БИОГРАФИЯ АВТОРА
(Убайдаллах б. Мухаммад 6. Батта ал-'Укбари (304/917 - 387/997) - видный идеолог раннего ханбалитства, выходец из купеческой семьи 'Укбара. Был отправлен отцом в Багдад, где обучался у ханбалитских авторитетов. Много путешествовал. Вернувшись в сорокалетнем возрасте домой, занялся разработкой ханбалитской идеологии. Ибн Батта - самый плодовитый ханбалитский автор своего времени: ему принадлежит около 20 сочинений, сборников хадисов).
СОВЕТ 1
Согласно Сунне, воздевание рук во время молитвы - в начале, когда совершают коленопреклонение и когда поднимают голову после него. Это увеличивает добрые дела.Пророк - да благословит его Аллах и да приветствует! - сказал: "Воздается за каждый благочестивый жест".
СОВЕТ 2
Согласно Сунне, обтирает обувь тот, кто осквернился после того, как обулся, находясь в состоянии полной ритуальной чистоты, если он был в пути три дня и три ночи или пребывал на одном месте день и ночь. Так обычно поступал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Так действовал он сам и его сподвижники, таким был обычай первых мусульман, и приняли это же богословы. Отрицает и отвергает это лишь тот из людей, кто вводит новшества,
противоречит посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), отказывается следовать его примеру и опровергает слова его.
СОВЕТ 3
Согласно Сунне, досрочное разговенье вечером (ифтар) и задержка с принятием пищи перед восходом солнца; более раннее совершение вечерней молитвы, когда солнце уже село, а звезды еще не появились. Ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: "Моя община пребудет во благе, пока досрочно разговляется и задерживается с принятием пищи перед восходом солнца". Он (Пророк, (да благословит его Аллах и да приветствует)) сказал: "Люди пребудут во благе, пока не станут откладывать вечернюю молитву до появления звезд". Сказал Сулайман б. Да'уд ал-Ауди: "Я совершал вечернюю молитву с 'Али б. Аби Талибом, не зная, село солнце или нет".
|
СОВЕТ 4
Согласно Сунне, тому, кто пожелал развестись с женой, следует произвести формулу развода только один раз, если жена очистилась от менструаций, а он не совокуплялся с ней во время этой чистоты. Затем он оставляет ее, пока не пройдет положенный срок. Если же человек произнесет формулу развода троекратно одной фразой в период чистоты, во время которого он совокуплялся с ней (женой), или же когда у нее была менструация, то развод его - новшество. Жена запретна для него и не разрешена, пока не
выйдет за другого, а тот либо оставит ее вдовой, либо разведется, прежде совокупившись и войдя к ней.
СОВЕТ 5
Согласно Сунне, при погребении произносят "Аллах велик!" (такбир) четыре раза. Если твой имам произнес такбир больше четырех раз, то и ты, согласно Сунне, должен следовать ему, даже если полагаешь, что их (такбиров) уже четыре. Ибн Масуд сказал: "Произноси "Аллах велик!" столько раз, сколько произнес твой имам".
СОВЕТ 6
Согласно Сунне, не произноси громко "Во имя Аллаха милостивого, милосердного!", не проси [ни о чем] в утренней молитве, если не постигают мусульман беды от их врагов. Тогда имам произносит формулу мольбы, и ты следуй за ним.
СОВЕТ 7
|
Дополнительная ночная молитва (витр) совершается одним ракатом отдельно от предшествующей ей обязательной молитвы. Формула мольбы при этом - после коленопреклонения.
СОВЕТ 8
Согласно Сунне, повторный призыв к молитве (икама) - один раз.
СОВЕТ 9
Согласно Сунне, совершай два раката, войдя в мечеть, до того, как сядешь, если уже совершил омовение, или в пятницу, когда имам читает проповедь.
СОВЕТ 10
Согласно Сунне, молча внимай проповеди, слушай ее, обращай лицо к проповеднику, видишь его или нет, и сохраняй молчание. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: "Произнесший "тсс!", когда имам читает проповедь, нарушил молчание. А кто нарушил молчание, пятничная молитва того недействительна". Он [также] сказал: "Заговоривший, когда имам читает проповедь, уподобился ослу, таскающему священные книги". И он [еще] сказал: "Кто заговорил, когда имам читает проповедь, тот получил от пятничной молитвы горсть праха".
СОВЕТ 11
Согласно Сунне, следует приветствовать тех, кого встречаешь, входя в мечеть или в другое помещение, или когда выходишь.
СОВЕТ 12
Не запрещай что-либо из того, что разрешил Аллах - велик он и славен! Ибо совершающий это клевещет на Аллаха, опровергает слова его, противится [ему], совершает
несправедливость. Аллах - велик он и славен! - сказал:
" Скажи: "Видели ли вы то, что ниспослал вам Аллах из пропитания, а вы сделали из него запретное и дозволенное?" Скажи: Аллах ли разрешил вам это, или вы измышляете на Аллаха ложь? " (Коран 10:59/60).
В другом месте Аллах сказал:
|
" О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих! " (Коран 5:87/89).
Он осудил иудеев за запрещение заклания верблюдов, которое [он] разрешил им и всем людям. И сказал - велик он и славен:
" И кто измыслил на Аллаха ложь после этого, - те - неправедные! " (Коран 3:94/88).
И сказал - велик Он и славен:
" Всякая пища была дозволена сынам Исраила, кроме того, что запретил Исраил сам себе раньше, чем была ниспослана Тора. Скажи: "Принесите же Тору и читайте ее, если вы правдивы " (Коран 3:93/87).
Сказал - велик Он и славен: " И кто измыслил на Аллаха ложь после этого, - те - неправедные! "
Рафидиты (здесь общее название шиитов) уподобились иудеям в запрете того, что разрешил Аллах. Они отвергли сказанное Аллахом - велик Он и славен! - возвели ложь на него. Они объявили запретным из рыбы угря, а из мяса
животных - жертвенного верблюда. А ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: "Запрещающий то, что разрешил Аллах, подобен разрешающему то, что он запретил". Видимо, большинство из тех, кто запрещает это и осуждает употребление в пищу, - те самые, кто прелюбодействует, пьет вино и несправедливо отбирает у людей добро.
Есть люди, не придающие значения их (рафидитов) запрету на эту пищу, считающие маловажными их поступки. А ведь ученые относят это к тяжким грехам и отвратительным делам, поскольку [в этом] - соперничество с Аллахом, опровержение сказанного им о том, что он разрешил, ограничение того, что он допустил, запрещение того, что он позволил. А [Аллах] пересчитал нам свои милости и перечислил благодеяния в словах своих:
" Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом " (Коран 16:14).
[Пророк] сказал о море: "Вода его чиста, мертвечина из него дозволена"
Аллах знал, что угорь [живет] в море, да и как же он мог не знать этого, если сам сотворил его. И посланник Аллаха знал, что угорь - в море. Неужели ты думаешь, что они оба не могли оговорить запрет на угря?
Он (Аллах) определил заклание жертвенного верблюда одним из важнейших [дел], посредством которого приближаются к нему и ищут спасения у него, и сказал - велик он и славен:
" Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо " (Коран 22:36/37).
Он (Аллах) определил наказанием заклание "тучных" [верблюдиц] тому, кто нарушил хадж, совершив самое запретное - половое сношение.
Сказал Исраил б. Аби Исхак: "Я принес в дом Зайда б. 'Али - да будет доволен им Аллах! - угря. На следующий день я встретил его, и он сказал мне: "Мне эта рыба понравилась, но я слышал, что некоторые люди запрещают [есть] ее и нас призывают [присоединиться] к этому запрету. Но разве на того, кто говорит подобное и поступает таким образом, не ложится проклятие Аллаха и проклинающих?".
Сказал ал-Хасан б. Салих: "Я обратился к Джа'фару б. Мухаммаду - да будет доволен им Аллах: "О, сын посланника Аллаха, что ты думаешь об угре?" Он ответил: "Это то самое кушанье, которое мне нравится, и редко он ускользал от меня". Абу Усама сказал: "Как-то зашел к нам ал-А'маш и сказал: "Сегодня я ел вкусную еду. Шайтан знал, что она вкусна, и запретил ее дуракам". Мы спросили: "Что же это такое, Абу Мухаммад?" Он ответил: "Я ел спинку угря".
СОВЕТ 13
Согласно Сунне, знай, что лично видевшие Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и признавшие верным то, с чем пришли их имамы, превосходят друг друга в страхе перед Аллахом - велик он и славен! - в возвеличивании и почитании, ведь они видели явные доказательства и знаки [пророчества]. Также и люди веры в
признании истинным возвышаются друг над другом. Также и [богоугодные] дела зависят от того, в какой степени утвердилось в сердце познание Аллаха и вера [в него].
СОВЕТ 14
Согласно Сунне, знай, что временный брак запретен до Дня воскресения. Ведь 'Умар б. ал-Хаттаб - да будет доволен им Аллах! - сказал: "Когда ко мне приводили человека, вступившего во временный брак, зная о его запрете, я непременно побивал его камнями, если он до этого уже был женат, или порол, если он вступил в брак впервые". К 'Али б. Аби Талибу - да будет доволен им Аллах! - привели человека, заключившего временный брак. Он сказал: "Если бы я узнал об этом раньше, то побил бы его камнями".
Брак заключается только в присутствии представителя со стороны невесты и двух свидетелей, а сват должен быть женат. Период чистоты - обязанность, определенная Аллахом - велик он и славен! - она непременна для каждой разведенной окончательно или по договору [за денежный выкуп], с которой совокупился [супруг], и для каждой, у которой умер муж, совокуплявшийся или не совокуплявшийся с ней. Осуждает период чистоты для женщины лишь тот, кто вводит новшества, противоречит Аллаху и посланнику его, опровергает слова их, не верит в Книгу Аллаха - велик он и славен!
Сунной считается подражать [примеру] посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), следовать его делу, держаться его верного руководства,
поступать, как поступал он, быть достойным его дела, чаще передавать с его слов все, что он установил и одобрил, к чему призывал и на что поднимал общину свою, дабы [люди] поступали согласно этому, и тогда поведение их в этой жизни улучшится и достоинство их увеличится пред Аллахом.
СОВЕТ 15
Из того, что [Пророк] (да благословит его Аллах и да приветствует) повелел и что разъяснено в рассказах с его слов, - поминание Аллаха на местах проживания и во время переездов, например "Во имя Аллаха" в начале омовения.
Усердие в промывании ноздрей водой и в мольбе к богу согласно тому, что передают с его слов об омовении частей тела. Человеку следует начинать омовение частей тела, надевать одежду, туфли, сандалии, всю одежду правой рукой, а снимать - левой. Также [начинать] есть и пить правой рукой, а заканчивать левой. Начинать подмывание левой, а заканчивать правой. Входить в отхожее место с левой ноги, произнося после поминания имени Аллаха: "О Аллах, огради меня от нечистоты и гадости". Выходить же с правой ноги, произнося: "Слава Аллаху, который отвел от меня беды и защитил".
СОВЕТ 16
Выполнять десять [правил], которые относят к обычной чистоте. Ведь это - сунна отца нашего Ибрахима - мир ему! Пять из них касаются головы, а пять - тела. Те, что для
головы: полоскание рта, промывание водой ноздрей, чистка зубов, стрижка усов, расчесывание волос.
Те, что для тела: подмывание, обрезание, удаление волос с лобка, стрижка ногтей, выщипывание волос под мышками.
СОВЕТ 17
Согласно Сунне, входить в мечеть [следует] с правой ноги и задерживать ее при выходе. Произносить при входе: "О, Аллах, благослови Мухаммада-Пророка и да приветствуй! Прости мне мои прегрешения и открой врата милости твоей". А при выходе [произносить] то же самое, за исключением слов: "Открой мне врата щедрости твоей".
СОВЕТ 18
Согласно Сунне, [хранить] степенность и спокойствие при ходьбе, идя на молитву. Человеку не следует щелкать пальцами, когда он собирается молиться, скрещивать руки во время молитвы, играть [руками] во время нее, оборачиваться, играть перстнем и бородой. Смирение постоянно, взгляд обращен на место поклона. Правую руку класть на левую, как это делал 'Али б. Аби Талиб - да будет доволен им Аллах! - и велел делать так. Громко произносить "Амин" при словах имама "ва-ла-д-даллин" ("и не заблудших") и тянуть [амин] голосом.
СОВЕТ 19
В мечети часто поминать Аллаха, говорить о [богословской] науке, не пускаться в рассуждения, не сплетничать, не рассказывать о мирской жизни, ибо это осуждается.
Об этом рассказаны тяжелые, удручающие хадисы, переданные путями (способами) хорошими и верными, передатчиками надежными. Среди них те, что передал 'Абдаллах б. Мас'уд со слов Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), который сказал: "В конце времен появятся люди, которые будут заседать в мечетях, имамом их будет мирская жизнь. Не участвуйте с ними в собраниях. А Аллах в них не нуждается". Среди хадисов тот, что передал 'Абдаллах б. 'Амр о том, что [Пророк] сказал: "Час воскресения не наступит до тех пор, пока в мечетях не соберутся люди, обсуждая земные дела, среди них не будет ни одного верующего". Среди хадисов тот, что рассказал ал-Хасан: "Настанет для людей время, когда они соберутся в мечетях группами, обсуждая земные дела. Не собирайтесь с ними, ибо Аллах - велик он и славен! - оттолкнул их от себя". Все это из хадисов о мирской жизни и людях ее в мечетях.
Продажа и купля со спорами и пререканиями, декламация [стихов], уводящих с пути истинного, и газелей (здесь поэзия легкого, фривольного содержания - прим. ред.), повышение голоса, обнажение мечей, чрезмерный шум, появление детей и женщин, помешанных и находящихся в состоянии ритуальной нечистоты, извлечение прибыли в
мечети, использование мечети для ремесла и торговли, подобно лавке, - все это осуждается. Совершающий это грешит в отношении запрета посланника Аллаха, осуждение его над тем, кто поступает так.
СОВЕТ 20
Из того, что запретил посланник Аллаха и осудил совершающих это, - пребывание двух мужчин под одним покрывалом, если их не разделяет что-либо. Он проклял также тех, кто надевает изар на голое тело. Он запретил мукама'а, то есть пребывание двух обнаженных мужчин под одним покрывалом. Он запретил мужчине раздеваться догола дома или в другом месте, смотреть на наготу другого; мужчине - рассказывать о том, чем он занимается со своей женой; человеку - кидать камни и швырять сухую грязь в населенных местах.
СОВЕТ 21
Он запретил давать ложную клятву; продавать незрелые финики, а они зрелые, когда желтеют и становятся коричневыми; продавать собак, обезьян и свиней, играть в нарды и шахматы; мужчине - оставаться с женщиной, когда она без махрама (махрам - мужчина, состоящий с женщиной в родственных отношениях и в силу этого не имеющий права жениться на ней - прим. ред.); человеку - произносить: "Ты пребудешь во благе, пока с нами", "я пожелал того, что пожелал Аллах"; клясться не именем Аллаха; затачивать клинок, когда на него смотрит овца, [приготовленная для
убоя]; использовать работника, пока он не узнает о величине своего заработка; подстраивать покупку, а это, когда человек завышает [цену] вещи, в которой ему нет нужды. Употреблять в пищу мясо, молоко, яйца животных, питающихся навозом, - верблюдов, коров, овец, кур. Говорят: "Держи взаперти верблюда сорок дней, корову - тридцать дней, овцу - семь дней, курицу - три дня".
СОВЕТ 22
Он запретил рискованную продажу; продажу того, чем не владеешь, продажу того, чего у тебя нет; выставление двух условий при продаже. [Он запретил] бить по морде верховое животное, ставить на ней клеймо, плевать в лицо человеку; женщине - отказывать в ложе мужу своему; мужчине - говорить о том, что он сделает, обещать и не выполнить; рассказывать о секрете своего брата; быть расточительным и скупым; печалиться по мирской жизни и радоваться ей.
СОВЕТ 23
Потакать жене своей, [желающей] ходить на свадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в ее страстях. Он сказал: "Кто повинуется жене своей во всем, чего она желает, того она столкнет в Огонь лицом". [Он запретил] потакать ей в непослушании родителям [мужа], в разрушении его родственных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Аллаху. Он сказал: "Не соглашайтесь с ними, идите верным путем, и Он благословит вас". Он запретил
причинять им вред, совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними.
СОВЕТ 24
Он запретил обижать соседа, оскорблять, поносить родословную, злословить и клеветать; ругать рабов и бить их. Он велел кормить их тем, что ест [хозяин], и одевать в то, что он носит; не возлагать на них работу, которую они не в силах выполнить; прощать им, даже если бы они совершили семьдесят проступков за день.
СОВЕТ 25
Он запретил мужчине "кланяться" при молитве так, как клюет петух; совершать коленопреклонение прежде, чем поднимет голову свою после поклона; простирать руки во время коленопреклонения подобно тому, как распластывается собака; садиться [на корточки], как садится обезьяна; поднимать и опускать голову, опережая имама или же делая это одновременно с ним. Он сказал: "Разве не боится тот, кто поднимает голову раньше имама, что Аллах заменит ее на голову осла?" И [еще] он сказал: "Тот, кто поднимал и опускал голову раньше имама, - молитва того недействительна".
СОВЕТ 26
Он запретил чесаться во время молитвы. Он запретил обмывать подошву ног ладонью правой руки несколько раз;
зевать, громко дышать, катать ногой гальку во время молитвы; отирать прах со лба прежде, чем произнесет завершающую фразу молитвы; поднимать взор к небу во время молитвы; закрывать глаза во время коленопреклонения; цитировать [Коран] в поклоне; или распахивать нижнюю одежду или платье [вообще]. [Он запретил] молиться, завернувшись в одежду и придерживая ее изнутри руками или в широкую одежду; молиться в расстегнутой одежде, если поверх рубахи нет плаща, а под ней нет изара; молиться в тонкой рубахе, если под ней ничего нет; перешагивать через людей во время молитвы; человеку стоять во втором ряду, если есть свободное место в первом; опираться о стену во время молитвы; молиться в бане, там, где испражнялись верблюды, посреди дороги, на кладбище, на бойне, у свалки, на крыше Священного Дома Аллаха (ал-Ка'бы); уходить с молитвы, сомневаясь в ней.
СОВЕТ 27
Он (Пророк) проклял женщину, наносящую татуировку, и ту, которая просит об этом, то есть ту, которая накалывает зеленым, и ту, которой накалывают; ту, которая удлиняет короткие волосы, и ту, которой удлиняют, то есть ту, которая прикрепляет накладные волосы, и ту, которой прикрепляют; удаляющую волосы и ту, которой удаляют, то есть ту, которая выщипывает волосы на теле, и ту, которой выщипывают; подпиливающую зубы и ту, которой подпиливают, то есть ту, которая разделяет зубы, и ту, которой разделяют. Он (Пророк) сказал: "Любая женщина, оставившая одежду не в
доме мужа своего, разрывает завесу целомудренную между собой и Господом своим (т. е. позорит себя перед Аллахом)".
СОВЕТ 28
Среди того, в чем наставлял он общину свою и побуждал людей к высшей морали и благородным поступкам, - его запрет человеку есть то, что перед братом его, и есть с верха блюда. Он сказал: "Благословение нисходит в середину него". Он велел омывать руки перед едой и после нее и сказал: "Это избавляет от бедности". Еще он сказал: "Аллах отвратит нужду ото всех, кто всегда совершает омовение перед едой и после нее". Он велел съедать то, что рассыпалось под столом, и сказал: "Тот, кто ест это, будет избавлен от бедности, а его дети - от глупости".
СОВЕТ 29
Он запретил спать с грязными руками, есть и спать в состоянии ритуальной нечистоты. Он одобрял того, кто в состоянии ритуальной нечистоты и собираясь спать или есть совершает омовение, как перед молитвой.
СОВЕТ 30
Он запретил есть два финика, а это из-за того, что делающий так нарушает [правила] трапезы; смотреть на кусок сотрапезника. Он любил накрывать мясную похлебку с хлебом, говоря: "Благословение нисходит на нее". И запретил есть ее горячей.
СОВЕТ 31
Он запретил пить из бурдюка, поскольку пьющий из него не знает, что внутри. Рассказывают, что один человек отхлебнул из бурдюка, а в нем сидела змея, о чем он узнал, когда она вползла ему в глотку. Говорят также, что питье [прямо] из бурдюка меняет запах [содержимого] в нем.
СОВЕТ 32
Он запретил также людям укладываться спать посреди дороги, потому что середина дороги - место, где ходят люди, лев, джинны, и потому что это мешает прохожим; спящий же не ведает о том, что случится с ним на [дороге].
СОВЕТ 33
Он запретил испражняться посреди дороги, сказав: "Опасайтесь нечистот". [Его] спросили: "Каких нечистот?" Он ответил: "Испражнений на дорогах". Говорят: "Когда на дорогах скапливаются нечистоты и испражнения, прекращаются дожди".
СОВЕТ 34
Он запретил испражняться под плодоносящим деревом, ведь плод может упасть в испражнения или рядом с ними, они сделают отвратительным запах плода, и он пропадет. Он запретил совершать половой акт под плодоносящим деревом;
разговаривать двум испражняющимся или разговаривать тому, кто в уборной; разговаривать тому, кто совершает половой акт, или смотреть на половой орган жены во время него, а ей - смотреть на то же самое у мужа; или им обоим - вытираться одним куском ткани. Среди запретов его: человеку вставать перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом.
СОВЕТ 35
Он запретил кому-либо одобрять, чтобы перед ним вставали. Он сказал: "Тот, кому нравится, чтобы человек представлялся ему стоя, непременно обретет свое место в Огне". Он сказал: "Аллах не обратит своего взора на того, кто встает, чтобы и люди вставали из-за его вставания". Он сказал: "Возвеличивающий мирского человека как бы возвеличивает идола". Он сказал: "Кто вошел к мирскому человеку и унизился перед ним, вера того убыла на треть".
СОВЕТ 36
Из правил поведения, предписанных им (Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует)), - запрет дуть [на горячее] во время еды и питья. Он сказал: "Тот, у кого из рук выпадет кусок, должен поднять его и съесть или же пусть съест другой, но не оставлять его Шайтану". Он ел финики и йатну, а это означает класть финик на ладонь и кончиками пальцев вынимать косточку.
Эти и подобные им из его правил хорошего поведения, повелений и запретов, перечень которых удлинил бы книгу,
каждая тварь божья должна использовать и изучать, следовать в этом ему, стремиться повиноваться ему, держаться его Сунны, потому что разум указывает на это и душа разумного склоняется к этому. Во всем этом - правильное поведение, чистота и защита от неодобряемых действий.
Мы упомянули лишь то, что имеется в нашем распоряжении, а также то, что не стоит труда напомнить из того, что нужно знать людям и что они непременно должны использовать из того, в чем часто нуждаются; незнание и пренебрежение этим не прощаются.
ВВЕДЕННЫЕ ЛЮДЬМИ НОВШЕСТВА
Теперь в заключение этого мы упомянем введенные и созданные людьми новшества, не имеющие основы в Коране и не содержащиеся в предании. Даже если совершающий их не отказывается от веры и не выходит из сообщества мусульман - все равно он совершает тяжкий грех своим нововведением в то, чего не дозволил Аллах.
НОВШЕСТВО 1
Из того, что запретил посланник Аллаха и вслух осудил, - оплакивание [умершего] и внимание плачу. Он сказал: "Это языческое действие". И сказал: "Заработанное плакальщицей - недозволено". Он проклял плакальщицу и в другом месте. И Ибн 'Умар сказал: "Оплакивание запретно, внимать ему - недозволенное новшество". Ведь Ибрахим сказал: "Приобретенное пением и оплакиванием не дозволено".
К 'Умару б. ал-Хаттабу - да будет Доволен им Аллах! - привели плакальщицу. Она стала мотать головой, и ее волосы вылезли наружу. Сказали ему: "Эмир верующих, у нее вылезли наружу волосы". Он сказал: "Да удалит ее Аллах, ибо нет у нее чести". Спросили: "Почему?" Он сказал: "Потому что она велит печалиться, а ведь Аллах - велик он и славен! - запретил это. Она запрещает терпеть, а ведь Аллах - велик он и славен! - велел терпеть. Она берет дирхамы за свои слезы, плачет по горю других. Она вызывает скорбь у живого и причиняет страдания умершему".
Сказал Ибн 'Аун: "Я пришел в Куфу и увидел, как люди оплакивают [покойника] посреди дороги. Я спросил об этом. Сказали: "Они оплакивают ал-Хусайна - да будет доволен им Аллах!". Я пришел к Ибрахиму [ан-Наха'и] и рассказал ему об этом. Он сказал: "Эти куфийцы каждый год вводят недозволенные новшества, так что и истина у них становится недозволенным новшеством".
НОВШЕСТВО 2
Среди недозволенных новшеств: - заводить певиц и слушать пение. Сказал Ибн Мас'уд: "Пение взращивает в сердце лицемерие, как вода - растение".
НОВШЕСТВО 3
Среди недозволенных новшеств - звезды и гадание по ним, поиск защиты [у них]. Ведь это - одна из сторон многобожия и претензия на знание сокрытого. Все это запрещено, подобно гаданию по звездам, гаданию по следам,
прорицанию, предсказанию беды, гаданию по полету вспугнутых птиц. Он сказал: "Пришедший к прорицателю или гадателю и поверивший ему разуверился в том, что Аллах ниспослал в сердце Мухаммада". И сказал он: "Кто возьмет немного от гадания по звездам - возьмет немного и от многобожия. Кто больше возьмет от гадания по звездам, тот больше [возьмет от многобожия]".
'Али б. Аби Талиб - да будет доволен им Аллах! - сказал: "Я предостерегал вас от науки о звездах, если только ей не руководствуются во мраке на суше и на море, ибо астролог подобен колдуну, а колдун - прорицателю, прорицатель - неверующему, а неверующий - в Огне".
НОВШЕСТВО 4
Недозволенным новшеством считается, когда мужчина красит бороду и [волосы на] голове своей в черный цвет, или выбривает щеки, или отпускает длинные усы. Ведь говорят: "Первым выкрасил [волосы] черным Фараон". И говорят, что "он - красильщик обитателей Огня". Пророк велел отпускать бороду и сбривать усы.
НОВШЕСТВО 5
Недозволенным новшеством считается, когда мужчина носит изар, то есть шаровары длиной до пят. Пророк сказал: "Аллах - велик он и славен! - не смотрит на того, кто удлиняет изар из тщеславия".
НОВШЕСТВО 6
Осуждаемым новшеством считается рассуждать о книгах заклинаний и следовать им, претендовать на общение с джиннами, на использование их и на убийство некоторых из них.
НОВШЕСТВО 7
Недозволенным новшеством считается ношение амулетов от сглаза и оберегов без какой-либо для их владельца нужды и причины.
НОВШЕСТВО 8
Недозволенным новшеством считается женщинам следовать за носилками с покойником и бить себя по щекам во время этого; мужчинам - идти перед женщинами босыми, словно не в себе.
НОВШЕСТВО 9
Недозволенным новшеством считается кричать, бить себя по щекам и рвать одежду, слушая поминание [Аллаха] и [чтение] Корана. Это - из введенных людьми и придуманных новшеств.
Сказал Анас б. Малик: "Посланник Аллаха прочитал нам проповедь, от которой сердца преисполнились страхом, а из глаз потекли слезы. Но вот кто-то крикнул рядом с мечетью. Тогда Пророк сказал: "Кто этот, затемняющий нам
нашу религию? Если он был искренен, то прославился, если же он лжец, то пусть его истребит Аллах".
Сказал Фудайл б. 'Ийад: "Муса б. 'Имран - да благословит его Аллах и да приветствует! - проповедовал народу своему. Один человек [при этом] разодрал свою одежду, и вот [тогда] Аллах - да благословен он и возвышен! - внушил Мусе - да благословит его Аллах и да приветствует: "Скажи ему, если он был искренен, то пусть разорвет свое сердце ради меня". Сказал Ибн ал-Мубарак: "Тех, кто лишается чувств при слушании [имени Аллаха], посади на высокую стену, читай им [Коран] и смотри - свалятся ли они".
[Одна] категория людей, проявляющих крайнее воздержание, избрала своим обычаем слушать касыды и собираться для этого, ради того, чтобы отвлечь себя этим и возбудить свои сердца. Среди них есть такие, кто приплясывает, хлопает в ладоши, разрывает свою одежду, говоря:
"Сказал Аллах - велик он и славен; сказал святой; сказала черноокая". Они говорят то, чего не говорил Аллах, чего нет ни в предании, ни в Сунне, чего не говорила ни черноокая, ни святой. Это - новшество, ложь и обман. Другая категория проявляет воздержание и подвижничество [в служении Аллаху], считает запретным извлекать прибыль и [добывать] средства на жизнь. Они считают нужным настырно попрошайничать и нищенствовать, называя "страстное желание" и любовь [к Аллаху] подавлением страха и надеждой. Все это - новшество, претендующий на это проклят богословами и гностиками, ведь Аллах - велик он и
славен! - разрешил зарабатывать, заниматься ремеслом и торговлей на основе установлении Корана и Сунны вплоть до того, как настанет Последний час, и объявил запретным попрошайничество и нищенствование одновременно с богатством, приобретенным вследствие этого. Богословы единогласно сошлись на том, что Аллах - велик он и славен! - предписал людям страх и надежду, что он призвал рабов своих к себе желанием и боязнью.
НОВШЕСТВО 10
Среди введенных новшеств, выдуманных, не имеющих основы ни в Коране, ни в Сунне, в которых они подражают языческой практике, - объединение [людей] и заключение союзов между ними для взаимопомощи и поддержки. А это ведь осуждаемое новшество. Язычество совершало подобное, но Аллах - велик он и славен! - искоренил это исламом и запретил устами Пророка своего. Пророк сказал: "Нет союза в исламе, любой союз времен язычества ислам превзошел именно прочностью".
НОВШЕСТВО 11
Свидетельство - новшество, отречение - новшество, приемлемость - новшество. Свидетельство - когда о том, о ком нет известий, свидетельствуют, что он в раю или в аду. Приемлемость - когда приемлют одних людей, отказываясь от других. Отречение - когда отрекаются от людей, придерживающихся исламской религии и Сунны.
НОВШЕСТВО 12
Недозволенным новшеством считается, когда султан хватает человека, затем бьет [плетьми] и наказывает, говоря: "Ты сделал, ты совершил то-то?", пока не погубит его или не принудит [к признанию].
НОВШЕСТВО 13
Недозволенным новшеством считается повторять вслух много раз в мечетях: "Нет божества, кроме Аллаха"; женщинам - ездить в седлах; мужчинам - ездить в седлах из тигровой шкуры; пользоваться сосудами из золота и серебра; одеваться в шелк и парчу.
НОВШЕСТВО 14
Недозволенным новшеством считается строить на могилах и штукатурить их; совершать паломничество к ним.
НОВШЕСТВО 15
Недозволенным новшеством считается возвеличивать смерть, рвать одежду, когда смерть нисходит; красить двери в черный цвет, обрезать чубы, сидеть у дверей покойника после похорон; семье покойника - брать пищу, предназначенную для пришедших людей; ночевать [в семье покойника].
НОВШЕСТВО 16
Недозволенным новшеством считается читать Коран и провозглашать первый призыв на молитву нараспев и уподоблять их пению.
НОВШЕСТВО 17
Недозволенным новшеством считается украшать свитки Корана, разукрашивать мечети, делать выше минбары.
НОВШЕСТВО 18
Недозволенным новшеством считается брать плату за [провозглашение] первого призыва к молитве, за руководство [молитвой], за обучение Корану, омовение покойников.