Технологическая карта урока литературы в 10 классе





Класс: 10а

Тема урока: Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына.

Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом

Цели урока:

Формируемые предметные умения; учащиеся в конце урока должны:

Знать: 1. Содержание 2,3,4 частей романа Гончарова; 2.Сходство и различия двух характеров; 3. Смысл и значение сопоставления двух характеров, двух судеб. 4. Как раскрывается характер Обломова в любовных взаимоотношениях

Уметь: 1. строить связное высказывание на заданную тему; 2. работать с текстом; извлекать информацию и обрабатывать её. 3. Структурировать информацию в таблицу

Метапредметные результаты образования:

Регулятивные – способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Познавательные – самостоятельное выделение цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний (составление сравнительной таблицы); рефлексия

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе; воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Оргмомент Цель этапа: включение учащихся в деятельность. Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Запись даты и темы урока     Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.   - работают в тетрадях, записывают дату и тему урока Настрой на позитивное начало урока (Л)  
2. Письменный опрос 5мин Дать развёрнутый (аргументированный) ответ на одиниз предложенных вопросов. 1. И.А. Гончаров: «Ум только тогда истинный и высокий ум, когда он ум и сердце вместе». Удалось автору объединить ум и сердце, т.е. создать идеальный образ? Ваше мнение? 2. Критик конца 20 века назвал Штольца «честным Чичиковым». Вот ещё авторитетное мнение – писателя А.П.Чехова (1889): «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия…» Видите ли вы в Андрее Штольце отрицательные черты? Слабости? 3. В последних главах романа Андрей Штольц признаётся Ольге: «Мы любим Обломова за то, что дороже всякого ума: честное, верное сердце…» Не значит ли это, что Андрей Штольц признаёт превосходство Обломова над собой? Работают в тетрадях Выполняют учебно-познавательные действия в письменной форме (П) Высказывают и обосновывают свою точку зрения (К) Формирование собственного отношения к герою (Л)
3. Цели и задачи урока. - Сформулируйте цели и задачи урока. 1. Сравнить два женских образа 2.Как раскрылся характер Обломова в этих взаимоотношениях? 3. Сверхзадача:о какой любви рассказал писатель И.А.Гончаров? Ответы уч-ся   Совершенствовать способность понимать, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления (П)
4. Новая тема 4.1. Первая учебная ситуация Этот прием испытания любовью   - Как будем сравнивать? По каким параметрам? Ответы уч-ся
параметры сравнения Ольга Агафья Тихоновна
1. Внешность 2. Социальное происхождение 3. Внутренний мир. Интересы 4. Как любит героиня? 5. Что дала герою эта любовь?    

 

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (П) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные пути её реализации (Р) Совершенствование навыков смыслового чтения в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации (К) Способность к организации собственной деятельности (Л)
4.2. Просмотр презентации. Ольга Ильинская     Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждения (П) Адекватно оценивать собственные знания; (Р) Умение строить монолог (К) Разобраться в своих чувствах, в своём отношении к герою (Л)
5. Обобщение Две женщины 1. Они различны. Антиподы. и вместе с тем   Сходство: 1. Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью. 2. Естественность, простота, отсутствие жеманства 3. Любовь к Обломову   Ответы учащихся Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждения (П) Адекватно оценивать собственные знания; (Р) Умение строить монолог (К) Разобраться в своих чувствах, в своём отношении к герою (Л)
Илья Ильич, что нового узнали? «Обломов» - это роман о человеке, постоянно борющемся с собой. На его пути постоянно возникают трудности: от смехотворных – встать или не встать с кровати, житейских – съезжать ли с квартиры, до общечеловеческих, философских – быть или не быть? Идти вперёд или остаться?   Ответы учащихся Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждения (П) Адекватно оценивать собственные знания; (Р) Умение строить монолог (К) Разобраться в своих чувствах, в своём отношении к герою (Л)
О какой любви рассказал Гончаров? а) Ольга – Илья Ильич любовь, требовательная, деятельная, любовь долг   б) Агафья – Обломов сродни материнской, уютная, домашняя, ничего не требующая   в) Штольц – Ольга любовь –уважение, товарищество, взаимопонимание Ответы учащихся Обобщение, построение рассуждения (П) Адекватно оценивать собственные знания; (Р) Умение строить монолог (К) Разобраться в своих чувствах, в своём отношении к герою (Л)  
6. Рефлексия Д/з Смысл романа? Смысл эпилога? Что такое обломовщина? Запись в дневниках  

 

Сравнительная таблица

параметры сравнения Ольга Ильинская Агафья Тихоновна Пшеницына
1. Внешность   ключевые слова «Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии.   …губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли.   …зоркий , бодрый взгляд …в темных, серо-голубых глаз светится мысль …Брови придавали особенную красоту глазам: русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.   шагая легко, почти неуловимо…» будто летела Устремлённость ввысь Мысль, грация ----- духовность   Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил.   В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость».   белая шея, ямочки на локтях… Земное начало – материальное (даже фамилия – Пшеницына) Они антиподы!
2. Социальное происхождение   Ей 20 лет. Дворянка. Воспитывалась у тётушки. Почему? Автор не объясняет. Она вообще нарисована вне быта. Получила прекрасное образование. Из мещан. Ей было лет тридцать. Она вдова. Двое детей.
3. Внутренний мир. Интересы   Любит книги и музыку. Поёт «Casta diva» Следит за новинками литературы, посещает музеи. Интересуется наукой. Её ум пытлив Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: “А читаете что-нибудь?”, она в ответ только “тупо посмотрела на него”. Её мир – кухня, дом
3. Характер В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». Самостоятельная, решительная, энергичная Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая. Трудолюбива, честна и добросовестна. Очень домашняя Несамостоятельна, во всём подчиняется брату
4. Как любит героиня?   Любовь – не страсть, а долг. Миссия по спасению уснувшего Ильи.: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову. Ее любовь эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины.   любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени.     Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения. Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя он вряд ли рассказывал о ней.   Ее чувство сродни материнской, охранительной любви.   Они антиподы! Любовь же Агафьи Матвеевны — это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки.    
5. Что дала герою эта любовь? Радость духовной жизни, духовной близости Радость движения   Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь.     Трудности дала! Среди испытаний, выпавших на долю героя, наиболее трудным оказалось испытание любовью: «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю её?»     На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: "Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности". Ну при каких еще обстоятельствах "чистое, верное сердце" Ильи Ильича смогло бы себя так проявить.   В ее доме на Выборгской стороне сбылись все мечты Обломова об Обломовке. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой.   Вернулся к своей натуре    
6. Кто из героинь ближе к идеалу? Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял в своих мечтах сам Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Но его утомляла беспокойная ее натура. Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии;   Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. Постепенно автор романа подводит нас к мысли, что именно в Агафье Матвеевне воплотился идеал женщины, о которой подсознательно мечтал Обломов: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре». Сказка и реальность, настоящее и прошлое смешиваются в полудремоте, и няня, которую видит во сне Обломов, указывает ему на Агафью Матвеевну со словами: «Милитриса Кирбитьевна!»
7. Как сложилась их жизнь после смерти Ильи Ильича? Счастлива ли Ольга со Штольцем? Вперёд, только вперёд по беспокойной дороге… Деятельность, труд… Пока Штольц заслуживает её любви, пока насыщает её пытливый ум и отвечает на её вопросы;   но сомнения уже закрадываются в душу Ольги, она впервые сталкивается с неясностью, теряет былую решительность, часто вспоминает об Обломове; не может осмыслить своей странной тоски (“Куда идти?”), да ведь нельзя постигнуть умом эту грусть!   Ольга и Штольц пришли к тому же, что и Обломов – дети, семья, дом, уют. Пшеницына после смерти Обломова живёт в постоянной молчаливой скорби, далеко от пошлости, суеты, лжи, которые составляют мир братца и невестки, живёт, ясно осознавая, что её жизнь “просияла”, что никогда не вернётся к ней радость.Тем больше ценит Агафья Матвеевна воспоминания — “теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно”. Сына Андрюшу отдаёт Штольцам, понимая, что он барчонок, здесь, в доме на Выборгской стороне ему не место.

 

5. Обобщение Две женщины 1. Они различны. Антиподы. и вместе с тем   Сходство: 1. Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью. 2. Естественность, простота, отсутствие жеманства 3. Любовь к Обломову      
Илья Ильич, что нового узнали? «Обломов» - это роман о человеке, постоянно борющемся с собой. На его пути постоянно возникают трудности: от смехотворных – встать или не встать с кровати, житейских – съезжать ли с квартиры, до общечеловеческих, философских – быть или не быть? Идти вперёд или остаться?      
О какой любви рассказал Гончаров? а) Ольга – Илья Ильич любовь, требовательная, деятельная, любовь долг   б) Агафья – Обломов сродни материнской, уютная, домашняя, ничего не требующая   в) Штольц – Ольга любовь –уважение, товарищество, взаимопонимание    

 

 

Роман И. А. Гончарова "Обломов" — классика русской литературы. В этом романе перед нами предстает два лика любви. Первый — любовь Обломова и Ольги, второй — любовь Штольца и Ольги. Как же они различны! Первое чувство — не успев расцвести — тут же завяло, второе — расцветает долго, но, распустившись и окрепнув, долго сохраняет всю свежесть молодости.

 

 





Читайте также:
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.028 с.