Ход урока
Орг.момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сообщение темы, цели урока.
- Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в Букваре известный фокусник.
Слайд 1
Как его зовут? Догадайтесь.
Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (мягкий знак)
- Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) - показатель мягкости согласных звуков».
3. Изучение нового материала.
Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».
- Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». На столах у вас карточки с синим квадратиком и зелёным.
Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.
[м] - [м,]
[п,] - [п]
[з] - [з,]
[т] - [т,]
- Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? (Мягкий знак)
Знакомство с новой буквой.
- Вот она буква ь (мягкий знак) Слайд 2
- Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)
Слайд 3
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Чтение с доски.
- Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.
На доске буквосочетания.
Задание 1: прочитать буквосочетания тихо.
Задание 2: прочитать буквосочетания громко.
|
- Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)
Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Подберите слова с окончаниями из 2 столбика.
Слого- звуковой анализ слов «мел» - «мель».
- Но это ещё не все фокусы мягкого знака. Внимание на доску. Слайд 5
- На доске схемы двух слов.
- Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий).
- Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)
(На доске над схемой учитель выставляет буквы.)
- Какую букву надо поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко?
(Поставить букву мягкий знак).
- Какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).
- Что обозначает слово «мел»?
Мел - мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.
Придумайте предложение. Я пишу мелом на доске.
Что обозначает слово «мель»?
Мель – мелководное место в реке, водоёме.
Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.
- Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).
Работа по учебнику
- В нашем Букваре тоже есть слова, с которыми поработал наш фокусник мягкий знак.
- Откройте букварь на стр. 87.
Словарная работа. Слайд 9-13
МОЛ – примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн.
|
МОЛЬ – маленькая бабочка, гусеницы, которая является вредителем меха, шерсти, хлебных зёрен, растений.
УГОЛ – в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.
УГОЛЬ – ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.
БЫЛ – слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени.
БЫЛЬ – то, что было в действительности, действительное происшествие.
ПЫЛ – сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару.
ПЫЛЬ – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.
КОН – место, куда в игре надо попасть при броске.
КОНЬ – непарнокопытное животное семейства лошадиных.
ФИЗМИНУТКА.
- А теперь давайте отдохнём. Встали все.
- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.