Создание кадрового резерва и его эффективное использование. 1 глава




Гарантия своевременного и в полном объеме получения денежного содержания.

Данная гарантия также напрямую связана с соответствующим правом муниципального служащего (п. 3 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона, см. комментарий к ст. 11). Общие принципы оплаты труда муниципального служащего установлены в ст. 22 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 22). Кроме того, с данной гарантией корреспондирует право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ).

При этом на муниципальных служащих, как и на другие категории работников, распространяются общие нормы ТК РФ об оплате труда (раздел VI ТК РФ). Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).

В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Прежде всего, следует упомянуть материальную ответственность. При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).

Кроме того, ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыплату заработной платы в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Наконец, за невыплату заработной платы работодатель может быть привлечен и в уголовной ответственности (см. ст. 145.1 УК РФ).

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ч. 2 ст. 142 ТК РФ).

Гарантия отдыха.

Комментируемая статья указывает, что реализация данной гарантии обеспечивается установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени (см. комментарий к ст. 20), предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска (см. комментарий к ст. 21).

В соответствии со ст. 110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд (ст. 111 ТК РФ).

Перечень нерабочих праздничных дней установлен в ст. 112 ТК РФ. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений. В определенных случаях допускается привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия (например, для предотвращения катастрофы или несчастных случаев). Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 113 ТК РФ).

1.4. Гарантия медицинского обслуживания муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию.

На сегодняшний день отсутствует специальный федеральный закон, обеспечивающий реализацию данной гарантии в сфере муниципальной службы. Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан (в том числе и муниципальных служащих), регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В соответствии с ч. 2 ст. 19 указанного Закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Порядок реализации рассматриваемой гарантии определяется на муниципальном уровне. Так, например, согласно ст. 2.1 Положения о порядке предоставления гарантий муниципальным служащим муниципалитета внутригородского муниципального образования Лефортово в городе Москве, утвержденного решением муниципального собрания внутригородского муниципального образования Лефортово в городе Москве от 19 марта 2009 г. N 20, медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи обеспечивается в зависимости от групп замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы в следующем порядке:

- муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, относящиеся к группам высших и главных должностей муниципальной службы, предоставляется медицинское обслуживание со всеми членами их семей;

- муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, относящиеся к группе ведущих и старших должностей муниципальной службы, предоставляется медицинское обслуживание с одним членом семьи по выбору муниципального служащего;

- муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, относящиеся к группе младших должностей муниципальной службы, предоставляется медицинское обслуживание без членов их семей.

В случае наличия в семье муниципального служащего ребенка - инвалида с детства (независимо от возраста) ему предоставляется медицинское обслуживание на период нахождения родителя на муниципальной службе независимо от группы должностей муниципальной службы, к которой относится замещаемая им должность.

Медицинское обслуживание муниципального служащего после выхода его на пенсию предоставляется в следующем порядке:

- муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы, относящиеся к группе высших и главных должностей муниципальной службы, сохраняется медицинское обслуживание с одним из членов их семей;

- муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы, относящиеся к группе ведущих, старших и младших должностей муниципальной службы, сохраняется медицинское обслуживание без членов их семей.

Лицам, впервые принятым на муниципальные должности муниципальной службы, медицинское обслуживание предоставляется после истечения испытательного срока.

1.5. Гарантия пенсионного обеспечения за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей (подробнее о предоставлении этой гарантии см. комментарий к ст. 24).

1.6 - 1.7. Гарантия обязательного государственного страхования на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей, а также на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" указано, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В соответствии со ст. 8 указанного Закона страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

- оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца;

- пособие по временной нетрудоспособности;

- страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;

- пособие по беременности и родам;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- социальное пособие на погребение.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

1.8. Гарантия защиты муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 900 "Об утверждении Перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите" государственной защите подлежат лишь должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений. Защита данных должностных лиц осуществляется на основании Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

На сегодняшний момент нет специального федерального закона, распространяющегося на всех муниципальных служащих и устанавливающего особенности защиты муниципальных служащих и членов их семей от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

2. Частью второй комментируемой статьи предусмотрено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Таким образом, особенностей предоставления гарантий муниципальным служащим по указанным основаниям расторжения трудового договора комментируемый Закон не устанавливает.

Прежде всего, следует упомянуть о выходных пособиях. В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Кроме того, следует учитывать, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается (ст. 179 ТК РФ):

- семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

- лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

- работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

- работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Необходимо помнить, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ. Увольнение допускается лишь тогда, когда невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Особенности процедуры увольнения по рассматриваемым основаниям установлены в ст. 180 ТК РФ. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

При этом работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения указанного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением. В частности, требуется заблаговременное предупреждение первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ) и органов службы занятости (ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

3. Перечень гарантий, установленный в ч. 1 комментируемой статьи, является открытым, о чем свидетельствует ч. 3 комментируемой статьи, предусматривающая, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Так, например, согласно ст. 20 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 г. N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" муниципальным служащим в соответствии с уставом муниципального образования могут предоставляться следующие дополнительные гарантии:

- дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания;

- транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от группы замещаемой должности муниципальной службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;

- право на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципальной службы.

Следует особо отметить, что в соответствии с комментируемой статьей дополнительные гарантии могут быть предусмотрены только законами субъекта или уставом муниципального образования. На практике зачастую дополнительные гарантии устанавливаются иными актами муниципального образования. Представляется, что такая ситуация противоречит действующему законодательству. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики.

Пример: Верховный Суд Республики Карелия установил, что ни уставом муниципального образования, ни законом субъекта не предусмотрена выплата муниципальному служащему при увольнении единовременного денежного вознаграждения в размере десяти средних месячных заработков в качестве дополнительной гарантии. Учитывая это, суд пришел к выводу о том, что установление такой выплаты в трудовом договоре не является основанием для ее взыскания в судебном порядке, а увеличение перечня этих выплат иными муниципальными правовыми актами, а также трудовыми договорами недопустимо (см. Определение Верховного суда Республики Карелия от 27 июля 2012 г. по делу N 33-2182/2012).

Камчатский краевой суд указал, что установление дополнительных гарантий муниципальным служащим должно быть предусмотрено непосредственно уставом муниципального образования, а не иными муниципальными правовыми актами, которые, хотя и составляют в силу ст. 3 комментируемого Закона правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации, однако не регулируют вопросы предоставления дополнительных гарантий муниципальным служащим (см. Кассационное определение Камчатского краевого суда от 27 октября 2011 г. по делу N 33-1410/2011).

Кроме того, необходимо учитывать, что суды при рассмотрении споров, связанных с установлением дополнительных гарантий муниципальным служащим, исходят из того, что федеральным законодательством не предусмотрено установление гарантий, реализуемых после увольнения с муниципальной службы. Это выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 34-АПГ12-6, Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2012 г. N 36-АПГ12-3, Определение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 60-Г11-15 и др.).

 

Статья 24. Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи

 

Комментарий к статье 24

 

1. Муниципальный служащий обладает в полном объеме правами государственного гражданского служащего в сфере пенсионного обеспечения в силу соотношения основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы - до принятия комментируемого Закона), и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.

Вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих регулируются федеральными законами - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также - в отношении государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - соответствующим законом субъекта Российской Федерации. С 1 января 2015 г. вступит в силу ФЗ "О страховых пенсиях", который заменит ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пенсионное обеспечение муниципального служащего является его правом (п. 12 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона), а также гарантией (п. 5 ч. 1 ст. 23). Это говорит о важности данного элемента правового статуса, поскольку рассматривается большинством исследователей в качестве мощного стимула профессиональной служебной деятельности служащего.

Положения действующего российского законодательства соответствуют нормам Конвенции Международной организации труда N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (Россия пока не ратифицировала данную Конвенцию, далее - Конвенция N 102).

1.1. Статья 25 Конвенции N 102 определяет вид пенсии, предоставляемой в связи с наступлением старости, т.е. достижением определенного преклонного возраста. Пенсия по старости - один из трех видов государственных трудовых пенсий. В России, как и во всех других развитых странах, доминирующий вид пенсионного обеспечения - пенсии по старости получают почти 90% всех пенсионеров. Преимущественно они устанавливаются в связи с трудовой деятельностью в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Основной правообразующий юридический факт - наступление старости, определяемый как достижение установленного преклонного возраста (ст. 26 Конвенции N 102). Старость, таким образом, - определенное состояние, период жизни, наступление которого характеризуется достижением указанного возраста. Для получения пенсии по старости в России необходим страховой стаж не менее 5 лет.

Статья 26 Конвенции N 102 определяет охватываемый период, а также ориентировочно - пенсионный возраст и порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам.

Российское пенсионное законодательство определяет вместе с этим процедуру "вхождения" в обеспечение пенсией, в том числе по старости. Это объясняется главным образом тем, что пенсионный орган пока еще не имеет всех необходимых данных, подтверждающих право гражданина на получение пенсии. В связи с этим действует заявительный порядок назначения трудовой пенсии. Он следующий: пенсия по старости по общему правилу назначается со дня обращения за ней, т.е. со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение; этот орган дает разъяснение, какие документы следует представить дополнительно; если они будут представлены в течение трех месяцев, то днем обращения считается день подачи заявления (ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Пенсия по старости назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за ней последовало не позднее 30 дней со дня увольнения.

Государственная пенсия по старости назначается, как правило, с первого числа месяца, в котором подано заявление о ее назначении.

В России стандартный общий пенсионный возраст значительно ниже установленного Конвенцией N 102, он традиционно составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Сохранение сравнительно низкого стандартного пенсионного возраста объясняется низкой продолжительностью жизни населения. В последние годы продолжительность жизни населения стала расти, активно обсуждается возможность повышения общего пенсионного возраста.

Стандартный пенсионный возраст в России в настоящее время полностью соответствует продолжительности жизни населения, он пока еще не ведет к чрезмерной пенсионной нагрузке на трудоспособное население. Более высокий пенсионный возраст предусмотрен лишь для установления так называемой социальной пенсии по старости (пенсии для каждого пожилого человека как члена общества). Он составляет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Наряду со стандартным в России для многих категорий граждан предусмотрен пониженный пенсионный возраст - в зависимости главным образом от неблагоприятных условий труда и выполнения работы в северных регионах страны. При установлении пониженного пенсионного возраста учитываются как низкая продолжительность жизни, так и неблагоприятные условия труда (подземные работы, работы с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда). Пониженный возраст составляет обычно 50 и 55 лет для мужчин и на 5 лет ниже для женщин, т.е. 45 и 50 лет.

Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости (СЧ + НЧ).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

СЧ = ПК / Т + Б, где

 

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. Начиная с 2013 г. - 228 месяцев (при назначении пенсии в 2012 г. он составлял 216 месяцев);

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Расчет пенсионного капитала (ПК) осуществляется по формуле:

 

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где

 

ПК1 - расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г.;

СВ - сумма валоризации. Валоризация - переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. Валоризация была проведена в 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в отношении всех россиян, работавших в любой период времени до 2002 г.;

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и дифференцирован в зависимости от категории получателей пенсии.

Наконец, размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

НЧ = ПН / Т, где

 

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

1.2. Второй вид общегражданских трудовых пенсий - пенсия по инвалидности. Основной правообразующий юридический факт - наступление инвалидности, определяемый как установление ее соответствующим государственным органом. Инвалидность, таким образом, - определенное состояние, подтвержденное государственным органом индивидуально в отношении конкретного гражданина. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими его социальную защиту. Инвалидность - это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и к необходимости социальной защиты. Социальная защита включает пенсионное обеспечение инвалидов, но не исчерпывается этим. Цель страховой пенсии по инвалидности - компенсировать утраченный заработок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: