Цели и задачи: познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма:
- я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям;
- воспитывать чувство гордости, что «Я – человек»;
- вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
Оборудование: блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка; 2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а второй соком чеснока, завернуты в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился; кубики льда, стакан с теплой водой; ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)
Ход НОД:
- Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.
- Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям...
- Как вы думаете, почему так бывает?
(Ответы детей)
- Сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел. Этого не может никакое другое существо на Земле.
- Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.
|
- У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Илья, подойди ко мне. Голова есть?
- Зачем она нужна? (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)
- Туловище есть? (показ туловища.) Есть! Что еще есть на туловище? (ответы детей.)
Отгадайте загадку:
Не сеют, не сажают,
А сами вырастают.
(Волосы)
Познакомимся с их свойствами.
- Потрогай свои волосы… Подавите их... Подергайте...
- Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа.
- Почувствовали?
- А теперь подергайте – тихонько.
- Что почувствовали? (ответы детей: боль)
- Кто догадался, зачем нам нужны волосы?
-Что располагается ниже? (лоб)
- Чем сверху покрыт лоб? (ответ: кожей)
- Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела.
Мы изучим и её. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда).
- Что почувствовали?
- Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой).
- Что почувствовали?
- Оля, закрой глаза и определи, что я сделаю.
- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? (ответ: боль)
- Что может чувствовать кожа?
(ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)
Отгадайте загадку:
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Глазки)
- Что находиться ниже лба? (ответ: глаза). Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу.
- Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Показываю книгу.Молчание.)
- А теперь? (Беру куклу.Молчание.)
|
- Откройте глаза. Вот что я делала. (Повторяю свои действия).
- Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).
- У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? (ответ: веки).
- Зачем нужно моргать?
- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?
- Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.)
Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит,
То заходит, то выходит.
(Нос)
- Что ниже? (ответ: нос)
- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (ответ: чтобы дышать).
- Закройте глаза (Подношу ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?
- Так зачем нам нос? (ответ: дышать и различать запахи)
Отгадайте загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Ушки)
- Что находиться немного ниже? (Указываю на уши.)
- Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Произношу 2-4 слова).
- Откройте уши.
- Что я только что делала? (ответ: говорили, мы видели по губам).
- А что я говорила? (не слышали?)
- Так зачем нам уши? (ответ: чтобы слушать).
- Что располагается ниже? (ответ: рот).
- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.
- Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять.
- И еще один опыт (Раздаю стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды).
- Что почувствовали?
|
- Так зачем нам рот? (ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)
- Что ниже? (Показываю на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?
Отгадайте загадки:
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Ножки)
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Ручки)
- Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (ответ: чтобы брать предметы.)
- А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?