Современные отечественные концепции дошкольного воспитания
1.1. Общие концепции (разрабатываются в рамках реализации государственной политики Российской Федерации)
Сущность любой педагогической концепции определяется уровнем развития общества с его социальным заказом к образованию и предложением возможностей для его реализации.
Концепции можно разделить на 2 вида:
1) социально-ориентированные, в их основе – авторитарная система воспитания (например, Коммунистическая система воспитания);
2) личностно-ориентированные, связанные с гуманистической системой воспитания.
Характерные черты авторитарных концепций:
- ориентация на образование для всех детей по единой программе воспитания и обучения (стандартные для всех цели и содержание);
- ориентация на формирование заданного уровня академических знаний детей и формирование личности по единому эталону;
- достаточно выраженное управление процессом воспитания и обучения со стороны педагогов и руководителей ДОУ;
- наличие требований и распоряжений, регламентирующих деятельность и жизнь детей.
Характерные черты гуманистических концепций:
- ориентация процесса воспитания на развитие личности и формирование творческой индивидуальности, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, их положительных качеств и сторон развития;
- учет особенностей социальной и культурной среды, окружения;
- вовлечение детей в активную и сознательную деятельность, сочетание педагогического руководства с самодеятельностью и самостоятельностью воспитанников;
- взаимосвязь воспитания с жизнью и опытом воспитанников, жизнью общества;
- воспитание в коллективе и с помощью коллектива.
О концепции дошкольного воспитания
Концепция дошкольного воспитания была одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 года.
Она положила начало реформе дошкольного образования в России.
Это основополагающий документ, определяющий- цели дошкольного воспитания как ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования.
В нем сформулированы принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также провозглашена личностно-ориентированная модель дошкольного образования в Российской Федерации.
О национальной доктрине образования в Российской Федерации (2001)
Национальная доктрина образования в Российской Федерации – пример гуманистической концепции образования и воспитания. В связи с этим документом изменился подход к определению основных задач современного воспитания, среди которых стали называться следующие:
- обеспечение исторической преемственности поколений;
- сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
Воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культуры.
Кроме того, изменился подход к определению содержания процесса воспитания. Оно теперь должно выстраиваться как система базовых воспитательных процессов, таких как:
культурная идентификация;
социализация;
духовно-нравственное развитие личности;
индивидуализация.
О концепции модернизации российского образования (2001)
В данном документе отразился современный подход к постановке целей и определению результатов образования.
В концепции говорится, что современное качество образования должны определять ключевые компетенции.
Справочно:
Под компетенциями понимаются некоторые внутренние, потенциальные психические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека.
По И.А. Зимней – 5 ключевых социальных компетентностей:
- компетентность здоровьесбережения;
- компетентность гражданственности;
- компетентность социального взаимодействия с обществом;
- компетентность в общении;
- компетентность в информационных технологиях.
Опираясь на компетентностный подход, в концепции большое внимание уделено следующему: опыту самостоятельной деятельности и личной отве6тственности.
Воспитание ребенка сегодня как воспитание человека будущего должно предполагать формирование у него таких установок и качеств личности, которые помогут ему действовать в ситуации неопределенности – самостоятельно и творчески.
Значит, ему нужно будет действовать и мыслить нестандартно.
В связи с этим в России в конце XIX века большую актуальность приобрело такое направление в работе с дошкольниками, как развитие способностей, основанное на идее амплификации детского развития, а также на педагогике сотворчества, - как создание условий для формирования предпосылок к различным видам деятельности, развития интересов детей и раскрытия талантов в каждом ребенке.
Психолого-педагогическая теория амплификации детского развития была создана в конце 70-х годов XIX века Александром Владимировичем Запорожцем.
Амплификация - расширение, углубление тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста.
Согласно этой концепции оптимальные педагогические условия для развития личности ребенка создаются не путем форсированного сверхраннего обучения, преждевременного превращения дошкольника в школьника, а путем максимального обогащения содержания и способов осуществления специфически детских видов деятельности (игровой, изобразительной, общения и иных).
Развивающий эффект достигается, когда деятельность остается подлинно детской, самостоятельной.
Ведущей идеей современной системы образования становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости каждого ребенка.
Авторские концепции
В педагогической практике используются авторские концепции, углубляющие и дополняющие теоретические положения стратегических документов.
Их распределили в 4 базовые группы:
1) концепции социального воспитания, основанные на идеях системно-социального проектирования (А.В. Мудрик, С.А. Козлова и иные). Данная концепция видит цель воспитания детей в социализации, усвоении личностью социального опыта (пример – С.А.Козлова – автор концепции социального развития ребенка дошкольного возраста и программы «Я – человек»);
2) личностно-ориентированные культурологические концепции, основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Е.Ш. Ямбург и иные).
Личность в данных концепциях понимается как человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности.
В этих концепциях акцентируется роль педагога в процессе социального развития и воспитания детей дошкольного возраста и особое значение придается вхождению ребенка в национальную культуру, присвоению национальных и общечеловеческих ценностей;
3) общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания, основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем (И.А. Зимняя, В.А. Караковский и иные);
4) личностно-ориентированные концепции самоорганизации воспитания (С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук).