Класс: 10а
Тема урока: Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына.
Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом
Цели урока:
Формируемые предметные умения; учащиеся в конце урока должны:
Знать: 1. Содержание 2,3,4 частей романа Гончарова; 2.Сходство и различия двух характеров; 3. Смысл и значение сопоставления двух характеров, двух судеб. 4. Как раскрывается характер Обломова в любовных взаимоотношениях
Уметь: 1. строить связное высказывание на заданную тему; 2. работать с текстом; извлекать информацию и обрабатывать её. 3. Структурировать информацию в таблицу
Метапредметные результаты образования:
Регулятивные – способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Познавательные – самостоятельное выделение цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний (составление сравнительной таблицы); рефлексия
Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.
Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе; воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||
1. Оргмомент Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Запись даты и темы урока | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. - работают в тетрадях, записывают дату и тему урока | Настрой на позитивное начало урока (Л) | ||||||||
2. Письменный опрос 5мин | Дать развёрнутый (аргументированный) ответ на одиниз предложенных вопросов. 1. И.А. Гончаров: «Ум только тогда истинный и высокий ум, когда он ум и сердце вместе». Удалось автору объединить ум и сердце, т.е. создать идеальный образ? Ваше мнение? 2. Критик конца 20 века назвал Штольца «честным Чичиковым». Вот ещё авторитетное мнение – писателя А.П.Чехова (1889): «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия…» Видите ли вы в Андрее Штольце отрицательные черты? Слабости? 3. В последних главах романа Андрей Штольц признаётся Ольге: «Мы любим Обломова за то, что дороже всякого ума: честное, верное сердце…» Не значит ли это, что Андрей Штольц признаёт превосходство Обломова над собой? | Работают в тетрадях | Выполняют учебно-познавательные действия в письменной форме (П) Высказывают и обосновывают свою точку зрения (К) Формирование собственного отношения к герою (Л) | ||||||||
3. Цели и задачи урока. | - Сформулируйте цели и задачи урока. 1. Сравнить два женских образа 2.Как раскрылся характер Обломова в этих взаимоотношениях? 3. Сверхзадача:о какой любви рассказал писатель И.А.Гончаров? | Ответы уч-ся | Совершенствовать способность понимать, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления (П) | ||||||||
4. Новая тема 4.1. Первая учебная ситуация | Этот прием испытания любовью - Как будем сравнивать? По каким параметрам? | Ответы уч-ся
| Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (П) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные пути её реализации (Р) Совершенствование навыков смыслового чтения в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации (К) Способность к организации собственной деятельности (Л) | ||||||||
4.2. Просмотр презентации. Ольга Ильинская | Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждения (П) Адекватно оценивать собственные знания; (Р) Умение строить монолог (К) Разобраться в своих чувствах, в своём отношении к герою (Л) | ||||||||||
5. Обобщение Две женщины | 1. Они различны. Антиподы. и вместе с тем Сходство: 1. Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью. 2. Естественность, простота, отсутствие жеманства 3. Любовь к Обломову | Ответы учащихся | Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждения (П) Адекватно оценивать собственные знания; (Р) Умение строить монолог (К) Разобраться в своих чувствах, в своём отношении к герою (Л) | ||||||||
Илья Ильич, что нового узнали? | «Обломов» - это роман о человеке, постоянно борющемся с собой. На его пути постоянно возникают трудности: от смехотворных – встать или не встать с кровати, житейских – съезжать ли с квартиры, до общечеловеческих, философских – быть или не быть? Идти вперёд или остаться? | Ответы учащихся | Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждения (П) Адекватно оценивать собственные знания; (Р) Умение строить монолог (К) Разобраться в своих чувствах, в своём отношении к герою (Л) | ||||||||
О какой любви рассказал Гончаров? | а) Ольга – Илья Ильич любовь, требовательная, деятельная, любовь долг б) Агафья – Обломов сродни материнской, уютная, домашняя, ничего не требующая в) Штольц – Ольга любовь –уважение, товарищество, взаимопонимание | Ответы учащихся | Обобщение, построение рассуждения (П) Адекватно оценивать собственные знания; (Р) Умение строить монолог (К) Разобраться в своих чувствах, в своём отношении к герою (Л) | ||||||||
6. Рефлексия Д/з | Смысл романа? Смысл эпилога? Что такое обломовщина? | Запись в дневниках |
|
|
|
|
Сравнительная таблица
параметры сравнения | Ольга Ильинская | Агафья Тихоновна Пшеницына |
1. Внешность ключевые слова | «Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. …губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. …зоркий, бодрый взгляд …в темных, серо-голубых глаз светится мысль …Брови придавали особенную красоту глазам: русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. шагая легко, почти неуловимо…» будто летела Устремлённость ввысь Мысль, грация ----- духовность | Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». белая шея, ямочки на локтях… Земное начало – материальное (даже фамилия – Пшеницына) Они антиподы! |
2. Социальное происхождение | Ей 20 лет. Дворянка. Воспитывалась у тётушки. Почему? Автор не объясняет. Она вообще нарисована вне быта. Получила прекрасное образование. | Из мещан. Ей было лет тридцать. Она вдова. Двое детей. |
3. Внутренний мир. Интересы | Любит книги и музыку. Поёт «Casta diva» Следит за новинками литературы, посещает музеи. Интересуется наукой. Её ум пытлив | Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: “А читаете что-нибудь?”, она в ответ только “тупо посмотрела на него”. Её мир – кухня, дом |
3. Характер | В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». Самостоятельная, решительная, энергичная | Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая. Трудолюбива, честна и добросовестна. Очень домашняя Несамостоятельна, во всём подчиняется брату |
4. Как любит героиня? | Любовь – не страсть, а долг. Миссия по спасению уснувшего Ильи.: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову. Ее любовь эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения. | Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя он вряд ли рассказывал о ней. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви. Они антиподы! Любовь же Агафьи Матвеевны — это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. |
5. Что дала герою эта любовь? | Радость духовной жизни, духовной близости Радость движения Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь. Трудности дала! Среди испытаний, выпавших на долю героя, наиболее трудным оказалось испытание любовью: «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю её?» На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: "Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности". Ну при каких еще обстоятельствах "чистое, верное сердце" Ильи Ильича смогло бы себя так проявить. | В ее доме на Выборгской стороне сбылись все мечты Обломова об Обломовке. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой. Вернулся к своей натуре |
6. Кто из героинь ближе к идеалу? | Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял в своих мечтах сам Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Но его утомляла беспокойная ее натура. Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. | Постепенно автор романа подводит нас к мысли, что именно в Агафье Матвеевне воплотился идеал женщины, о которой подсознательно мечтал Обломов: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре». Сказка и реальность, настоящее и прошлое смешиваются в полудремоте, и няня, которую видит во сне Обломов, указывает ему на Агафью Матвеевну со словами: «Милитриса Кирбитьевна!» |
7. Как сложилась их жизнь после смерти Ильи Ильича? | Счастлива ли Ольга со Штольцем? Вперёд, только вперёд по беспокойной дороге… Деятельность, труд… Пока Штольц заслуживает её любви, пока насыщает её пытливый ум и отвечает на её вопросы; но сомнения уже закрадываются в душу Ольги, она впервые сталкивается с неясностью, теряет былую решительность, часто вспоминает об Обломове; не может осмыслить своей странной тоски (“Куда идти?”), да ведь нельзя постигнуть умом эту грусть! Ольга и Штольц пришли к тому же, что и Обломов – дети, семья, дом, уют. | Пшеницына после смерти Обломова живёт в постоянной молчаливой скорби, далеко от пошлости, суеты, лжи, которые составляют мир братца и невестки, живёт, ясно осознавая, что её жизнь “просияла”, что никогда не вернётся к ней радость.Тем больше ценит Агафья Матвеевна воспоминания — “теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно”. Сына Андрюшу отдаёт Штольцам, понимая, что он барчонок, здесь, в доме на Выборгской стороне ему не место. |
|
|
5. Обобщение Две женщины | 1. Они различны. Антиподы. и вместе с тем Сходство: 1. Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью. 2. Естественность, простота, отсутствие жеманства 3. Любовь к Обломову | ||
Илья Ильич, что нового узнали? | «Обломов» - это роман о человеке, постоянно борющемся с собой. На его пути постоянно возникают трудности: от смехотворных – встать или не встать с кровати, житейских – съезжать ли с квартиры, до общечеловеческих, философских – быть или не быть? Идти вперёд или остаться? | ||
О какой любви рассказал Гончаров? | а) Ольга – Илья Ильич любовь, требовательная, деятельная, любовь долг б) Агафья – Обломов сродни материнской, уютная, домашняя, ничего не требующая в) Штольц – Ольга любовь –уважение, товарищество, взаимопонимание |
Роман И. А. Гончарова "Обломов" — классика русской литературы. В этом романе перед нами предстает два лика любви. Первый — любовь Обломова и Ольги, второй — любовь Штольца и Ольги. Как же они различны! Первое чувство — не успев расцвести — тут же завяло, второе — расцветает долго, но, распустившись и окрепнув, долго сохраняет всю свежесть молодости.