Программно-целевой подход в региональном управлении. Виды региональных программ.




Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Общественные науки»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Основы государственного управления региональным развитием»

Программно-целевой подход в региональном управлении. Виды региональных программ.

Выполнил(а) студент(ка) группы

2ГМУ1

Мусихина Дарья Дмитриевна

Ф.И.О. студента

__________________________________

 

Проверил преподаватель

Д.эк.н

уч. степень, должность

Реброва Наталья Петровна

Ф.И.О.

_____________________________

 

Дата поступления работы на кафедру «___»____________2020 г. Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено подпись
  «___» ________________ 2020 г.

 

Омск 2020

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Программно-целевой подход в региональном управлении…………..4

1.1Сущность и особенности программно-целевого управления ……………...4

1.2Использование программно-целевого подхода в региональном управлении…...........................................................................................................8

1.3 Государственные целевые программы в Омской Области……………….11

Глава 2. Виды региональных программ………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы………………………………………….......17

 

 

Введение

В настоящее временя государственные программы приобрели статус базового инструмента государственного программно-целевого управления как на федеральном, так и региональном уровнях. Постепенно расширяется практика совместного решения определенных задач Федерацией и ее субъектами, и, как следствие – государственные программы регионов становятся все в большей степени связанными по целям с государственными программами РФ. Финансовой основой обеспечения подобной координации политик выступает субсидирование бюджетов субъектов России в части соответствующих мероприятий. Таким образом, государственная программа, реализуемая на определенной территории, с одной стороны, служит четко проработанным механизмом ее социально-экономического развития. С другой стороны, она связывает уровни государственной власти, формируя объем финансового обеспечения реализации наиболее полного спектра инструментов комплексной социально-экономической политики региона. Субъекты РФ в настоящее время характеризуются разной степенью распространения инструмента государственных программ в организации деятельности органов исполнительной власти на территории, что может быть оценено по ряду количественных и качественных показателей, в первую очередь доли расходов бюджета, исполняемой в разрезе государственных программ.

 

Глава 1. Программно-целевой подход в региональном управлении.

1.1Сущность и характеристика программно-целевого управления.

Программно-целевое управление — управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.

Основными принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.

Программно-целевое управление (ПЦУ) применяется в следующих случаях: когда реализация конечной цели зависит от множества промежуточных результатов, обеспечиваемых многочисленными службами; когда реализуемая цель характеризуется сложностью и новизной выполняемых функций и работ; когда реализация цели связана с выделением целевых ресурсов; когда реализация целей связана с наличием сложных этапов.

ПЦУ необходимо, т.к. с его помощью можно предсказать будущее и на это будущее можно повлиять в процессе разработки ПЦУ.ПЦУ осуществляется в 4 этапа:

1) Выработка четких формулировок и целей;

2) Разработка реалистичных планов достижения цели;

3) Систематический контроль, измерение и оценка работы, состояние этой работы и результат;

4) Корректировка мер для достижения запланированных результатов, если меры были не эффективны.

Наряду с политиками или функциональными стратегиями в организациях достаточно часто разрабатываются программы, направленные на достижение стратегических целей. В простом понимании программа – план намеченных действий по решению какой-либо значимой проблемы.

Применительно к деятельности крупных организаций программа, как правило, представляет собой комплекс взаимоувязанных по целям, ресурсам, исполнителям и срокам выполнения проектов и мероприятий, обеспечивающих решение долгосрочных стратегических задач.

Программы и стратегии организаций соотносятся как часть и целое, то есть стратегию можно представить системой программ. Таким образом, программы детализируют выработанные стратегии.

В классификации различных видов программ могут быть использованы различные способы группировок. Например, возможна типология программ по таким критериям, как:

· степень важности (федеральные программы, президентские, региональные, муниципальные);

· функциональная направленность (экономические программы, социальные, инвестиционные);

· совокупность отдельных объектов (программы реконструкции памятников, заботы о детях).

Разработка масштабных планов развития организации базируется на принципах программно-целевого управления. Его появление тесно связано и по времени, и по содержанию с переходом менеджмента на системные и ситуационные концепции. Можно утверждать, что программно-целевое управление является конкретизацией системного подхода, рассматривающего объект управления как сложную целеустремленные систему, имеющую свои функции, структуру, связи.

В качестве предпосылок и условий выбора и использования именно программно-целевого управления обычно называют:

1) наличие в системе сложных, значимых и приоритетных по срокам задач и проблем, требующих безотлагательного решения, комплексного подхода и согласованной деятельности разных субъектов и уровней управления внутри системы;

2) объективно межфункциональный характер этих проблем, требующий координации усилий и ресурсов с выходом за рамки существующих ведомственных структур, и требующий участия субъектов власти и управления более высоких уровней;

3) существование реальной сильной потребности в решении данной проблемы и получении максимально полезного (оптимального) результата за соответствующий промежуток времени;

4) необходимость концентрации всех ресурсов, требующихся для решения проблемы, их разумного распределения и использования в условиях финансовой нестабильности.

Существенными признаками программно-целевого управления являются:

1) системное понимание объекта; комплексный анализ проблем;

2) обоснованный подход к выбору целей и средств их достижения;

3) направленность на конкретные конечные результаты;

4) увязывание воедино целей и ресурсов;

5) создание для такого увязывания специального документа – целевой комплексной программы;

6) стремление к максимальной эффективности достижения целей при рациональном использовании ресурсов;

7) интеграция усилий субъектов управления и координация их деятельности с помощью специально создаваемых организационных структур управления.

Обычно программы должны соответствовать некоторым принципиальным общим требованиям. Эти требования могут носить как позитивный («что желательно, что должно быть?»), так и негативный («чего не должно быть?») характер.

В частности в последнем случае программы не должны:

1) носить наукообразного характера, подменять собой концепции и другие документы теоретического и доктринального типа;

2) иметь политизированный и идеологический характер;

3) быть избыточно детализированными (так как это приведет к резкому расширению роста объема программ.). В любом случае детализация может следовать только после раскрытия принципиального подхода, целей, стратегии.

 

 

1.2Использование программно-целевого подхода в региональном управлении.

Разработка региональных программ - это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией развития, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Региональные программы разрабатываются для ограниченного числа проблемных территорий, и они нацелены на решение стратегических задач регионального развития, которые при этом имеют общегосударственное значение.

Региональные целевые программы обладают целевой направленностью, точной адресностью, ограниченными временными интервалами. В отличие от государственных программ, региональные программы ограничиваются небольшими объемами работ и ресурсных затрат.

Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий регионального бюджета. В случае, когда та или иная проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона, мероприятия направленные на решение данной проблемы финансируются из федерального бюджета. Используется также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.).

Основные задачи региональных программ:

1.выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно - технического развития;

2.формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

3.сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

4.максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

5.развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной, структурной политикой;

6.охрана окружающей среды;

7.преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

8.формирование информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;

9.духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно - политической и правовой обстановки.

На уровне регионов программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в экономике. В их числе: создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств - «точек роста», объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона; создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе на основе:

1)развития законодательной и нормативной базы, направленной на создание «режима наибольшего благоприятствования», в первую очередь, для региональных производителей, работающих в приоритетных для развития региона сферах экономики и отраслях производства, включая среднее и малое предпринимательство;

2)создания благоприятного инвестиционного климата в регионе; развитие рыночной инфраструктуры общерегионольного и зонального (внутри регионального) значения; участие в межрегиональных программах по совместному созданию производственных и инфраструктурных объектов, решению экологических проблем.

 

 

1.3 Государственные целевые программы Омской Области.

В настоящие время государственные программы для регионов очень важны. Потому что именно от них зависят все сферы региона.

В Омской области на 2019-2020 год запланированы следующие государственные целенные программы:

1.СВОДНЫЙ ГОДОВОЙ ДОКЛАД "О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Омской области за 2018 год"

2.СВОДНЫЙ ГОДОВОЙ ДОКЛАД "О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Омской области за 2017 год"

3.СВОДНЫЙ ГОДОВОЙ ДОКЛАД "О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Омской области за 2016 год"

4.СВОДНЫЙ ГОДОВОЙ ДОКЛАД "О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Омской области за 2015 год"

5.Государственное управление и реализация государственной национальной политики на территории Омской области

6.Развитие здравоохранения Омской области

7.Развитие культуры и туризма годы

8.Развитие системы образования Омской области

9.Информационное общество Омской области

10.Охрана окружающей среды Омской области

11.Доступная среда

12.Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области

13.Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом

14.Социальная поддержка населения

15.Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области

16.Развитие экономического потенциала Омской области

17.Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области

18.Развитие транспортной системы Омской области

19.Развитие промышленности в Омской области

20.Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодежной политики в Омской области

21.Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области

22.Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, участие в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности омской области

23.Управление общественными финансами и имуществом в Омской области

24.Формирование комфортной городской среды

Именно эти государственные программы помогаю поддерживать благосостояние региона в целом.

 

Глава 2. Виды государственных программ.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.

Региональные программы - представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

Региональные программы классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д..

Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности- областной; по функциональной ориентации- экологической; по масштабности проблемы- узкоспециализированной; по продолжительности- среднесрочной и т.д.

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

 

Заключение

Можно утверждать, что практически все утвержденные Правительством целевые программы сохраняют прогнозно-целеполагающее значение, но не являют в полной мере инструментом управления. Поэтому в дальнейшем необходимо рассмотреть не только опыт разработки и реализации целевых программ, но главным образом направления совершенствования нормативно-правовой и методической базы регионального программирования. Каждая программа должна базироваться на серьезных исследованиях возможностей привлечения инвестиций из внебюджетных источников, а также на обоснованиях необходимости выделения средств на государственные гарантии.

Региональные программы отличаются от других целевых программ прежде всего объектом программирования. Независимо от предмета программы (отраслевые проблемы, социальные проблемы и т.д.) в качестве объекта выступает территориальное образование того или иного масштаба. Это предопределяет и особый подход к оценке мультипликативного эффекта, который прежде всего должен рассматриваться в пределах данной территории. Специфичным является весьма значительное воздействие экзогенных факторов на процессы, которые должны регулироваться с помощью целевой программы. Анализ региональной целевой программы социально-экономического развития субъектов РФ позволяет утверждать, что они принципиально должны отличаться от инвестиционных программ и представлять собой документ, направленный на реализацию стратеги» развития региона в рассматриваемом периоде и содержащий: прогноз макроэкономических, отраслевых, финансово-бюджетных показателей и обобщающих характеристик социального развития; инвестиционные проекты и мероприятия социального и экологического характера; предложения по региональному хозяйственному механизму. Главная особенность подобных программ заключается в том, что их предметом является не только вся экономика региона, но и процессы, связанные с условиями жизнедеятельности и воспроизводства населения, с охраной окружающей среды и воспроизводством природных комплексов.

Возрастающее значение региональных целевых программ, с одной стороны, и явные пробелы в их правовом и нормативно-методическом обеспечении, с другой, обусловливают целесообразность принятия Федерального закона «О федеральных целевых программах социально-экономического развития регионов РФ», постановления Правительства РФ о разработке и реализации региональных целевых программ и методических рекомендаций о составе и обосновании региональных программ.

Действующий порядок не регламентирует формы и методы реализации региональных программ, предусматривая только то, что они определяются государственным заказчиком, а текущее управление осуществляется дирекцией целевой программы, формируемой этим заказчиком. При этом дирекция программы должна возглавляться одним из заместителей руководителя федерального органа исполнительной власти, ответственного за выполнение целевой программы.

 

Список используемой литературы

1.Агангебян А. Формирование рыночного механизма экономического роста в России. // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 2. С.34-38.

2.Барбаков О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб.: Лань, 2012. - 320с.

3.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2011. - 495 с.

4.Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики. М.: ИНФРА-М, 2014. - 242с.

5.Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов. // Вопросы экономики. 2012. № 4. С.46-66.

6.Лаженцев В.Н. Территориальное развитие. Методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2015. - 184с.

7.Ларина Н.И. Смена парадигм региональной политики. // Регион: экономика и социология. 2015. № 4. С.322.

8.Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 2015. - 192с.

9.Минакир П. Трансформация региональной экономической политики. // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 2. С.87-92.

10.Региональная экономика. / Под ред. Т.Г. Морозовой и др. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 472с.

11.Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. / Под ред. П.М. Штульберг и др. - М.: Наука, 2013. - 127с.

12.Якушев В.В. Программно-целевое управление территориальным развитием сложнопостроенного региона. Тюмень: ТГНГУ, 2015. - 24с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: