№ | Цитата | Комментарий |
Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Ф.И. Буслаев | Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многознач-ное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте. | |
«Эпитеты – одежда слов». В.А. Солоухин | Эпитеты – неисчерпаемый резерв вырази-тельности речи. Они дают дополнитель-ную образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения: - подчеркивают характерные признаки, - уточняют отличительные признаки, - оценивают предмет и выражают авторскую оценку. | |
«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Н.М. Шанский | Высказывая собственную точку зрения, человек использует СПП с придаточным дополнительным (Считаю, что… Убеждён в том, что…). Аргументировать своё мнение ему помогают СПП с прида-точными причины, цели, следствия и т.п. | |
«В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Н.М. Шанский | Стремясь широко охватить тему, говоря-щий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распростра-нённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически. | |
«При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Н.С. Валгина | Тире выполняет в предложении 3 функции: структурную, смысловую и экспрессивную. Придавая речи экспрессивность, тире передаёт динамичность, резкость, быструю смену событий. Разрывая интонационную плавность фразы, оно создаёт эмоциональную напряжённость и остроту. | |
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Л.Т. Григорян | БСП отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, однако именно смыслом определяются знаки препинания. Смысловые отношения между частями БСП: -одновременность и последовательность (запятая и точка с запятой), - противопоставление (тире), - значение времени и условия (тире), - следствие (тире), -причина (двоеточие), - пояснение и дополнение (двоеточие). | |
«Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности». А.А. Аверинцев | При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение. | |
Пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Н.С. Валгина | Одна из функций знаков препинания – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки. Выделяемые конструкции: -обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства; - уточняющие члены предложения; - вводные слова и предложения; - обращения и междометия; - прямая речь и цитаты; - утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. | |
«При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Л.Ю. Максимов | Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений. | |
«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г. Паустовский | Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет опреде-лённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики. | |
«Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». В.Г. Ветвицкий | В предложении существительное вступает в грамматически организованные соеди-нения с другими словами, образуя слово-сочетания. Выступая в качестве главного слова, оно подчиняет себе зависимые слова. При согласовании формы зависи-мого слова уподобляются формам главно-го (в роде, числе, падеже). При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. | |
«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Л.С. Сухоруков | Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон. | |
«Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью "маленьких" слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов». И.Г. Милославский | Служебные слова наряду со знаменатель-ными помогают пишущему передавать свои мысли и отношение к сообщаемому. Союзы играют роль скреп между синтак-сическими единицами и помогают передавать различные смысловые отношения между ними: - сочинительные: соединительные, противительные, разделительные; - подчинительные: временные, причинные, целевые, сравнительные, следственные и т.д. Частицы придают различные дополни-тельные смысловые или эмоциональные оттенки словам и предложениям: вопросительные, восклицательные, усилительные, отрицательные и т.д. | |
«У каждой части речи свои достоинства». А.М. Пешковский | Части речи –это группы слов, по которым распределяются слова языка на основании общего значения, морфологических и синтаксических признаков. «Достоинства» существительного: обозначает предмет, является одушевлён-ным/неодушевлённым, собственным/ на-рицательным, принадлежит к одному из 3-х родов, изменяется по числам и падежам, в предложении может быть любым членом предложения. | |
«Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». С.И. Ожегов | Культура речи является одним из показа-телей общей культуры человека и заклю-чается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличитель-ным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств. | |
«Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». И.Г. Милославский | Повтор (полное или частичное повторе-ние корня, основы или целого слова) является одним из способов описательных форм. Сложные слова: - прилагательные со значением усиления признака (= очень), - глаголы со значением непрерывности/интенсивности действия, - наречия с усилительным значением. Лексический повтор используется для -обозначения большого числа предметов/явлений, - усиления признака, степени качества или действия, - указания на длительность действия, - подчёркивания каких-либо деталей в описании, - создания экспрессивной окраски. Повтор звукоподражательный (тук-тук-тук…) | |
«Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Л.А. Новиков | Заключённый в слове смысл является отражением в сознании человека предметов и явлений окружающего мира. Понятие как отображение действительно-сти в слове всегда одно, а значений может быть несколько (многозначность слова). Также к значению может добавляться субъективная оценка (книга-книжонка) или экспрессивно-эмоциональная окраска (сын-сынишка). | |
«Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». А.А. Реформатский | Местоимения могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных, т.е. являться заместителями имени. Они указывают на предметы и их признаки (свойства, качества, количество) и заменяют в речи непосредственные обозначения понятий, очевидных из контекста высказывания. | |
«Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова». А.А. Реформатский | Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов. | |
«Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Дж. Свифт | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. |
Использованные источники
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2013. – 319 с.