и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя




 

Quid leges sine moribus vanae proficiunt?

Что пользы в напрасных законах там, где нет нравственности?

Квинт Гораций Флакк,

I в. до н.э.

 

Из этого раздела учебно-методического комплекса вы узнаете, что изучает этика, как будут проходить аудиторные занятия и что необходимо сделать для их подготовки, а также как организовать самостоятельную работу по той или иной теме курса.

Итак, мы приступаем к изучению одной из самых древних наук о человеке. Два с половиной тысячелетия отделяют нас от того времени, когда ученик знаменитого Платона и наставник Александра Македонского – Аристотель привел в систему философские знания о нравственной добродетели и впервые назвал их этикой (от древнегреческого έθος = привычка, навык, обыкновение). Аристотель считал, что нравственная добродетель не дается человеку от природы, но воспитывается привычкой (έθος): приобрести добродетели для нас естественно, и «всё зависит от того, к чему именно приучаться с самого детства».[2]

В I в. до н.э., излагая проблемы греческой философии на латинском языке, Марк Туллий Цицерон перевел аристотелевский термин έθος латинским словом mos, то есть «нрав, обыкновение, обычай». Mos во множественном числе – moris, откуда и наше современное «мораль» в значении «нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность».

Нравственность – это, с одной стороны, внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; с другой – правила поведения, определяемые такими качествами. Термин «нравственность» образован от церковнославянского «нравъ» = обычай, характер и впервые упоминается в конце XVIII века в Словаре Академии Российской как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование понятия «нравоучение»: «часть любомудрия (так называли философию – Т.Г.), содержащая наставления, правила, руководствующие к добродетельной жизни, к обузданию страстей и к выполнению обязанностей и должностей человека».[3]

Похожее определение есть и в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля: «нравственный» – «согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина».[4] «Союз нрава и ума, сердца и думки, - пишет В.И.Даль, - образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку».[5]

В современном употреблении слово «этика» имеет два значения: 1) философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе; 2) совокупность норм поведения.[6] Термины «этика», «мораль» и «нравственность», а также их производные – «этический», «моральный», «нравственный» – можно считать равными по смыслу и взаимозаменяемыми.

В предметную область этики входит нравственность – все то, что связано с исключительной способностью человека подняться выше природных инстинктов во имя некоей осознанной, абсолютной цели. Она не утилитарна, не задана извне и не имеет «фальшивого убранства из награды и себялюбия» (И.Кант). Мораль действует безусловно, как всесильный внутренний закон доброй воли, согласно которому никогда нельзя предпочитать себя другому. Рассуждая об этом, Иммануил Кант спрашивал: «Какие цели суть и в то же время долг?». И отвечал: «Таковы собственное совершенство и чужое счастье».[7]

Важно понять, что никто из нас не рождается нравственным. Биологически люди принадлежат животному царству, это «всего лишь» хордовые млекопитающие семейства приматов отряда гоминидов. Человека влекут естественные потребности самосохранения и продолжения рода; его верхние конечности идеально приспособлены к хватательным движениям (хорошо развитый большой палец расположен перпендикулярно остальным четырем пальцам); головной и спинной мозг защищены черепом и позвоночником; потомство вынашивается в матке и вскармливается молоком; а для поддержания высокого уровня обмена веществ человек предпринимает активный поиск пищи, вплоть до склонности к каннибализму, или людоедству – поеданию особей своего вида.

Мифопоэтическая традиция хранит множество сказаний на эту тему. Например, о том, как младший сын Неба и Земли, коварный Крон хитростью низверг своего отца и отнял у него власть, а чтобы самому не повторять такую печальную участь, повелел жене приносить ему рождавшихся детей и безжалостно их проглатывал.[8]

Свидетельствуют о фактах каннибализма и документальные источники. Так, военный прокурор Ленинграда в докладной записке от 21 февраля 1942 года сообщает, что в блокадном городе зарегистрирован новый вид особо опасных преступлений – убийства «с целью поедания мяса убитых».[9] С той же целью, но уже в мирное, вполне благополучное время, в начале 1980-х годов действовал в дачном поселке под Казанью сторож Алексей Суклетин. Суд установил, что убивал он сознательно, уверенной рукой, расчленяя тело каждой из семи своих жертв по всем правилам секционной техники, а «котлетами» гостеприимно угощал ничего не подозревавших знакомых. [10]

Жестокая борьба за лучшего полового партнера и за лакомые куски пищи оказалась бы губительной, если бы в ходе эволюции миллионы лет назад не произошло одно примечательное событие. Когда далекие предшественники человека приобщились к коллективным формам охоты, они вдруг продемонстрировали способность подавить естественное чувство голода, целиком подчиняя его необходимости разделить добычу между всеми сородичами. Этот момент знаменует собой появление первичного сознания, раз и навсегда отделившего человеческие существа от животных предков.[11]

Моральное существование человека начинается тогда, «когда его разум поднимается до понятий обязанности и закона».[12] Звездное небо надо мной, говорил Иммануил Кант, удивляет бесчисленным множеством миров и «как бы уничтожает мое значение как животной твари». А вот «моральный закон во мне», напротив, «возвышает мою ценность как мыслящего существа».[13] Этот закон требует: «Поступайте так, чтобы любой ваш поступок мог быть возведен во всеобщее правило».[14] Человек становится нравственным и сильным, обретая собственное достоинство и привычку следовать моральному закону в любых обстоятельствах. Он ведет себя так не потому, что ждет поощрения или славы, а потому, что не может иначе, даже если его действия не совместимы с личным комфортом, благополучием и выгодой.

 Весна 1944 года. Восьмилетняя Лека, воспитанница детского дома для тех, у кого блокада отняла матерей, играла и грызла сухарь. И вдруг в щели забора увидела чье-то лицо, очень худое, изможденное. Она знала, что это пленный. Фашист. Но – голодный. Лека вздохнула, отломила половинку сухаря и протянула в щель забора. Потом и другие дети стали поступать так же. [15]

6 апреля 1966 года. В разгаре «холодная война». Экипажу авиационной части, дислоцирующейся в группе советских войск в Германии, предстоит перелет с одного аэродрома на другой. Набрав высоту, самолет неожиданно теряет управление и начинает падать в направлении густонаселенного района Западного Берлина. Когда с аэродрома поступил приказ катапультироваться, командир экипажа Борис Капустин и штурман Юрий Янов имели все возможности безопасно покинуть машину. Но если бросить самолет, то от взрыва на земле будут пожары, погибнет множество людей... И командир принимает решение увести падающий, неуправляемый самолет от столкновения с многоэтажными зданиями – за город, на озеро, которое уже виднелось вдали. На ленте черного ящика остались записи внутренних переговоров. Командир сказал штурману: «Юра, тебе надо сейчас прыгать». Штурман ответил: «Борис Владиславович, я с вами». Самолет упал в озеро. Летчики погибли, город был спасен. [16]

ƒ 5 декабря 2009 года. В Перми горит ночной клуб «Хромая лошадь». Этот пожар унес 156 жизней. Среди погибших – 28-летний юрист одной из фирм Андрей Суховеев. Он сумел выбраться на улицу и остался бы жив, но побежал назад спасать людей. Вытащил из пекла свою девушку Аллу и друга Дмитрия, а сам снова зашел в горящее помещение, чтобы помочь еще кому-нибудь. И уже не вернулся. Позже это событие прокомментирует кто-то из участников интернет-форума: «А смысл гибнуть самому даже ценою 10 человек... непонимаю», – буквально так, с орфографической ошибкой в придачу. [17]

В каждой из этих ситуаций был сделан определенный нравственный выбор. Кто-то готов отказаться от своих интересов во имя другого, а кто-то не понимает и не принимает такую позицию. Ведь человек, как всякое живое существо, подвластен в первую очередь инстинктам, природным влечениям, связанным с пищевыми, защитными и репродуктивными функциями организма. Это естественно, когда человек хочет жить, хочет есть и хочет оставить потомство. Но с точки зрения этики нам важно другое. Исключительная способность и высшая сила человека в том, что он умеет сознательно управлять инстинктами, подчиняя их своей воле, устремленной к добру – и выбирает то, что соответствует потребностям другого человека и направлено на его благополучие. «Мораль, - говорит Иммануил Кант, - есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».[18]

Отсюда следуют три особенности этики.

Первая из них заключается в совпадении субъекта и объекта познания. В других науках субъект (познающий) и объект (то, что познается) изначально разделены, этика же изучает «человеческое, слишком человеческое».[19] Здесь мы как будто наблюдаем за собственным отражением в зеркале, и наше знание о предмете включается в сам предмет.

Вторая особенность – это приоритет в развитии общественного и индивидуального сознания. Если предмет других наук формируется в связи с уже возникшим теоретическим интересом, то в этике всё наоборот: мораль воспринимается в контексте повседневной жизни непосредственно и безусловно, и лишь впоследствии мы предпринимаем попытки обосновать и обобщить ее требования.

Третья особенность состоит в практической целевой направленности этики. Еще Аристотель заметил, что в сфере нравственной нечего рассуждать, надо совершать нравственные поступки.[20] Можно прекрасно разбираться в этических теориях, понятиях и терминах, но при этом вести себя безнравственно. Моральный облик человека определяется поведением, но не знаниями о том, что такое добро и зло.

Перечисленные особенности определяют характер аудиторных занятий и самостоятельной работы по профессиональной этике. Наши занятия будут не совсем обычными: от вас потребуется не столько выучить некий минимум теоретического материала (это необходимо лишь как первый этап подготовки), сколько поразмышлять об опыте моральных отношений, сосредоточиться на собственных моральных стремлениях к добру и совершенству, представить их возможное практическое воплощение в профессиональной юридической сфере.

На лекциях будут раскрыты основные положения философской теории нравственности, а также задан вектор формирования определенных умений и навыков практической реализации этих положений в профессиональной деятельности юриста.

Для текущей проверки полученных знаний, умений и навыков предназначены семинары. Обратите внимание, что многие из них будут проходить в интерактивных, диалоговых формах, когда определенная жизненная ситуация, какой-либо реальный пример становится предметом общего обсуждения, и каждый студент имеет возможность высказать свою точку зрения, ответить оппонентам, показать пути решения моральных проблем.

Алгоритм работы студента, изучающего профессиональную этику, заключается в следующем.

Шаг 1. Грамотно законспектировать лекцию. Внимательно слушая преподавателя, надо записывать не всё подряд, а только обобщенный смысл учебной информации в виде изложения основных тезисов, определений, выводов. Этот материал всегда так или иначе акцентируется самим лектором. Поскольку конспект должен облегчить запоминание, целесообразно использовать различные приемы графического выделения текста – абзацные отступы, пробелы, подчеркивания, маркирование на полях. Вместе с тем злоупотреблять графическими средствами не стоит – их избыток мешает правильному восприятию. В хорошем конспекте записи должны быть такими, чтобы их можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время.

Шаг 2. Изучить рекомендуемую по данной теме литературу, соблюдая определенную последовательность интеллектуальных операций, а именно:

- беглый просмотр всего содержание источника;

- внимательное и последовательное чтение;

- выборочное чтение наиболее важных для уяснения материала фрагментов;

- выписка необходимых материалов (здесь удобно использовать самоклеющиеся стикеры, чтобы потом прикрепить их к конспекту как дополнение);

- обдумывание, критическая оценка и запись собственных мыслей по поводу изученного (также на стикерах или отдельных листках, которые вкладываются в конспект лекций).

Шаг 3. Изучить ситуацию, предложенную к обсуждению, и дать ее самостоятельный анализ в категориях этики, с использованием как учебных материалов, так и собственного опыта моральных отношений.

Шаг 4. На основе предпринятого анализа ситуации подготовить аргументированные ответы на общие вопросы:

1. В чем заключается проблема, на которой основана данная ситуация?

2. Какие аспекты, элементы можно выделить в этой ситуации?

3. Каковы варианты поведения героев ситуации?

4. Каковы пути решения проблемы?

Ответы необходимо записать в форме тезисов.

Шаг 5. Дать аргументированные ответы на специальные вопросы, предложенные по каждой ситуации для подготовки к семинару, и записать их в форме тезисов.

Шаг 6. Использоватьвсе полученные тезисыдля выработки собственной позиции по этическим проблемам, обсуждаемым на семинарах.

Следуя этому универсальному алгоритму, выполняем и аудиторную, и самостоятельную работу, а также контрольное задание, предусмотренное программой изучения дисциплины.

Важно, чтобы при изучении курса не оставалось неясностей, поэтому самостоятельная работа проводится также под руководством преподавателя, вопросы которому можно задавать в том числе и в режиме онлайн (в Клубе любителей и знатоков ТГП https://vkontakte.ru/#/page-26389108_38345454).

 


[1] Словарь доступен для свободного скачивания по ссылкам:

https://www.free-book.info/download.php?skachat=1932 https://sergeevich.ucoz.com/news/ehtika_ehnciklopedicheskij_slovar/2011-01-14-347

 

[2] Аристотель. Никомахова этика. Кн.1 // В кн.: Философы Греции. М.: ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1997. Пер. Н.Брагинской.

[3] Словарь Академии Российской (1789-1794). Электронный ресурс https://www.imwerden.info/pdf/slovar_akademii_rossijskoj_tom4_1793.pdf, режим доступа свободный. Церковнославянское нравъ по-русски звучало бы норов, ср. с норов ка = навык, при норов иться= приспособиться к чему-либо.

[4] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Электронный ресурс https://vidahl.agava.ru/P120.HTM#20043, режим доступа свободный.

[5] Там же.

[6] Большой толковый словарь русского языка. Отв. ред. С.А. Кузнецов. СПб: Норинт, 2003.

[7] Кант И. Мысли о вечном. / Сост. и ред. Т.А. Ермакова. Калининград: ОАО «Янтарный сказ», 2009. С. 37.

[8] Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Учпедгиз, 1955. С. 17-19.

[9] Цит. по кн.: Ломагин Н.А. В тисках голода: Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб и НКВД. 2-е изд. СПб.: Европейский Дом, 2001.

[10] Додолев Е. Вечера сторожа Суклетина. Судебный очерк // «Смена». Июнь 1989. № 1491, с. 20.

[11] Волков Е.М. Происхождение человека. Эволюция человека разумного. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казань, 2004. С. 16.

[12] Кант И. Мысли о вечном, с. 27.

[13] Там же, с.56.

[14] Там же, с. 47.

[15] Цит. по: Непридуманные рассказы о войне. Электронный ресурс https://www.world-war.ru, режим доступа свободный.

[16] По материалам газет «Правда», «Известия», «Красная звезда» от 8 и 10 апреля 1966. В память об этом событии поэт Роберт Рождественский и композитор Оскар Фельцман написали песню «Огромное небо», впервые прозвучавшую в исполнении Эдиты Пьехи. «А город подумал – ученья идут…»

[17] По материалам сайта газеты «Комсомольская правда» https://www.kp.ru/daily/

[18] Кант И. Мысли о вечном, с. 58.

[19] Так называлась одна из работ немецкого философа Фридриха Вильгельма Ницше, опубликованная в 1878 году. «В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть... глина, грязь, бессмыслица, хаос; но есть и творец, ваятель... – понимаете ли вы это противоречие?» – писал он в другой своей работе, «По ту сторону добра и зла». Цит.по: Для всех и ни для кого. Сайт о Фридрихе Ницше. К 100-летию со дня смерти. Электронный ресурс https://www.nietzsche.ru/, режим доступа свободный.

[20] Аристотель. Никомахова этика, кн.1, А III.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: