Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 6 глава




Дипавали. "Ряд огней". Очень популярный семейно-общинный праздник, во вре­мя которого индуисты всех деноминаций зажигают масляные или электрические светильники и устраивают фейерверки, радостно празднуя победу добра над злом, света над тьмой. Это день индуистской солидарности, являющийся величайшим национальным праздником Индии. В некоторых странах, например в Непале, Малайзии, Сингапуре, Шри-Ланке, Тринидаде-и-Тобаго, это крупное межрелигиозное событие и национальный праздник. Празднуется в октябре-но­ябре.

дихотомия (греч.). Разделенность надвое, противоречие, двойственность, дуализм. На санскрите — двайта.

достижение. Приобретение чего-либо, реализация замысла или цели как результат приложенного усилия или ниспосланной свыше милости. Духовное достижение состоит, согласно учению шайва-сиддханты, прежде всего в реализации четырех целей и уровней достижения: салокья (обретение мира Бога, цель чарьи), самипья (близость к Богу, цель крии), сарупья (богоподобие, цель йоги) и саюджья (един­ство с Богом, цель джняны). См.: богореализация, самореализация, сиддха-йога, сиддхи.

 

доша. "Телесная жидкость; индивидуальная конституция". Три телесных среды, ко­торые, по учению аюрведы, регулируют тело, руководят его правильным функ­ционированием и определяют его уникальную конституцию. Это: вата (воздух), питта (огонь) и капха (вода). Вата базируется в кишечной области, питта в желудке, а капха — в области легких. Они управляют созданием, сохранением и растворением тканей тела. Вата — это метаболическая и нервная энергия. Пит­та — катаболическая, огненная энергия. Капха — анаболическая, питательная энергия. Три доши (тридоша) также порождают различные эмоции и соответст­вуют трем гунам, "качествам": саттве (покою) — вата, раджасу (активности) — питта и тамасу (инерции) — капха. См.: аюрведа.

дуализм. Учение о двойственности. См.: двайта-веданта, плюрализм, двойствен­ность.

Дурвасас. Великий мудрец (годы жизни неизвестны), который, по кашмирскому шиваитскому преданию, получил наказ Господа Шивы оживить знание Шайва-агам. Для этого он создал трех "умом-рожденных" сыновей — Трьямбака должен был распространять адвайту, Шринатха — учить монистическому теизму, а Амардака — дуализму.

Дурга. "Недостижимая" или "непостижимая". Форма Шакти в Ее одновременно милостивом и ужасающем аспекте. Обычно изображается десятирукой и восседа­ющей на льве. Ей, победительнице демонов, поклоняются во время ежегодного праздника, называемого Дурга Пуджа, который особенно популярен у бенгаль­цев. Дурге возносят молитвы о даровании силы, здоровья и удалении всего нечис­того. См.: Шакти, шактизм.

душа. Подлинная сущность человека, в отличие от тела, ума и эмоций. Душа — известная как атман или пуруша — имеет два аспекта: форму или тело души и собственно душу (хотя многие тексты употребляют слово душа только по отно­шению к внутренней сущности души). Сущность или ядро души: самое внутрен­нее и неизменное существо человека — Чистое Сознание (Парашакти или Сач-чидананда) и Абсолютная Реальность (Парашива). Эта сущность никогда не была создана, не изменяется и не эволюционирует и вечно тождественна совершенст­вам Бога Шивы — Парашакти и Парашиве. Тело души: анандамайя-коша ("обо­лочка блаженства"), или "причинное тело" (карана-шарира), или "тело света". Тело души, или духовное тело, обозначает проявленую природу души как инди­видуального существа — сияющую человекоподобную форму, состоящую из све­та. Это не тело в смысле оболочки или сосуда для чего-то еще. Духовное тело и есть сама душа. Это эманационное творение Бога Шивы, которому суждено однажды снова раствориться в Нем. Тело души развивается вместе с сознанием, становясь более и более утонченным. Жизненный опыт на всех планах сознания является "пищей для души", уроками, которые поднимают ее уровень разум­ности и божественной любви. Очень утонченные души, будь то воплощенные или в развоплощенном (аджива) состоянии, являются живым изобретательно-созидательным разумом и излучают свет и энергию. См.: атман, эволюция души, коша, Парашакти, Парашива, пуруша, Саччидананда.

Дхаммапада. Священная книга буддизма. См.: буддизм.

Дханурведа. "Наука стрельбы из лука". Класс древних текстов по военным искусст­вам. Учит концентрации, медитации, хатха-йоге и т. д. как составным частям военной науки. Упаведа Яджурведы. См.: Упаведа.

дхарана. "Концентрация". От корня дхри, "держать(ся)". См.: медитация, раджа-йога, шраддха-дхарана, йога.

дхарма. "То, на чем держится космос". От дхри, "держать". Дхарма — сложный термин с многими значениями: божественный закон, закон бытия, путь правед­ности, религия, обязанность, добродетель, справедливость, добро, истина. По су­ществу, дхарма есть правильное осуществление фундаментальной природы или предназначения. По отношению к душе, это образ поведения, наиболее благо­приятный для духовного продвижения, правильный и праведный путь. Есть че­тыре основных вида дхармы (чатур-дхарма). 1) Рита: "вселенский закон". Внут­ренний порядок космоса. Законы бытия и природы, которые содержат и конт­ролируют все формы, функции и процессы, от скоплений галактик до энергии мысли и восприятия. 2) Варна-дхарма: "закон своей группы". Социальные обя­занности. Варна означает "раса, племя, характер, общественный уклад и т. д.". Варна-дхарма определяет обязательства и ответственность индивидуума перед страной, социумом, общиной, классом, профессиональной группой и семьей. Важной частью этой дхармы является религиозный и моральный закон. 3) Ашра-ма-дхарма: "обязанности жизненных стадий". Человеческая дхарма. Естествен­ный процесс созревания от детства до старого возраста через выполнение обязанностей каждой из четырех стадий жизни — брахмачари (учащегося), грихастхи (домохозяина), ванапрастхи (старейшины) и санньясина (религиозного стран­ника) — и достижение четырех человеческих цел ей: дхармы (праведности), артхи (богатства), камы (удовольствия) и мокши (освобождения). 4) Свадхарма: "лич­ный закон". Совершенный образец индивидуальной жизни в соответствии с фи­зической, ментальной и эмоциональной природой человека. Свадхарма опреде­ляется суммой прошлых карм и кумулятивным эффектом других трех дхарм. Это индивидуальное приложение дхармы, зависящее от личной кармы, отражающей­ся в расе, общине, физических характеристиках, здоровье, интеллекте, способнос­тях и умениях, желаниях и склонностях, религии, сампрадайе, семье и гуру данно­го человека.

В рамках ашрама-дхармы особые обязанности мужчины и женщины соответ­ственно называются стри-дхарма и пуруша-дхарма. Пуруша-дхарма: "обязаннос­ти мужчины". Традиционные предписания по поведению и жизненной позиции мужчины, диктуемые духовной мудростью. Пуруша-дхарма характеризуется ли­дерством, целостностью, ориентацией на успех и заботой о семье. Женатый муж­чина должен работать в миру и поддерживать семью в максимальном возможном достатке. Стри-дхарма: "обязанности женщины". Характеризуются скромнос­тью, спокойной силой, набожностью, достоинством. Женщина незаменима как устроитель дома и воспитатель детей.

Частью варна-дхармы каждой личности является садхарана-дхарма — законы доброго поведения, применимые ко всем людям вне зависимости от возраста, пола или сословия. В Ману-шастрах упоминаются: дхайрья (стойкость), кшама (незлопамятность), дама (самоограничение), чаурьябхава (неприятие воровства), шауча (чистота), индрияниграха (контролирование чувств), дхи (высота духа), видья (ученость), сатья (правдивость), акродха (незлобивость). Писания также предлагают сходный список этических норм под названием саманья-дхарма, т. е. "общие обязанности". Они же отражены и расширены в ямах и ниямах, извест­нейшем списке "ограничений и предписаний" из йоги Патанджали.

Еще одно важное подразделение дхармы указывает на два пути в рамках инду­изма. Это грихастха-дхарма, путь семейного человека, и путь монаха, санньяса-дхарма. Грихастха-дхарма: обязанности и идеалы всех немонахов, состоящих и не состоящих в браке. Эта дхарма, которая охватывает большинство индуистов, на­чинается по завершении периода ученичества и длится до конца жизни. Саннь-яса-дхарма: идеалы, законы и правила для отрекшихся от мира монахов. Иногда называется ати-варнашрама-дхарма ("превосходящая все остальные дхармы"). См.: ашрама-дхарма, варна-дхарма.

дхарма личная (санскр. Свадхарма). Уникальный жизненный путь данного инди­видуума в соответствии с божественным законом. См.: дхарма.

дхармасабха. "Религиозное собрание; конгрегация". Церковь, религиозное общес­тво. Синоним — сангха.

Дхарма-шастра. "Книга религиозного закона". Этот термин может относиться ко всем или любому из многочисленных кодексов индуистского гражданского и об­щественного права, составленных различными авторами. Больше всего известны и уважаемы кодексы Ману и Яджнявалкьи, которые, как считается, были состав­лены еще ок. 600 г. до н. э. Дхарма-шастры, наряду с Aртха-шастрами, являются кодексами индуистского права, сопоставимыми с исламским Шариатом или иудейским Талмудом, которые служат руководством для царей, министров, целых юридических систем и правоохранительных органов. Эти духовно-парламентские кодексы отличаются от британского и американского права, которое отде­ляет религию от политики. (Современное британское право находится под влия­нием англиканской христианской мысли, а на американскую демократию оказы­вала и оказывает воздействие философия ее нехристианских, деистических осно­вателей.) Дхарма-шастры также говорят и о многом другом, например о тво­рении, посвящении, стадиях жизни, ежедневных ритуалах, обязанностях мужа и жены, кастах, изучении Вед, трансмиграции души и т. д. Дхарма-шастры являют­ся частью литературы смрити, входят в Кальпа-ведангум широко доступны сегод­ня на многих языках. См.: деизм, Ману-дхарма-шастра.

дхваджа. "Флаг; стяг". Одна из дета л ей индуистского храма, устанавливаемая обыч­но на пике храмового купола или на отдельном шесте (дхваджастамбхе) рядом с храмом. Развевающийся над храмом или во время религиозных процессий и це­ремоний флаг (как правило, оранжевого или красного цвета) символизирует тор­жество и победу Санатана Дхармы. См.: праздник, дхваджастамбха, храм.

дхваджастамбха. "Флагшток". На тамильском — кодимарам. В агамических хра­мах располагается обычно за ваханой того божества, кому посвящен храм. В ме­тафизическом смысле создает для храмового мурти некий дополнительный по­люс, позволяя поддерживать особое силовое поле в пространстве храма. См.: храм, дхваджа.

дхоти (хинди). Традиционная индийская одежда у мужчин. Тоже, что ветти. См.: ветти.

дхрити. "Стойкость". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма. дхьяна. "Медитация". См.: медитация, раджа-йога.

дэва. "Сияющий". Существо, живущее на высшем астральном плане, в тонком, нефизическом теле. Слово дэва также используется в писаниях для обозначения богов. См.: боги.

дэвадаси. "Рабыня божества; служительница божества". Храмовая танцовщица и певица, посвященная служению в индуистском храме с детского возраста посред­ством священного брака с божеством храма. Дэвадаси считались земными же­нами божества и в их обязанности входило его ублажение пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах и выполнением ритуального соития. Большин­ство дэвадаси были искусными танцовщицами и весьма образованными, являясь хранительницами многих видов классического индийского искусства и секретов "искусства любви". Впоследствии институт дэвадаси выродился (из-за злоупот­реблений храмового жречества и индусской аристократии) в "храмовую проституцию" и поэтому был запрещен правительством Индии. Европейцы на­зывали дэвадаси португальским словом "баядера".

дэвалока. "Мир богов". Синоним махарлоки, высшего астрального плана, которому соответствует анахата-чакра в тонком теле. См.: лока.

дэвамандира. "Обитель богов; божий дом". От корня манд, "стоять, размещаться". Индуистский храм, часто называемый просто мандирой. См.: храм.

дэванагари. Письменность, применяющаяся в санскрите, пракритах, хинди и маратхи. Возникла на основе североиндийской разновидности древнего письма брахми. Характерная особенность алфавита дэванагари — верхняя горизонтальная черта, соединяющая буквы. См.: санскрит.

Дэви. "Богиня". Имя-эпитет Шакти, Богини-Матери, особо часто используемое в шактизме. См.: Шакти, шактизм.

Дэви-Бхагавата-пурана. Вспомогательный текст шиваитских Пуран.

Дэви-гита. Двенадцать глав (с 29-й по 40-ю) из 7-й книги Шримад-Дэви-Бхагава-там,священного писания шактов. Посвящены внешнему поклонению Божеству с формой и медитации на Божество без формы.

Дэвикалоттара-агама. Версия Caрдxa-тришати-калоттара-агамы, вспомога­тельного текста Ватула-агамы. Также известна как Сканда-калоттара. Ее 350 стихов имеют форму диалога между Карттикейей и Шивой и касаются эзотерики мантр, посвящений, правильного знания, веры и поклонения Шиве. См.: Шайва-агамы.

Дэви-упанишад. Упанишада шактов, посвященная природе Богини и поклонению Ей. См.: шактизм.

 

Ж

жертвоприношение. См.: яджня, пуджа.

 

звук (санскр. шабда). Слышание Божественного является такой же духовной необ­ходимостью для верующего индуиста, как и видение (даршана) Божественного. Уши являются центрами многих нади, связанных с внутренними органами вос­приятия. Гуру могут, давая ученику инициацию, шептать ему на ухо, чтобы сти­мулировать эти центры и придать больший эффект своим наставлениям. Во вре­мя храмовой пуджи громко звонят колокольчики, звучат барабаны, раковины и трубы, чтобы пробудить поклоняющихся от рутинных состояний сознания. Ме­дитация на внутренний звук, называемая нада-анусандхана, является важной практикой йоги. Слушание Вед или других писаний — это процесс созерцатель­ный, мистический. Традиционная индийская музыка почитается как нектар Бо­жественного. См.: Аум, нада, сознание Шивы.

зло. В западных религиях зло часто рассматривают как моральное противостояние Богу. Эта сила — источник греха и присуща душе с момента зачатия. Для ин-дуистов же зло не является сознательной, темной силой, такой, как Сатана. Зло — не онтологическое, а ситуационное явление. Это значит, что оно коренится в относительных условиях, а не в предельной реальности. Зло (недоброкачествен­ность, испорченность) происходит от невежества (авидьи) и незрелости. Когда человек плохой или злой, он не борется с Богом, а Бог не судит его. Внутри каждой души, а не вне ее, пребывает принцип осуждения инстинктивно-интеллектуаль­ных действий. Бог, который вечно сострадателен, благословляет даже худшего из грешников, даже самого развращенного асуру, зная, что этот индивидуум однаж­ды выйдет из низшего сознания в свет любви и понимания. Творящий зло рас­сматривается в индуизме как молодая душа, которая не знает еще о ценности праведного мышления, речи и действия и не способна жить в этом мире, не запутываясь в сети майи. Индуизм учит, что существенного, неотъемлемого от природы вещей, изначального зла не существует и что истинная природа челове­ка — это божественность и добро.

 

И

ида-нади. "Успокаивающий канал". Женский психоэнергетический поток, теку­щий в тонком теле. См.: кундалини, нади, пингала, сукшма-шарира.

икона (от греч. eikon, "образ"). На санскрите — пратима, или мурти. Священное изображение Бога, божеств, духовных учителей, подвижников и святых. См.: мурти.

иллюзия. Восприятие или видение того, что кажется существующим, но на самом деле нереально, подобно иллюзии, создаваемой магом. Присущая Шиве тиробха-ва-шакти (тиродхана-шакти), "сила сокрытия, сила вуалирования", вызывает к существованию иллюзорное видение реальности. Это одно из проявлений божес­твенного могущества. См.: авидья, майя.

имманентный. Внутренне присущий, неотъемлемый; находящийся и действую­щий изнутри. Применительно к Богу означает "присутствующий во всех вещах и во всей вселенной, близкий, не стоящий в стороне".

Инда долина. Географический регион вдоль реки Инд на территории современного Пакистана, где в 1924 г. археологи обнаружили следы высокоразвитой цивили­зации, расцвет которой пришелся на период с 5-го по 1-е тысячелетие до н. э. Там, например, была найдена печать с изображением Шивы как Пашупати, По­велителя скота, сидящего в йогической позе. Происхождение и язык обитателей Индской цивилизации неизвестны. Однако некоторые ученые считают, что это были предки современных дравидских народов южной Индии. См.: Пашупати.

индивидуальная душа. На санскрите — атман, джива, ану. Термин указывает на уникальный характер души, проявившейся к существованию в процессе эмана­ции из Изначальной Души, т. е. Шивы. Индивидуальная душа подвержена про­цессу духовной эволюции до тех пор, пока она не реализует полностью свое сущ­ностное единство с Божественной Реальностью. См.: ану, атман, джива, душа, эволюция души.

Индра. "Правитель". Ведический бог дождя и грома, царь-воин среди дэвов.

индрия. "Орган чувств; действующий посредник". Пять функций органов восприя­тия (джнянендрий): слух (шротра), осязание (твак), зрение (чакшус), вкус (раса-на) и обоняние (гхрана), а также пять функций органов деятельности (кармен-дрий): речь (вак), хождение (пада), хватание (пани), выделение (пайю) и размно­жение (упастха). См.: коша, таттва, душа.

индуизм (хинду-дхарма). Также Санатана Дхарма, "вечная религия", и Вайдика Дхарма, "религия Вед". Древнейшая религия мира, имеющая около миллиарда последователей, преимущественно в Индии, охватывающая широкий спектр фи­лософий — от плюралистического теизма до абсолютного монизма. Индуизм — это семья бесчисленных религиозных систем, в которой четырьмя основными деноминациями являются: шиваизм, вишнуизм, шактизм и смартизм. Они при­держиваются настолько разных верований, что по праву считаются отдельными и независимыми религиями. Вместе с тем, они разделяют общее наследие культу­ры и веры — концепции кармы, дхармы, реинкарнации, всепроникающего Божес­тва; храмовое богослужение, возрастные ритуалы, традицию гуру-шишья; все они полагаются на Веды как на авторитетное писание. На богатой почве индуизма выросли различные другие традиции. Среди них — джайнизм, буддизм и сикхизм, которые отвергли Веды и поэтому стали совершенно отдельными религиями, по­терявшими всякую связь с индуизмом, хотя они до сих пор разделяют многие философские положения и культурные ценности со своей материнской религией.

индуист. Последователь индуизма. Традиционное название на санскрите — сана-тани, в ведические времена — арья, в настоящее время чаще используется тер­мин хинду. Устаревшее русское название — индус (не следует путать понятия "индус", т. е. "последователь индуизма; индиец-индуист (не мусульманин или сикх)", и "индиец", т. е. "житель Индии"). Приверженец индуизма, Санатана Дхармы. Традиционно индуистом считается человек, родившийся в индуистской семье, прошедший соответствующее посвящение (дикшу, или упанаяну) и воспитание, осознанно ведущий предписанный индуизмом образ жизни и верующий в ряд общеиндуистских положений веры (см. статью "Индуизм" в разделе "Истина одна, путей — много"). Индуистом автоматически становится и тот, кто, будучи рожденным в неиндуистской семье и стране, получает посвящение в традицию конкретной сампрадайи Санатана Дхармы от парампарического индуистского гуру и осознает себя индуистом. Вопреки заблуждениям ряда европейских индо­логов и религиоведов, основывающих свое суждение на практике отдельных ор­тодоксальных брахманистских (смартистских) школ, что "индуистом невозмож­но стать, им можно только родиться", большинство сампрадай индуизма допус­кают прозелитизм (хотя активное миссионерство в целом для индуистов нехарак­терно). Это подтверждают и индуистские священные писания, и сама история индуизма. Так, индуизм в разное время приняли целые изначально неиндуист­ские народности и племена Непала, Индии, стран Индокитая, Индонезии (где ныне индуизм сохранился лишь на острове Бали). В настоящее время индуизм активно распространяется в странах Европы и Америки. Приобщение киндуизму совершается обычно через церемонию намакарана-самскары, таинства имянаре­чения, проводимую священнослужителями и духовными учителями над теми, кто осознанно объявляет себя последователем индуизма и принят в члены ин­дуистской общины. См.: индуизм, сампрадайя, обращение в индуизм.

инициация ("посвящение", санскр. дикша). Действие или процесс, посредством ко­торого человек вводится учителем или наставником в новую сферу духовного знания и практики. Отмечает собой установление или углубление связи с учите­лем и его линией преемственности знания и обычно сопровождается ритуалом. Инициация, понимаемая как импульс пробуждения, может даваться прикосно­вением, словом, взглядом или мыслью. По мере созревания ученика он может получать более глубокие инициации, втягивающие его все дальше в духовное бытие. Большинство индуистских школ, и особенно шиваизм, учат, что просвет­ление достижимо только при условии инициации от садгуру. См.: дикша, шак-типат(а), гуру, садгуру, шишья.

инкарнация (лат.). "Воплощение". Процесс перехода души из одного тела в другое в ходе духовной эволюции. Инкарнация иногда понимается как синоним сан­скритского слова аватара ("сошествие; воплощение") и в этом случае обозначает акт принятия Божеством человеческой формы и саму эту форму. Бог нисходит на землю (или в другие миры) с целью восстановить устои дхармы или осуществить свои божественные игры (лилы). Учение об аватарах Высшего Бога не характер­но для большинства шиваитов, но играет важную роль в вишнуизме (вайш-навизме) и ряде других индуистских сект. См.: пунарджанма, аватара, вишнуизм.

инстинктивный. От латинского instinctus, "побуждение; влечение". Любые моти­вы, желания или импульсы, руководящие жизнью животного царства, а также физического и низшего астрального аспектов жизнедеятельности людей — на­пример, самосохранение, воспроизводство потомства, голод и жажда, равно как эмоции гордыни, ненависти, страха, вожделения, гнева и зависти. Первая ступень духовного развития заключается в обуздании этих диких склонностей и импуль­сов и преобразовании их энергии в более высокую, духовную энергию. См.: манас, ум, ум (три фазы), яма-нияма.

инстинктивный ум (санскр. манас, манас-читта). Низший ум, контролирую­щий все инстинкты и деятельность индрий, а также эмоции и все заурядные, недуховные помыслы. Соотносится с маномайя-кошей. См.: манас, маномайя-ко-ша, яма-нияма.

инструментальная причина (санскр. сахакари-карана). Космологически означа­ет непосредственно "техническое" творение. См.: причина.

интеллект (санскр. буддхи, буддхи-читта).Сила и способность понимать; сила мысли; развитый разум, способный к абстрактному мышлению и возвышению над инстинктивным умом. См.: буддхи, интеллектуальный ум.

интеллектуальный ум (санскр. буддхи-читта). Более высокая, нежели инстин­ктивный ум, фаза деятельности ума. Буддхи-читта — источник различающей мысли, чем превосходит инстинктивный ум с его обыденным, чисто импуль­сивным мыслительным процессом. Также соотносится с маномайя-кошей. См.: буддхи, маномайя-коша.

интроспекция (лат.). Погружение вовнутрь. Самонаблюдение, психологическое и духовное самоисследование. Изучение психических процессов (сознания, мыш­ления) самим переживающим эти процессы.

Ирайван (Ирейван). Одно из древних тамильских имен Бога Шивы, означающее "Почитаемый". См.: Святилище Санмарга.

ислам (мусульманство). Религия, основанная пророком Мухаммедом в Аравии около 625 г. н. э. Ислам требует полного подчинения себя Аллаху, Богу. Последо­ватели ислама, мусульмане ("покорные Богу"), следуют "пяти столпам" исламс­кой веры, записанным в их священной книге, Коране: вере в Аллаха; пятикратной ежедневной молитве с лицом, обращенным в сторону Мекки; раздаче милостыни; посту в месяц рамадан и паломничеству в Мекку. Ислам имеет около одного миллиарда последователей и является одной из самых быстрорастущих религий. Большинство мусульман проживают в странах Ближнего и Среднего Востока, в Пакистане, Африке, Китае, Индонезии, России и соседних с ними странах. См.: Коран, Мухаммед.

исповедание веры (санскр. дридхавачана). Положительное заявление или утверж­дение, регулярно повторяемое с концентрацией на его смысле и вызываемых им мыслеобразах. Часто используется для достижения желаемого результата. Испо­ведания веры распространены во многих религиях. Так, в исламе очень популярна шахада ("свидетельство") Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи ("Нет никакого божества, кроме Бога, а Мухаммед — посланник Бога"). Верующий должен прибегать к ней при всех торжественных обстоятельствах, а особенно при приближении смерти. Другое мусульманское исповедание веры, такбир, еще ко­роче: Аллах акбар ("Бог велик!").

Итихаса. "Так было". Эпическая история. Итихасами обычно называют Рамаяну и Махабхарату (частью которой являетсязнаменитая Бхагавад-гита). Иногда этот термин применяют и к Пуранам, особенно к Сканда-пуране и Бхагавата-пуране (Шримад-Бхагаватам). См.: Махабхарата, Пураны, Рамаяна, смрити.

иччха-ишкти. "Сила воли". Одна из трех изначальных сил, присущих Шиве, наряду с джняна-шакти и крия-шакти. См.: шакти, тришула.

Иша. "Господь, владыка всего; высший, командующий, царствующий". Иша и про­изводное от него Ишана — весьма древние имена Бога Шивы, встречающиеся в Ригведе.

Ишанагуру. Шиваитский брахман из секты каламукхов, который обучал молодого Басаванну, будущего реформатора вира -шиваизма.

Иша-упанишад(а). Последняя из 40 глав Ваджасанейи-самхиты Яджурведы. Корот­кое, крайне мистическое произведение. См.: Упанишад.

Ишвара. "Господь; Владыка". Всевышний Бог, или Бог как Личность. См.: Пара-мешвара.

Ишвapa-пуджана. "Почитание Господа". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: