Мокшанская средняя школа №2 им. А.Г.Малышкина
Научно- практическая конференция
«Старт в науку»
Исследовательская работа по литературе
«Роль цветовой лексики в ранних рассказах А.Г.Малышкина»
Выполнила: ученица 10б класса
Каблукова Марина
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
Русинова Валентина Анатольевна
Мокшан 2003г.
Содержание
Введение
Колличественные данные о наличии цветовой лексики в рассказах Малышкина.
Анализ текстов с цветовой лексикой с точки зрения эмоциональной и смысловой нагрузки.
2.1.Использование цветовой лексики при описании пейзажа.
2.2.Создание психологического пейзажа при помощи цветовой лексики
2.3.Использование цветовых контрастов при описании природы.
2.4.Роль цветовой лексики в создании портрета.
2.5.Мастерство писателя в подаче цвета даже без цветовых эпитетов.
Цветовая лексика- средство выражения авторской позиции.
Заключение
Примечания
Литература и источники
Приложения.
Введение.
А.Г. Малышкин- писатель, чьё имя тесно связано с Мокшаном- нашей малой родиной. Родился он в с. Богородское Мокшанского уезда, детские и юношеские годы провёл в Мокшане, сюда не раз возвращался, будучи уже известным писателем.
Образ захолустного городка (Мшанска, Окшана) встаёт перед нами в ранних рассказах и романе «Люди из захолустья».
3 года назад нашей школе было присвоено имя А.Г. Малышкина. И это не случайно, т.к. со дня открытия школы наши учащиеся вместе с учителями занимались сбором материалов о писателе, вели переписку с его родственниками, друзьями и знакомыми, встречались с ними. Многие атериалы позднее были переданы в музей писателя. Кроме того, в течение нескольких лет в нашей школе ведётся спецкурс по литературе «Жизнь и творчество А.Г.Малышкина».
Мы считаем, что в настоящее время А. Малышкин как писатель незаслуженно забыт, а ведь он принадлежит к числу тех писателей, в чьём творчестве нашли отражение все важнейшие события эпохи. К. Паустовский писал: «Если говорить о традициях большой литературы, или вернее, о традициях больших и прочных, как сама земля, мыслей и чувств, то Малышкин был из немногих писателей этих традиций, носителем верным и неуклонным. Всё его писательство, вся его личная жизнь были порывом к счастью, к счастью своей страны, своего народ»1
Нас в творчестве писателя привлекают не политические взгляды, а его слово, яркое, образное, незахватанное. Поэтому, обращаясь к творчеству А.Малышкина, мы ставим следующие цели и задачи:
1)Привлечь внимание к творчеству писателя, к его слову;
2)Более глубоко понять особенности его стиля;
3)Выявить роль цветовой лексики в ранних рассказах Малышкина.
Работ на данную тему по творчеству А.Малышкина мы не нашли, поэтому определили работу по следующим направлениям:
А)найти в ранних рассказах лексику, так или иначе связанную с цветом;
Б)установить частотность употребления определённого цвета
В)попытаться выяснить, с какой целью данная цветовая лексика применяется.
Исходя из наших целей и задач, мы можем выдвинуть следующую рабочую гипотезу: если А.Малышкин использует цветовую лексику, то это далеко не случайно, это определённо художественный приём, и выбор его диктуется какими-либо причинами.
Основной метод нашего исследования- аналитическая работа с текстом и сравнительно- сопоставительный анализ полученных данных.
Колличественные данные о наличии цветовой лексики в рассказах Малышкина.
На наш взгляд, Малышкин принадлежит к числу тех писателей, у которых цвет несёт в себе важную информацию: оттеняет, подчёркивает, помогает почувствовать происходящее.
Так например, во взятых нами ранних рассказах писателя «Последний Барыков» и «Полевой праздник» (наиболее для нас интересных, т. к. они принадлежат к «Мшанскому циклу») огромнейшее количество цветовой лексики. Мы выяснили используемую цветовую гамму и подсчитали количественное и процентное соотношение цветов и их оттенков.
В итоге оказалось, что в рассказе «Последний Барыков» соотношение таково:
цвет | Кол-во употреблений | % от общего |
Красный | 31,1% | |
Чёрный | 22,2% | |
Белый | 20% | |
Синий | 13,3% | |
Зелёный | 2,2% | |
Рыжий | 2,2% | |
Желтый | 6,8% | |
Коричневый | 2,2% |
В рассказе «Полевой праздник» цветовая гамма гораздо шире. Здесь снова преобладает красный цвет, но теперь появляются его оттенки (розовый, алый)
цвет | Кол-во употреблений | % от общего |
Красный с его оттенками | 25,2% | |
Белый | 10,8% | |
Серебряный | 4,5% | |
Бурый | 0,9% | |
Желтый | 4,5% | |
Золотой | 7,2% | |
Оранжевый, рыжий | 1,8% | |
Синий | 9% | |
Зелёный | 7,2% | |
Голубой и его оттенки | 7,2% | |
Чёрный | 19% | |
Серый | 2,7% |
Примечательно, что Малышкин называет цвет не только при помощи прилагательных, но и через другие части речи.
Например, в рассказе «Полевой праздник» он использует
Часть речи | Кол-во употреблений | % от общего |
прилагательное | 79,4% | |
глагол | 7,4% | |
существительное | 5,9% | |
причастие | 5,1% | |
деепричастие | 1,2% | |
наречие | 0,7% |
В рассказе «Последний Барыков»:
Часть речи | Кол-во употреблений | % от общего |
прилагательное | 69,4% | |
глагол | 13,3% | |
существительное | 10,7% | |
деепричастие | 2,7% | |
Краткое прилагательное | 1,3% | |
наречие | 1,3% |
Т.е. практически все части речи несут в себе значение цвета. Так перед нами возникает «цветной» мир рассказов Малышкина.