ЗАЧЕМ НУЖНА ОБИДА? Авторский пост Марка Ифраимова. Часть 1.
О том, как важно обижаться на близких, знает каждая женщина. С самого детства обида является средством воспитания. И не только родителем ребенка, но и ребенком родителя.
Тот, кто обижается, сообщает тому, на кого обиделся три вещи:
1. Ты мне важен. Если я на тебя реагирую, значит ты мне близок и равен. Ведь на посторонних я не обращаю внимания. А ты достоин моей обиды на тебя. Ты значим.
2. Я показываю тебе свои границы. Если ты их продавливаешь или, наоборот, избегаешь моего пространства, я обижаюсь.
3. Обижаясь, я показываю тебе вектор твоего развития. Ты должен развивать себя в том направлении, где моей обиды уже нет. И там, где я уже на тебя не обижаюсь, ты идеален.
Обида, являясь средством воспитания, несомненно является инструментом наказания. Мы наказываем тех, кто нам дорог, чтобы они, чувствуя вину за свое некорректное поведение, желали исправляться.
Обратите внимание, что обида вызывает или должна вызывать вину у другого. ОБИДА и ВИНА - связанные между собой эмоции.
Так мать обижается на ребенка за то, что тот не оправдывает её ожиданий: "Если тебе не вкусен мой обед, то и не надо было садиться за стол!" И бедолага- ребенок вынужден давиться маминой едой, чтобы она чувствовала себя хорошим и нужным родителем.
Так они подтверждают друг другу симбиотическую связь, мать через обиду, ребенок через вину. Вырастая, мы переносим эту модель создания близких отношений в семью, которую создаем сами.
Конечно, отношения, в которых одна сторона обижается, а вторая испытывает вину нельзя назвать счастливыми, но, как показывает жизнь, несчастные крепче держатся друг за друга, чем это можно было предполагать.
|
ЗАЧЕМ НУЖНА ОБИДА? Авторский пост Марка Ифраимова. Часть 2.
Не хочу переводить статью в плоскость темы, как освобождаться от обид. Об этом уже и так много сказано. Скорее, хочется, чтобы читатель осознавал, ЗАЧЕМ же все-таки обижается и теперь уже обижался целенаправленно!
Осознанная эмоция становится красивой игрой в отношениях и не портит здоровья хозяину, делая его сталкером, выслеживающим цель. Вторая сторона при этом сначала становится битой, но нельзя забывать, что и она может обидеться, огрев виной первую.
АКТ ПЕРВЫЙ. Бить виной со всей дури!
- Почему ты не позвонил? Ведь я тебя просила, как приедешь, сразу сообщить мне, чтобы я не тревожилась.
- Меня сразу встретили и началась беседа. Я не мог отвлечься от разговора ни на секунду.
- Значит, другие важнее меня для тебя?
- Ну, что ты такое говоришь! Ты самая родная для меня!
- Я вижу, кто тебе родной. Им ты уделяешь часы, а для меня секунды жалко.
АКТ ВТОРОЙ.
Разворот вины.
- Мне надоели твои вечные упреки на ровном месте! Так поступают только невротики и неадекват-ные личности, эгоисты и самодуры. Тебе должно быть стыдно за такое отношение к тем, кто для тебя же и старается!
- Это мне должно быть стыдно? Я за тебя переживаю, жду тебя, а от тебя ни весточки.
- Ты за себя переживаешь, контролёрша несчастная, а не за меня. Если ты переживала бы за меня, ты бы поняла возникшие у меня обстоятельства. Но ты никогда не хочешь понимать других, только свои интересы для тебя важны. С тобой бесполезно договариваться, мне надоело тратить время на твои обиды. Хочешь, обижайся, хочешь нет, а мне пора. Увидимся позже, и сегодня я звонить тебе не собираюсь. Займи себя чем-то другим, контролерша несчастная!
|
АКТ ТРЕТИЙ.
Использовать обиду снизу, провоцируя быть Покровителем.
- Погоди, не уходи... ну, прости-прости свою девочку. Я просто не могла найти себе места без тебя. Мне было так тревожно, так страшно... Я стала названивать тебе, а твой телефон был отключен и я еще больше испугалась! Вот и сорвалась, когда увидела, что ты цел и здоров. Прости свою глупую девочку...
ЗАЧЕМ НУЖНА ОБИДА? Авторский пост Марка Ифраимова. Часть 3
АКТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Соглашаться обижаться сверху, направляя поведение в нужное русло
- Ну, хорошо. Я всё понимаю, но давай договоримся, что я буду звонить, когда смогу, а не тогда, когда тебе вздумается меня услышать. Иначе я не смогу заключать сделки и баловать тебя подарками, которые ты так любишь. Поняла?
АКТ ПЯТЫЙ. Восхищаться! Восторгаться! Очаровываться! - Ну, конечно, поняла, любимый! Ты умеешь дать почувствовать женщине, что она защищена сильным и мудрым мужчиной, который сделает всё для её счастья! как же я обожаю этот твой тон, полный заботы и мудрости. Каждое слово, каждый взгляд - всё наполнено силой и мужественностью! Люблю тебя, мой король! Пожалуйста, не задерживайся сегодня, сделай мне подарок - подари любимой лишний часик своего драгоценного времени...
Как видим, двое, умело оперируя обидой и виной прощупывают границы друг друга и формируют пространство желаемых для себя отношений.
Важно понимать, какие роли и субличности нужно включать в себе для естественного выражения обиды и вины. Ниже приводятся только женские роли, задействованные в диалоге.
|
В первом акте на сцену вышла Стерва, для которой обвинение и обесценивание других является привычной стратегией получения желаемого. "Здесь командую я! Остальным лежать и подчиняться" - вот её посыл.
Во втором акте женщина выпускает Спящую Красавицу - якобы не понимающую, что здесь происходит с любимым, который посмел ослушаться. Спящая Красавица необходима для того чтобы выиграть время и заменить в новых условиях старую стратегию на более эффективную.
В третьем акте на сцену выходит Серая Мышь - эдакая недостойная малышка, которая не имеет никакой самостоятельности и всегда смотрит снизу вверх на окружающих, тем самым заставляя их чувствовать себя сильнее, благороднее, значимее и более ответственным. Люди обожают Серых Мышей, потому что тогда они могут быть её Покровителями.
И в пятом акте к зрителю выходит Муза - та, кто умеет восхититься теми качествами, что сама и захотела разбудить.
Как говорится, сама обиделась, сама направила, сама и восхитилась той реальностью, что сама и сотворила!