Задачи:
Образовательные:
1. учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;
2. закрепление умения определять звук в слове;
Коррекционно-развивающие:
1. закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;
2. выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
3. развивать фонематические процессы;
4. развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;
Воспитательные:
1. воспитывать уважение к товарищам;
2. Формировать умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
1. символы гласных звуков;
2. дидактические пособия «Домик»;
3. «Трафарет»;
4. предметные картинки на гласные звуки;
5. атрибуты для игры “Живые звуки”;
6. музыкальное сопровождение;
7. шапочки на голову с изображением пчелы;
8. письмо;
9. Презентация-игра.
Словарная работа:
Словосочетание «Скрипичный ключ»
Выражение «Молодцы крылатые».
Пропедевтическая работа:
1. первичное знакомство с гласными и согласными буквами;
2. определение признаков гласных букв;
3. выявление отличий гласных букв;
4. формирование понятия «звукосочетание»;
5. умение считать количество звуков;
6. определение места звука в слове.
Индивидуальная работа:
1 подгруппа: Средний уровень- Катя П., Сережа Ж.
2 подгруппа: Низкий уровень- Юля С., Толя Ч., Кирилл Ш., Захар М.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность педагога | Предполагаемая детская деятельность | ||
Методы и приемы | Инструкции детям | Виды помощи | ||
Организационная часть Основная часть Заключительная часть | Проблемная ситуация. Загадка Проблемная ситуация Активизация Определение первого звука в слове. Дидактическая игра «Лепесток». Воспроизведение за логопедом Дыхательная гимнастика. Определи количество звуков в звукосочетании. Дидактическая игра «Живые звуки». Физкультминутка Отгадывание загадки. Определение первого гласного звука в словах Работа с трафаретами «Су-джок» терапия. Развитие мелкой моторики. Собирание разрезной картинки, развитие мелкой моторики. Индивидуальный подход. Вопросы | Логопед здоровается с детьми и предлагает посмотреть, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка. Полетела над лужайкой, похлопочет над цветком. Он – поделиться медком! - Правильно, пчела! (Слайд 2). Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем. Письмо пчелы. Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя! По полям всю жизнь летаю. Вот летала на лугу, не смогла собрать медку. На лужайку прилетела, но и там я не сумела. На лужайке той цветы необычной красоты! Но цветочки не простые, все цветочки звуковые. Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать! Звуков много знаю я, только помощь мне нужна. Вам - заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать. Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь! -Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! -Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок! (Слайд 3). -По цветам перелетая и заданья выполняя. Логопед предлагает поиграть в «Лепесток». На каждом лепестке картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки. Слова: аист, огурец. (Слайд 4). утюг, игла. (Слайд 5). арбуз, ослик. (Слайд 6). улитка, индюк. (Слайд 7). - Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно! А-А-А - шире ротик детвора. (Слайд 8). У-У-У - всех детей к себе зову. (Слайд 9). И-И-И - ротик к ушкам потяни. (Слайд 10). Ы-Ы-Ы- губку вниз ты опусти. (Слайд 11). О-О-О - деткам очень хорошо (Слайд 12). АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ ПА-ПО-ПУ-ПЫ АВ-ОВ-УВ-ИВ -Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем, поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого. - Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”. Ребята, вы слышите? Кто-то кричит! АУ-АУ-АУ. Повторите. Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ. -Вы слышите это сочетание звуков УА-УА. Сложи из символов звукосочетание УА. - Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть. Динамическая пауза “Пчелки”под музыку. Пчелка трудится весь день И работать ей не лень. От цветка летит к цветку, Клеит на брюшко пыльцу. Хоботком нектар сосет, За день много соберет. Унесет нектар тот в улей И назад вернется пулей. -Ребята, а теперь нам нужно ответить на загадку. Выбрать нужную картинку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове). Загадки: 1. Звук О. (Слайд 13). Молодцы крылатые Платья полосатые Ростом хоть и крохи Укусят – будет плохо! (осы). 2. Звук У (Слайд 14). Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам верный друг, Электрический….(утюг). 3. Звук И (Слайд 15). Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает! (игла). 4. Звук А (Слайд 16). Стою на крыше Всех труб выше! (антенна). 5. Звук Ы– позиция звука: в конце слова. (Слайд 17). Сделали дыру, вырыли нору, Солнце сияет, а они не знают (кроты). Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь! Логопед: Чтоб заданье выполнять, нужно пальчики размять. Логопед: Ребята, вам нужно собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове. Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове. Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Какой из заданий вам понравилось больше всего? (Слайд 18). | Стимулирующая помощь Вопросы: - какой звук вы слышите сначала? - А как можно назвать все эти звуки? - Что у них общего? В чем различия? Указания. Указания. Логопед считает вместе с детьми Уточняющие вопросы. Указания Стимулирующая помощь. Проговаривание последовательности действий. Указания Помощь в собирании картинки и уточнение места звука в слове. Для 1подгруппы – позиция звука в конце слова, для 2 подгруппы – первый звук в слове. Организующая помощь Уточнение результатов занятия. | Дети угадывают от кого письмо. Дети слушают текст Дети надевают маски пчелок на голову Дети выделяют первые звуки в слове. Отвечают на вопросы логопеда. Называют слова с карточек. Дети повторяют за логопедом. Дети выполняют упражнение по показу логопеда. Повторяют за логопедом. Дети выполняют задания. Дети выполняют упражнение Повторяют за логопедом Дети определяют первый звук в отгаданных загадках и с помощью трафарета рисуют букву. Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром (колючий пластиковый шарик “Су-джок”). Дети собирают картинку и определяют место звука в слове. Слушают других учеников, когда они отвечают. Дети отвечают на вопросы и делятся своими впечатлениями от занятия. |
|