Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 2 глава




Амардака. Орден шиваитских санньясинов, основанный Амардакой Тиртханатхой в Андхра-Прадеш (ок. 775 г.).

Амардака Тиртханатха. См.: Амардака.

Амбика. "Мать". Милостивая форма Богини, одно из центральных божеств рели­гии шактов наряду сДургой, Кали и Парвати. См.: Шакти.

Амман. "Мать". Обычно так называют Мариямман, "богиню оспы", защитницу от эпидемий и прочих волнений. Это очень популярная грамадэвата ("деревенское божество", божество данной местности). Существует много храмов Мариямман в Малайзии, на Маврикии и в сельских районах южной Индии. В тамильской традиции "Амман" часто прибавляется к именам различных богинь, например Кали Амман. Одним из отличительных признаков храмов грамадэват является то, что они не обслуживаются священниками- брахманами. См.: Шакти, шактизм.

амрита. "Бессмертие". Нектар божественного блаженства, который стекает из са-хасрара-чакры, когда йог входит в очень глубокие состояния медитации. От этого слова, по-видимому, происходит греческое amrotos, амброзия — пища или на­питок богов. Амброзия имеет точное ведическое соответствие — легендарный эликсир, называемый сома, один из центральных элементов в ведических ритуа­лах, в которых он почитается как божество,

амритатма(н). "Бессмертная душа". См.: атман, джива, пуруша, душа.

анава-мала. "Нечистота малости; ограничивающий принцип". Индивидуализиру­ющая завеса двойственности, которая обволакивает душу. Источник конечности и невежества, главнейшие узы из трех (анава, кама, майя), которые временно ограничивают душу. Анава-мала так же важна в агамической философии, как майя-авидья — в ведантической. Именно наличие анава-малы вызывает непони­мание природы Бога, души и мира, чувство отделенности от Бога и от вселенной. Анава заслоняет естественную мудрость, свет, единство и смирение души и поз­воляет проявляться духовному невежеству, эгоизму и гордости. Она присуща созревающей душе, как кожура — семени. Когда анава созревает, приходит ануг-раха, "милость", и анава отпадает. Анава — коренная мала и последние узы, которые требуется разорвать. См.: эволюция души, душа, мала.

анавопайя (анава-упайя). "Путь индивидуума". От слов ану (индивидуальное жи­вое существо) и упайя (метод). Важный термин философии кашмирского шива­изма, обозначающий все формы ритуальной, йогической и медитативной прак­тики, в которых основную активную роль играют постоянно предпринимаемые усилия самого индивидуума. В целом, анавопайя — это самый низший тип садха-ны. См.: упайя.

ананда. "Блаженство". Чистая радость, духовный экстаз божественного сознания или духовное переживание. В высшем смысле ананда представлена в знаменитом ведическом описании Бога: Сат-чит-ананда (Саччидананда), Бытие-Сознание-Блаженство — высший, божественный или сверхсознательный разум всех душ. См.: Саччидананда.

анандамайя-коша. "Тело блаженства". Тело души, погруженное в Шиву. См.: душа, коша.

 

ананда-тандава. "Неистовый танец блаженства". См.: Натараджа, тандава.

анахата-чакра. "Беззвучный центр". Сердечный центр. См.: чакра.

Анбе Сивамайям сатьяме Парасивам. В переводе с тамильского: "Бог Шива — это имманентная Любовь и трансцендентная Реальность". Исповедание веры, пре­дельно обобщающее вероучение монистической шайва-сиддханты. См.: испове­дание веры, Премайва Шивамайя сатьям эва Парашивах.

анга. "Часть; орган тела". Один из терминов вира-шиваизма, обозначающий инди­видуальную душу, находящуюся в единстве с Шивой как часть с целым. См.: вира-шиваизм.

Андаль. Известная вишнуитская святая из Тамилнада. Одна из альваров, жила в начале IX в. и сегодня считается одной из величайших бхакти -поэтесс южной Индии.

анджали-мудра. "Жест ладоней, сложенных в почтении". Также называется прана-ма-анджали ("молитвенный жест"). Жест, выражающий почтение, мольбу или просьбу, а также приветствие, при котором ладони сложены вместе и обращены пальцами вверх. Часто выполнение анджали-мудры сопровождается произнесе­нием слова намаскара ("поклон, почтение"). Анджали-мудрой на уровне груди принято приветствовать равных, на уровне "третьего глаза" — своего гуру, а над макушкой — Бога. См.: мудра, намаскара.

 

Андхра-Прадеш. Современный индийский штат, расположенный к северу от Та-милнада. Столица — Хайдарабад. Основной язык: телугу. Преобладающая форма индуизма: вишнуизм. Площадь: 106 тыс. кв. миль. Население: 54 млн. чел. Зна­менит своим известным вишнуитским храмом Тирупати.

анекавада. "Учение о не-одном". Философский и мистический плюрализм. См.: плюрализм.

анкуша. "Крюк; стрекало". Приспособление, с помощью которого погонщик руко­водит движениями слона. Символ силы бога Ганеши, устраняющего препятствия на пути преданных Богу и побуждающего их духовно развиваться.

аннамайя-коша. "Слой пищи; тело пищи". Физическое тело. См.: коша.

аннапрашана. "Кормление". Одно из ведических таинств (самскар). Сакрализован-ное первое кормление ребенка отдельной пищей (кашей и т. п.), а не молоком матери. Совершается в возрасте, когда у ребенка начинают прорезываться зубы. См.: самскара.

антарлока. "Внутренний, промежуточный мир". Астральный план. См.: лока.

антахкарана. "Внутренняя способность". Ментальная способность астрального тела (сукшма-шариры), охватывающая интеллект, инстинктивный ум и эго (буд-дхи, манас и ахамкару), являющиеся троичным выражением читты, сознания. В шайва-сиддханте читта иногда перечисляется среди таттв или считается час­тью таттвы на уровне пракрити.

антьешти. Погребальный обряд. Ритуальная кремация. См.: самскара.

ану (с церебральным "н"). "Атом; элементарная частица; индивидуальная душа". Индивидуальное живое существо. См.: джива, атман.

ану (с зубным "н"). Префикс, придающий значение "после, вблизи, под".

анубхава. "Восприятие; переживание; опыт". Личные переживания или впечатле­ния, не исходящие от памяти. Непосредственное переживание чего-либо.

ануграха-шакти. "Милостивая энергия". Милость откровения. Присущая Шиве сила просветления, благодаря которой душа освобождается от уз анавы, кармы и майи и в конечном итоге достигает освобождения, мокши. В частности, ануграха нисходит на душу при дикше (инициации) от садгуру. Ануграха приходит, когда анава-мала, ограничивающая оболочка, окружающая душу, достигает созревше­го состояния. См.: анава, милость, Натараджа.

анупайя. "He-метод". Термин кашмирского шиваизма, обозначающий спонтанную Самореализацию без использования какой-либо техники, практики или намерен­ного усилия. См.:упайя.

Апасмарапуруша (или Апасмара). "Забывчивая личность". В шиваитской иконог­рафии — человеческая фигурка, символизирующая невежественную и неосто­рожную душу, попираемая стопой Шивы, символизирующей милость сокрытия. См.: Натараджа.

АппайяДикшита (1554—1626). Философский гений южной Индии, который ста­рался примирить вишнуизм и шиваизм, проповедуя в своих трудах шиваитскую школу шива-адвайта и поддерживая другие школы своими блестящими резюме их философий. Наиболее известны его комментарии к учениям Шрикантхи. Аппайя Дикшита также создал руководство по шиваитскому храмовому ритуалу, которым пользуются и сегодня. См.: шива-адвайта.

 

Аппар. "Отец". Уважительное имя Тирунавукарасу (ок. 700 г.), одного из четырех тамильских святых -самаячарьев, который переобратил заблудных шиваитов, принявших джайнизм. Называя себя слугой слуг Бога, он составил величествен­ные гимны во славу Шивы, которые поют с почтением по сей день. См.: нальвар, наянар, шайва-сиддханта.

Араньяка. "Лесной трактат". Третий раздел каждой из четырех Вед. Тексты, содер­жащие эзотерическое, мистическое знание, в основном о внутреннем смысле и функциях ведической яджни, или огненных церемоний. См.: Веды.

арати. "Свет". Круговые движения лампады (обычно с гхи, камфарой или маслом), выполняемые перед святой личностью или храмовым божеством как кульмина­ция пуджи. Затем пламя предлагается преданным, и каждый из них проносит через пламя свою руку и подносит ее к глазам трижды, получая тем самым бла­гословение. Арати может выполняться как самая короткая форма пуджи. См.: арчана, пуджа.

Арбута-тиру-антади. Поэма из 100 стихов в честь Господа Шивы, сочиненная на тамильском языке святой Караиккал Аммаияр (V век). См.: наянар.

арджава. "Честность, прямодушие". Одна из добродетелей, которую необходимо развивать. См.: яма-нияма.

Арджуна. Герой Махабхараты и центральная фигура Бхагавад-гиты. См.: Бхагавад-гита.

Ардра-даршана. Десятидневный праздник, проводящийся близко к декабрьско-январскому полнолунию, в честь Шивы Натараджи. В знаменитом храме Чидам-барам в Тамилнаде Господа Натараджу, главное храмовое божество, выносят на улицу и провозят во главе огромной процессии на колеснице, которую тянут тысячи преданных. См.: даршана, Натараджа.

Ардханаринатешвара-стотрам. Краткий гимн на санскрите, воспевающий Шиву и Шакти, слившихся воедино в андрогинном образе Ардханаришвары, См.: Ар-дханаришвара.

Ардханаришвара. "Господь наполовину женского пола". Господь Шива в андро-гинной форме, мужского пола с правой стороны и женского — с левой, что сим­волизирует следующее: 1) Шива (как все махадэвы)не имеет пола; 2) Шива есть все и неотделим от Своей энергии, Шакти; 3) в Шиве ида- и пингала-нади (соот­ветственно, женский и мужской психические нервные токи) уравновешены так, что сушумна всегда активна. Медитатор, который уравновешивает их у себя пос­редством садханы и йоги, становится подобным Шиве. В единстве Ардханари­швары все противоположности примиряются; двойственность исчезает в едином источнике. Эта иконографическая форма представляет второе совершенство Шивы, Чистое Сознание (известное как Саччидананда или Парашакти). См.: кун-далини, нади, Шакти, Шива.

Аристотель. Древнегреческий философ, живший в 384—322 гг. до н. э. Оставил ощутимый след в метафизике, философии, этике, логике и юриспруденции. Уче­ник Платона.

 

артха. "Цель; выгода; смысл; польза". Одна из четырех ценностей (чатурартх), определяющих смысл человеческого существования. См.: дхарма, пурушартха.

Артхаведа. "Наука управления государством". Класс древних текстов, также назы­ваемых Нитишастрами, о политике, государстве и многом другом. Одна из Упа-вед Ригведы. Важнейшим текстом из этой группы является Артха-шастра Кау тилийи (ок. 300 г. до н. э.), в которой даются подробные наставления по всем сферам управления страной. В нем отражены воззрения кшатриев на общество и власть. См.: Упаведа.

арчана. 1) Особая, личная, пуджа, выполняемая храмовыми жрецами, которые повторяют имя, созвездие рождения и семейную линию преданного, чтобы он получил божественное руководство и благословение. 2) Пение имен Божества, центральная часть каждой пуджи. См.: пуджа.

Арунагиринатхар (ок. 1500 г.). Южноиндийский шиваитский поэт-святой. См.: Кандар-анубхути.

Арунейя-упанишад. Краткая Упанишада, рассматривающая вопросы санньясы. См.: санньяса.

арья. "Благородный; представитель ведической культуры". Русифицированное — ариец, арий. Приверженец Санатана Дхармы, "дваждырожденный", т. е. прошедший соответствующее посвящение, дающее право на изучение Вед и до­пуск к ведическим ритуалам и таинствам. В индуизме данный термин никогда не имел того расистского содержания, которое ему впоследствии придали некото­рые европейские ученые, а также идеологи нацизма, подразумевавшие под "арийцами" некий "нордический расовый тип". С точки же зрения ведического мировоззрения германские и прочие нацисты являются млеччхами ("варва­рами"), анарья ("не-арийцами") или дасью (термин, противоположный по своему значению понятию арья), поскольку они привержены не высокодуховной ведической культуре, а всевозможным неведическим (часто вовсе даже атеистическим и антигуманным) учениям и идеологиям. Таким образом, само слово арья имеет исключительно духовное, этическое значение и указывает не столько на расово-этнические признаки, сколько на сам факт принадлежности к Санатана Дхарме. Поэтому темнокожие тамилы, малаялам и др. южноазиатские народы, исповедующие индуизм, — арья, а не приобщенные к индуизму "нордические" североевропейцы — анарья. В исключительно духовном смысле слово арья применяли также Будда и Махавира, основатель джайнизма. Синонимами понятия арья являются слова санатани (последователь Санатана Дхармы), хинду (индуист) и двиджа ("дваждырожденный"). См.: индуист, Сана­тана Дхарма, хинду.

Арьяман. "Близкий друг; подбиратель пар; бог Солнца". Ведическое божество, оли­цетворяющее гостеприимство, домашнее хозяйство и жизнь грихастхов. Он ру­ководит брачными союзами и защищает традицию, обычаи и религию. Он также призывается в ходе шраддха- церемоний (связанных с похоронами и поминками).

асана. "Сидение; поза". В хатха-йоге асаны — это многочисленные позы, предпи­санные для балансировки и настройки тонких энергий ума и тела для подготовки к медитации и достижения здоровья и долголетия. Шивайя Субрамуниясвами разработал систему из 27 асан, которая, кроме этого, ослабляет гнетущие кармы, создающиеся при взаимодействии с другими людьми и известные под современ­ным названием "стресс". Его 27 асан выполняются медитативно, напоминают плавный танец и сопровождаются определенными визуализациями и пранаяма-ми. См.: хатха-йога.

аскетизм, (санскр. тапасья). Духовная практика подвижничества, предполагаю­щая половое воздержание, постничество, затворничество или отшельничество. Практикуется обычно монахами различных религий, а также теми, кто стремится обрести различные сиддхи — психофизические и духовные совершенства. Один из самых радикальных и наиболее эффективных способов садханы. Иногда аскетические обеты даются ради ублажения Божества или ради искупления грехов. См.: тапас, садхана.

 

Ассам. Современный индийский штат на северо-востоке страны, к югу от Бутана, почти отрезанный от остальной Индии территорией государства Бангладеш. Площадь: 30 млн. кв. миль; население: 21 млн. чел. В штате Ассам много привер­женцев шактизма и тантрических школ.

астейя. "Нестяжание; отказ от воровства". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.

астикья. "Вера в то, что Бог существует" (от санскритского астм, "есть; существу­ет"). Признание существования Бога, богов и демонов, вечной жизни освобож­денных душ и авторитета Вед и Агам. Приверженность Санатана Дхарме или какой-либо другой подлинно духовной религии. См.: шраддха, яма-нияма.

астральное тело. Тонкое, нефизическое тело (сукшма-шарира), в котором душа функционирует в астральном плане, внутреннем мире, называемом антарлока. Астральное тело включает в себя праническую оболочку (пранамайя-кошу), ин­стинктивно-интеллектуальную оболочку (маномайя-кошу) и познающую обо­лочку (виджнянамайя-кошу). См.: тонкое тело, коша, душа.

астральный план. Тонкий мир, или антарлока, охватывающий диапазон сознания от вишуддха-чакры в горле до патала-чакры в подошвах ног. Включает в себя: 1) высший астральный план (махарлоку, "план равновесия"); 2) средний астраль­ный план (сварлоку, "небесный план"); 3) низший астральный план (бхуварлоку, "план атмосферы") — противовес или тонкий двойник физического плана, со­стоящий из питрилоки и преталоки; 4) субастральный план (нарака, семь адских сфер, соответствующих семи чакрам ниже основания позвоночника). См.: лока, астральное тело.

асура. "Злой дух, демон". Противоположность суры, "бога", дэвы. Существо низ­шего астрального плана, нараки. Асуры могут взаимодействовать с физическим планом, вызывая большие и малые проблемы в жизни людей. Асуры развиваются и не находятся в этом состоянии вечно. См.: нарака.

атала. Чакра, расположенная ниже муладхары. Центр страха и вожделения. Соот­носится с первым низшим астральным миром, известным как пут, или атала. Это вход в один из семи адских миров. См.: чакра, лока, нарака.

ататтва. "Не-mammвa; вне существования; непознаваемое и неописуемое". Одно из обозначений трансцендентного Абсолюта, или Парашивы. Указывает на не­постижимую внутреннюю природу Бога, превосходящую собой все 36 таттв космического проявления. Это то, что лежит за пределами времени, звука, формы и пространства. Все таттвы исходят из ататтвы, или Парашивы. Для обыден­ного, мирского видения реальности Парашива как бы "не существует", но без Парашивы сам мир и его обитатели не могли бы существовать. Поэтому можно сказать, что сам мир нереален как нечто отдельное и самодостаточное в глазах Высшей Реальности, Парашивы. См.: формы не имеющий, таттва, пустота.

атеизм. "Безбожие". Отрицание всех религий и верований или вера в то, что Бог или боги не существуют. См.: чарвака, настика, материализм.

 

атман. "Душа; дыхание; принцип жизни и чувствования". Душа в целом — как духовное тело (анандамайя-коша) и его сущность (Парашакти и Парашива). Один из фундаментальных принципов индуизма: мы есть атман, а не физическое тело, эмоции, внешний ум или личность. В писаниях, однако, слово атман иногда относится к личности-эго, так что точное значение зависит от контекста. Атма-упанишад (1 — 3) описывает атман, или пурушу, как троичный: бахьятман (внешняя, или физическая, личность), антаратман (внутренняя личность, без физической формы, воспринимающая, мыслящая и познающая) и Параматман (трансцендентный внутренний "Я"-Бог). См.: Параматман, коша, душа.

атмартха-пуджа. "Поклонение ради блага собственной души". Индивидуальное поклонение у домашнего алтаря. См.: пуджа.

атма-сварупа. "Природа души; сущностная форма души". См.: атман, душа.

Атхарваведа. Атхарван — имя риши, который, по преданию, составил эту четвер­тую Веду. Атхарваведа состоит из 20 книг и 720 гимнов. Считается последней записанной Ведой и содержит в основном оригинальные гимны (а не репликации из Ригведы). Известна как Веда молитвы и обладает магическими чарами и притя­гательностью. Также содержит много напоминающих Агамы космологических пассажей, которые служат своего рода мостом между ранними ведическими гим­нами и формулами и метафизикой Упанишад. См.: Веды.

Атхарвашикха-упанишад. Одна из малых Упанишад, описывающая священный звук Аум. См.: Аум, Веды, Упанишады.

Аувайяр (ок. 200 г. до н. э.). Святая из Тамилнада, современница Святого Тирувал-лувара, преданная Господа Ганеши и Карттикейи, или Муругана, и одна из круп­нейших фигур в древнеиндийской литературе. Будучи девочкой, она молилась о том, чтобы ее красота исчезла и она могла не выходить замуж и посвятить всю свою жизнь Богу. Стала великой бхактой и написала ряд трудов по этике в форме афоризмов и четверостиший, в том числе такие известные, как Атти-чуди, Кон-рай-вентан, Улака-нити, Мутурай и Нальвали. По ее тамильскому букварю дети учатся и сегодня. Другая св. Аувайяр, возможно, жила приблизительно в седьмом веке.

Аум. Часто произносится и пишется как Ом. Мистический индуистский слог, поме­щаемый в начале большинства священных писаний. В качестве мантры он про­износится Ааумм. Аум символизирует Божественное и связан с Господом Гане-шей, так как его начальный звук аа вибрирует внутри муладхары, чакры в осно­вании позвоночника, на которой сидит этот бог. Второй звук этой мантры, до­лгое у, вибрирует в горловой и грудной чакрах, в области Господа Муругана, или Кумары. Третий звук, мм, вибрирует внутри черепных чакр, аджни и сахасрары, где царит Всевышний Бог. В Упанишадах объясняется, что Аум представляет весь мир в целом и его части в прошлом, настоящем и будущем. Его три буквы пред­ставляют три мира и энергии творения, сохранения и разрушения. Точка в сан­скритской записи слога Аум, называемая анусварой, представляет Беззвучный Звук, Паранаду. Именно из этой первичной вибрации исходит все проявленное. Аум — это первичная мантра (мула-мантра), поэтому она часто предшествует другим мантрам (например, "Аум Намах Шивайя"). Его можно безбоязненно использовать для пения и джапы каждому, независимо от религии. В обиходном употреблении в нескольких индийских языках аум означает "да" или "привет!" См.: нада, пранава, Ом.

аура. Светящееся цветное поле тонкой энергии внутри и вокруг человеческого тела, распространяющееся на три-семь футов. Цвета ауры постоянно изменяются в соответствии с состоянием сознания, мыслями, настроениями и эмоциями чело­века. Возвышенные, доброжелательные чувства дают яркие пастельные тона; низкие, негативные чувства — более темных цветов. Так "читают" ауру ясно­видящие. Общее состояние ауры зависит от уровня развития человека. У великих мистиков она очень яркая, а у инстинктивных людей — тусклая. На санскрите аура называется прабхамандала, "светящийся круг", или диптачакра, "колесо све­та".

Ауробиндо Гхош (1872— 1950). Выдающийся бенгальский писатель и поэт, фило­соф-пантеист и мистик-йог, широко известный как Шри Ауробиндо. Восприни­мал современный глобальный кризис как отмечающий начало переходного пери­ода от темной эпохи к более просветленной, когда индуизм будет играть преобла­дающую роль. Основал коммуну Ауровилль в Пондишерри, которая строится на принципах пурна-йоги (интегральной йоги) и много сделала для возрождения индуизма в нашем столетии.

ахамкара. "Чувство «я», личное эго". Ментальная способность индивидуализации; чувство двойственности и отдельности от других. Понятие о "я", "мне", "мое". Для ахамкары характерны отождествление себя с тел ом, стремление к своему лич­ному счастью, собственничество. См.: антахкарана, ум (индивидуальный).

ахимса. "Ненасилие". Непричинение вреда ничему живому ментально, эмоцио­нально или физически. Ахимса — первое и самое важное из этических пред­писаний (яма). Основная добродетель, от которой зависят все остальные. См.: яма-нияма.

ачара. "Путь; образ жизни; тип деятельности". 1) Обычай, традиция, правила пове­дения. 2) Определенная школа или традиция Санатана Дхармы. Например, шай-вачара, "путь шиваизма".

ачарья. Высоко уважаемый учитель. Мудрец, который сам практикует то, что про­поведует. Этот титул обычно присваивается в ходе соответствующей церемонии.

Ашвагхоша (ок. 800 г. до н. э. — 150 г. н. э.). Буддистский ученый, философ-панте­ист и один из величайших поэтов в истории Индии. Один из основоположников школы махаяна. См.: пантеизм.

Ашвины. Ведические герои, молодые красивые ловкие близнецы, олицетворяющие зарю, переход от тьмы к свету и от болезни к здоровью, а также двойственность, действующую в единении. Врачи богов, символ которых — мёд. См.: Веды, Ригведа.

ашрам(а). "Место стараний". От шрам, "напрягать силы". Отшельнический скит; резиденция и учебный центр какого-либо гуру, аскета или святой личности, часто с помещениями для учеников.

 

ашрама. Уклад жизни; название четырех стадий жизни. См.: ашрама-дхарма, садха-на.

ашрама-дхарма. "Законы укладов жизни". Способ жизни, при котором человек проходит через четыре жизненных стадии или уклада (ашрамы), что позволяет ему жить гармонично, развивать тело, эмоции и ум и вступать подготовленным в каждый из естественных циклов человеческой жизни. В индуизме приняты следующие четыре стадии: 1) Брахмачарья: ученичество, от 12 до 24 лет. 2) Гриха-стха: стадия домохозяина, от 24 до 48 лет. 3) Ванапрастха: стадия старейшины, от 48 до 72 лет. 4) Санньяса: религиозное отречение от мира, с 72 лет. Первые две ашрамы составляют путь в миру (npaвpummu-марга), отмечаемый силой желания и честолюбием. Последние две ашрамы (нивритти-марга) — это удаление от мира, отмечаемое интроспекцией и отречением. См.: дхарма.

ашта-аварана(м). "Восемь защит; восемь покровов". Восемь главных объектов веры и преданности для последователей вира -шиваизма и близких ему школ: гуру (учитель), Лингам (священный символ Шивы), джангама (монах-священник), ви-бхути (священный пепел), рудракша (четки из зерен растения Eleocarpus ganitrus), падодака (вода, которой омыты стопы гуру), прасада (предложенная Богу или учителю пища) и паньчакшара-махамантра ("Намах Шивайя"). Восемь аваран являются священными для всех шиваитов агамической традиции как главные проводники спасительной милости Шивы, Его ануграха-шакти. См.: вира-ши­ваизм.

 

аштанга-пранама. Поклонение, при совершении которого молящийся касается земли (или пола) восемью членами тела. См.: пранама.

аюрведа. "Наука о жизни". Холистическая система медицины и здорового образа жизни, родившаяся в древней Индии. Эта священная ведическая наука является Упаведой Атхарваведы. Трех главных древних корифеев в этой области, оставив­ших многочисленные тексты, звали Чарака, Сушрута и Вагбхата. К аюрведе отно­сятся многие сферы знания, в том числе: 1) чикитса, общая медицина, 2) шалья, хирургия, 3) дехавритти, физиология, 4) нидана, диагностика, 5) дравьявидья, фармакология, 6) агада-тантра, метод противоядий, 7) стри-тантра, гинеко­логия, 8) пашу-видья, ветеринария, 9) каумара-бхритья, педиатрия, 10) урдхванга, болезни органов головы, 11) бхута-видья, демонология, 12) расаяна, наука о то­низации и омоложении, 13) ваджикарана, половое омоложение. Сушрута (ок. 600 г. до н. э.) был одним из первых известных истории хирургов, но его "Сушру-та-самхиту" изучают по сей день. (Гиппократ, греческий отец медицины, жил двумя столетиями позже.) Целью аюрведы являются аюс, "долгая жизнь", и аро-гья, "отсутствие болезней", которое способствует продвижению к высшим духов­ным целям. Здоровье достигается сбалансированием энергий (особенно дош, те­лесных сред) на всех уровнях бытия, тонких и грубых, посредством бесчисленных методов, подбираемых в соответствии с конституцией, образом жизни и природ­ными качествами индивидуума. Сходные холистические медицинские системы распространены во многих культурах, особенно у китайцев, американских индей­цев и коренных африканцев. См.: доша.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: