Исследователи социально-политических процессов в посткоммунистической России и политические аналитики не могли не обратить внимания на фактическое отсутствие в российском политическом спектре консервативного фланга. Правильней сказать, что консерваторы на политической арене все же присутствовали, однако выступали в роли контр-элиты и внесистемной оппозиции. Наличие идеологической и политической лакуны на консервативном фланге, - а также очевидный кризис идеологии российского либерализма в итоге вызвали социальный заказ власти на консервативную идеологию. В условиях России последних 15-ти лет «партией власти» является либерализм – сначала радикальный, затем (в период президентства В. Путина) умеренный (патриотический). Поэтому претензии на статус носителей идеологии современного российского либерализма исходил, прежде всего, со стороны вчерашних либералов, лидеров демо-либеральной революции начала 90-х годов.
Социальный заказ власти на консервативную идеологию появился уже в середине 1990-х гг. и был вызван шоком от фактического поражения первой либеральной «партии власти» - Демократического выбора России, проигравшей на парламентских выборах 1993 г. по партийным спискам псевдоконсерваторам – ЛДПР В. Жириновского. Кризис доверия к либерально-демократической модели и западнической демократии в целом со стороны широких кругов российского общества впоследствии будет лишь возрастать, что будут вынуждены признать не только противники, но и сторонники демо-либеральной идеи. На волне массового разочарования в либерализме и демократии в целом наблюдается рост интереса к идеологии консерватизма, - идеологии стабильности и преемственности развития на основе выработанных веками национальных традиций. По мнению некоторых наиболее дальновидных идеологов современного российского либерализма, для адаптации демократии к российским условиям необходимо произвести её «почвенизацию», что позволит значительно повысить эффективность либерально-демократической модели и, что главное, электоральную привлекательность либеральных партий. Первооткрывателем консервативного направления в рамках российского либерализма стала Партия российского единства и согласия (ПРЕС) С. Шахрая. Программа с которой шла на выборы данная партия содержала якобы консервативные принципы, которые можно трактовать по-разному, в том числе и как либеральные призывы (свобода конкуренции, частная собственность, демократическое государство и др.).
|
Впоследствии попытки привязать либеральные по своей идеологической основе партийные образования к консерватизму и правому спектру современной российской многопартийности предпринимались неоднократно. Прежде всего, это нашло отражение в идеологотворчестве «партий власти», создаваемых специально для выборов в Государственную думу очередного созыва. Следующей по времени создания «партией власти» после ДВР стало движение, впоследствии партия «Наш дом – Россия», в идеологии которой нашли развитие некоторые положения программы ПРЕС. В середине – второй половине 1990-х гг. именно с этой партией связывали надежды на будущее российского консерватизма. Консервативный характер партийной идеологии («НДР – партия просвещенного консерватизма») подчеркивал лидер партии В. Черномырдин: «НДР, по словам Виктора Степановича, "обретает свое, ни на кого не похожее лицо". И лицо это - консерватизм. "Народ России тяготеет к стабильности, к постепенному и размеренному развитию. И мы, российские консерваторы, не должны упустить этот исторический момент"[22]. Как консервативную партию квалифицировали и региональные лидеры НДР, в частности, вологодский губернатор В.Е. Позгалев, по мнению которого НДР является партией просвещенного консерватизма. В итоге, ни та, ни другая партия ожиданий не оправдали. Далее происходит создание блока «Единство», позже трансформировавшегося в партию «Единство», которая провозглашает своей идеологией консерватизм, подразумевая под этим сохранение всего хорошего, что есть в России. Руководитель центра разработки программных документов Герман Моро говорит о том, что либерализм исчерпал себя и необходимо новое направление движения – консерватизм.
|
Новый курс Путина, который направлен на постепенное, медленное, но стабильное движение, тоже выдается за частично консервативный, но то явление, которое преподносится современному российскому обществу под видом консерватизма, является, по сути, превращенной формой либерализма, а ценности, которые предлагают сохранять его идеологи - приоритет прав человека, гражданское общество и т.д., - являются либеральными.
Сейчас в России существует необходимость создания реальной консервативной партии, так как общество нуждается в стабильном развитии, основанном на традиционных русских институтах, жизнненых установках, традициях народа.
|
Заключение
Итак, подводя итоги, хочется отметить, что в данной работе были рассмотрены вопросы соотношения традиционализма и консерватизма, становление консерватизма как идеологии, включая «предконсервативный» период, обоснования консерватизма как идеологии реконструкции – постепенного движения вперед, без революций, опираясь на опыт предков – традиции, неизменные ценности.
Использованные материалы помогли мне понять и лучше разобраться в сущности консерватизма, увидеть его с разных точек зрения, и сделать выводы на основе проведенного исследования.
Рождение консерватизма произошло в определенный временной промежуток, но основные его принципы существовали и были распространены задолго до его формального появления. Соответственно, можно утверждать, что консерватизм является одной из древнейших идеологий.
На мой взгляд, достаточно подробно была изложена информация, подтверждающая тот факт, что консерватизм отличен от традиционализма и суть его состоит не в привязке к устаревшим и не актуальным предрассудкам, традициям и т.д., а в проведении стабильного политического курса, по средствам постепенного реформирования и реконструирования общества.
Русский консерватизм имеет свои особенности, но, в целом, большинство исследователей сходятся во мнении, что консерватизм ближе для России, так как патриархальное общество в России существовало на протяжении многих лет и является ее неотъемлемой частью.
[1] С Бирюков «Консерватизм как идеология»
[2] А Репников «Где истоки русского консерватизма»
[3] С Бирюков «Консерватизм как идеология»
[4] С Бирюков «Консерватизм как идеология»
[5] И. Осипов «Аксиология русского консерватизма»
[6] Учебник под ред. О. Лейста
[7] С Бирюков «Консерватизм как идеология»
[8] учебника К. Гаджиева
[9] Учебник под ред. О. Лейста
[10] Учебник под ред. О. Лейста
[11] учебника К. Гаджиева
[12] учебника К. Гаджиева
[13] Монография Э попова
[14]А Репников «Современная историография российского консерватизма»
[15] В. Гусев "Русский консерватизм: основные направления и этапы развития".
[16] Монография Э. Попова
[17] Б Межуев «Консерватизм современности»
[18] М Ремизов «Консерватизм сегодня»
[19] И Осипов «Аксиология русского консерватизма»
[20] И Осипов «Аксиология русского консерватизма»
[21] М Ремизов «Консерватизм сегодня»
[22] Б Межуев «Консерватизм современности»