Анализ текстов с цветовой лексикой с точки зрения эмоциональной и смысловой нагрузки.




Но какую же роль играет цвет в избранных рассказах Малышкина с точки зрения смысловой и эмоциональной нагрузки?

2.1. Цветовая лексика часто используется Малышкиным при описании пейзажа, здесь без неё просто не обойтись: она создаёт фон и нередко придаёт пейзажу эмоционально- психологическую окраску. Это мы видим в рассказе «Полевой праздник».

«Каждый год в июле, когда воздух насыщен зноем, как будоражным истомляющим вином, когда уже к земле спадает наливная червонистая рожь и мужики кое-где зажинают «благодать господню», собирается у монастыря великое торжище, полевой праздник. Уж на «подторжье», в самый канун, раскидывается там бунтующее море телег, балаганов, палаток и каруселей. Оно всё растёт и вот уже кидается дальше- и к зелёному овражку с ветхим мостиком, где машет крыльями красная монастырская мельница, зазывая гостей, где две плакучие берёзы простирают скудные ветви, и к белым стенам обители, где текут раззолочёные нажити, ярится Мша и пышно разрастается зелёное кладбище.

Уже алый и ветренный прогорел закат меж синими куполами, успокоенно заголубело небо, в нём тихие ангелы почили, застыв на белых вышках»2

Или «…серебряными струями текли тонкие берёзы в лазурь»3

Читаешь эти строки и чувствуешь, как краски дополняют друг друга, образуя гармоничные сочетания: червонистая рожь и зелёный овражек, белые стены монастыря и лазурное небо, алый закат и серебряные струи берёз, красная мельница и раззолочёные нажити. Всё в этом пейзаже привлекает читателя красотой и в то же время вводит в атмосферу рассказа: шумную и тревожную, буйную и весёлую.

2.2. Но далеко не всегда таков пейзаж у Малышкина. И если в начале рассказа- яркие краски, яркие тона («зарозовевшее небо», «желтые сумерки», «оранжевое облако пыли», «алеет вечерняя мгла», «огненный блеск» и т. д.)- на первый взгляд та же яркость, что и в первом отрывке, но уже здесь закрадывается в душу тревога. «Переизбыток» красного цвета и его оттенков рождает предчувствие какой-то беды. И чем дальше- тем всё более насыщенные, тревожные цвета: «Огневеет броское солнце»4; «ярмарка живёт, как сказочный дракон, огненно расцвеченный крылатыми лучами»; «рдеет заревой отблеск» и т. д.

Становится ясно, что в самом празднике, обещающем что-то светлое и хорошее, кроется нечто постыдное, зловещее, здесь «зреет тёмная сила»5

Так, используя «цветовые» синонимы, располагая их (от начала к концу рассказа) по степени градации (от нежно-розового к зловеще огненному)(автор помогает читателю почувствовать основную идею своего рассказа: мир Мшанска «дисгармоничен, и жить в нём- скверно»6

Описание у Малышкина переполнено цветом, но цветом концентрированно тёмным, мрачным, страшным:

«Как отблеск далёких пожарищ, тёмно-красный догорал закат. Громадным тускнеющим заревом лёг на низины, стекал за поле смутным багрянцем»7

Закатные краски, сумеречные тона помогают ощутить дух Мшанска, увидеть на всём отсвет приближающегося конца. Образ тёмно- красного заката проходит через многие ранние рассказы писателя: «Вещий, исчерна-красный закат тлел за полями в набегающих сумерках… И ясно отозвался в сердце горестный и страшный голос, словно предрекая близкую Афонькину погибель» («Последний Барыков»)8

Мы уже отметили, что красный цвет в ранних рассказах Малышкина является наиболее употребляемым. И это не случайно. С точки зрения психологии красный цвет- цвет тревоги, беспокойства. Именно он помогает ощутить атмосферу ярмарки и состояние героев. Т.е. помогает сделать пейзаж психологическим. Таким образом именно цвет влияет на психологизм пейзажа.

Так, в рассказе «Последний Барыков», показывая состояние Афоньки перед убийством, автор использует тёмные, мутные, чёрные цвета, подчёркивающие страшные мысли героя. А уже после убийства, когда Афонька, не найдя успокоения в вине, возвращается домой, пейзаж изобилует холодными красками: синими, мутными и чаще всего белыми:

«Нахлынула белесая, беспокойная ночь, без звёзд. Пролетел кто-то, развевая белыми лоскутьями, вопил в небе, гудел в полозьях… Вспыхнули синие зги…но оттаявшим лежал заворчал чёрный репейник»9

«…сизый полог застит глаза, и снег валит густо, проходя рядом тучной стеной, мертвенно мерцая.»10

В данных случаях белесый, белый цвет, сизый несут ощущение вечного спокойствия, холода, ощущение смерти. И действительно возвратившись домой вешается в сарае.

2.3. Описание природы в рассказах Малышкина часто строится на цветовом контрасте: «Вспыхнули синие зги…заворчал чёрный репейник», «Вскосмачивая сугробы и обнажая чёрные озими, набежала метелица, синюю заколыхав муть».- что подчёркивает и смысловой контраст. Здесь словно скрыта какая-то тёмная, разрушительная сила.

2.4. Цветовая лексика используемая при описании портрета героев, носит также опреелённую смысловую нагрузку. Так «черноогненные глаза молдаванки», жены деда Афоньки, её губы «как кровь» на смуглом лице характеризуют её как роковую женщину, несущую гибель. Не случайно, что именно с неё начался распад старинного крепкоголового барыковского рода: «В один год перемерли все дети Устина, кроме старшего Васяни, на лошадей напал сап. Чужая женщина стала властвовать в доме, помыкая стариком, и много барыковского добра уплыло на сторону, к любовникам.

С Барыковым начало твориться неладное, словно перевернуло всего. Оттого ли, что нарушил он свой тайный обет, или кровь в роду оскудевать стала,- подвергался он как бы падучему стиху и запил. Потом неожиданно для всех, облачившись в рубище, вышел босым из города, сказавшись на богомолье

… Никто не знает, что дальше было, только нашли его недели через три по запаху»11

2.5. Работая с цветовой лексикой, мы обратили внимание на то, что Малышкин часто «подаёт цвет» не прибегая к цветовым эпитетам. Уже отмечалось, что писатель использует различные части речи, несущие в себе цвет. Но он также мастерски использует слова (чаще всего это глаголы), в корне которых нет названия цвета, но само слово, его лексическое значение позволяют его представить например: «вспыхнула», «заслепила», «огневеет» и т.д. Вспыхнула- и сразу возникает ассоциация с ярко-жёлтым, огневеет- с огненно красным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: