Исследования чувственности.




В чем состоял переворот в гносеологии совершенный Кантом.

 

 

Кант был разнопрофильным ученым, занимаясь преподавательской деятельностью в университете он зачитывал лекции от метафизики до физической географии. Человека со столь разнообразными сферами интересов, не могла оставить равнодушным проблема истинности тех знаний, которыми он обладал. Еще, будучи студентом, Кант увлекся философией, а позже стал профессором метафизики (философии). Кант был ученым, а как любой ученый он желал получения наиболее точных и истинных данных об изучаемом им предмете. Одной из основных проблем философии является вопрос о границах человеческого познания. Проводя исследования по этому вопросу, Кант опирался на лучшие достижения гносеологии того времени и свой опыт ученого естествознания. Проведя исследования, Кант пришел к выводу, что познавательные способности человека каким – то образом определяют вещи. Данное утверждение, которое противоречило вроде – бы бесспорному суждению о том, что наши понятия о мире формируются вещами, произвело переворот в гносеологии (коперианский переворот, как его сам называл Кант). К этому Кант пришел путем анализа познания человеком мира. Изучению подверглись составляющие познание компоненты, такие как: чувственность, рассудок и разум.

Исследования чувственности.

Кант разделяет вещи на явления или феномены, то есть это те вещи которые человек может определять лишь с формальной стороны и которые могут быть даны ему в опыте. Другая категория это «вещи сами по себе» - то есть непознаваемые вещи. Эти вещи человек не может формировать сами по себе, их до-опытное познание невозможно, а в опыте они не проявляются. То есть эта та суть вещи, до которой нельзя «докапаться», даже если человек будет использовать все свои познавательные возможности. Что же касается «явлений», то есть вещей, которые могут познаваться людьми уже на сенсорном (чувственном) уровне, то здесь познавательный процесс предстает не как отражение или копирование явлений внешнего мира, а как их воспроизведение и реконструкция в формах человеческой активности. Информация идущая от внешнего мира, пробуждает внутреннюю активность человека, которая определяет как начало чувственного познания, так и его ход. Кант определяет чувственное познание как двусторонний процесс, где происходит взаимодействие двух миров – внешнего и внутреннего. Субъект, познающий внешний мир уже обладает самодеятельным и самодостаточным существованием для того, чтобы реагировать на внешние воздействия избирательно, защищая свои органы чувств от бесчисленного потока информации и обращаясь к нему только тогда, когда в этом возникает внутренняя необходимость. Таким образом, можно смотреть на предметы внешнего мира и многого не видеть, не понимать, не обретать знания, так как для этого не будет соответствующей установки или мотивация. Возможно благодаря этому механизму, человек может сконцентрироваться на тех полезных в данной обстановке свойствах предмета, которые ему необходимы для решения непосредственно стоящих перед ним задач. Информация, которая познается субъектом уже носит отпечаток воли этого субъекта. То есть человек воспринимая внешние воздействия накладывает на них печать своей воли, придает им необходимый для познания и объяснения вид. Уже на уровне чувственности преодолевается хаотичность поступающего из внешнего мира материала, производится его упорядочение и организация: размещение в определенном пространстве и времени. Пространственно – временные отношения это свойства объективного бытия вещей, они не могут быть поняты вне и помимо активной внутренней деятельности субъекта. Пространство есть форма «внешнего чувства», а время внутреннего. Внутреннее чувство связано с внешним и невозможно без него. Воспринимать последовательность наших внутренних состояний (мыслей, желаний, ощущений), возможно, лишь соотнося их с неизменным фоном, а именно с предметами в пространстве, материей. Внешнее чувство не может функционировать без внутреннего, так как постоянство пространственных объектов, существование их частей и последовательность их изменений непостижимы без временных характеристик. Отсутствие у субъекта способности располагать образы предметов внешнего мира в пространстве и времени – означало бы его неспособность не только к познанию но и вообще к жизни. По Канту эта способность формируется в результате созерцания объективного бытия в его целостности и всеобщности. Данная способность является до-опытной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: