МЕТОДИКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА




ЛЕКЦИОННЫЙМАТЕРИАЛ

 

В нумерации занятий первая цифра – номер темы, вторая цифра – номер занятия по данной теме.

 

Тема лекции №1 Введение. Цели и задачи курса“Методика преподавания изобразительного искусства”

 

Методика преподавания изобразительного искусства является одним из профилирующих предметов, содержание которого направлено на освоение художественно-педагогического мастерства, которое характеризуется развитием специальных художественно-педагогических способностей и ориентируют учителя на педагогическое творчество в многогранных формах его проявления.

Методика преподавания изобразительного искусства - это область педагогической науки, которая определяет задачи, содержание и методы обучения, разрабатывающая формы и средства наиболее эффективной организации учебного процесса.

Методика преподавания ИЗО может быть общей и частной.

1. Общая рассматривает теоретические основы курса присущие всем предметам: история методов обучения ИЗО с древних времен до наших дней; современное понимание изобразительного искусства в школе, цели и задачи обучения по видам и разделам программы.

2. Частная рассматривает содержание и последовательность изучения тем программы; особенности методики преподавания занятий по различным видам художественной деятельности учащихся.

Как любая другая наука методика преподавания ИЗО оперирует определенными категориями.

Метод - (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) способ деятельности, совокупность приемов, направленных на достижение какой-либо цели и решения конкретной задачи.

Приемы обучения - отдельные моменты, из которых складывается метод обучения.

Формы обучения - внешнее выражение какого-либо содержания.

Средства обучения - то, что помогает достичь понимания, восприятия. Наглядные пособия, ТСО, оборудование, учебники, инструменты, приспособления и т.д.

 

Основная литература - [ 1, 2, 13]

Дополнительная литература - [23, 24]

2.1 Тема лекции: Краткий исторический обзор методов обучения за рубежом

 

В первобытном обществе, накопленный тысячелетиями опыт в начертании линий, изображения животных, птиц, человека передавался из поколения в поколение посредством непосредственного наблюдения и подражания взрослым. Меняется отношение человека к искусству в период неолита. Закрепляются формы труда - земледелие, ремесленно-производственная деятельность. Навыки рисования используется в качестве украшения предметов ремесла. В этот период появляются художники-ремесленники, которые обучали своих учеников путем многократного повторения, но система обучения искусствам возникла в эпоху цивилизации древнего Египта.

Рисование как предмет школьного образования было впервые введено у древних египтян. Градостроительство, постройка храмов, общественных зданий обусловили создание специальных школ с системным обучением. В Древнем Египте выработаны принципы, правила и законы построения изображения человека, предметов, животных, растений, интерьеров. Обучение рисованию строилось на заучивании канонов, по таблицам и образцам и сводилось к выработке механических навыков. Натура как объект обучения не существовала.

В Древней Греции рисование стали рассматривать как учебный предмет. В основе метода обучения лежало изображение с натуры (Паррассий, Эвпомп, Памфил, Апеллес). Впервые в рисунок ввели светотеневую моделировку, дали образцы перспективного построения изображения на плоскости, изучалась анатомия человека. В IV веке до нашей эры в Древней Греции существовало несколько школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская.

Сикионская школа - обучение базировалось на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. Эфесская школа основывалась на восприятии природы и на внешней красоте. Фиванская школа большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзий.

В Древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Впервые установлен метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

В эпоху средневековья обучение в ремесленных мастерских не требовало развития теории искусства и дидактики. Рисунок стал условным, схематичным, в основе метода обучения лежит механическое копирование.

Эпоха Возрождения - в этот период методы обучения рисованию получили новое развитие. Возрождается стремление к реалистическому искусству. Рисунок рассматривается как научная дисциплина, которая основывается на законы перспективы, оптики и данных анатомического строения человеческого тела. Над проблемами рисунка работали: Ченнино Ченнини (трактат по живописи), Леон Баттиста Альберти (“Три книги о живописи”), Леонардо да Винчи (“Книга о живописи”), Альбрехт Дюрер (“Наставления в измерении циркулем и линейкой”).

XVII век характеризуется созданием специальных учебных заведений - Академий Художеств (например, Болонская академия художеств, основанная братьями Карраччи), художественных школ. На пользу рисования стали обращать внимание деятели просвещения: Я.А. Коменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо, И.Г. Песталоцции. Их труды помогли соединить теорию искусства с теорией педагогики, дополнить принципы дидактики

Академическая система обучения искусству способствовала развитию методов преподаванию рисунку. Издаются методические пособия по рисованию.

К концу XIX века выделились два метода обучения рисованию: геометральный и натуральный. Основой художественной педагогики была теория “свободного воспитания”(Г. Кершенштейнер, Д. Дьюн и др.).

 

Основная литература - [1, 2, 13]

Дополнительная литература - [23, 24]

 

 

Тема лекции№2: История развития методов обучения рисованию в России. Проблемы художественного



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: