Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов государства, находящихся в распоряжении федеральных, региональных, местных органов управления и самоуправления и имеющих непосредственное целевое назначение. Порядок их образования и использования регулируется финансовым правом Российской Федерации.
Внебюджетные фонды РФ – это один из методов перераспределения общегосударственного дохода органами власти и управления. Внебюджетные фонды являются социальными фондами по определению.
Они решают три важные задачи:
· обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;
· возможность “резервирования” денежных средств помимо государственного бюджета;
· увеличение количества услуг социального характера населению.
В Российской Федерации внебюджетные фонды были созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 17 октября 1991 г.
Причиной их появления называлась необходимость выделения важных государственных статей бюджета в отдельные, самостоятельные источники дохода.
Внебюджетные фонды РФ находятся в собственности государства, однако при этом являются автономными и имеют строго целевое назначение.
Доходы внебюджетных фондов складываются из таких показателей, как
· специальные налоги и сборы с физических и юридических лиц;
· отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
· дотации из бюджета;
· займы, полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ;
· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом.
Материальным источником внебюджетных фондов в Российской Федерации является национальный доход. Основная часть фондов формируется в процессе его перераспределения. Основные методы мобилизации национального дохода, как уже было указано выше, - это специальные целевые налоги и сборы, займы и дополнительные средства из бюджета.
Внебюджетные фонды принято делить на экономические и социальные.
Сейчас в Российской Федерации действует около 30 различного рода экономических и социальных фондов, в том числе:
Экономические: Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др.
Социальные: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.
Рассмотрим подробнее социальные внебюджетные фонды РФ.
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫРФ
2.1. Пенсионный фонд РФ
Пенсионный Фонд РФ – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность согласно действующему законодательству в целях эффективного государственного управления пенсионным обеспечением Российской Федерации. Средства Пенсионного Фонда формируются по Положению о Пенсионном Фонде РФ за счет трех ведущих источников доходов:
- страховых взносов работающих;
- страховых взносов работодателей;
- ассигнований из федерального бюджета России.
Помимо этих источников Фонд имеет право использовать добровольные взносы юридических лиц, а также брать кредиты в банках – Центральном и коммерческих
На сегодня важной статьей доходов Пенсионного Фонда являются страховые взносы населения.
Плательщиками страховых взносов являются:
- работающие граждане;
- российские и иностранные компании как работодатели;
- предприниматели без образования юридического лица;
- граждане, занимающиеся частной практикой (врачи, адвокаты, консультанты, детективы, охранники, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию);
- фермерские хозяйства;
- общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- религиозные объединения.
Плательщиками не являются:
- общественные организации инвалидов; объединения, предприятия, учреждения, созданные такими организациями для осуществления своих уставных целей;
- частично – благотворительные организации;
- воинские формирования (по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции).
Все плательщики, кроме работающих граждан, обязаны пройти регистрацию в Пенсионном фонде. Для этого, в частности, была введена процедура индивидуального персонифицированного учета населения, т.е. выдачи обязательного индивидуального “Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования” налогоплательщика, в котором указывается регистрационный номер, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также пол застрахованного лица.
Застрахованное лицо обязано хранить это свидетельство у себя и требовать обмена в случае изменения фамилии, имени, отчества, пола, даты или места рождения, а также в случае обнаружения неточности или ошибочности содержащихся в нем сведений.
Застрахованное лицо, согласно российскому законодательству, должно предъявить страховое свидетельство при приеме на работу или при заключении договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или при заключении авторского договора.
Как и индивидуальные плательщики, вновь созданные юридические лица также обязаны пройти процедуру регистрации в местном отделении Пенсионного фонда. Они регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня учреждения – даты, стоящей в учредительных документах. Только при предъявлении документов о том, что плательщик прошел процедуру регистрации во внебюджетном фонде, банк открывает ему счет.
Налогооблагаемая база для расчета страховых взносов – это сумма начисленной заработанной платы данному предприятию, учреждению, организации. В состав начисленной оплаты труда законодатель включает все виды вознаграждений в денежных и натуральных формах (как, например, работу в выходные дни и праздники, сверхурочную работу) независимо от источника финансирования.
Однако существует ряд выплат, по которым страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются. Сегодня в России такими выплатами являются:
- страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования;
- доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и т.д.), получаемые от участия работников в управлении собственностью организации, предприятия, учреждения;
- материальная (финансовая) помощь, оказываемая в связи чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
- компенсации, льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
- стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников,
и другие.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в размере 1 % от начисленной заработанной платы. Работодатели перечисляют эти взносы одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Работодатели (предприятия, учреждения, организации) и граждане, использующие труд наемных работников выплачивают в Пенсионный фонд РФ взносы в размере 28 %.
Для других категорий плательщиков (колхозы, совхозы и др.) устанавливаются иные тарифы уплаты взносов в Пенсионный фонд.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – не позднее 15-ого числа каждого месяца. Так же, один раз в месяц, работодатели начисляют и удерживают страховые взносы со своих работников.
Оплата страховых взносов осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для выплаты заработной платы. Платежи в Пенсионный фонд осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей относятся ими на себестоимость продукции – оказанных услуг, выполненных работ и т.д.
Существует градация страховых взносов, и к нарушению порядка отчислений той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в фонды, применяются различного рода финансовые санкции (напр., штрафы).
Средства, поступившие на счета Пенсионного фонда РФ, используются на выплаты:
- государственных пенсий по старости и инвалидности;
- пенсий военным;
- компенсаций пенсионерам.
Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов, отчеты об их исполнении составляются Правлением Пенсионного фонда. Бюджет утверждается законодательным органом – Федеральным Собранием Российской Федерации.
Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий исполнительный орган – Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения во всех субъектах Российской Федерации. На местах, т.е. в городах, районах, функционируют местные отделения Фонда. Отделения обеспечивают всю организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, программ социального обеспечения (региональных). Они отвечают и за контроль за расходованием выделенных средств.