Колличественные данные о наличии цветовой лексики в рассказах Малышкина.




Мокшанская средняя школа №2 им. А.Г.Малышкина

Научно- практическая конференция

«Старт в науку»

 

 

Исследовательская работа по литературе

«Роль цветовой лексики в ранних рассказах А.Г.Малышкина»

 

 

Выполнила: ученица 10б класса

Каблукова Марина

Руководитель: учитель русского

языка и литературы

Русинова Валентина Анатольевна

 

 

Мокшан 2003г.

Содержание

Введение

Колличественные данные о наличии цветовой лексики в рассказах Малышкина.

Анализ текстов с цветовой лексикой с точки зрения эмоциональной и смысловой нагрузки.

2.1.Использование цветовой лексики при описании пейзажа.

2.2.Создание психологического пейзажа при помощи цветовой лексики

2.3.Использование цветовых контрастов при описании природы.

2.4.Роль цветовой лексики в создании портрета.

2.5.Мастерство писателя в подаче цвета даже без цветовых эпитетов.

Цветовая лексика- средство выражения авторской позиции.

Заключение

Примечания

Литература и источники

Приложения.

 

Введение.

А.Г. Малышкин- писатель, чьё имя тесно связано с Мокшаном- нашей малой родиной. Родился он в с. Богородское Мокшанского уезда, детские и юношеские годы провёл в Мокшане, сюда не раз возвращался, будучи уже известным писателем.

Образ захолустного городка (Мшанска, Окшана) встаёт перед нами в ранних рассказах и романе «Люди из захолустья».

3 года назад нашей школе было присвоено имя А.Г. Малышкина. И это не случайно, т.к. со дня открытия школы наши учащиеся вместе с учителями занимались сбором материалов о писателе, вели переписку с его родственниками, друзьями и знакомыми, встречались с ними. Многие атериалы позднее были переданы в музей писателя. Кроме того, в течение нескольких лет в нашей школе ведётся спецкурс по литературе «Жизнь и творчество А.Г.Малышкина».

Мы считаем, что в настоящее время А. Малышкин как писатель незаслуженно забыт, а ведь он принадлежит к числу тех писателей, в чьём творчестве нашли отражение все важнейшие события эпохи. К. Паустовский писал: «Если говорить о традициях большой литературы, или вернее, о традициях больших и прочных, как сама земля, мыслей и чувств, то Малышкин был из немногих писателей этих традиций, носителем верным и неуклонным. Всё его писательство, вся его личная жизнь были порывом к счастью, к счастью своей страны, своего народ»1

Нас в творчестве писателя привлекают не политические взгляды, а его слово, яркое, образное, незахватанное. Поэтому, обращаясь к творчеству А.Малышкина, мы ставим следующие цели и задачи:

1)Привлечь внимание к творчеству писателя, к его слову;

2)Более глубоко понять особенности его стиля;

3)Выявить роль цветовой лексики в ранних рассказах Малышкина.

Работ на данную тему по творчеству А.Малышкина мы не нашли, поэтому определили работу по следующим направлениям:

А)найти в ранних рассказах лексику, так или иначе связанную с цветом;

Б)установить частотность употребления определённого цвета

В)попытаться выяснить, с какой целью данная цветовая лексика применяется.

Исходя из наших целей и задач, мы можем выдвинуть следующую рабочую гипотезу: если А.Малышкин использует цветовую лексику, то это далеко не случайно, это определённо художественный приём, и выбор его диктуется какими-либо причинами.

Основной метод нашего исследования- аналитическая работа с текстом и сравнительно- сопоставительный анализ полученных данных.

 

 

Колличественные данные о наличии цветовой лексики в рассказах Малышкина.

На наш взгляд, Малышкин принадлежит к числу тех писателей, у которых цвет несёт в себе важную информацию: оттеняет, подчёркивает, помогает почувствовать происходящее.

Так например, во взятых нами ранних рассказах писателя «Последний Барыков» и «Полевой праздник» (наиболее для нас интересных, т. к. они принадлежат к «Мшанскому циклу») огромнейшее количество цветовой лексики. Мы выяснили используемую цветовую гамму и подсчитали количественное и процентное соотношение цветов и их оттенков.

В итоге оказалось, что в рассказе «Последний Барыков» соотношение таково:

 

цвет Кол-во употреблений % от общего
Красный   31,1%
Чёрный   22,2%
Белый   20%
Синий   13,3%
Зелёный   2,2%
Рыжий   2,2%
Желтый   6,8%
Коричневый   2,2%

 

В рассказе «Полевой праздник» цветовая гамма гораздо шире. Здесь снова преобладает красный цвет, но теперь появляются его оттенки (розовый, алый)

 

цвет Кол-во употреблений % от общего
Красный с его оттенками   25,2%
Белый   10,8%
Серебряный   4,5%
Бурый   0,9%
Желтый   4,5%
Золотой   7,2%
Оранжевый, рыжий   1,8%
Синий   9%
Зелёный   7,2%
Голубой и его оттенки   7,2%
Чёрный   19%
Серый   2,7%

 

Примечательно, что Малышкин называет цвет не только при помощи прилагательных, но и через другие части речи.

Например, в рассказе «Полевой праздник» он использует

 

 

Часть речи Кол-во употреблений % от общего
прилагательное   79,4%
глагол   7,4%
существительное   5,9%
причастие   5,1%
деепричастие   1,2%
наречие   0,7%

 

В рассказе «Последний Барыков»:

 

Часть речи Кол-во употреблений % от общего
прилагательное   69,4%
глагол   13,3%
существительное   10,7%
деепричастие   2,7%
Краткое прилагательное   1,3%
наречие   1,3%

 

Т.е. практически все части речи несут в себе значение цвета. Так перед нами возникает «цветной» мир рассказов Малышкина.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: