РЕЙТИНГОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «РИСК»




 

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Рейтингово-информационная система контроля (РИСК) является составной частью многоуровневого высшего профессионального образования на базе новейших технологий обучения, активизирующих самостоятельное творческое мышление студентов и стимулирующих рост профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава [33 ].

Система РИСК предполагает внедрение в учебный процесс для контроля знаний и оценки качества подготовки студентов тестовых систем (ТС),тестовых обучающих систем (ТОС) или тестов (Т).

Применение данной системы в учебном процессе позволяет:

· существенно повысить эффективность самостоятельной работы студентов, ее ритмичность в течении семестра;

· получить более точную и объективную оценку знаний студентов в процессе обучения;

· ранжировать студентов по уровню знаний в группе, на курсе, в вузе и определить их дальнейший путь обучения:

· повысить эффективность работы преподавателей:

· более эффективно использовать материальные стимулы для активизации работы преподавателей и студентов.

Основную роль в системе играет принцип состязательности в процессе обучения, который базируется на основном показателе - индивидуальном обобщенном балле - рейтинге студента, являющимся комплексной мерой оценки качества подготовки специалиста (компетенции). Рейтинг инвариантен к учебным дисциплинам, он вычисляется регулярно после каждой очередной процедуры контроля знаний, умений и навыков, их компетенции.

Рейтинг студента, рейтинг студенческого коллектива (группы, специальности, курса, факультета), динамика их изменения открывает широкие возможности для мотивации обучения, побуждая студентов на систематическую ритмичную работу. С рейтингом связаны разнообразные меры материального и морального стимулирования студентов. Он является основанием для зачисления их на последующие ступени образования, перевода на индивидуальный план обучения, распределения на работу и др.

 

3.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫРЕЙТИНГОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ«РИСК»

Основными принципами системы РИСК являются:

· принцип активизации студента в учебном процессе. Он предусматривает перенос центра тяжести в изучении учебной дисциплины на самостоятельную работу студента, индивидуальную оценку результатов его работы в виде обобщенного суммарного балла - рейтинга;

· принцип ориентации на развитие творческого мышления. Процесс обучения направлен на развитие способностей постановки новых проблем и поиска их решения, на постижение истины через постановку и решение какой-либо практической или теоретической задачи;

· принцип стимуляции профессионального мастерства преподавателей. Оценка деятельности преподавателя ставится в прямую зависимость от качества конечного продукта педагогической деятельности - уровня знаний студентов и способности практически применять знания при решении творческих задач. Заинтересованность в создании качественных методических и программно-технических средств обучения, стремление к поиску эффективных методов обучения поддерживается в системе возможностью высвобождения времени преподавателя для самообразования, дифференцированием оплаты труда, дополнительными мерами поощрения.

· принцип демократизации процесса обучения. Достигается гласностью результатов всех процедур контроля, возможностью выбора уровня подготовки, а также оценки качества преподавания путем проведения регулярных опросов общественного мнения.

 

3.3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫСИСТЕМЫ

 

Общая схема организации учебного процесса в системе РИСК показана на рис.1.

 

Подготовка бакалавров (4 года)   ГЭ1     Þ Подготовка специалистов, магистров (1-2 года)   ГЭ2   Þ   ДП
  Комплексы дисциплин í   ГСЭ ЕН ОПД   Комплексы дисциплин í ГСЭ ЕН ОПД СД ДВО
                     

 

Условные обозначения: ГСЭ - цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин; ЕН - цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин; ОПД - цикл общепрофессиональных дисциплин; СД - цикл специальных дисциплин; ДВО - дополнительные виды обучения; ГЭ1, ГЭ2 - государственные экзамены; ДП - дипломное проектирование.

Элементами комплекса учебных дисциплин является самостоятельные структурные единицы-модули, усвоение которых требует знания теоретического материала и овладения практическими навыками. Количество модулей зависит от объема курса и его сложности. Каждый модуль оформляется и обеспечивается необходимыми методическими материалами. К ним относится:

1) рабочая программа на учебную дисциплину;

2) пакет тестовых вопросов на знание «языка дисциплины» - понятий, определений, формулировок законов и пр. (тестовые вопросы первого уровня);

3) пакет типовых стандартных задач (упражнений), требующих активного владения материалом (тестовые вопросы второго уровня;)

4) пакет творческих заданий более высокого уровня сложности, содержащих теоретические вопросы, связанные с выполнением курсовых проектов, расчетно-графических работ и т.д.(тестовые вопросы третьего уровня);

5) краткий конспект(тезисы лекций).

По решению кафедры состав методических материалов может быть дополнен соответствующими разработками. Набор этих материалов выдается студентам перед началом изучения дисциплины.

Собственно учебный процесс организован в форме последовательного продвижения по типовым модулям обучения с правом выбора вопросов и задач из постоянно обновляемого пакета тестовых заданий.

При этом студенту предлагается выполнить в процессе обучения две программы: обязательную, определяемую составом типовых модулей обучения, и произвольную, формируемую индивидуально для студента. Например, можно выделить базовый курс высшей математики в объеме 50 часов учебного плана и 10 спецглав высшей математики в объеме 10% часов учебного плана каждая. В этом случае студент обязан выбрать 5 из 10 спецглав для изучения. Выбор должен быть согласован с заведующим кафедры. Этим студент и будет формировать частично свою произвольную программу обучения. Аналогично можно формировать произвольную программу и по другим дисциплинам. В процедурах рубежного контроля и экзаменов студенты должны иметь возможность выбора вопросов и заданий из фиксированного списка.

В системе РИСК вводятся две параллельные цепочки оценки результатов обучения:

1) определение по соответствующей дисциплине путем суммирования с некоторыми весовыми коэффициентами оценок по всем контрольным испытаниям (посещаемость, выполнение графика самостоятельной работы студентов (СРС), тестовый опрос), т.е. формирование интегральной оценки, так называемого суммарного индекса (СИ), и последующего пересчета этого индекса с помощью ЭВМ в окончательную оценку в общепринятой четырехбалльной или двухбалльной (для зачетов шкалы). Окончательная оценка выставляется студенту в зачетную книжку по каждой учебной дисциплине в конце семестра. Эти оценки служат основание для продолжения обучения в вузе в рамках одной ступени обучения, а также для получения стипендии в соответствии с действующими инструкциями;

2) определение рейтинга (показателя класса), характеризующего качество подготовки студента и являющегося обобщенным показателем его успеваемости. Рейтинг для каждого студента вычисляется с помощью ЭВМ трижды в семестр в течении всего периода обучения. Он служит основанием для конкурсного зачисления на последующие ступени образования и для распределения студентов на работу после окончания обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: