами, а с русскими, но, несмотря на многие попытки, так и не смогли закрепиться в этом районе. Петсеримаа образовала самую западную провинцию сначала Псковского Княжества, а затем и Великого Княжества Московского.

Под влиянием Ордена остальная часть Эстонии стала католицизированной и, следовательно, подверженной влиянию западной культуры. Петсеримаа, однако, это не коснулось, и по сей день, даже в рамках программы развития, разработанной современным государством, последствия той долгой взаимосвязи налицо.

В течение семи веков — с 1219-го по 1918 год — Эстония находилась под властью ряда иностранных правителей. Сначала пришли датчане, потом — Орден меченосцев, шведы, поляки, снова шведы и русские. Последние были хозяевами страны с 1710-го по 1918 год.

 

Внутренний двор

Молельня в пещерах

В XIX веке в Эстонии начал развиваться националистический дух, и с середины века лидеры этого движения постоянно искали возможность установления национальной независимости. После провала революции 1905 года эстонцы серьёзно пострадали.

Когда в 1917 году разразилась большевистская революция, эстонские лидеры поняли, что время, которого они ждали, пришло. 24 февраля 1918 года нынешний Президент Республики г-н Константин Пятс опубликовал Декларацию Независимости.

Большевики, однако же, не желали так легко отдавать земли, составлявшие западное побережье Царской России, и в течение двух лет эстонцы при поддержке фон дер Гольца и его Ландесвера вели ожесточённую борьбу с силами Советов.

Борьба закончилась 2 февраля 1920 года, когда советские делегаты и эстонские власти подписали Тартуский мирный договор.

Одним из условий этого договора была уступка Советами Эстонии части Псковской губернии… той части, что ныне является провинцией Петсери.

Именно здесь, в этом юго-восточном уголке, можно найти народ, совершенно непохожий на остальных эстонцев. Петсеримаа являет собой уникальный во всех отношениях маленький мир.

Местные жители, известные как «сетуд», — народ эстонского происхождения, смешанный с русскими. Это простые крестьяне, неграмотные, глубоко религиозные и невероятно суеверные. По вероисповеданию они приверженцы Русской Православной церкви, и, к счастью для них, их священники — мудрые люди с современными идеями, всячески сотрудничающие с эстонскими властями, которые стремятся поднять сетуд до культурного уровня остальной страны.

С первых дней Независимости эстонское правительство уделяло сетуд особое внимание. К ним были направлены люди, специально отобранные за свои способности в управлении и образовании. Их задача была и до сих пор остаётся весьма нелёгкой. Но прогресс, хотя и медленный, но верный, подтверждается тем фактом, что в 1920 году почти все сетуд были неграмотными, а в 1934 году процент сократился до 35.3%. Цифра до сих пор ещё кажется колоссальной, но предпринимаются все усилия, чтобы она уменьшилась — например, создание пятидесяти школ для взрослых.

Народ сету живёт в небольших деревушках с деревянными домами. Дом состоит обычно из одной комнаты, разделённой на два отсека. Внешний отсек используется в качестве склада, в котором хранится всё подряд — от ржи до ржавых кос.

Внутренний отсек — это одновременно гостиная, спальня и кухня. Окна немногочисленны и малы, они постоянно закрыты ввиду суровых зимних холодов, что порождает Вавилон запахов.

Комната делится на две части занавеской, за которой на плетёной кровати спят родители. Вдоль стен тянутся лавки, и на них спят дети. Старикам, если они живут со своими детьми, отводится почётное и самое тёплое место — возвышение за камином, именуемое «лежанкой».

Невозможно описать бедность этих простых, но мужественных людей, которые из года в год продолжают обрабатывать свои скудные участки земли, питаясь главным образом ржаным хлебом. Я видел, как пашут женщины: две из них, тащили примитивнейшую соху, запряжённые спереди, а третья их направляла. Они были слишком бедны, чтобы иметь лошадь.

Петсеримаа также богата фольклором. Обилие эстонского фольклора поражает, но ни в одной части страны невозможно найти столь роскошной кладези, как среди сетуд.

Женщины сету до сих пор носят национальные костюмы. Это длинные чёрные платья с широкими белыми рукавами, вышитыми красным по праздникам. Их груди покрыты всевозможными серебряными украшениями — одна женщина нередко может нести на себе до двенадцати фунтов веса. Ежедневно носится длинное пальто из белого домотканого полотна. Оно также расшито и дополнено двумя длинными вышитыми «косичками», свисающими на спине. Голова покрывается платком.

Станция Петсери находится в нескольких километрах от города, но доехать туда — неспешно и оригинально — можно на дрожках, что сразу же знакомит вас с особой атмосферой этих мест.

И вот мы в городе — уездном городе Петсеримаа. Старая часть Петсери состоит из одноэтажных деревянных домов, но постройки, возведённые с 1920 года, такие как отделение Банка Эстонии и другие административные здания, — из камня. Улицы — узкие и мощёные — почти все ведут прямо или окольно к рыночной площади. В базарные дни это место представляет собой увлекательную и живописную сцену. Женщины сету в своих костюмах, с блестящими и звенящими серебряными украшениями, бородатые мужчины в цветастых русских рубашках, ассортимент товаров — всё это создаёт звуковое представление, которое, однажды увиденное и услышанное, никогда не будет забыто. И сквозь весь этот шум доносится глухой звон монастырских колоколов.

Однако центром притяжения здесь является монастырь. Это абсолютно уникальное строение, и орден, его населяющий, быстро вымирает — существует только одна община, и та в Финляндии.

На окраине города река Каменка течёт по глубокой долине к озеру Пихква. На крутом песчаниковом берегу была небольшая пещера, которую вскоре после крещения Пскова облюбовал себе под келью Марк-отшельник.

Вскоре к нему присоединились другие — так образовалось небольшая обитель. Эти первые монахи рыли дальше вглубь холма, выкопав семь проходов, расходящихся от пещеры. В этих проходах, длина которых составила семьсот пятьдесят ярдов, они установили богато украшенные алтари — их остатки можно увидеть по сей день.

Здесь же монахи хоронили своих усопших собратьев. Этот обычай сохранялся на протяжении многих веков, и ныне в этих катакомбах покоится более пяти тысяч монахов и других людей.

Эти скромные начинания привели к возникновению монастыря, и в Средние века он был уже не только монастырём, но и грозной крепостью, массивные стены которой некогда выдержали осаду польского короля Стефана Батория.

В монастырь входишь через врата, выложенные из камня и побелённые, с деревянной галереей под зелёным навесом. Над ним высится башенка со сводчатой ультрамариновой крышей, усыпанной золотыми звёздами, а над ней — золотой купол, увенчанный тройным крестом. Ослепительно белый цвет с вкраплениями блестящего характерен для отделки всего монастыря.

Когда шагаешь по аллее из гигантских тенистых деревьев, открывается вид на знаменитый Успенский собор. Он стал первой церковью, выстроенной в 1473 году и вырытой в песчанике холма. Её второй этаж — в стиле русского барокко — был надстроен в 1759 году и дополнен ультрамариновыми куполами. Внутренняя часть церкви выложена кирпичом, а свод поддерживается тринадцатью колоннами из облицованного кирпичом песчаника. Это единая масса позолоты, красок и реликвий. Собор не велик, но исполнен атмосферы экспансивности. Фрески купола — это истинные произведения искусства.

«Я бродил от святыни к святыне. Они состояли из картин, распятий и групп разбитых фигур. Думаю, в комиссионном магазине их вряд ли бы купили. Но для крестьян, а также для священников, они, по всей видимости, подобны соломинке, за которую можно ухватиться в этом загадочном мире. Один-два крестьянина вошли и совершили обход святынь, преклонив колени перед одной и коснувшись лбом земли тут, поцеловав картинку или стопу фигуры там… Крестьяне делали это с выражением искренней набожности». *)

Слева находится колокольня с зелёной крышей, где подвешены тринадцать колоколов. Вход в пещеры тоже здесь. Неподалёку располагается красно-белая библиотека и ризница, где содержится множество чудесных риз и прочих облачений, а также ряд бесценных реликвий, даров Ивана Грозного и других российских правителей.

Крепостные стены, окружающие монастырь, построены между 1558-м и 1565-м годами. Примерно через равные интервалы они перемежаются с массивными

 

*) “BALTIC CORNER" by Ronald Seth (Methuen), p. 79

Когда-то была улица…

Спасение имущества

круглыми и прямоугольными башнями, которые прежде были увенчаны остроконечными деревянными крышами. Крыши были уничтожены пожаром в 1688 году, и, с тех пор, как после окончания Великой Северной войны монастырь перестал использоваться в качестве фортификационного сооружения, можно увидеть их обугленные остатки.

Петсери — это опыт, и, если когда-нибудь вам доведётся побывать в этих местах, ничто не должно удержать вас от его посещения. Местные жители, хоть и непостижимо бедны, в обычное время счастливы, а Петсери — счастливое место.

 

БОЛЬШОЙ ПОЖАР

24-25 мая 1939 года

Ныне же Петсери — город неописуемой печали. Оцепенелые люди бродят среди обугленных руин того, что ещё неделю назад было их домом. Они до сих пор не могут осознать, что произошло с ними. Однако 2000 из 4500 горожан остались без дома, без гроша в кармане и без имущества.

Незадолго до полудня в среду 24 мая двадцативосьмилетний сету по имени Александр Терешихин затеял громкую ссору со своей матерью. В январе он вышел из тюрьмы, где отбывал срок заключения за подделку подписи матери на векселе.

Уже в столь ранний час Терешихин был нетрезв. Ссора закончилась тем, что мужчина вышел из дома и направился к сараю в маленьком саду.

В 11.40 увидели, что сарай горит. Терешихин благополучно выбрался из него, но огонь потушить не успели, и он перекинулся на дом. Дома Петсери, как я ранее говорил, были выстроены из дерева, и даже у каменных домов были дощатые крыши. Они были старыми, а в течение долгого периода стояла сухая погода.

В это время дул северо-восточный ветер — 8-9 баллов, и несколько минут спустя пять улиц были охвачены пламенем. Была поднята тревога, и перепуганные люди вытаскивали те немногие пожитки, что им удавалось спасти, на улицы, где позже даже это настиг огонь.

Вскоре в Петсери уже спешили шестнадцать пожарных машин из Южной Эстонии. Начальник Таллинской Пожарной Службы вылетел из Таллина в 2.30 и в пять был в Петсери. Но он увидел, что спасти пылающие дома невозможно.

Он распорядился ограничить продвижение огня, и 1500 пожарных, прибывших на место происшествия, так и сделали.

Пожар бушевал всю ночь, и, когда, наконец, ярость пламени утихла:

212 домов, 22 небольшие фермы, 2 банка, 2 ресторана, городские административные здания, три библиотеки, гостиница, кинотеатр, винный магазин, пожарная часть, бойня с содержимым были уничтожены;

погибли мужчина и женщина, восемь человек получили опасные ранения, 2000 человек остались без крова, одежды и имущества

и

сумма ущерба составила 250.000 фунтов стерлингов.

Невозможно описать эту сцену, ужасный вид оцепенелых и растерянных жертв — и без того бедных, да ещё потерявших свои дома и тот жалкий скарб, что у них был.

Волна ужаса и жалости захлестнула весь народ, и всё, что можно было сделать, было сделано.

НО ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫПРИВЕСТИ ВСЁ В ПОРЯДОК.

Этот призыв не столь красноречив, но я надеюсь, что сама простота его тронет ваши сердца и ваш отклик помощи этим бедным людям мужественного, маленького и дружественного народа будет щедрым.

ПРОШУ, ПРИСЫЛАЙТЕ МНЕ ВАШИ ПОЖЕРТВОВАНИЯ БЕЗ ПРОМЕДЛЕНИЯ.

 

A-S. “Ühiselu” trükk Tallinnas, Pikk 42. 1939



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: