Список дополнительной литературы




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ТЕМА: ВОЛЯ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ознакомиться с подходами изучения и методами диагностики волевой регуляции, на примере которых закрепить теоретически представления и сформировать умения применения методов психологической помощи, развить профессиональный интерес к психике человека.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: ситуация диагностического обследования с сопоставлением волевой регуляции и лени.

ВОПРОСЫДЛЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ:

1. Разработка понятия воли в отечественной психологии.

2. Понятие воли и волевой регуляции деятельности (здесь и далее ̶ по В. К. Калину).

3. Воля как проблема самосубъектных отношений.

4. Система понятий теории волевой регуляции.

5. Способы волевой регуляции.

6. Волевые качества личности.

Список дополнительной литературы

1. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия: Автореферат к.пс. н. – М,1979.- 22с.

2. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. – Петербург., 1922, - 187 с.

3. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. – Челябинск, 1979.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. О природе человеческой воли / Ю.Б. Гиппенрейтер // Психологический журнал / Ред. А.Л. Журавлев. – 2005. – Том26 №3 май-июнь 2005. – с. 15-25.

5. Зябкина И.В. Нарушения волевой регуляции деятельности и их компенсация (на материале 2-х видов паталогии). Автореферат диссерт. кан. психол. наук. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова,1993, - 23 с.

6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.-М.,1998.

7. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001.

9. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб.: Питер, 2003.

10. Ильина М.Н., Ильин Е.П. Об одном из условий диагностирования силы нервной систему по возбуждению с помощью теппинг-теста // Психофизиологические особенности спортивной деятельности – Л., 1975. – С.183-186.

11. Калин В.К. Актуальные аспекты теории воли. с.120 // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. – Москва- Симферополь. 1986. - с.255

12. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности: автореферат дисс. д.пс.н., -Тбилиси, 1989. – 37 с.

13. Калин В.К. Воля, эмоции интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь, 1983.

14. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971. – 280 с.

15. Мерлин В.С. Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта. Автореферат д. пс. н. – Л.,1950. – 22с.

16. Прядеин В.П. Индивидуальные различия волевой активности и их типологические предпосылки.: Автореферат к.пс.н. – М., 1989. – 21 с.

17. Сахаров А.И. Воля в структуре характера личности: Автореферат к.пс.н. – К, 1986.- 16 с.

18. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. - № 4.

19. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения: воля, ее развитие и воспитание. / Рязанский пед. ин-т. – Рязань, 1992.- 576 с.

20. Щербаков Е.П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена. - Омск, 1990.- 255 с.

21. Эйдман Е.В. Волевая регуляция деятельности в условиях предельных физических напряжений: Автореферат к.пс.н. – М..1986. – 22 с.

22. Экспериментальное исследование волевой активности: Межвузовский сборник научных трудов.- Рязань.,1986.-134с.

ХОД РАБОТЫ

1. Проанализировать ниже представленные методы диагностики волевой сферы личности: какие компоненты волевой сферы личности и с помощью каких методов изучаются.

2. Выполнить задания следующих методик, написать заключение по результатам диагностики.

3. По результатам выполнения всех заданий делается общее заключение по следующей схеме: Цель, с кем, когда и что проводилось, поведение испытуемого во время обследования, его отношение к нему, полученные результаты в порядке поставленных заданий (самооценка волевой регуляции и степень развитости волевого усилия, самоидентификация с ленью и прокрастинация), общий вывод, рекомендации по оптимизации волевой сферы личности обследуемого.

ПЛАНОВО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЛАБОРАТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Воля ‒ способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. В качестве основных функций воли выделяют:

• выбор мотивов и целей,

• регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации,

• организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему,

• мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т. д.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с мотивами, познавательными и эмоциональными процессами.

Волевые свойства (качества) личности представляют собой устойчивые психические образования.

Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

В волевой активности мотивы выполняют двоякую функцию - направляющую и побудительную.

Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически. Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины головного мозга.

 

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции.

Материал и оборудование: тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана, бланк для ответов и ручка.

Процедура исследования

Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой.

Инструкция испытуемому. «Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (-).

Стимульный материал – текст опросника

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда «гну» свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

11. Я считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.

16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия,

даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Анализ результатов

Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13.

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции

Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-

Настойчивость: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+

Самообладание: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.

Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен.

Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы ‒ спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. Отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии и коррекции.

ЗАДАНИЕ 2. ИЗМЕРЕНИЕ ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ В СТАТИЧЕСКОЙ ПОЗЕ ПО А. И. ВЫСОЦКОМУ

Оборудование: секундомер, бланк протокола.

Инструкция: встаньте, подняв руки вверх. Стойте в этой позе пока не устанете. Когда устанете: 1) скажите об этом, 2) продолжайте стоять как можно дольше!!! 3) засеките время в минутах сколько еще простоите.

Бланк протокола

Время стояния до состояния усталости, мин Время стояния с состоянием усталости, мин
   

 

ЗАДАНИЕ 3. МЕТОДИКА РИСУНОЧНАЯ ПРОБА «МОЯ ЛЕНЬ» Д. А. БОГДАНОВОЙ, С.Т. ПОСОХОВОЙ

 

Оборудование: лист бумаги формата А 4, карандаш, ластик.

Инструкция: представь свою лень и нарисуй ее как можно лучше.

ДАЛЬШЕ ЧИТАТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Шкала индексам самоидентификации с ленью:

0 баллов – отсутствие от рисунка либо отказ от рисования,

1 балл – наличие элементов изображения, не представляющих цельного рисунка,

2 балла – аморфного изображения лени,

3 балла – наличие фигуры животного или атрибутов человеческой деятельности,

4 балла – наличие фигуры человека,

5 баллов – наличие подписи: «Я», полная самоидентификация с ленью

Индекс самоидентификации с ленью отражает степень осознанного отождествления себя с ленью или бессознательного избегания этого.

 

ЗАДАНИЕ 4. ШКАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ

К. ЛЭЯ

Инструкция: Для описания собственной личности люди могут использовать разные характеристики. Определите, пожалуйста, на сколько характерно, или не характерно для Вас каждое из следующих утверждений. Для этого используйте пятибалльную систему ответов. Поставьте номер утверждения и с правой стороны утверждения укажите балл, наилучшим образом характеризующий вас.

Три балла означает ответ «нейтрально» (утверждение никак вас не характеризует).

 

  1 балл - в высшей степени не характерно 2 балла - в умеренной степени не характерно 3 балла - нейтрально 4 балла - в умеренной степени характерно 5 баллов - в высшей степени характерно
1. Я часто берусь за выполнение заданий, которые планировал выполнить несколько дней назад.          
2. Я не выполняю заданий до тех пор, пока их не нужно сдавать.          
3. Когда я заканчиваю читать книгу, взятую в библиотеке, я сразу же возвращаю ее, вне зависимости от указанной даты возврата.          
5. Написанное мною письмо может лежать несколько дней, пока я его не отправлю          
4. Когда наступает время утреннего пробуждения, я чаще всего сразу же встаю с постели.          
6. Как правило, я своевременно делаю ответные телефонные звонки.          
7. Я редко выполняю вовремя даже те виды работ, которые требуют незначительных усилий, - просто сесть и сделать их.          
8. Я, как правило, принимаю решения, как можно скорее.          
9. Я, как правило, откладываю начало работы, которую нужно выполнить.          
10. Мне обычно приходится спешить, чтобы выполнить задание к нужному сроку.          
11. Когда я готовлюсь к выходу из дома, я редко спохватываюсь что-нибудь доделывать в последнюю минуту.          
12. Когда близится срок завершения работы, я часто впустую трачу время на другие вещи.          
13. Я предпочитаю заранее выходить на деловую встречу.          
14. Обычно я берусь за выполнение задания сразу после того, как оно было дано.          
15. Я часто выполняю задания раньше, чем это необходимо          
16. Я часто завершаю покупку подарков к дню рождения или Новому году в последнюю минуту.          
17. Даже важные вещи я часто покупаю в последнюю минуту.          
18. Я, как правило, выполняю все запланированные на день дела.          
19. Я постоянно говорю: «Я сделаю это завтра».          
20. Я обычно проверяю, все ли необходимое я сделал, до того, как вечером устроюсь отдохнуть.          

Обработка результатов.

Прямые утверждения: 1.2.5.7.9.10.12.16.17.19. = 38

Обратные утверждения: 3.4.6.8.11.13.14.15.18.20. = 36

Подсчитывается общий показатель студенческой академической прокрастинации, при этом баллы, поставленные в ответ респондентом на «обратные» утверждения, инвертируются, т. е. 5 баллов заменяется на 1 балл, 4 на 2 балла, и т.д.

Уровень прокрастинации определяется количественными показателями от 20 до 100: 20-45-низкий уровень прокрастинации; 46-60 - средний уровень; 61-100 - высокий уровень прокрастинации.

ОТЧЕТНО-ИТОГОВЫЙ ЭТАП

Отчет по лабораторной работе должен содержать:

1. Цель и задачи работы.

2. Описание используемых методов с указа­нием выделенных категорий и соответствующих им единиц поведения; формы и способа ведения протокола; способа обработки результатов.

3. Результаты тестирования.

4. Анализ и обсуждение результатов в порядке поставленных вопросов.

Вопросы для самопроверки:

1. Волевая регуляция и сила воли.

2. Безвольное поведение.

3. Возрастные изменения волевых качеств.

 


 

Средние значения по шкалам методик лабораторной работы

Descriptive Statistics (лаб воля) Valid N Mean Minimum Maximum Std.Dev.
Уровень волевой саморегуляции   12,06 2,00 22,00 4,76
Настойчивость   8,08 2,00 15,00 3,52
Самообладание   6,58 0,00 16,00 3,15
Время действия в норме   2,65 0,40 8,00 1,81
Время действия с волевым усилием   15,20 1,50 43,00 11,28
Уровень самоидентификации с ленью   3,36 2,00 5,00 0,86
Уровень прокрастинации   59,53 41,00 79,00 11,06
Волевое усилие   6,47 0,00 19,00 5,11

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: