Исследование рассудочной деятельности.




Рассудок есть способность мыслить объекты и оперировать ими по определенным правилам логики[1]. Рассудочную деятельность И.Кант определяет как относительно независимую от чувственных органов и самодостаточную в познавательном отношении. Рассудок самостоятельно способен производить представление, выходя за границы всего того, что непосредственно влияет на органы чувств. Эта способность рассудка значительно увеличивает познавательные возможности человека. Одним из проявлений рассудка является способность составлять суждения. Мыслительная деятельность «вращается» вокруг суждений и оперирует ими всесторонним образом. Из проведения логических операций над суждениями возникают категории. Суждение невозможно без общих понятий. Любое общее понятие, содержит в себе правила, по которым можно определить подходит ли тот или иной предмет под данное понятие или нет. Данные общие правила возникают из категорий. Например, возьмем общее понятие море. Морем, как «правило», называется горьковатая вода (категория), которая покрывает значительные площади (категория). Если передо мной вода, конца которой не видно за горизонтом, то она имеет большую площадь (суждение), если попробовать эту воду на вкус, то она окажется горькой (суждение). В данном примере показана конструктивная роль рассудка, выражающаяся здесь в способности синтезировать представления в различные целостности и при этом извлекать из таких операций новое знание. Эта способность может быть репродуктивной (воспроизводящей то, что уже имело место) и продуктивной, творческой (создающей то, чего еще не было). Например, художник, обладающий повышенной чувствительностью, может увидеть в каком либо предмете материального мира, что – то, что не заметно другим людям. При этом художник познал новое знание, мотивом для познания которого (поскольку простое восприятие какого либо образа и получение от этого удовольствия не познание) – является передача полученного им знания другим людям. Для того, чтобы передать свое новое знание о вещи другим людям, творец (художник) создает картину, на которой пытается сделать свое знание доступным для познания другими людьми. При этом художник для активизации познавательного процесса использует рассудочные и чувственные аспекты познания. Например, если художник хочет передать свое знание (понимание) какого – либо жизненного процесса, скажем охоты, то для этого творец может использовать различную гамму цветов краски, для чувственного восприятия, показывая эмоциональное состояние героев, художник заставляет зрителя более активно подключать рассудочную деятельность, мышление (вцепившейся в добычу охотничий пес – боль добычи, злоба пса и т.п.). При этом художник подводит постепенно зрителя к своему знанию, к своему восприятию жизненной вещи. Мастерство художника проявляется так же в точной передачи своего состояния, если им, например, будет неправильно выбрана цветовая гамма или эмоциональное состояние героев, то ему не удастся передать в точности того знания, которое он получил. Поскольку чувственное и рациональное познание используются не по отдельности, а взаимодополняют друг – друга и неправильное восприятие в одной из этих сфер познания может привести к искажению в другой.

Разум.

Основное отличие разума от рассудка в том, что рассудок создает суждения опираясь на опыт, а разум создает такие понятия, которые выходят за пределы опыта и охватывают целостности, по отношению к которым какой – либо исчерпывающий опыт не возможен. Или, по другому, рассудок занят конечным и определенным, а разум обращен к всеобщему и универсальному. Это одно из специфических свойства разума – его обращенность к всеобщему и оперирование универсальными понятиями. Что определяют его роль в познании: разум обладает высшей способностью к обобщению и синтезу, способен объединять противоположное и противоречивое, воплощая целостность мышления. Самой полезной и важной для человека способностью разума кант считает способность конструирования идеи. Идея - это умозрительное построение, которое выражает предельную сущность какого – либо реального явления[2]. Идея приобретает вид современной модели (всеобщего образца), поднимающегося над всей совокупностью условий ее существования. Она выполняет объединяющую и системообразующую функции в познании. Конструирование подобных идей-прообразов любого явления реальной жизни придает человеческому отношению к ней необходимую организованность, смысловую направленность и целесообразность. Именно разумная деятельность человека определяет его собственный независимый от природы путь цивилизованного развития. Идеи, которые выработаны разумом и имеют предельное сущностное содержание Кант называет трансцендентальными (сверх-опытными по отношению к которым любой опыт оказывается недостаточным). Кант различает три вида трансцендентальных идей:

Психологические, охватывающие внутренний мир человека;

Космологические, обращенные к миру явлений (макрокосмосу) и определяющие место человека и возможности его развития в природном процессе;

Теологические, занятые проблемами целесообразного единства человека и природы, материального и идеального. По Канту граница разума останавливается на Боге, который предстает как основание всех оснований.

В космологической сфере границы познавательных возможностей разума, ограничиваются противоречиями предельного порядка, называемыми им антимониями. Кант объясняет антимонию тем, что при приложении разума к миру опыта неизбежно возникает противоречие, поскольку разум направлен на изучение «вещи в себе». Данные противоречия объясняются невозможностью познания «вещи в себе» но постоянным стремлением человека познать их используя свои возможности. Примером антимонии может служить конечность и бесконечность вселенной: вселенная бесконечна – но возникла из взрыва и имеет конечную скорость распространения, а значит, она не бесконечна и т.п.

Кант стал основателем классической немецкой философии, сумев подобно художнику, нарисовать картину мира с помощью теории познания, и передав то знание, которое он сумел познать. В основе этого знания лежит тезис о том, что познавательные способности человека определяют вещи. Данный тезис проходит через весь анализ познавательных возможностей человека произведенный Кантом. Переворот, произведенный теорией познания Канта, открыл новый этап в развитии философии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: