Современный этап развития прав граждан на образование




Следует отметить, что при неизменности конституционных норм система образования в настоящее время модернизируется. Одним из элементов подобной модернизации является введение Единого государственного экзамена. Для системы высшего профессионального образования также характерны определенные изменения, вызванные присоединением к Болонской декларации. Соответствующие изменения сводятся, в том числе к введению двухступенчатой системы обучения, включающей бакалавриат и магистратуру (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры).

Однако, сама норма ст. 43 Конституции РФ, характерной особенностью которой является то, что, в отличие от иных уровней (цензов) образования, послевузовское образование в ней не упоминается создает и возможность для злоупотреблений. Таким образом, провозглашаемый для других уровней образования принцип бесплатности при буквальном толковании нормы ст. 43 Конституции к послевузовскому образованию не относится. Указанный пробел устраняется п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», где закрепляется возможность получения на конкурсной основе бесплатного послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Между тем в условиях серьезного социального и материального расслоения современного российского общества, нестабильности российской правовой системы в сфере образования, нацеленности на ее реформирование, постоянного сокращения бюджетных мест подобного закрепления явно недостаточно. Поэтому не удивительно, что развивается и действует хорошо отлаженная система «покупки» ученых степеней, сочетаемая с устранением возможности получить послевузовское образование для граждан с низким доходом.

Для сравнения: право получения бесплатного образования на всех его ступенях в государственных учебных заведениях закрепляют Конституции Греции, Литовской Республики, Украины, Франции.

По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575). На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г. в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату). В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз - 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат).

Порядок итоговой аттестации (в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, это государственная итоговая аттестация) регулируется Федеральным законом от 09.02.2007 №17-ФЗ, который внес значительные изменения в Закон об образовании и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»*(581). Он законодательно устанавливает единый (с общими требованиями для всей страны) государственный экзамен (ЕГЭ) при окончании 11 классов школы. Документ о сдаче такого экзамена служит основанием для конкурсного поступления в государственное или муниципальное учреждение высшего образования или для поступления в частный вуз. 2007-2008 гг. - переходный период, когда в отдельных местностях выпускные экзамены в школах проходили по прежним требованиям, с 1 января 2009 г. ЕГЭ обязателен повсеместно. Родители учеников подавали иски в суды против введения ЕГЭ, но в 2009 г. Верховный Суд РФ признал его правомерным. Правда, в отношении лиц, закончивших школу в прежние годы, а также в отношении лиц, поступающих на заочные и вечерние отделения вузов, допускаются исключения. Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями как результаты вступительных испытаний по соответствующим предметам (т.е. сдавать экзамены по этим предметам при поступлении не нужно). Прием осуществляется на конкурсной основе по данным ЕГЭ. Для организации ЕГЭ создаются базы данных (федеральные и субъектов РФ) об участниках ЕГЭ и его результатах. Участник ЕГЭ имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в базе данных.

При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания. Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса.

Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.). Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад. Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

 

Заключение

Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

Модернизация российского образования предполагает, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».

Образование является важнейшим социальным институтом общества и государства, опыт деятельности которого накапливается с огромным трудом на протяжении жизни многих поколений. Сфера образования - это очень сложный, тонкий, и во многом инерционный механизм, без которого, однако, не может обойтись ни одно цивилизованное, высокоразвитое и сильное государство.

Подчеркнем, что законодательство в области образования достаточно серьезно и основательно разработано, что позволяет оптимистично смотреть на те процессы, которые происходят в русле модернизации российского образования.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данной формулировкой Европейская конвенция подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, вместе с тем Конвенция не конкретизирует уровень получения образования. Европейская конвенция обязывает государства-участники уважать право родителей давать своим детям образование не только со своими религиозными, но и философскими убеждениями и обеспечивать в соответствии с ними образование ребенка.

Конституция Российской Федерации (ст. 43) гарантирует каждому человеку общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Положения ст. 43 Конституции не только соответствуют международным стандартам в области образования, но и превосходят уровень его требований. Закрепление в Конституции бесплатности образования, несомненно, содействует его общедоступности. Конституция России обязывает обеспечить получение каждым человеком (будь он гражданином или иностранным подданным, лицом без гражданства или др.) основного общего образования. При этом родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение образования данного уровня своим детям. Признаваемое и гарантируемое Российской Конституцией право на образование детализируется в Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором содержатся основные нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Образование в России является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Закон «Об образовании» в рамках федеральной компетенции является законом прямого действия, который должен одинаково применяться на всей территории России. В части компетенции субъектов Федерации Законом определены установочные нормы, на основе которых субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

 

Список использованных источников:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Российская газета. №237. 25.12.1993.

2.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (в посл. редакции от 13.02.2009 №19-ФЗ).

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: 2007.

Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов - М.: Норма, 2007.

Богданова Н.А. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2008.

Гаврищук В.В. Права граждан России в области образования: государственные гарантии. Право и образование. - 2007.

Ильичев И.Е. О правовых основах сферы образования в Российской Федерации. - Право и образование. - 2007.

Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право. - М.: Норма, 2007.

9.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007. - 580 с.

Лазарева В.В. Конституционное право. - М.: Норма, 2008.

11.Конституционные права и свободы человека и гражданина в российской Федерации Под ред. О.И. Туинова. - М.: Норма, 2008.

Озеров В.А. Правовые основы образования в Российской Федерации. - Право и образование. - 2007. - №3.

Лазовский Л.Ш., Райнсберг Б.А. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. - М.: Инфра * М, 2007

14.Туинова О.И Конституционные права и свободы человека и гражданина в российской Федерации. - М.: Норма, 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: