МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

Кафедра русского языка

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

МОДУЛЬ

ускоренная форма обучения

подисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант №

 

студента группы

 

Зачетная книжка №

 

 

Сдано:

Проверено:

 

Донецк – 2020

 

Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется на листах бумаги формата А-4 в рукописном виде.

Писать работу следует с одной стороны листа, оставляя поля справа, слева, вверху и внизу по 2 см.

Титульная страница может быть выполнена в рукописном или в печатном виде.

Упражнения следует выполнять последовательно, начиная с первого. Необходимо переписать формулировки заданий и далее следует письменно выполнять упражнения (без переписывания текста задания, данного в варианте).

Для задания 8 – написание реферата сделать ксерокопию двух страниц текста (4000 знаков) из учебника, связанного с будущей специальностью студента или по общетехническим дисциплинам. На ксерокопии текста следует указать выходные данные издания, откуда был взят текст (автор, название, место и год издания, название издательства, количество страниц).

Например: Аладьев В. З. Вычислительные задачи на персональном компьютере / В. З. Аладьев. – К.: Техника, 1991. – 245 с.

Ксерокопия текста для реферирования прилагается к контрольной работе.

После заданий прилагается список литературы, которой студент пользовался при выполнении контрольной работы.

Сдавать выполненную и соответствующим образом оформленную контрольную работу необходимо ст. лаборанту кафедры русского и украинского языков. (3-й корпус ДонНТУ, 5-й этаж, ауд. 502 или 503)

О результатах проверки работы можно узнать лично или позвонив

(тел.: (062) 301-03-64) и сообщив номер работы или фамилию.

ВАРИАНТ № 1

 

Задание 1. Спишите, исправив предложения.

В каких случаях можно использовать слова «огласить» и «озвучить»?

Выявите значение этих слов по словарю.

Сейчас я озвучу Указ царя.

Оглашу указ царя.

Фильм озвучен на студии «Союз».

Наконец-то премьер-министр Медведев озвучил состав нового правительства.

Его пригласили на студию огласить ржанье лошадей и лай собаки.

 

Задание 2. Выявите речевую избыточность. Запишите исправленный вариант предложения.

Мы с Михаилом Ивановичем коллеги по профессии.

Приятно порадовать ветеранов бесплатными подарками от руководства предприятия.

Основная и главная мысль моего сочинения – любовь к Родине.

Задание 3. Исправьте ошибки в употреблении прилагательных. Запишите правильный вариант и объясните его.

1. Нет ничего более худшего, чем непрофессионализм.

2. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

3. Следует тщательно изучить опыт бригад, получивших самый наивысший в этом году урожай овощей.

 

Задание 4. Найдите не менее 6 ошибок в следующей докладной записке Отредактируйте текст документа и напишите правильный вариант.

Начальнику авторемонтной станции

Курбанову

Обращаюсь к Вам с настоящей докладной по следующему поводу. Внутрицеховая проверка и контрольные испытания отремонтированных станцией автомашин иногда требуют оставления на кратковременную сверхурочную работу слесарей-наладчиков и шоферов. Мы подчас сталкиваемся с трудностями при оформлении сверхурочных с бухгалтерией. Поэтому Вам срочно необходимо разобраться в этом вопросе и обеспечить принятие нужных мер, касающихся сказанного мною выше.

Старший техник

Л. Дьячков.

Задание 5. Найдите ошибки в следующем заявлении. Отредактируйте документ. Напишите правильный вариант.

Президиум Минской областной коллегии адвокатов от Катенина В.С.

заявление.

Прошу принять меня в члены уважаемой мною Минской областной коллегии адвокатов с 4 июня 2002 года.

23.05.2002 г. В.С. Катенин

Задание 6. Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Плазма

Плазмой называется сильно ионизованный газ, в котором концентрации положительных и отрицательных зарядов практически одинаковы. Различают высокотемпературную плазму, возникающую при сверхвысоких температурах, и газоразрядную плазму, возникающую при газовом разряде. Плазма характеризуется степенью ионизации K – отношением числа ионизованных частиц к полному их числу в единице объема плазмы. Заряженные частицы (электроны, ионы) газоразрядной плазмы, находясь в ускоряющем электрическом поле, обладают различной средней кинетической энергией. Газоразрядная плазма является неравновесной, поэтому она называется также неизотермической. Убыль числа заряженных частиц в процессе рекомбинации в газоразрядной плазме восполняется ударной ионизацией электронами, ускоренными электрическим полем. Прекращение действия электрического поля приводит к исчезновению газоразрядной плазмы. Высокотемпературная плазма является равновесной, или изотермической, то есть, при определенной температуре убыль числа заряженных частиц восполняется в результате термической ионизации.

 

 

Задание 7. Прочитайте текст. Составьте по нему аннотацию.

Д.С. Лихачев.

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране...

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития. Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п.— все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

 

 

Задание 8. Выберите любой текст из вузовского учебника по Вашей специальности. Прочитайте его и напишите реферат по материалам этого текста.

 

 

ВАРИАНТ № 2

 

Задание 1. Запишите, исправив предложения.

В каких случаях можно использовать слово «достаточно»? Можно ли заменить слово «достаточно» другими словами, например: очень, весьма, исключительно, много, необыкновенно, крайне, почти, фактически? Выявите лексическое значение этих слов по словарю.

Мяч пролетел достаточно близко над перекладиной ворот.

Достаточно скверный результат.

Достаточно длинная дорога.

Достаточно спорное решение.

Я сегодня достаточно поработал.

Задание 2. Выявите речевую избыточность. Запишите исправленный вариант предложения.

При входе в кабинет к врачу нужно снять верхнюю одежду.

Русские отступили назад к Москве.

Он был в берете, напяленном на правое ухо.

 

Задание 3. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов; объясните причины их использования. Исправьте предложения.

1. Рекомендуя в магистратуру, кандидатуры должны быть ознакомлены с учебой.

2. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие намного улучшится.

3. Пользуясь газовыми плитами, население должно сначала убедиться в их исправности.

4. Сдавая объекты только с отличным качеством, нами достигнута возможность расширить премиальный фонд.

5. Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены очень интересные результаты.

Задание 4. Найдите ошибки в следующем информационном письме. Отредактируйте его и напишите правильный вариант.

МОСКВА ул. Генерала Ермолова, д.5, офис 32

Информационно-правовые системы

Агентство

№ 1325 Управление по делопроизводству

На № ОАО «Аэроком»

Семеновой Г.П.

Уважаемая Галина Павловна,

Мы будем рады видеть Вас на семинаре «Технологические и правовые ас-пекты защиты коммерческой информации», который состоится 13 декабря. Направляем Вам схему расположения офиса информационно-правового агентства.

Обращаем Ваше внимание, что регистрация участников – с 9.30 до 9.50.

Начало семинара в 10.00,

Справки по телефону 169-27-44.

С уважением

Руководитель семинара Э. А. Ногин

Задание 5. Найдите ошибки в оформлении следующего заявления. Отредактируйте документ и напишите его.

Заведующему кафедрой теории и истории права Романцову И.В.

Заявление.

Очень прошу предоставить мне трехдневный отпуск за свой счет с 8 янва-ря по 10 января по семейным обстоятельствам.

Довгаева Т. И.

Задание 6. Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Существенным отличием гидравлического привода от электропривода является отсутствие жесткой связи между приводным двигателем и рабочим органом механизма. Это свойство предохраняет привод и рабочий орган от перегрузок, но в то же время неизбежно возникают утечки рабочей жидкости, уменьшающие частоту вращения вала гидродвигателя или скорость перемещения поршня гидроцилиндра. В ре­зуль­тате невозможно остановить вал гидродвигателя путем торможения приводного электродвигателя, если на него действует статическая нагрузка. Так как для большинства механизмов грузоподъемных машин перемещение рабочего органа при выключенном приводе является нежелательным, то основным критерием пригодности гидропривода для механизмов грузоподъемных машин является возможность работы со статической нагрузкой при ограниченном перемещении ее при остановленном приводе. В роторных гидродвигателях поршневого типа утечки, вызывающие перемещение груза, составляют 2…3%, а в лопастных двигателях они могут даже превышать 10%. Поэтому если опускание груза со скоростью, составляющей 2… 10% номинальной, недопустимо, то для удержания поднятого груза следует установить тормоз на валу барабана. В механизмах передвижения и поворота нет статической нагрузки и нет необходимости в установке тормоза, а полную остановку механизма мож­но выполнить, останавливая ведущий вал гидросистемой (по материалам учебной литературы).

 

 

Задание 7. Прочитайте текст. Составьте по нему аннотацию.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Письмо сорок шестое

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги.

Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта — опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений.

Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт — я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели — они со мной беседовали неслышно.

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!

 

 

Задание 8. Выберите любой текст из вузовского учебника по Вашей специальности. Прочитайте его и напишите реферат по материалам этого текста.

ВАРИАНТ № 3

 

Задание 1. Спишите, исправив предложения.

В каких случаях можно использовать слово «практически»? Можно ли заменить слово «практически» другими словами, более точными по лексическому значению и уместными? Например: очень, весьма, исключительно, необыкновенно, крайне, почти, фактически и др. Выявите значение этих слов по словарю.

Программа, утвержденная Президентом, практически выполнена. Декларации о доходах в 2011 году заполнили практически все чиновники. Большая половина программы строительства жилья для погорельцев практически не выполнена.

Я сделала практически все домашнее задание. Мой сын практически весь день был в университете, а после занятий пошел домой.

Задание 2. Выявите речевую избыточность. Запишите исправленный вариант предложения.

 

Толпа людей, застыв, смотрела, как горел дом.

По договору он имел полное право на эту жилплощадь.

Праздник собрал вместе выпускников разных лет.

Задание 3. Укажите стилистические ошибки. Отредактируйте данное предложение, изменяя порядок слов и параллельно стилистические ошибки.

Продукция, готовящаяся к сдаче и в дальнейшем передающаяся предприятиям-смежникам, прямо зависит от своевременной поставки оборудования, не должна задерживаться на заводе, числящимся в числе лучших предприятий.

Задание 4. Определите вид документа, опираясь на следующие фрагменты текста, напишите правильный вариант.

Отец, Симонов Михаил Викторович — директор автобазы; мать,

Симонова Людмила Георгиевна — домохозяйка.

Семейное положение — замужем, детей нет.

Задание 5. Составьте документ, правильно разместив его реквизиты.

 

Киевский электрометаллургический завод, № 28-15/3 от 09.01.2016, тел. 221-99-14, Киев-26, ул. Пирогова, 9, М.П. Бондарешина. Просим сообщить о возможности изготовления 2-х мостовых кранов п-07 в течение февраля 2016 года. Директору Донецкого электромеханического завода «Электроремонт» О.Д. Дубины (подпись).

Задание 6. Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Операционная система MS‑DOS – среда однозадачная, то есть программа, работающая под управлением MS‑DOS, захватывает все ресурсы компьютера и не отдает их для работы других программ, пока его работа не будет завершена. Впрочем, в системе MS‑DOS существует особый класс программ, которые называют резидентными. Обычно это небольшие служебные программы, которые, будучи запущенными, работают в фоновом режиме незаметно для пользователя. К таким программам относятся, например, программы русификации клавиатуры. Они перехватывают прерывания от клавиатуры и обрабатывают их, в результате чего мы имеем возможность переключать клавиатуру для ввода русских и английских букв. Драйвер мыши в системе MS‑DOS – это тоже резидентная программа, работающая по выделенным для нее прерываниям. Несколько десятков раз в секунду она перехватывает управление у работающей программы и «проверяет», не произошло ли смещение мыши или нажатие ее кнопки (по материалам учебной литературы).

Задание 7. Прочитайте текст. Составьте по нему аннотацию.

 

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Письмо десятое

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бываетприглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т.д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Задание 8. Выберите любой текст из вузовского учебника по Вашей специальности. Прочитайте его и напишите реферат по материалам этого текста.

ВАРИАНТ № 4

 

Задание 1. Спишите, исправив предложения.

В каких случаях можно использовать слово «серьезно»? Можно ли заменить слова «серьезно» и «достаточно» другими словами, более точными по значению и уместными? Например: очень, весьма, исключительно, необыкновенно, крайне, почти, фактически и др.

Выявите лексическое значение этих слов по словарю.

Серьезная расстановка сил.

Серьезно недостаточная подготовка личного состава.

К этому мы шли достаточно серьезный отрезок времени.

Обстановка в Каире достаточно серьезная.

Находиться в Триполи стало серьезно опасно.

Задание 2. Выявите речевую избыточность. Запишите исправленный вариант предложения.

 

Дефекты и изъяны этой продукции известны давно.

Военная оккупация территории Европы прошла очень стремительно.

Приемный пункт по приему стеклотары.

Задание 3. Замените придаточные предложения обстоятельственные деепричастными оборотами.

1.Студенты еще лучше усвоили сложный материал, после того как прочитали недавно опубликованные по этим вопросам научные статьи. 2. Он вынужден был отказаться от предложенной ему дополнительной работы, так как не располагал больше свободным временем. 3. Если вы не предъявите свой читательский билет, вы не сможете получить в библиотеке книги. 4. Шофер затормозил машину, когда впереди заметил разрушенный мост. 5. Ребенок горько заплакал, потому что потерял свою любимую игрушку. 6. Хотя мы опоздали к началу спектакля и пропустили первый акт, мы все же поняли содержание пьесы по ходу действия. 7. Она вспоминала все подробности неприятного разговора, когда осталась одна.

Задание 4. Проанализируйте служебное письмо с точки зрения целостности его содержания и композиции. Какие вопросы требуют самостоятельного рассмотрения? Можно ли сократить документ без ущерба для убедительности документа в целом? Отредактируйте текст.

Главе местной администрации

Павлову А.П

В настоящее время завод реально располагает возможностями для строительства двух крупнопанельных 9-этажных 72-квартирных домов-башен по типовым проектам. Вопрос о строительстве двух жилкооперативов положительно решен со стороны Министерства и городских организаций. Выделены необходимые фонды, намечены подрядные организации. В завкоме уже имеется более 200 заявлений рабочих и служащих завода с просьбой об их включении в состав жилкооператива. Среди подавших заявления имеется значительное число многосемейных и нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий. Подавляющее их большинство являются работниками завода.

Коллектив завода взял обязательство участвовать в строительстве зданий. Однако начало строительства задерживается по вине городских организаций, так как выделенные для застройки земельные участки не отвечают необходимым требованиям. Они расположены на расстоянии 4 км от завода и не имеют подъездных путей. Сооружение дорог с твердым покрытием в район застройки городом не запланировано. Мы не раз обращались об изменении района застройки, однако решение об этом до сих пор не принято.

Просим также обратить внимание на то, что решение администрации о ликвидации временной железнодорожной ветки, проходящей через территорию заводского поселка, до сих пор не рассмотрено.

 

Задание 5.. Определите вид предложенного документа, отредактируйте

его и напишите правильный вариант.

Генеральному

деректору ГУП а/п

Нерюнгри Симонову Р.Л.

от инструктора

по контролю Зайцева В.И.

Заявление

27.08.05. при посадке рейса 134 из Волгограда ко мне подошла

двоюродная сестра с мужем, попросила встретить детей, которые

летели из Волгограда одни и были легко одеты.

К самолету я их не пропустил, они стояли в районе КПП под моим

контролем. Учитывая сложившуюся обстановку, с катастрофой са_

молетов, впредь ошибок таких допускать не буду.

31.08.05

Подпись /Зайцев/

Задание 6. Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Конец средневековья ознаменовался существенными изменениями в со­ци­аль­но-политической структуре европейских стран. К числу этих изменений ученые относят разделение власти церковной и светской, введение прямого представительства путем выборов в парламент посланцев от населения, превратившегося таким образом из подданных в граждан; усиление роли права как инструмента государственной власти, упорядочение вмешательства государства в социальные и экономические отношения. Наиболее ярко перечисленные веяния проявились в парламентаризме. Парламентаризм – это система правления, для которой характерно наличие представительного органа – парламента, осуществляющего законодательную власть и определяющего основные направления внутренней и внешней политики правительства. Парламентаризм предполагает принцип ответственности правительства перед парламентариями, имеющими право выносить вотум недоверия правительству. Парламент возник первоначально в Англии еще в XIII в., однако его структура и функции окончательно сложились значительно позже. Он состоял из двух палат: палаты лордов – наследственных представителей знати и палаты общин, в которую входили представители рыцарства и горожан. Эта структура поч­ти не менялась на протяжении веков. Порядок рассмотрения вопросов и пол­номочия парламента отрабатывались в течение XIII–XIV вв. В XIV в. английский парламент располагал законодательной инициативой; это означало, что предложенные палатой общин и одобренные палатой лордов парламентские законы (статуты) утверждались королем. В ходе длительных споров и кон­флик­тов парламент отвоевал свои права у короля. В XIV в. король Эдуард II попытался обойти парламент и издать указы, имевшие силу закона, однако парламент настоял на том, что целью королевских указов является только приведение в исполнение действующих законов. Борьба между королем и парламентом продолжалась несколько веков (по материалам учебной литературы).

 

Задание 7. Прочитайте текст. Составьте по нему аннотацию.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Письмо двадцать шестое

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно.

Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро

Задание 8. Выберите любой текст из вузовского учебника по Вашей специальности. Прочитайте его и напишите реферат по материалам этого текста.

 

ВАРИАНТ № 5

 

Задание 1. Выявите лексическое значение этих слов по словарю. Напишите, исправив предложения.

В каких случаях можно использовать слово «сексуальность»? Можно ли заменить слова «сексуальность» другими словами, более точными по лексическому значению и уместными? Например: восхитительно, замечательно, красиво, удивительно, обворожительно и др.

Какая у вас стала дочка сексуальная!

Я вчера купила себе сексуальную губную помаду.

Ты просто секси!

Вы такая сексуальная пара!

Ехать на машине - это так сексуально!

Задание 2. Выявите речевую избыточность. Запишите исправленный вариант предложения.

Отличительная особенность работ этого художника заключалась в любви к прорисовкам с витиеватыми извилинами.

Написав свою автобиографию, я отдал ее в отдел кадров.

В данный период времени я нахожусь на лечении в санатории.

Задание 3. Замените деепричастные обороты придаточными предложениями. Обратите внимание на союзы, которые при этом используются.

Образец: Проверив свои письменные работы, ученики сдали их учителю.

Ученики сдали свои работы учителю, после того как проверили их.

1. Набрав в лесу много грибов, мы только тогда отправились домой. 2. Неожиданно заболев, студент не пришел на занятия. 3. Подъезжая к деревне, мы заметили начавшийся в одном доме пожар. 4. Вы сможете отдохнуть, только полностью закончив свою работу. 5. Очень уважая своего друга, я все же не могу выполнить его просьбу. 6. Видя себя полностью окруженными, дети, игравшие в разбойников, сдались. 7. Каждый раз, перечитывая написанную мною статью, я вспоминал свое участи на конференции.

Задание 4. Определите вид документа, опираясь на следующие фрагменты текста. Напишите документ.

В момент аварии на складе № 2 я была на обеде, поэтому не

могла предотвратить возгорание кабеля.

Задание 5. Определите вид предложенного документа, отредактируйте

его и напишите правильный вариант.

Отдел разработок

Директору предприятия

«Росмебель»

С.М. Фомину

27.03.05 № 135

о рациональном предложении

по набивке мебели.

Уважаемый Сергей Михайлович!

Хочу Вам сказать, что я заметил, что на набивке мебели мы теряем очень много времени. У меня тут маленький проектик появился, так Вы посмотрите, может, смогу помочь нашим рабочим время съэкономить.

Приложение: Проектик на 3_х листах в 2_х экз.

Старший инженер М.С. Панов

Задание 6. Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

В процессе сварки металл подвергается термическим, химическим и механическим воздействиям. В связи с этим в различных зонах основного металла, расположенного вблизи шва, изменяются его состав, структура и свойства. Следовательно, механические и эксплуатационные свойства металла в зоне сварного соединения могут быть неравноценны таким же свойствам основного металла. Для получения сварных соединений, равноценных по работоспособности основному металлу, при конструировании сварных заготовок следует по возможности выбирать хорошо спариваемые металлы. К таким металлам относятся спокойные низкоуглеродистые стали и мно­гие низколегированные стали, ряд сплавов цветных металлов, применение которых не ограничивается какими-либо требованиями к виду и режимам сварки. При применении в связи с эксплуатационной необходимостью металлов с по­ни­жен­ной свариваемостью конструировать необходимо с учетом этого свойства. Для сведения к минимуму неблагоприятных изменений свойств металла сварного соединения и исключения в нем дефектов необходимо применять виды и режимы сварки, оказывающие минимальное термическое и другие воздействия на металл, и проводить технологические мероприятия (подогрев, искусственное охлаждение и др.), снижающие влияние на него сварочных воздействий. Термическая обработка после сварки (нормализация, закалка с отпуском и др.) может в значительной степени устранять неоднородность свойств в сварных заготовках.

 

Задание 7. Прочитайте текст. Составьте по нему аннотацию.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Письмо первое

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: