образования в советской школе





Рисование как общеобразовательный предмет и методы его преподавания в Древней Руси были связаны в основном с обучением грамоте т.к. во всех рукописных книгах содержатся рисунки и рисованные заглавные буквы. Основным методом обучения рисованию было копирование образцов.

В России рисование как общеобразовательный предмет был введен в XVIII веке. “Знатнейшие искусства” вводятся в различные типы учебных заведений: Академия наук Морская Академия, хирургическая школа, Кадетский корпус и др., которые ставили своей целью дать воспитанникам элементарные навыки, способствующих развитию образного представления и умений, которые можно применять в любой профессии.

Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях впервые в России было издано методическое пособие по рисунку И.Д. Прейслера “Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству”. Как и большинство художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием перспективы и пластической анатомии.

В первой половине XIX века над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания работают такие художники, как Г.И.Угрюмов, А.И.Иванов, А.Е.Егоров, В.К.Шебуев, А.Г.Венецианов и др. Интерес представляют теоретические труды И.И.Виена, А.Войцеховича, И.В.Буяльского, Г.А.Гиппиуса, А.П.Сапожникова, учителя рисования Скино.

Сущность нового понимания целей и задач рисования была сформулирована выдающимся преподавателем рисования первой половины XIX в. А.П. Сапожниковым в первом учебнике для общеобразовательных учебных заведений - “Курс рисования”. Основное внимание им уделялось рисованию с натуры, анализу формы, сознательности и наглядности обучения. Сапожниковым А.П. был предложен ряд наглядных пособий, разъясняющих суть перспективных явлений. Однако, эта система практически не ставила задачи эстетического воспитания учащихся.

В 1844 г. издается труд Г.А.Гиппиуса - “Очерки истории рисования как общего учебного предмета”, где были сконцентрированы все передовые идеи педагогики того времени. Автор указывает на специфику преподавания рисования в общеобразовательной и художественной школах. По его мнению, методика преподавания должна основываться не только на данных практической работы, но и на данных науки, поэтому он предъявляет высокие требования к учителю, который должен владеть разнообразными методами обучения.

Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог П.П. Чистяков. Для развития целостного восприятия он рекомендовал “рисовать формой”, противопоставляя его контурному изображению. Он отвергал копировальный метод обучения. В основу способов построения рисунка были положены следующие принципы: последовательность выполнения рисунка от целого к части, соответствие построения рисунка характеру формы предмета и его положению в пространстве. Положительным моментом метода является то, что в построении рисунка обеспечивалась логическая связь между наблюдением пространственных явлений, знанием законов перспективы и их изображением. Помимо рисования с натуры проводились занятия на рисование по памяти, по представлению, “сочинения” тематического характера, изображение орнаментов.

В России в конце XIX - начале XX века возникли бурные дискуссии о преимуществах геометрального и натурального методов преподавания. Формализм, развивающийся в искусстве, отвергавший школу и Академию художеств, способствовал распространению идей “свободного воспитания”. Взгляды сторонников свободного воспитания получили теоретическое обоснование в трудах профессора А.В.Бакушинского. Роль учителя сводится к пассивному наблюдению. Методические положения строились на случайных, субъективных рассуждениях отдельных авторов, без достаточного научного обоснования.

Демократизация советской школы, ее направленность на творческое овладение знаниями послужили началом научной разработки проблем обучения изобразительному искусству. В 20-е годы методика преподавания рисования развивалась по двум направлениям: методика развития “свободного воспитания” и “комплексный” метод обучения. Однако, разработанные программы имели серьезные недостатки. В основу новых программ было положено не обучение изобразительной грамоте, а односторонние попытки развития творческих способностей, предоставление детям полной свободы. исключение на первой стадии обучения рисования с натуры.

Среди известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают Д.Н.Кардовский, К.Ф.Юон, Е.С.Кондахчан, Н.Н.Ростовцев.

В 1970 г. были созданы типовые программы и разработан целый ряд экспериментальных программ НИИ ХВ (руководитель Б.П.Юсов, художник Б.М. Неменский), НИИ школ МП РСФСР (руководитель профессор В.С.Кузин), на базе которых разработана типовая программа по изобразительному искусству Казахстана.

Основная литература - [1, 2, 12, 13]

Дополнительная литература - [23]

Тема лекции№3: Концепция эстетического и этнокультурного воспитания и художественного образования в школах Республики Казахстан (действующие программы)

 

Цель, задачи, содержание образования обусловлены интересами и потребностями общества, поэтому суверенитет Республики Казахстан, происходящие в ней социально-экономические перемены, реализация современной государственной образовательной политики (это закон об образовании, этнокультурного образования РК), предусматривающей вход Республики в мировое образовательное пространство, требуют пересмотра содержания образования и всей методической системы обучения в соответствии с государственным стандартом общего среднего образования.

В свою очередь, реализация социального заказа общества образовательной системе невозможна без создания и внедрения учебно-методических комплексов нового поколения.

Программа-является нормативным документом, направляющим деятельность учителя и учащихся, определяющий деятельность составителей учебников и методических пособий.

Программа должна включать признаки нормативного документа и служить инструментарием учителя для реализации содержания на уроке.

Предмет изобразительного искусства рассматривается как средство приобщения учащихся к общечеловеческим и национальным духовным ценностям, через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Комплексная направленность программ и структурное решение основываются на понимании творческой деятельности, которая определяется двумя видами: изобразительным творчеством учащихся и восприятием как самостоятельным видом деятельности.

Мы можем выделить 2-а основных раздела программы:

1. восприятие действительности и искусства;

2. практическая художественная деятельность.

Эстетическое восприятие должно иметь место на всех уроках по предмету. В 1-3 классах восприятие проводится обычно с последующей практической деятельностью (рисование, лепка, выполнение макетов и т.д.). С третьего класса восприятие может занимать целый урок.

Раздел решает три основные задачи:

1. развитие способности эмоционального переживания

учащимися в связи с содержанием произведения и умения выразить свое отношение к нему в беседе с окружающими;

2. развитие умения различать средства художественного выражения и понимать их роль в создании автором художественных образов;

3. формирование знаний и представлений об искусстве и художниках.

Раздел практической художественной деятельности

включает: изображение на плоскости, лепку, декоративно-прикладную деятельность.

Все эти виды занятий предполагают решение четырех основных групп учебных задач:

- композиция;

- форма, пропорции, конструкция;

- пространство и объем;

- цвет и освещение.

 

Основная литература - [1, 2, 5, 6, 7, 13]

Дополнительная литература - [19, 24]

 

Тема лекции №4: Кабинетная система и оборудование

кабинета изобразительного искусства

 

Кабинетная система организации обучения имеет преимущества перед классной. У преподавателя больше возможностей в активизации различных видов изобразительной деятельности учащихся, научной организации труда, т.к. в кабинете сосредоточен наглядный материал, ТСО, специализированное оборудование, оформление, способствующее умственному и эстетическому развитию учащихся.

Лучше, если это помещение больше по площади обычного класса с подсобным помещением для хранения наглядных пособий, работ учащихся, инструментов и материалов.

Окна должны выходить на север или северо-запад, т.к. большое количество солнечных лучей мешает работе по живописи, рисунку. Освещение рекомендуется общее, размещенное на потолке параллельно окнам, а также над доской и в местах для постановок.

В кабинете должно быть водоснабжение. При его отсутствии должны быть емкости для чистой и использованной воды.

Важную роль при оформлении кабинета ИЗО играет его цветовое решение.

Специфика предмета позволяет использовать не только обычную мебель (столы), но и мольберты- хлопушки, столы с регулирующими крышками. Для постановок необходимы подиумы, подставки различной высоты. Оборудование для демонстрации работ и для выполнения работ по скульптуре. Мебель располагается в несколько рядов в виде амфитеатра, елочкой и т.д., чтобы хорошо была видна постановка и наглядность.

Лучше, если в классе большая доска с раздвижными створками. Цвет доски - зеленый, коричневый с частичной разлиновкой изометрических проекций. Сокращает время для крепления наглядных пособий при демонстрации магнитная доска или фланелеграф.

На стенах располагают стенды. При подборе материала учитывать активность его использования на уроках.

Хорошо организовать действующую выставку детских работ.

Должно быть место для хранения работ, инструментов, приспособлений, раздаточного материала, библиотечки.

Кабинет оснащается ТСО с учетом правил техники безопасности.

 

Основная литература - [12, 14]

Дополнительная литература - [24]

 

Тема лекции№5: Формы и методы внеклассной работы по изобразительному искусству

 

Внеклассная работа является неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в школе.

Под внеклассной работой понимают совокупность необязательных занятий учителя с учащимися во внеурочное время.

К внеклассной работе относятся:

- беседы, лекции;

- изостудии по живописи, рисунку, лепке;

- организация выставок, тематические вечера;

- экскурсии (в музей, мастерскую художника,

народного умельца);

- кружки;

- олимпиады (классные, школьные, районные,

областные и т.д.);

- конкурсы, викторины;

- художественное оформление и дизайн;

- написание рефератов, сочинений и т.д.;

- выезды на пленэр.

Все формы внеклассной работы можно разделить на:

- массовые - (олимпиады, конференции, лекции, вечера, праздники);

- групповые - (кружки, изостудии, клубы по интересам);

- индивидуальные - (рефераты, доклады).

Внеклассная работа по ИЗО дает возможность максимально учесть индивидуальность каждого ученика, прогнозировать и моделировать конечный результат при более гибком и многовариантным построением учебно-воспитательного процесса.

Кружковая работа. Основное назначение кружковой работы по ИЗО - развитие интереса и творческих способностей средствами искусства т.е. в отличие от факультативных занятий, главный акцент переносится на творческое развитие детей.

Тематика работы кружка зависит от окружения школы, интересов и склонностей учащихся.

Формы занятий:практическая работа, экскурсии, праздники, КВН, выставки, кружковцы могут помочь оформить школу к празднику, изготовить сувениры, костюмы для театрального кружка, газеты, наглядные пособия. Возможно поддерживать творческую связь с народными умельцами, музеями и т.д.

Факультативные занятия - являются одной из форм учебно-воспитательного процесса в школе, которая направлена на углубление общеобразовательных знаний по теории и истории изобразительного искусства, интересов учащихся, развитие творческих способностей, природной одаренности.

Программы разрабатываются (в отличии от кружковых занятий) главным учебно-методическим управлением общего среднего образования и могут использоваться не только на факультативных занятиях, но и в школах (классах), ориентированных на углубленное изучение искусства.

Занятия рекомендуется проводить длительностью 2 часа в неделю. Они могут быть сдвоенными или раздельными (по 1 часу -2 раза в неделю).

В группы факультативных занятий учащиеся зачисляются в основном по желанию, однако предпочтение отдается заинтересованным ребятам, проявляющим творческий интерес к изучению предмета. Состав группы утверждается приказом директора школы.

По ИЗО в школах могут быть организованы следующие факультативные курсы:

- рисунок, живопись;

- декоративно-прикладное искусство и дизайн;

- скульптура и керамика;

- история изобразительного искусства.

Основные формы проведения факультативных занятий:

лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты, доклады и др.

Основная литература - [12, 14]

Дополнительная литература - [19, 24]

3.3 Тема лекции№6: Типы и структура уроков изобразительного искусства

Урок в школе был и остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Как бы не менялась его форма, структура, технология, он и в наши дни играет роль центра, вокруг которого “вращаются все другие формы учебных занятий”.

Современный урок-это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

 

Исходная идея современного урока:

единство обучения, воспитания и развития

¯

Общая функция урока:

целостное формирование личности на основе

воспитывающего и развивающего обучения

¯

Триединая цель урока

¯ ¯ ¯

обучающий воспитывающий развивающий

аспект аспект

¯

Учебно-воспитательные задачи урока

1 2 3 4 ....n

 

Все уроки отличаются типом и структурой. В педагогике проблема классификации уроков до сих пор не разрешена. Чаще всего в различных подходах к классификации уроков предлагается классификация по дидактическим целям. Различают следующие типы уроков: объяснения нового материала, закрепления изучаемого материала, повторения, систематизации и обобщения нового материала, проверки и оценки знаний комбинированный (смешанного типа).

Структура урока выбирается в зависимости от типа.

Структура комбинированного урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Проверка знаний учащихся

4. Объяснение нового материала

5. Закрепление новых знаний

6. Самостоятельная, практическая работа

7. Подведение итогов урока

8. Информация о домашнем задании

Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью, основывается на усовершенствовании классических форм урочного преподавания. Нестандартные структуры и методики позволяют проводить уроки в нетрадиционной форме: интегрированные, уроки в форме соревнований и игр (конкурс, деловая или ролевая игра), уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок-презентация) и др.

Основная литература - [3, 4, 12]

Дополнительная литература - [19, 21, 24]

 

3.4 Тема лекции№7: Теоретические и методические основы проведения уроков иллюстрирования

 

Разнообразен и заманчив мир иллюстрации. Лучшие произведения искусства книжной графики хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Мастера иллюстрации получают высокие награды. Художница Татьяна Алексеевна Маврина удостоена самой престижной премии мира в области детской книги - золотой медали им. Х.К. Андерсена “За международный вклад в дело иллюстрации”.

Главная задача иллюстрации - служить книге. Она тесно связана с текстом, им порождена. Недаром родилось это понятие от латинского слова illustrare, что в переводе на русский означает “прояснить”. Иллюстрация поясняет то, что сказано словом.

Иллюстрирование литературных произведений - составная часть рисования на темы;

- на данных занятиях дети не осваивают теорию;

- программой предлагаются задания, которые стимулируют развитие фантазии и образного мышления.

Здесь мы выходим на новый качественный уровень обучения, где дети, применяя практические приемы, навыки и знания, полученные при рисовании с натуры, декоративного рисования, по восприятию, создают собственно образ.

Перед учащимися ставится ряд художественно-творческих задач, решение которых требует самостоятельных действий, исследовательских изысканий, поисковой композиционной работы.

В 1-6 классах формы заданий по иллюстрированию могут быть:

- анализ рисунков;

- иллюстрирование загадок, стихов, басен, сказок;

- изображение отдельных героев, предметов, явлений, о которых говорится в произведении;

- выполнение рисунков для обложки книги, книжки-самоделки;

- составление сюжетных композиций литературных произведений и собственных сочинений.

Организация уроков иллюстрирования

Занятия по иллюстрированию литературных произведений рассматриваются с позиций художественно педагогической драматургии. Доминирующей может стать сказочно-игровая форма преподавания учебного материала.

Планы уроков иллюстрирования чаще рассчитаны на 2 урока(1-й урок рисунок в карандаше, 2-й - в цвете). Если урок рассчитан на одно занятие, то возможно использовать тонированный фон, работу выполнять сразу в цвете. Работа строится от главного - к второстепенному.

Текст - первооснова иллюстрации. Чтобы вникнуть в ее суть, надо знать текст, понимать замысел автора, саму стилистику литературного произведения, т.е. литературное произведение должно быть хорошо осмыслено.

Необходимо с детьми уточнить формат для композиции - вертикальный, горизонтальный, квадратный. Как работать - в цвете или графически, какими материалами и почему. И только после тщательного обсуждения дети приступают к выполнению композиции.

 

Основная литература - [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]

Дополнительная литература - [16, 18, 24]

 

3.5 Тема лекции№8: Методические основы проведения уроков восприятия искусства

Комплексная направленность программ и структурное решение основываются на понимании творческой деятельности, которая определяется двумя видами: изобразительным творчеством учащихся и восприятием как самостоятельным видом деятельности.

Мы можем выделить 2-а основных раздела программы:

1. восприятие действительности и искусства;

2. практическая художественная деятельность.

Уроки восприятия и само восприятие - это не метод и не цель художественного воспитания.

Художественное восприятие - это форма освоения, раскрытие и выражение окружающего мира во всем его многообразии.

Восприятие как форма или как вид художественно-творческой деятельности, предполагает:

- создание собственного продукта, имеющего свои качественные характеристики. Таким продуктом становится художественный образ воспринимаемого произведения искусства, действительности, работ одноклассников. Восприятие не простой механический процесс отражения, а сложный психологический акт, где одним из основных составляющих предстоит личность самого воспринимающего;

- неотъемлемость от практической изобразительной деятельности или иных форм деятельности, т.е. единство восприятия и практики.

Эстетическое восприятие должно иметь место на всех уроках по предмету. В 1-3 классах восприятие проводится обычно с последующей практической деятельностью (рисование, лепка, выполнение макетов и т.д.). С третьего класса восприятие может занимать целый урок.

Расширение у учителя границ понимания художественного восприятия позволяют ему решать задачи развития художественно-образного мышления, памяти, воображения, обогащение познавательной сферы через предлагаемую учащимся информацию в художественно-образной форме, развитие абстрактного и конкретно-чувственного мышления.

Раздел решает три основные задачи:

1. развитие способности эмоционального переживания учащимися в связи с содержанием произведения и умения выразить свое отношение к нему в беседе с окружающими;

2. развитие умения различать средства художественного выражения и понимать их роль в создании автором художественных образов;

3. формирование знаний и представлений об искусстве и художниках.

Если в начальных классах идет активное узнавание окружающего мира, то в среднем звене переходят к овладению средствами выразительности.

Художественное восприятие в старших 9-11 классах подкрепленное в области искусства практикой общения с ним, достаточно сформированной системой ценностей - сознание учащихся этого возраста подходит к уровню сформированности самостоятельных мировоззренческих позиций.

 

Основная литература - [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10]

Дополнительная литература - [16, 18, 19, 24]

 

3.6 Тема лекции №9: Организация и методика проведения занятий по усвоению различных видов художественной деятельности (изображение на плоскости)

 

Изображение на плоскостиотносится к практическому разделу программы и предполагает рисование красками, графическими материалами, аппликацию.

Оно включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после живых наблюдений, работа на темы по заданию учителя или на основе воображения и фантазии, а также наброски, прикладную графику и аппликации.

Все эти виды занятий предполагают решение четырех основных групп учебных задач:

- композиция;

- форма, пропорции, конструкция;

- пространство и объем;

- цвет и освещение.

Данный вид художественной деятельности рассматривает: виды, жанры, средства изобразительного искусства; различные техники исполнения и технические приемы работы с художественными материалами и инструментами; цветоведение и основные законы композиции.

С первого класса ведется обучение передаче пространства. У школьников развивается: понятие об изломе плоскостей и границе излома, о единстве точки зрения на группу предметов и изменения их форм и пропорций в зависимости от точки зрения, осознанное отношение к сложности цветового образа. Вырабатывается умение сохранять гармоничность композиции с учетом выразительности цвета и пространственных явлений в зависимости от замысла рисунка.

Большое значение при изображении на плоскости имеет наглядность, правильное размещение постановок, демонстрация учителем приемов работы материалами и инструментами.

 

Основная литература - [5, 6, 7, 13, 14]

Дополнительная литература - [17, 18, 19, 24]

3.7 Тема лекции №10: Организация и методика проведения уроков лепки

Скульптура (от лат. вырезать, высекать, ваяние, пластика) - объемно-пространственный вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем.

 

Скульптура делится на два вида:

- круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве;

- рельеф (барельеф, горельеф) - объемные изображения располагаются на плоскости.

Изобразительные средства скульптуры - объем, форма, динамика (складки одежды, дополнительные детали).

В раннем возрасте лепка представляет наиболее активное развивающее начало. В начальных классах программой предусматривается больше часов, т.к. в этот период важную роль играет двигательно-осязательный компонент. Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности.

Работая с материалами и скульптурой учащиеся расширяют знания о свойствах материала, овладевают техническими навыками, тренируют руку и глаз, а также способность координировать движения руки со зрительно воспринимаемым объектом.

Следует сочетать работу с натуры и по наблюдению с заданиями декоративного характера.

Перед лепкой с натуры, н-р, животных, желательно сделать зарисовки в зоопарке или дома.

При работе обращается внимание учащихся на форму, основные очертания, характерное в объеме предметов, человека, животного, на своеобразие движения фигуры, их взаимосвязь с окружающим миром. Необходимо учить подчеркивать основное, выразительность формы, вести работу от простого к сложному, от общего - к частному. В старших классах задачи усложняются

Усвоению содержания уроков способствуют наглядные пособия: объемные модели, предметы быта, работы учащихся, слайды, диафильмы. Можно использовать учебно-методические таблицы: поэтапное выполнение, правила и приемы работы, строение формы, градации светотени и т.д.

Основная литература - [8, 9, 10, 12]

Дополнительная литература - [15, 18]

3.8 Тема лекции №11: Организация и методика проведения уроковпо декоративно-прикладной деятельности

Декоративно-прикладная деятельность включает в себя элементы: изображения на плоскости, декоративное рисование, работу с природным материалом, что способствует развитию у учащихся представления о связи разных видов художественной деятельности в процессе труда, преобразования среды, в предметах быта, а также - художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, современного дизайна, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства.

Декоративно-прикладная деятельность включает элементы конструирования, которое направлено на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. В зависимости от использования того или иного материала можно выделить три вида конструирования: из бумаги и картона, природного материала и из готовых форм (коробок, катушек и т.д.) Практическая работа в материале совершенствует глазомер, формирует подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности, дети приобретают способность к тонкому анализу специфических свойств материала и умение выявить достоинства, с одной стороны, а с другой – начинают сами не только различать, но и строить композицию задуманного образа в сочетании с формой и структурой материала.

Занятия по декоративно-прикладной деятельности осуществляет тесную связь теории с практикой и могут проводиться в следующих формах работы:

- занятия-беседы;

- занятия-викторины; занятия-фантазии, путешествия;

- занятия-любования; занятия-творчества;

- экскурсии на выставки, в музеи;

- творческие встречи с художниками и народными

умельцами;

- праздник искусств;

- занятия, построенные по принципу эмоционально

- художественной драматургии и т.д.

При разработке уроков, возможно выделить следующие этапы работы:

1. Эмоциональное восприятие произведений искусства и народных мастеров;

2. Познание художественных особенностей и культурно-исторической значимости произведений;

3. Сопоставление произведения народного искусства с современным произведением профессионального декоративно-прикладного искусства и дизайна;

4. Художественная практика учащихся на основе эстетического освоения народного творчества и действительности.

На эффективность организации и проведения занятий влияет:

1. отбор содержания занятий с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся;

2. организация разносторонней деятельности школьников;

3. практическая значимость объектов труда;

4. связь с окружающей жизнью и средой.

Необходимо научить ребенка видеть красоту вокруг себя и создать ее своими руками. Важно при этом подборе объектов труда учитывать один из принципов народного искусства – утилитарность. Изделия, изготовленные детьми должны приносить радость окружающим.

В качестве наглядных пособий должны использоваться многовариантные: изделия народных мастеров, работы учащихся предыдущих лет, предметы быта, таблицы, иллюстрации, открытки, диапозитивы, слайды, кинофильмы, пособия "папки-раскладушки", инструкционные карточки и т.д.

Для создания наглядно-методического фонда и с целью активизации творческой деятельности, возможно привлечение детей. Например, задание “бабушкин сундучок”, где ребята самостоятельно находят изделия народного искусства и приносят в класс. Данное задание может перерасти в поисковую деятельность по изучению родного края.

Помимо перечисленных методических рекомендаций, огромное значение имеет комплексное использование поэтического слова, музыкальных записей.

Как показало длительное наблюдение за учащимися, большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и ее оценка (коллективный анализ работ, выставки ).

 

Основная литература - [1, 2, 14]

Дополнительная литература - [16, 17, 18, 20, 22]

3.9 Тема лекции№12: Использование традиций казахского декоративно-прикладного искусства на уроках. Разработка большой темы

Природа декоративно-прикладного творчества корнями связана с народным искусством, которое соединяет в себе две важные функции: практическую и художественную. Произведения народного декоративно-прикладного искусства определенным образом отражает жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства.

Народное творчество – особая отрасль декоративного искусства, в котором творческий процесс протекает на основе потомственно передаваемой мастерами из народа целой системы традиционных художественных принципов, образов, сюжетов, орнаментальных мотивов, специфических признаков и особенностей, являющихся необходимым условием его существования и обеспечивающим художественные достоинства, самобытность, узнаваемый облик как народному искусству в целом, так и каждому из составляющих его промыслов и ремесел.

Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного образования свидетельствует о возрастающем интересе и проблеме понимания и осмысления богатств национальной культуры, как составной части культуры мира и педагогического фактора самореализации личности.

Цели, руководящие принципы и конкретные положения нашли отражение в “Законе образования” и “Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан”.

Решения, поставленных в названных документах задач предполагает:

- во-первых, изучение культурных традиций и истории своего народа, целенаправленное интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие учащихся в контексте национальной культуры;

- во-вторых, формирование у школьников понимания многообразия культур народов мира, их взаимовлияния и взаимостимулирования в процессе развития.

В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия казахского народа, реализовать “связь времен”, связь и целостность художественного развития музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценить вклад культуры народных национальностей в общечеловеческую культуру.

Содержание программ по декоративно-прикладному искусству, должны способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов всего мира. От народного творчества, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре.

На занятиях декоративно-прикладной деятельностью возникают первые яркие, красочные ассоциации и представления, обогащенное художественное начало в творчестве детей, развивается их воображение и фантазия, декоративные, живописно-пластические и графические качества в рисунках. Занятия росписью дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами.

Основной, эффективной и действенной формой ознакомления школьников с произведениями народного декоративного искусства – их непосредственное участие в создании изделий.

Как мы уже отмечали, для формирования творческого интереса к декоративно-прикладному искусству важно использовать различные формы и методы работы. При изучении ДПИ, орнамента и составлении орнаментальных композиций, рекомендуется проводить предварительную работу по изучению произведений декоративно-прикладного искусства. В программах по изобразительному искусству предусмотрены беседы: “Произведения национального народного искусства”, “Творчество народных умельцев Казахстана” и т.д.

Особенно распространенным и наиболее употребляемым средством художественной выразительности в народном искусстве является орнамент, поэтому сюжеты символов занимают большое место в школьной программе. Дети знакомятся с историей возникновения и развития орнамента, его видами и типами.

Очень часто при изучении декоративно-прикладного искусства содержание некоторых тем рассматривается на протяжении нескольких уроков.

Тема в учебном предмете - это совокупность уроков, решающих свои задачи на едином или близком предметном содержании. Содержание - общий объект. Тема предполагает реализацию всех аспектов современного процесса обучения.

Сначала в каждой теме выделяются основные факты, понятия, идеи, способы деятельности, знания, умения, навыки. Устанавливается последовательность их изучения на том или ином уроке.

Изучение большой темы на уроках ИЗО лучше начать с урока восприятия, а затем в виде практической работы знания, умения и навыки закрепляются и отрабатываться в разных ситуациях последовательно на каждом уроке.

 

Основная литература - [5, 6, 7, 8, 9, 10, 13]

Дополнительная литература - [15, 17, 18, 20]

 

4.1 Тема лекции№13: Современные образовательные технологии в художественном образовании

 

В настоящее время важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Разрабатываются педагогические технологии адекватные уровню общественного знания.

В 60-е годы наблюдается активное внедрение педагогических технологий в учебный процесс. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий относятся: Дж.Кэролл. Б.Блум, Д.Брунер, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Ю.К.Бабанский, Л.Я.Зорина, В.П.Беспалько и др.

Педагогическая технология - это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, в учебном заведении, на определенной с





Читайте также:
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.073 с.