I. Сущность и классификация внебюджетных фондов




 

Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов государства, находящихся в распоряжении федеральных, региональных, местных органов управления и самоуправления и имеющих непосредственное целевое назначение. Порядок их образования и использования регулируется финансовым правом Российской Федерации.

Внебюджетные фонды РФ – это один из методов перераспределения общегосударственного дохода органами власти и управления. Внебюджетные фонды являются социальными фондами по определению.

Они решают три важные задачи:

· обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;

· возможность “резервирования” денежных средств помимо государственного бюджета;

· увеличение количества услуг социального характера населению.

 

В Российской Федерации внебюджетные фонды были созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 17 октября 1991 г.

Причиной их появления называлась необходимость выделения важных государственных статей бюджета в отдельные, самостоятельные источники дохода.

 

Внебюджетные фонды РФ находятся в собственности государства, однако при этом являются автономными и имеют строго целевое назначение.

Доходы внебюджетных фондов складываются из таких показателей, как

· специальные налоги и сборы с физических и юридических лиц;

· отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

· дотации из бюджета;

· займы, полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом.

Материальным источником внебюджетных фондов в Российской Федерации является национальный доход. Основная часть фондов формируется в процессе его перераспределения. Основные методы мобилизации национального дохода, как уже было указано выше, - это специальные целевые налоги и сборы, займы и дополнительные средства из бюджета.

Внебюджетные фонды принято делить на экономические и социальные.

Сейчас в Российской Федерации действует около 30 различного рода экономических и социальных фондов, в том числе:

Экономические: Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др.

Социальные: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.

Рассмотрим подробнее социальные внебюджетные фонды РФ.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫРФ

 

2.1. Пенсионный фонд РФ

 

Пенсионный Фонд РФ – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность согласно действующему законодательству в целях эффективного государственного управления пенсионным обеспечением Российской Федерации. Средства Пенсионного Фонда формируются по Положению о Пенсионном Фонде РФ за счет трех ведущих источников доходов:

- страховых взносов работающих;

- страховых взносов работодателей;

- ассигнований из федерального бюджета России.

Помимо этих источников Фонд имеет право использовать добровольные взносы юридических лиц, а также брать кредиты в банках – Центральном и коммерческих

 

На сегодня важной статьей доходов Пенсионного Фонда являются страховые взносы населения.

 

Плательщиками страховых взносов являются:

- работающие граждане;

- российские и иностранные компании как работодатели;

- предприниматели без образования юридического лица;

- граждане, занимающиеся частной практикой (врачи, адвокаты, консультанты, детективы, охранники, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию);

- фермерские хозяйства;

- общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

- религиозные объединения.

 

Плательщиками не являются:

- общественные организации инвалидов; объединения, предприятия, учреждения, созданные такими организациями для осуществления своих уставных целей;

- частично – благотворительные организации;

- воинские формирования (по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции).

 

Все плательщики, кроме работающих граждан, обязаны пройти регистрацию в Пенсионном фонде. Для этого, в частности, была введена процедура индивидуального персонифицированного учета населения, т.е. выдачи обязательного индивидуального “Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования” налогоплательщика, в котором указывается регистрационный номер, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также пол застрахованного лица.

Застрахованное лицо обязано хранить это свидетельство у себя и требовать обмена в случае изменения фамилии, имени, отчества, пола, даты или места рождения, а также в случае обнаружения неточности или ошибочности содержащихся в нем сведений.

Застрахованное лицо, согласно российскому законодательству, должно предъявить страховое свидетельство при приеме на работу или при заключении договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или при заключении авторского договора.

 

Как и индивидуальные плательщики, вновь созданные юридические лица также обязаны пройти процедуру регистрации в местном отделении Пенсионного фонда. Они регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня учреждения – даты, стоящей в учредительных документах. Только при предъявлении документов о том, что плательщик прошел процедуру регистрации во внебюджетном фонде, банк открывает ему счет.

 

Налогооблагаемая база для расчета страховых взносов – это сумма начисленной заработанной платы данному предприятию, учреждению, организации. В состав начисленной оплаты труда законодатель включает все виды вознаграждений в денежных и натуральных формах (как, например, работу в выходные дни и праздники, сверхурочную работу) независимо от источника финансирования.

Однако существует ряд выплат, по которым страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются. Сегодня в России такими выплатами являются:

- страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования;

- доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и т.д.), получаемые от участия работников в управлении собственностью организации, предприятия, учреждения;

- материальная (финансовая) помощь, оказываемая в связи чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;

- компенсации, льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

- стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников,

и другие.

 

Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в размере 1 % от начисленной заработанной платы. Работодатели перечисляют эти взносы одновременно с подоходным налогом с физических лиц.

Работодатели (предприятия, учреждения, организации) и граждане, использующие труд наемных работников выплачивают в Пенсионный фонд РФ взносы в размере 28 %.

Для других категорий плательщиков (колхозы, совхозы и др.) устанавливаются иные тарифы уплаты взносов в Пенсионный фонд.

 

Срок оплаты страховых взносов для работодателей – не позднее 15-ого числа каждого месяца. Так же, один раз в месяц, работодатели начисляют и удерживают страховые взносы со своих работников.

Оплата страховых взносов осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для выплаты заработной платы. Платежи в Пенсионный фонд осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.

Страховые взносы работодателей относятся ими на себестоимость продукции – оказанных услуг, выполненных работ и т.д.

Существует градация страховых взносов, и к нарушению порядка отчислений той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в фонды, применяются различного рода финансовые санкции (напр., штрафы).

 

Средства, поступившие на счета Пенсионного фонда РФ, используются на выплаты:

- государственных пенсий по старости и инвалидности;

- пенсий военным;

- компенсаций пенсионерам.

 

Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов, отчеты об их исполнении составляются Правлением Пенсионного фонда. Бюджет утверждается законодательным органом – Федеральным Собранием Российской Федерации.

 

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий исполнительный орган – Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения во всех субъектах Российской Федерации. На местах, т.е. в городах, районах, функционируют местные отделения Фонда. Отделения обеспечивают всю организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, программ социального обеспечения (региональных). Они отвечают и за контроль за расходованием выделенных средств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: