Требования к составлению инструмента проведения маркетинговых исследований-анкете.




Анкета-это система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта или предмета исследования.

Она может быть разделена на 4 части:

-вводной, где высказывается уважительное отношение к опрашиваемым и указывается, кто проводит опрос, с какой целью, инструкция по заполнению анкеты;

-контактной, где располагаются вопросы, преследующие цель заинтересовать опрашиваемого, ввести в круг изучаемых проблем;

-контрольной- с вопросами, позволяющими убедиться в достоверности данных (например, если в контактной части основной вопрос был такой: «Знакомы ли Вы с основными способами ухода за кожей век?»то контрольный вопрос может быть такого типа: «Какие из способов ухода за кожей век Вы считаете наиболее важными?»).

-заключительный- с вопросами, снимающие у респондентов психологическое напряжение, позволяющими выявить их социально- демографические характеристики(пол, возраст, уровень доходов и т.д.), а завершаться словами благодарности опрашиваемому за участие в опросе.

Особое внимание следует обратить на то, чтобы основной и контрольный вопросы не следовали друг за другом, поскольку большинство людей, отвечают на следующий вопрос, находясь под впечатлением содержания и ответа на предыдущий. Самые сложные вопросы, требующие размышления должны располагаться в середине анкеты.

Сами вопросы должны быть простыми, понятными, однозначными и нейтральными, причем они должны переходить от простых- к сложным, от общих- к специальным, от нейтральных- к тонким (деликатным).

Время заполнения анкеты при почтовом опросе не должно превышать 20-30 минут. Вопросы, находящиеся в анкете бывают открытыми и закрытыми.Открытые вопросы предоставляют право формулироваь ответы самостоятельно.

Открытый вопрос может быть представлен в виде: завершения предложения, завершения рассказа, допускать любую формулировку ответа. Закрытый вопрос может быть в форме альтернативного, с вариантами ответов, со шкалой для оценки.

Ситуационные задачи.

Ситуационная задача № 1.

Муниципальная городская аптека.

Организационная структура- 3 отдела:

-рецептурно-производственный;

-отдел готовых лекарственных средств;

-отдел безрецептурного отпуска.

Штат 24 человека.

Административно-управленческий персонал представлен:

-директор аптеки;

-два заместителя директора;

-финансовый менеджер;

-менеджер по кадрам.

Задание: Определите лиц, с указанием их должности, для решения следующих задач: разработка плана маркетинга, расчет сметы расходов на его реализацию.

 

Разработка плана маркетинга- зам.директора, провизор -маркетолог (или зав.отделом маркетинга)

Расчет сметы расходов- финансовый менеджер, ответственный- зам.директора.

Ситуационная задача № 2.

Аптека утвердила план маркетига на предстоящий год. В разделе «Маркетинговая ситуация» запланированы исследования по оптимизации ассортимента фармакотерапевтических групп:

Сердечные ЛС

 

Целью нашего исследования является проведение маркетингового исследования потребителей сердечных лекарственных средств. Для решения ситуационной задачи было проведено сегментирования потребительского рынка ЛС.

1.Разработка опросного листа (анкеты) для потребителя ЛС.

2.Проведение опроса (интервьюирования) 20 потребителей.

3.Обработка данных опроса.

4.Анализ результатов опроса.

 

АНКЕТА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Уважаемые покупатели!

В аптеки проводится маркетинговое исследование по оптимизации ассортимента. Просим Вас ответить на наши вопросы, заранее благодарны!

1.Ваш пол: м ж

2.Ваш возраст:

20-30 лет

30-40 лет

40-50 лет

50-60 лет

Старше 60 лет

3.Ваше образование:

Среднее

Среднее специальное

Высшее

4.При выборе лекарств на Вас оказывает влияние в большей степени: (возможно указать несколько)

Реклама

Советы знакомых и родственников

Мнение врача

Совет провизора или фармацевта

Собственные знания

Другое___________

5.Укажите причину, пробудившую Вас совершить покупку:

Реклама

Советы знакомых и родственников

Назначение врача

Совет провизора или фармацевта

Известность торговой марки

Другое_______________

6.Какие лекарственные формы Вы предпочитаете?

Таблетки, капсулы

Шипучие таблетки

Мази, гели

Аэрозоли

Значения не имеет

Другое___________

7.Предпочитаемый производитель лекарственных средств:

Отечественный

Зарубежный

Значения не имеет

8.Как вы оцениваете состояние своего здоровья:

Считаю себя здоровым

Считаю себя больным

Затрудняюсь ответить

9.Вы обычно посещаете аптеку для приобретения:

Лекарственных средств

Косметики и средств ухода

Товаров детского ассортимента

Товаров для поддержания здоровья

Другое__________________

10.Устраивает ли Вас ассортимент нашейаптеки?

Да, я всегда могу купить все, что мне необходимо

Иногда я ухожу без покупки

Не устраивает

Затрудняюсь ответить, я редко посещаю вашу аптеку

Другое_____________

11.Какие раньше препараты Вам приходилось приобретать?

ОБРАБОТКА АНКЕТ

Анкета после получения и от респондентов были проверены на полноту и правильность заполнения. Забракованных анкет не было.

Для каждого вопроса была подготовлена вспомогательная накопительная таблица, в которую были занесены результаты.

1.Пол респондентов:

Вариант ответа % ответов
Мужчина  
Женщина  
Итого 100%

 

2. Возраст респондентов:

Вариант ответа % ответов
20-30 лет  
30-40 лет  
40-50 лет  
50-60 лет  
Старше 60 лет  
Итого 100%

3.Образование респондентов:

Варианты ответов % ответов
Среднее  
Среднее специальное  
Высшее  
Итого 100%

 

4.При выборе лекарств на Вас оказывает влияние в большей степени: (возможность указать несколько)

Варианты ответов Количество ответов
Реклама  
Совет знакомых и родственников  
Мнение врача  
Совет провизора или фармацевта  
Собственные знания  
Другое  
Всего  

 

5.Укажите причину, побудившую Вас совершить покупку:

Вариант ответа Количество ответов
Реклама  
Советы знакомых и родственников  
Назначение врача  
Совет провизора или фармацевта  
Известность торговой марки  
Другое  

 

6.Предпочитаемые лекарственные формы:

Вариант ответа % ответов
Таблетки, капсулы  
Шипучие таблетки  
Мази, гели  
Аэрозоли  
Значения не имеет  
Другое  
Итого 100%

 

 

7.Предпочитаемый производитель лекарственных средств:

Вариант ответа % ответов
Отечественный  
Зарубежный  
Значения не имеет  
Итого 100%

 

8.Как вы оцениваете состояние своего здоровья:

Вариант ответа % ответов
Считаю себя здоровым  
Считаю себя больным  
Затрудняюсь ответить  
Итого 100%

 

9.Вы обычно посещаете аптеку для приобретения:

Вариант ответа % ответов
Лекарственных средств  
Косметики и средств ухода за кожей  
Товаров детского ассортимента  
Товаров для поддержания здоровья  
Другое  
Итого 100%

 

10.Устраивает ли Вас ассортимент нашей аптеки?

Вариант ответа % ответов
Да, я всегда могу купить все, что мне необходимо  
Иногда я ухожу без лекарств. Сред  
Не устраивает  
Затрудняюсь ответить, я редко посещаю вашу  
Другое  
Итого 100%

 

11.Какие сердечные препараты Вам приходилось приобретать?

Эналаприл

Корвалол

Валокордин

Нитроглицерин

Нитросорбид

Диротон

Валосердин

Анализ результатов:

По результатам исследования сформировался потрет потребителя сердечных ЛС: 65% опрошенных женщины, возрастная группа от 40-50 лет составляет 40% опрошенных; от 20 до 30 лет- 25% и от 30-40 лет- 25%. Высшее образование имеют 55% опрошенных. Согласно ответам на вопросы анкеты при выборе ЛС опрошенные ориентируются в большей степени на совет провизора или рекомендации врача. Среди причин, побудивших совершить покупку, указали также рекомендации врача, либо провизора. 45% опрошенных предпочитают твердые лекарственные формы: таблетки или капсулы, что объясняется простотой их применения. Шипучие таблетки -25%, мази или гели- 10%.

Предпочтения относительно производителя ЛС- 30% поддерживают отечественного производителя, 40%- зарубежного и для 30% опрошенных не имеет значения. По состоянию здоровья 60% опрошенных считают себя здоровыми. Целью посещения аптеки для 40% опрошенных является приобретение лекарств, остальные посещают аптеку для приобретения детских товаров, косметики, парафармацевтики и тп.

Что касается предлагаемого ассортимента, то он удовлетворяет большую часть клиентов 60%.

В анкету был включен вопрос, который было необходимо дописать. Мы спрашивали о том, какие сердечные препараты приходилось покупать нашим потребителям. Были названы: Эналаприл, Корвалол,Валокордин, Нитроглицерин, Нитросорбид, Диротон, Валосердин.

При обработке анкет было отмечено, что опрашиваемые не любят открытые вопросы, где необходимо дописать свой вариант ответа, всегда ограничиваются предложенными вариантами.

Оптимизировать ассортимент группы сердечных препаратов путем опроса потребителей аптеки крайне сложно, т.к. эта группа –в основном препараты рецептурные. Поэтому у нас получилось выявить потребительские предпочтения и составить портрет потребителя. В ходе анкетирования были заданы также и уточняющие вопросы. Так мы выяснили, что сердечные препараты покупаются в основном для пожилых родственников по их просьбе.

Изучение ассортимента фармакотерапевтической группы ЛС методом коллективных экспертных оценок.

1.Формирование группы экспертов 10 врачей- кардиологов, стаж от 5-25 лет.

2.Составление анкеты исследования в форме таблицы.

3.Проведение анкетирования.

4.Обработка результатов.

5.Расчет свободного рейтинга ЛС.

6.Формирование оптимального ассортимента (первых 10 позиций).

Наименование препарата Сумма балов 10 врачей Ранг
Эгилок 100 мг № 60    
Кордарон 200 мг №30    
Престариум 4мг №30    
Валосердин 15 мл    
Кордикет ретард 40    
Кордипин 10мг №50    
Валокордин 20 мл    
Курантил 25мг №100    
Корвалод 25 мл    
Нитросорбид 0,01 №10    
Нитросорбид 0,01 №25    
Нитросорбид 0,01 №50    
Амиодарон гексал 20мг № 20    
Нифедиципин 10мг др. №50    
Стднофарм 2мг №30    
Коринфар №100    
Моносан 20мг №30    
Верапамила г/х 0,08 №10    
Верапамила г/х 0,25%-2 мл№10    
Панангин 5 мл №10    
Анаприлин 0,04 №100    
Анаприлин 0,04 №50    
Аспаркам №50    
Валидол-Уви 0,06 №10    
Калия оротат 0,5 №10    
Кокарбоксилазы г/х 0,05№5 апм    
Ксантинола никот-т15%-2,0 №10    
Мезатон 1%-1мл №10    
Нитрогранулонг0,0052 №50    
Пентоксифиллин 2%-5мл №10    
Пирроксан 0,015 №50    
Рибоксин 0,2 №50    
Н-ка боярышника 100 мл    
Н-ка боярышника 25 мл    

 

Вывод: Путем анкетирования врачей экспертов был определен оптимальный ассортимент сердечных ЛС, в тор- 10 вошли наиболее распространенные сердечные ЛС, всегда пользующиеся спросом в аптеке.

Эксперты высказали замечания по поводу предложенной ассортиментной карты, т.к. туда включены препараты для терапии совершенно разных сердечных заболеваний, хотя и все из группы кардиологические. Сложно также было оценить препараты разных лекарственных форм, так как таблетки, например, показаны для постоянно приема, а инъекции для экстренных состояний.

Тестовые задания:

1-5

2-4

3-3

4-3

5-2

6-1

7-3

8-4

9-2

10-1

11-1

12-2

13-4

14-1

15-2

16-1

17-1

18-2

19-1

20-2

21-1

22-3

23-5-

24-2

 

 

Список использованной литературы:

1.Академия рынка: маркетинг/А. Дайан, Ф.Букерель, Р. Ланкар и др.-М.:Экономика, 1993

2.Багирова В.Л. Управлении и экономика фармации. М.:Медицина.- 720 с.

3.Баранчеев В.П. Стрижов С.Г. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия.

4.Герчикова И.Н. Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности фирм.

5.Дихтльм Е., Хершген Х. Практический маркетинг.- М.: Высшая школа, 1995 г.

6.Конина Н.Ю. Квалификация источников информации о фирмах //Маркетинш.1996.№ 6.С. 51-55.

7.Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.: Прогресс, 1990.

8.Попов Е.В., Попова Л.Н. Искусство маркетинга.- Екатеринбург: Терминал Плюс, 1997

9.Журнал Ремедиум 2005-2008 гг.

10.Журнал Новая аптека 2005-2008 гг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: