Лекция. Этнология ЯПОНИИ.




Географическое положение, численность. Япония — островное государство, расположенное на четырех крупных островах — Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю — и около 40 тыс. небольших и совсем 196 маленьких (многие из них не заселены). Нихондзин (самоназвание), народ, основное население Японии. Столица – Токио. Площадь – 377 835 кв. км. Численность – 130 млн. человек. Средняя плотность – 321 чел на кв. км.

Живут также в США (Калифорния, Гавайские острова) – 1200 тыс. чел., Канаде – 85 тыс., Бразилии – 1400 тыс. чел., Перу, Аргентине и др. странах Америки, в Европе, Азии и Австралии. Относятся к особой переходной расовой группе.

Этногенез и этническая история. По данным археологии, люди проникли на Японские острова довольно рано, но наиболее изу­ченные археологические памят­ники, уже содержащие керамику, относятся к сравнительно недав­нему времени — примерно 10 тыс. лет назад. Не исключено, что их оставили предки айнов — народа, живущего сейчас на севере ост­рова Хоккайдо. Их около 16 тыс. человек, и к нашему времени они уже утратили свою самобытную культуру. Исследование класси­ческой культуры айнов показало, что их далекие предки были свя­заны с более южными региона­ми Восточной и Юго-Восточной Азии. Во II тыс. до н. э. юг Японских островов засе­лили люди, говорившие на языках австронезийской группы. Т. о. в начале первого тысячелетия до н.э. древнейший пласт населения Японских островов составляли айны. На о-вах Кюсю, Сикоку и на юге Хонсю айны жили бок о бок с австронезийскими племенами, с которыми интенсивно смешивались.

Носители собственно древнеяпонского язы­ка переселились на Японские острова из Кореи в V в. до н. э., племена культуры яей, и вплоть до 4 в. н.э. происходит процесс культурного взаимодействия и смешения этих пришлых племен с местным австронезийско-айнским населением. В 4 в. первое японское «царство» Ямато утверждает свое господство над центральной и южной Японией. В 6-7 вв. в состав формирующейся японской народности влилось значительное число переселенцев из Кореи и Китая. Формирование японского этноса завершилось в основном в 8 в. н.э., когда были окончательно ассимилированы последние австронезийские племена на юге Кюсю (племена кумасо, или хаято). С этого времени и вплоть до XIX в. Япония практически не испытывала ни крупных внешних войн и завоеваний, ни новых существенных переселений.

В то же время приток культурных влияний извне, в основном из Китая и через Китай из более отдаленных стран, в частности из Индии и Центральной Азии, в той или иной мере продолжался; это были как достижения в материальной сфере, новые технологии и сельскохозяйственные культуры, так и новые компоненты духовной культуры, в частности разные направления буддийской и конфуцианской мысли.

Период с конца XII в. и до буржуазной революции Мэйдзи 1868 г. можно назвать эпохой классического феодализма в Японии. В это время власть императора стала чисто номинальной, реально от его имени правили военные правители – сегуны, представители соперничавших между собой за власть влиятельных княжеских династий. В эпоху правления сегунов из династии Токугава (1603-1867) был положен конец междоусобным войнам. Это был период не только наиболее спокойного развития японской культуры и экономики, но и наибольшей международной изоляции, когда в страну разрешалось прибывать только одному кораблю из Голландии и нескольким – из Китая, плавания японцев за пределы архипелага были запрещены. Именно в это время в 17-18 вв., окончательно сложились черты японской традиционной культуры, которые зафиксировали европейские наблюдатели 19 в. и которые в той или иной мере продолжают сохраняться в повседневном быту японцев по сей день.

Современная Япония — однонациональная стра­на. Около 99% ее населения — японцы. Среди них выделяют несколько этнографических групп, некогда имевших свои культурные особенности. В значитель­ной мере их сохранила одна из таких групп на остро­вах Рюкю. Корейцы – 0,5 %, китайцы и айны – 0,5%.

Язык, письменность. Языковая ситуация в Японии очень сложна: в стране существует три больших группы диалектов и множество говоров. Каждый японец обычно знает по крайней мере два разговорных языка: во-первых, государственный и литературный язык, которым владеют практически все японцы, и, во-вторых, свой местный диалект. Сложность в общении состоит в том, что диалекты очень различают­ся фонетически.

Письменность японского языка основана на китай­ской иероглифике. Чтение японских текстов — весьма сложное дело. Созданная в X в. слоговая азбука (из 50 знаков) используется в основном для записи падежных окончаний, послелогов и иных грамматических пока­зателей.

Традиционным хозяйственным занятием японцев является пашенное земледелие. В Средние века в свя­зи с дроблением земельных наделов на мелкие участ­ки и обнищанием крестьян возродилось мотыжное земледелие. В традиционном сельском хозяйстве япон­цев очень много операций выполняется вручную. Выращивают также чай, овощи, цитрусовые, развито шелководство.

Большое место в жизнеобеспечении классическо­го японского общества занимает рыболовство. Здесь даже сложился особый хозяйственно-культурный тип прибрежных рыболовов и собирателей. При этом ры­баки всегда были одной из беднейших групп населе­ния. Как и в Корее, в Японии существует женская профессия нырялыциц за глубоководными моллюска­ми. С давних времен сохранился способ ловли рыбы с помощью дрессированных бакланов. На шею птице надевают кольцо, не позволяющее пойманной ею рыбе проскочить дальше шейного мешка, откуда ее и доста­ет хозяин птицы. Сейчас это скорее зрелище для тури­стов, нежели практический способ ловли.

Больше всего своеобразия сохранила пища японцев. В ней выделяют две ча­сти: 1) сюсёку — «главную пищу», — состоящую из риса или каких-нибудь других круп и лапши, и 2) фукусё-ку— «дополнительную пищу», — куда входят различ­ные рыбные, овощные и мясные приправы. Мяса японцы употребляют очень немного. В прошлом, по­добно китайцам, они даже не доили коров и не пили молока.

Основа питания японцев – рис – восходит к появившейся в Японии в энеолите культуре рисоводства. Первоначально набор культурных растений в Японии был невелик, как и само разнообразие пищи. Рис занимал больше места в питании, чем сегодня. Помимо отварного риса в раннем средневековье развились и получили широкое распространение блюда из толченого риса. Тогда они вносили некоторое разнообразие в питание, считались престижной пищей. В X-XV вв. в Японии интенсивно продолжался начавшийся еще в VI-VII вв. процесс освоения континентальных (китайских и корейских) культурных заимствований. За счет этого расширился ассортимент овощных культур, вошли в обиход соевые продукты.

Перечисленные три основных компонента японского хозяйственно-культурного типа (рыболовство и приморское собирательство, рисоводство, а также огородничество в широком смысле слова) и сегодня являются основой японской культуры питания. Принято считать, что сама японская семья и деревенская община с ее кооперативными началами сформировались в соответствии с требованиями, которые диктовались культурой возделывания риса. Из риса готовят главный алкогольный напиток – сакэ, зачастую выполняющий сакральную функцию в синтоистских обрядах, праздничные рисовые лепешки моти и их многочисленные разновидности. Рис – это «главный герой» и повседневного, и праздничного стола японцев.

Традиционное сельское жилище японцев — одно­этажный каркасный дом с раздвижными стенами и полом, покрытым соломенными циновками татами, — и в наши дни остается без каких-либо существенных изменений. Японцы, как правило, не пользуются кроватями, а столы, стулья, кресла ставят только в гостиной. В основном японцы сидят на полу, на плоских подушечках, обедают за очень низкими столиками и спят на матрасах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: