ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7
Тема: Анатомия и физиология конечного мозга
Дата проведения занятия: ____________________ Оценка: ________________________
Цель занятия: Изучить строение и функции конечного мозга.
Оборудование: таблицы: «Нервная система», «Головной мозг», «Кора мозга», «Желудочки мозга», скелет человека, атлас С. Поклонской.
Студенты должны знать:
- Строение коры головного мозга, связь между собой;
- Функции мозолистого тела и базальных ядер (их значение в профессиональной деятельности медицинской сестры);
- Клинические проявления при повреждении базальных ядер;
- Функциональная организация коры больших полушарий;
- Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры, их роль в регуляции функций, связь со структурами ЦНС;
Студенты должны уметь:
- Объяснять строение и физиологию конечного мозга.
Практическая работа способствует формированиюследующих компетенций: ОК 1., ОК 2, ОК 3., ОК 4., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 2.1., ПК 3.1., ПК 3.2.
План занятия.
I. Входной контроль.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Оформление дневников.
V. Выходной контроль.
Ход занятия.
I Выполните тестовые задания, перейдя по ссылке, указанной преподавателем
II. Самостоятельная работа студентов.
Используя атласы, таблицы, влажные препараты разобрать строение конечного мозга. Закончить предложения.
Мозолистое тело имеет такое строение ____________________________________________________________________________
и выполняет такие функции _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Взаиморасположение белого и серого вещества в конечном мозге _____________________________________________________________________________
|
_____________________________________________________________________________
Назвать базальные ядра охарактеризовать их функции _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Кора головного мозга состоит из таких слоев клеток _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделать подписи к рисункам.
Рис 1. Головной мозг (сагиттальный разрез)
Рис 2. Извилины конечного мозга.
Определить функции коры мозга. Сделать подписи к рисунку.
Рис 3. Зоны коры головного мозга
№ | Зона коры | Функции |
Решить ситуационные задачи.
4.1. Мужчина 46 лет после ушиба затылочной области головы ослеп. Почему это произошло? Будет ли человек видеть после проведения хирургического вмешательства на глазах?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. В результате кровоизлияния больной потерял способность разговаривать, но слышит и понимает речь, прочитать и понять написанное может. Где очаг поражения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
4.3. Какие нарушения возникают в случае повреждения нижних участков постцентральной извилины слева? _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.4. Больной после ушиба затылочной области хорошо видит предметы, однако не способен узнать их и определить, что именно они собой представляют. Он потерял способность сравнить видимое в данный момент с имеющимся у него банком зрительных образов и идентифицировать его. Назовите данное патологическое состояние. Где локализуется поражение? Дайте анатомическое обоснование.
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.5. Лоботомия – хирургическое вмешательство, при котором лобный доли головного мозга отделяются от остальной части мозга. Данная операция была широко распространена в 40-х годах прошлого столетия и применялась для «лечения» психически больных людей. Объясните с физиологической точки зрения, какие функции регулируют лобные доли мозга? Какие эффекты возникали после такого вмешательства?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
Тема занятия: Анатомия и физиология вегетативной нервной системы.
Содержание:
- Классификация вегетативной нервной системы;
|
- Симпатическая НС, центральный и периферический отделы, эффекты;
- Парасимпатическая НС, центральный и периферический отделы, эффекты;
Литература: Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф. уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009 стр. 388-395