О концепции модернизации российского образования (2001)




Современные отечественные концепции дошкольного воспитания

1.1. Общие концепции (разрабатываются в рамках реализации государственной политики Российской Федерации)

Сущность любой педагогической концепции определяется уровнем развития общества с его социальным заказом к образованию и предложением возможностей для его реализации.

Концепции можно разделить на 2 вида:

1) социально-ориентированные, в их основе – авторитарная система воспитания (например, Коммунистическая система воспитания);

2) личностно-ориентированные, связанные с гуманистической системой воспитания.

Характерные черты авторитарных концепций:

- ориентация на образование для всех детей по единой программе воспитания и обучения (стандартные для всех цели и содержание);

- ориентация на формирование заданного уровня академических знаний детей и формирование личности по единому эталону;

- достаточно выраженное управление процессом воспитания и обучения со стороны педагогов и руководителей ДОУ;

- наличие требований и распоряжений, регламентирующих деятельность и жизнь детей.

Характерные черты гуманистических концепций:

- ориентация процесса воспитания на развитие личности и формирование творческой индивидуальности, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, их положительных качеств и сторон развития;

- учет особенностей социальной и культурной среды, окружения;

- вовлечение детей в активную и сознательную деятельность, сочетание педагогического руководства с самодеятельностью и самостоятельностью воспитанников;

- взаимосвязь воспитания с жизнью и опытом воспитанников, жизнью общества;

- воспитание в коллективе и с помощью коллектива.

 

О концепции дошкольного воспитания

 

Концепция дошкольного воспитания была одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 года.

Она положила начало реформе дошкольного образования в России.

Это основополагающий документ, определяющий- цели дошкольного воспитания как ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования.

В нем сформулированы принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также провозглашена личностно-ориентированная модель дошкольного образования в Российской Федерации.

О национальной доктрине образования в Российской Федерации (2001)

 

Национальная доктрина образования в Российской Федерации – пример гуманистической концепции образования и воспитания. В связи с этим документом изменился подход к определению основных задач современного воспитания, среди которых стали называться следующие:

- обеспечение исторической преемственности поколений;

- сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

Воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культуры.

Кроме того, изменился подход к определению содержания процесса воспитания. Оно теперь должно выстраиваться как система базовых воспитательных процессов, таких как:

культурная идентификация;

социализация;

духовно-нравственное развитие личности;

индивидуализация.

О концепции модернизации российского образования (2001)

 

В данном документе отразился современный подход к постановке целей и определению результатов образования.

В концепции говорится, что современное качество образования должны определять ключевые компетенции.

Справочно:

Под компетенциями понимаются некоторые внутренние, потенциальные психические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека.

По И.А. Зимней – 5 ключевых социальных компетентностей:

- компетентность здоровьесбережения;

- компетентность гражданственности;

- компетентность социального взаимодействия с обществом;

- компетентность в общении;

- компетентность в информационных технологиях.

 

Опираясь на компетентностный подход, в концепции большое внимание уделено следующему: опыту самостоятельной деятельности и личной отве6тственности.

Воспитание ребенка сегодня как воспитание человека будущего должно предполагать формирование у него таких установок и качеств личности, которые помогут ему действовать в ситуации неопределенности – самостоятельно и творчески.

Значит, ему нужно будет действовать и мыслить нестандартно.

В связи с этим в России в конце XIX века большую актуальность приобрело такое направление в работе с дошкольниками, как развитие способностей, основанное на идее амплификации детского развития, а также на педагогике сотворчества, - как создание условий для формирования предпосылок к различным видам деятельности, развития интересов детей и раскрытия талантов в каждом ребенке.

Психолого-педагогическая теория амплификации детского развития была создана в конце 70-х годов XIX века Александром Владимировичем Запорожцем.

Амплификация - расширение, углубление тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста.

Согласно этой концепции оптимальные педагогические условия для развития личности ребенка создаются не путем форсированного сверхраннего обучения, преждевременного превращения дошкольника в школьника, а путем максимального обогащения содержания и способов осуществления специфически детских видов деятельности (игровой, изобразительной, общения и иных).

Развивающий эффект достигается, когда деятельность остается подлинно детской, самостоятельной.

Ведущей идеей современной системы образования становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости каждого ребенка.

 

Авторские концепции

 

В педагогической практике используются авторские концепции, углубляющие и дополняющие теоретические положения стратегических документов.

Их распределили в 4 базовые группы:

1) концепции социального воспитания, основанные на идеях системно-социального проектирования (А.В. Мудрик, С.А. Козлова и иные). Данная концепция видит цель воспитания детей в социализации, усвоении личностью социального опыта (пример – С.А.Козлова – автор концепции социального развития ребенка дошкольного возраста и программы «Я – человек»);

2) личностно-ориентированные культурологические концепции, основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Е.Ш. Ямбург и иные).

Личность в данных концепциях понимается как человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности.

В этих концепциях акцентируется роль педагога в процессе социального развития и воспитания детей дошкольного возраста и особое значение придается вхождению ребенка в национальную культуру, присвоению национальных и общечеловеческих ценностей;

3) общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания, основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем (И.А. Зимняя, В.А. Караковский и иные);

4) личностно-ориентированные концепции самоорганизации воспитания (С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: