План.
Введение
Глава 1.
1.1 Структура экономики Франции
1.2 Франция: вялое оживление
Глава 2.
2.1 Внешнеэкономические связи Франции
Торгово - экономические отношения
Франции и России.
Приложение-1
Приложение-2
Список литературы
Введение
Экономический прогресс в наше время следует оценивать в двух взаимосвязанных, хотя совсем не обязательно совпадающих, измерениях. Чтобы определить его составляющие, общепринятые стандартные показатели уровня, структуры, динамики производства и потребления целесообразно дополнить данными, характеризующими участие каждой страны в мировом разделении труда, и ресурсы, на которые это участие опирается. Последняя группа данных содержит уникальную информацию о конкурентоспособности продукции данной страны, которая в первом приближении может служить индикатором эффективности соответствующих производств с точки зрения мировых стандартов. В мировое разделение труда фактически включены многие сферы хозяйственной деятельности страны.
Среди европейских стран Франция пользуется заслуженной популярностью как страна высокого жизненного уровня населения, надежной личной безопасности и социальной защищенности граждан.
Франция является одной из наиболее развитых индустриально - аграрных стран мира. Ее ВНП оценивается ориентировочно в 1500 млрд. долл. США. По этому показателю она занимает 5-ое место в мире, а по размеру ВНП на душу населения ей прочно принадлежит 4-ое место (26,7 тыс. долл. США).
По объему промышленного производства Франция занимает 5-ое место, уступая США, Японии, ФРГ и Великобритании. Промышленность создает около 25% ВНП, обеспечивает около трети рабочих мест. Ее основными отраслями являются: машиностроительная, химическая, сталелитейная, авиакосмическая, автомобилестроительная, электроника, судостроение, горнорудная, металлургия, текстильная, атомная энергетика, радиоэлектроника, пищевая.
|
По объему сельскохозяйственного производства Франция занимает 3-е место в мире, уступая лишь США и Канаде. Она полностью обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции.
По внешней торговле Франция занимает 4-е место после США, ФРГ и Японии. С 1981 г. доля экспорта в ВВП превышает 25%. Ее главными партнерами являются в первую очередь страны Евросоюза, на долю которых приходится около 65% всего товарооборота, а также Япония и США. Четыре последние года Франция сводит свой торговый баланс с положительным сальдо, составившее в 1996 г. 122,3 млрд. фр. (против 97,8 млрд. фр. в 1995 г.).
Что касается взаимоотношений Росси и Франции, то они имеют многовековые корни сотрудничества в самых различных областях, включая давние торгово - экономические традиции. Правда, за свою историю они испытывали как подъемы, так и спады.
Новые процессы, происходящие в России, существенно повысили интерес и расширили круг отечественных участников внешнеэкономической деятельности. Значительные изменения претерпела вся система внешнеэкономического регулирования. На мировой рынок вышли тысячи предприятий, кооперативов, фирм, товариществ, ассоциаций и других организаций, многие из которых делают здесь лишь первые и не всегда удачные шаги и вместе с тем, возможно, захотят установить серьезные деловые отношения с французскими компаниями, освоить французский рынок.
|
Франция долгое время является ведущим торгово - экономическим партнером России. Торгово - экономические связи между нашими странами развиваются динамично. За последние два года оборот взаимной торговли увеличивался ежегодно в среднем на 10%. Этому во многом способствовали созданные сторонами солидные договорно - правовая и организационная базы экономического сотрудничества и устранение некоторых ранее существовавших препятствий.
Вместе с тем в двусторонних отношениях существует множество неиспользованных возможностей, связанных помимо других причин и с недостаточным знанием российскими и французскими партнерами друг друга, отсутствием необходимой информации.
1.1 Структура экономики Франции.
Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка.
Сохраняющийся государственный сектор занимает базовые, инфраструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и т.д. Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.
|
Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.
Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами.
Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании «Юзинор» и «Сасилор» сосредоточили 70% производства стали, «Компани женераль д’электрисите» (КЖЕ), «Томсон» - 50% производства электронного и электротехнического оборудования, «Рено» и «Пежо» - почти все производство автомобилей. «Пешине-Южин-Кюльман» (ПЮК) и «Иметаль» - почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов. Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощи ТНК.
Хотя Франция считается страной с высоким уровнем концентрации производства и капитала, мелкий и средний бизнес играет здесь существенную роль. Мелкие и средние предприятия укрепляли свои позиции в период 70-80-х гг. К началу 90-х гг. на такие предприятия приходилось 99,9% всех фирм во Франции и 65% занятых. В других странах Запада эти цифры выглядят следующим образом: в ФРГ - соответственно 99,8% и 65%, в Великобритании - 94 и 25%, в Японии - 99,3 и 80%. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Доля мелких и средних предприятий во французской экономике по основным показателям составляет 55,1% против 44,9% для крупных предприятий, то есть мелкие и средние предприятия вносят преобладающий вклад в хозяйственное развитие страны. По отраслям доля мелких и средних предприятий преобладает в нефинансовых рыночных услугах (80,2%), строительстве и общественных работах (78,4%), торговле (78,3%). В промышленности их доля менее значительна - 35,8%, в том числе в секторе производства средств производства около 20% и менее 10% в автомобилестроении и производстве транспортных средств. Исключение составляют отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции (57,6%) и производство товаров широкого потребления (68,7%).
Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции. На нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых. Услуги - наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг является торговля, туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело (4,5% ВВП и 2,7% занятых).
По объему промышленного производства Франция занимает 5-е место среди развитых стран мира (после США, Японии, ФРГ и Великобритании). В промышленности создается более четверти ВВП и занято около 27% самостоятельного населения. Объем промышленного производства в 1996 г. возрос на 0,4% против 3,9% в 1995 г. Продолжает идти интенсивная структурная перестройка производственного аппарата, начатая еще в середине 70-х гг. В общем виде она сводится к следующему: происходит, с одной стороны, увеличение роли трех групп отраслей (энергетических, производства машин и оборудования, выпуска автомобилей и предметов длительного пользования), с другой - относительное замедление развития отраслей, производящих сырье, полуфабрикаты и товары текущего потребления.
По мнению французских деловых кругов, аэрокосмическая промышленность и производство военной техники, ряд направлений станкостроения, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, средства связи, атомная энергетика, фармацевтика, производство удобрений, цементная и стекольная промышленность успешно участвуют в конкурентной борьбе на мировом рынке.
В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях. Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны некоторых западных и особенно «новых индустриальных стран». Например, в таких отраслях, как производство мебели, кожевенная, текстильная промышленность, французские предприятия недостаточно конкурентоспособны и уступают более технически вооруженным германским, более гибким итальянским и бельгийским компаниям.
Вынужденная действовать в условиях жесткой конкуренции, Франция сделала ставку на развитие исследований, модернизацию производства, разработку новых изделий и оборудования. Адаптация промышленных мощностей к новому ритму производства сопровождалась повышением производительности. Параллельно проходили компьютеризация отраслей и развитие математического обеспечения, что позволило внедрять в производство современные системы автоматического проектирования и управления технологическими процессами.
Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4% ВВП и 4,8% самодеятельного населения страны, но оно дает примерно 25% продукции в ЕС. В 1996 г. объем произведенной сельскохозяйственной продукции возрос на 2,4% и составил 301,7 млрд. фр. Общая площадь пахотных земель составляет 18,3 млн. га[1]. Характерной чертой социально - экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. 52% сельскохозяйственных угодий приходятся на хозяйства размером свыше 50 га, которые составляют 16,8% от их общего числа. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.
В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.
Несмотря на продолжающийся во Франции сельскохозяйственный экономический кризис (снижение закупочных цен на зерно, мясо, молоко в среднем на 13%, уменьшение числа фермерских хозяйств, наемных рабочих, старение деревни, вывод из оборота 15% пахотных земель и т.д.), Франция продолжает удерживать лидерство в ЕС по производству основных видов сельскохозяйственной продукции и входит в мировую тройку ее крупнейших производителей. Эта страна располагает огромным научно - техническим и экономическим потенциалом в области сельского хозяйства. Во Франции существует стройная, но довольно сложная система государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции. Доля государственных субсидий в валовом доходе сельского хозяйства колеблется по годам от 4,6% до 15%.
Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк «Креди Агриколь» с отделениями в местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.
Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции. Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.
Сельское хозяйство высоко индустриализировано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.
На долю потребления во Франции приходится основная часть ВВП. В 1990 г. оно составило 5082 млрд. фр., или 78% ВВП. Причем на долю потребления семей приходится около 77% всего объема конечного потребления.
1.2 Франция: вялое оживление
Характерной особенностью экономики в 90-е гг. стало замедление темпов развития, нижней точкой которого стал экономический спад 1993 г. Бурное оживление в экономике, начавшееся весной 1994 г., замедлившись в 1995 - 1996 гг., так и не переросло в циклический подъем. С весны 1995 г. хозяйственный механизм стал давать заметные сбои. Прокатившаяся в конце 1995 г. по стране волна забастовок оказала на него дополнительное разрушительное воздействие. Темпы роста экономики понизились: на квартальном уровне прирост ВВП был близок к нулю. В промышленности темпы выпуска продукции также замедлились и к концу 1996 г. уровень производства не достиг предкризисного максимума. В целом в 1995 - 1996 гг. темпы прироста ВВП понизились соответственно до 2,2 и 1,2 % (2,8 % в 1994 г.), промышленного производства - до 0,9 и 0,6 % (4,1 %).
Нынешние показатели роста ниже «нормальных» для французской экономики 70 - 80 гг. Французское хозяйство не смогло преодолеть последствий кризиса 1990 - 1993 гг., который был самым продолжительным после Второй мировой войны, а по глубине уступил лишь кризису 1974 - 1975 гг., и сохранило целый ряд структурных и циклических диспропорций. Оживление, вызванное новым циклом восстановления производственного аппарата, остается вялым.
Это результат чрезвычайно высокого уровня реальных банковских учетных ставок в 80-е годы, изменивших соотношение сил в пользу финансового капитала. Его представители были заинтересованы в стабилизации финансовых рынков и использовали ситуацию для более прибыльных вложений. Отсюда понижение инвестиций в производственную сферу в 90-е годы.
Из-за недостатка собственных средств предприятия сдерживали капиталовложения, заработную плату и создавали меньше рабочих мест. На рынке создалась напряженная ситуация. Для сохранения уровня оплаты труда и гарантий занятости трудящимся приходилось прилагать все больше усилий. В условиях неустойчивой занятости население увеличивало сбережения в ущерб потреблению, но эти деньги не возвращались в сферу производства.
Состояние государственных финансов было плохим. Дефицит госбюджета увеличился вследствие снижения налоговых поступлений при росте расходов, в том числе связанных с обслуживанием долга. В 1996 г. он составил 4,1% ВВП. По официальным оценкам размер государственного долга к концу 1996 г. достиг 3544 млрд. фр. Таким образом за три года - с конца 1993 г. по конец 1996 г. государственный долг увеличился более, чем на 1000 млрд. фр. Нарастал дефицит системы социального страхования. Известно, что эта система финансируется за счет выплат предпринимателей и взносов трудящихся. В 1990 - 1993 гг. резкий рост расходов и сокращение поступлений из-за безработицы довели дефицит системы до 56,4 млрд. фр. (1993 г.) против 0,4 млрд. в 1989 г.
В 1993 г. по решению правительства Э. Балладюра, накопленный дефицит системы социального страхования был присоединен к государственному бюджету и включен в государственный долг для централизованного погашения. Состояние системы социального страхования стало признанным барометром болезней национального хозяйства.
В мае 1995 г., после президентских выборов, кабинет министров возглавил А. Жюппе. В тяжелой экономической ситуации новое консервативное правительство продолжило курс на выполнение условий Маастрихтского соглашения. Проблемы дефицитов оно пыталось частично решить путем сдерживания расходов и структурных реформ.
Расширение внутреннего спроса в 1995 - 1996 гг. было слабым и скачкообразным и составило соответственно 2 и 1,1% (3% в 1994 г.). Суммарный объем производственных капиталовложений предприятий увеличился в 1995 - 1996 гг. на 3,9 и 0,4% (в 1994 г. - на 0,5%). В промышленности инвестиции, снизившиеся за 1991 - 1994 гг. на 33,5%, в 1995 -1996 гг. выросли на 16%. Более заметным это оживление было в металлургии, производстве промышленного оборудования, текстильной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной отраслях, базовой химии. В строительстве, торговле и услугах оно было слабым.
По мере ухудшения перспектив предприятий с весны 1995 г. оживление инвестиций стало затухать. «Руководители предприятий удваивали осторожность перед тем, как произвести какие-нибудь инвестиции...», - писал журнал «Нувель экономист» (4.7.1996, стр.57). По последним данным во 2-ом кв. 1997 г. наметился незначительный рост общего объема инвестиций +0,2% после его снижения в 1-ом кв. 1997 г. на 1,2%. Наличное оборудование стало использоваться более полно. В 1995 г. загрузка производственных мощностей повысилась до 84,6% против 80% в 1993 г. (в 1996 г. - 83,6%). Норма производственного накопления в 1995 - 1996 гг. составила 16% (18,9% в 1993 г.). Инвестиции направлялись в основном на восстановление имеющегося оборудования, а покупка нового была сведена к минимуму. Это неизбежно вело к старению наличного парка.
В 1995 - 1996 гг. финансовые показатели компаний улучшились меньше, чем предполагали предприниматели в начале оживления. Тем не менее невысокая занятость и вызванное этим давление на заработную плату понижали общий уровень издержек и соответственно стабилизировали норму прибыли. Доля валовой прибыли в добавленной стоимости в 1993 - 1996 гг. оставалась на кризисном уровне - 31,8% против 33,5% в 1989 г. С начала 1994 г. до середины 1995 г. компании пытались повысить массу прибыли путем увеличения объема продаж и доли прибыли в цене реализуемой продукции, но встретили возрастающее противодействие потребителей.
Понижение с весны 1995 г. объема продаж компаний и невысокая инфляция ожесточили межотраслевую борьбу за получение прибыли, победителями в которой стали компании, действующие в отраслях, выпускающих «промежуточную» продукцию. У производителей конечной продукции и в торговле масса прибыли понизилась, поскольку они не смогли повысить свои цены. Понижение со второго квартала 1995 г. банковских процентных ставок способствовало улучшению счетов предприятий и финансированию производственных процессов. Однако компании продолжали страдать от чрезмерно высоких налогов, нехватки собственных средств, значительной задолженности. Они пока плохо приспособились к условиям относительно низких банковских процентных ставок, дефляции и сбоям в реализации продукции.
Важной статьей экономики для компаний оставалось уменьшение запасов и издержек складирования. После незначительного увеличения в 1994 - 1995 гг. уровень запасов в 1996 г. сократился, что было связано с невысокими потребностями производства и сбыта.
Франция занимает второе место в мире после США по объему иностранных капиталовложений в экономику. По данным Банка Франции, в 1994 - 1995 гг. прямые иностранные инвестиции составляли около 60,7 млрд. фр. в год. Они поступали в основном из США и Великобритании. В 1995 г. иностранный капитал позволил создать или сохранить 20 тыс. рабочих мест.
Правительство намерено удвоить этот показатель. С этой целью в 1995 г. была отменена обязательная регистрация иностранных инвесторов, делающих вложения во Франции, а в 1996 г. облегчена процедура получения разрешений на работу прибывающих во Францию служащих иностранных компаний, открытия магазинов и введены налоговые льготы для иностранного бизнеса.
Личное потребление слабо поддерживало конъюнктуру. В 1995 г. оно увеличилось на 1,9%, а в 1996 г. - на 2,6%. Рост потребления в 1996 г. происходил при снижении покупательной способности населения. Со второго полугодия 1995 г. замедлился рост занятости, ставок заработной платы и усилилось налогообложение. Реальные доходы населения в 1995 - 1996 гг. увеличились соответственно на 2,8 и 1%. Норма сбережений в 1996 г. упала до самого низкого за 90-е годы уровня - 12,5% (13,4% в 1995 г.). Население меньше прибегало к потребительскому кредиту. С середины 1995 г. замедлилось жилищное строительство. Лишь правительственные меры по стимулированию спроса на автомобили положительно воздействовали на потребление до осени 1996 г.
Государственные расходы в 1995 - 1996 гг. увеличивались слабо. Правительство А. Жюппе считает своей задачей уменьшение дефицита государственного бюджета, долга и безработицы. В ноябре 1995 г. правительство объявило, что бюджетные проблемы останутся приоритетным направлением его политики и в 1996 - 1997 гг. Их решение должно стабилизировать общую макроэкономическую ситуацию, повысить темпы экономического роста и занятости, смягчить кредитно-денежную политику.
В конце 1995 г. были приняты меры по увеличению налогов и ограничению госрасходов, чтобы высвободить дополнительные средства на расширение занятости. Самой болезненной стала экономия на заработной плате государственных служащих. В начале 1996 г. были заморожены расходы, изысканы возможности по поддержанию личного потребления и жилищного строительства, облегчению налогообложения малых и средних предприятий.
В июне 1996 г. был опубликован правительственный доклад о налогообложении и объявлено о готовящейся масштабной налоговой реформе на 1997 - 2007 гг. Ее цель - привести налоговую систему в соответствие с европейскими стандартами и стабилизировать экономический рост.
Правительство намерено, в частности, упразднить многие сложные налоговые скидки, снизить ставки подоходного налога до уровня других западноевропейских стран, провести широкую реформу налогов на компании, взимаемых центральными и местными органами власти. К 2001 г. предполагается уменьшить подоходный налог (на 75 млрд. фр.), снизить минимальный и максимальный уровни налогообложения (соответственно до 7 и 47% против 12 и 56,8% в 1996 г.), повысить обязательные отчисления в фонд социального страхования (до 3,4% против 2,4%).
Были повышены косвенные налоги на бензин, алкоголь, сигареты, ликвидированы как изжившие себя некоторые фискальные привилегии для представителей около ста профессий. Власти решили создать новый пенсионный фонд с особыми фискальными льготами для тех, кто хотел бы увеличить размер получаемой пенсии; упразднить к 2001 г. налоги для 1,5 млн. семей, имеющих менее трех детей.
Дефицит консолидированного государственного бюджета в 1996 г. должен составить 4,25% ВВП. Администрация пыталась улучшить ситуацию, заставив банки снизить процентные ставки по кредитам. На повестке дня дальнейшее сокращение расходов в 1997 г., так как в соответствии с маастрихтскими критериями дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП.
Повышенное внимание правительство уделяет состоянию системы социального обеспечения по двум причинам. Во-первых, расходы на социальное обеспечение составляют значительную часть бюджетной дыры, во-вторых, система на 85% финансируется не за счет налогов, а из отчислений, рассчитанных по платежным ведомостям предприятий. С ростом безработицы эти поступления снизились. Расходы на здравоохранение составляли примерно половину общего дефицита системы социального страхования, что было связано с ростом стоимости медицинских услуг и лекарств.
В ноябре 1995 г. правительство объявило о реформе системы социального страхования. Это вызвало волну социального протеста. По призыву крупнейших профсоюзов ВКТ и «Форс увриер» забастовали железнодорожники, работники городского общественного транспорта и некоторые категории госслужащих. В ряде городов вспыхнули уличные беспорядки. По официальным оценкам, 24 дня забастовок обошлись бюджету страны в 7,8 млрд. фр. (0,1% ВВП в 1995 г.).
После прекращения массовых забастовок социальная напряженность не спала. Правительство пошло на уступки - был сохранен специальный режим пенсионного обеспечения для некоторых отраслей госсектора, заморожен план реорганизации Национального общества железных дорог и сильно урезана запланированная реформа. Власти были вынуждены отказаться от жесткого увязывания размеров пособий с ежегодными налоговыми поступлениями в бюджет, от увеличения необходимого для получения полной пенсии стажа работы госслужащих, введения штрафов для врачей, превысивших ежегодный лимит медицинских страховок.
Дальнейшие действия правительства по реформированию системы социального страхования некоторые комментаторы, явно преувеличивая, назвали кануном новой французской революции. В начале 1996 г., после 8 месяцев подготовительной работы, отставки первого кабинета А. Жюппе, жестких выяснений отношений с профсоюзами и забастовщиками и дебатов в Национальном собрании были приняты два первых правительственных закона. По первому на период 1996 - 2009 гг. был введен дополнительный всеобщий налог (0,5%) со всех доходов, идущий на возмещение долга кассы социального страхования. Ежегодно он должен приносить правительству 25 млрд. фр.
Второй закон предусматривал срочные меры по сокращению годового дефицита кассы социального страхования с 60 млрд. фр., первоначально намеченных на 1996 г., до 17 млрд. Однако уже в середине 1996 г. были опубликованы правительственные оценки, согласно которым, дефицит кассы социального страхования составит в 1996 г. 48,6 млрд. фр.
Публикация этих цифр вызвала новую волну социального недовольства. Профсоюзы, обеспокоенные грядущей потерей контроля за социальной кассой, потребовали прекратить «неэффективную антисоциальную» реформу. Наоборот, правительственные эксперты настаивали на ее продолжении, утверждая, что без принятых мер дефицит кассы социального страхования был бы не менее 80 млрд. фр. По оценкам, на конец 1996 г. он составил 51,6 млрд. фр. (67,3 млрд. фр. в 1995 г.).
Правительство погашает дефициты системы социального обеспечения прямыми платежами и гарантирует банковские займы. Финансирование госдолга происходило за счет поступлений от приватизации. В 1993 - 1994 гг. были успешно приватизированы «Банк насьональ де Пари», два более мелких банка, химическая компания «Рон - Пуленк», нефтяная «Эльф - Акитен», страховая группа «ЮАП». Приватизация других компаний задерживалась из-за их убыточности, неблагоприятной общей и биржевой конъюнктуры, нежелания премьер-министра вступать в открытую борьбу с профсоюзами. Среди 17 компаний, понесших большие убытки, - компьютерная группа «Бюль», автомобилестроительная «Рено», металлургическая «Пешине», авиационная «Эр Франс» и банк «Креди лионне». В 1995 г. правительство начало приватизацию крупнейшей металлургической фирмы «Юзинор - Сасилор».
Приватизацию Национального общества железных дорог и группы «Креди эндюстриэль э коммерсьяль», объединяющей 11 региональных банков и 6 финансовых институтов, правительство приостановило из-за мощного протеста служащих. В целом же программа приватизации на 1996 г. была выполнена. В частный сектор, кроме «Пешине», «Рено», части «Эльф - Акитен», перешли группа «Тоталь», банк «Креди локаль де Франс», страховая компания «Ассюранс женераль де Франс».
В результате денационализации в 1995 - 1996 гг. в бюджет поступило 48 млрд. фр. вместо запланированных 60 млрд. фр., в том числе в 1996 г. - около 27 млрд. фр. вместо 40 млрд. фр. Несмотря на это, администрация повысила субсидии с 27 млрд. фр. до 35,6 млрд. фр. государственным предприятиям «ЖИАТ» и «Эр Франс», «Компани женераль маритим» и банку «Сосьете марсейез де креди». В 1996 г. государство по-прежнему предоставляло неотложную помощь предприятиям, которые должны были быть переданы в частные руки. Наиболее крупные субсидии получили компании «Томсон», «Эр Франс», Национальное общество железных дорог и банк «Креди лионне». Однако этих средств было явно недостаточно, чтобы улучшить их состояние перед передачей в частные руки.
Государство является акционером всех приватизированных предприятий. За ним остается 0,8% акций «Рон - Пуленк», 0,75 - «Эльф - Акитен», 6,4 - «Ассюранс женераль де Франс», 11,5 - «Пешине», 12,5 - табачной фирмы «Сейтс», 9,8 - «Юзинор», 46% - «Рено». Часть акций остается в собственности самих предприятий.
В 1997 г. и в последующие годы правительство, согласно утвержденной программе, денационализирует еще 10 предприятий - «Эр Франс», «Аэроспасьяль», «Бюлль», «СНЕКМА», страховую группу «ГАН» и компанию «Кесс сантраль де реассюренс», банки «Креди лионне», «Кесс насьональ де кревуаянс», «Эрви» и «Сосьете марсейез де креди».
В 1995 - 1996 гг. влияния внешнего спроса на оживление почти не ощущалось. С весны 1995 г. ухудшение деловой конъюнктуры и потрясения на европейских валютных рынках снизили конкурентоспособность французской продукции и ее долю на европейских рынках. Трудности в сбыте аэробусов и забастовки конца 1995 г. также привели к уменьшению экспорта; в 1996 г. ситуация несколько улучшилась, но позиции экспортеров не удалось восстановить. В то же время в 1994 - 1996 гг. доля иностранных товаров в общем объеме потребления повысилась, так как импорт повышался быстрее, чем внутренний спрос.
Кризис в промышленности закончился еще в 4 квартале 1993 г., но начавшееся со 2 квартала 1994 г. оживление в промышленности, как уже указывалось, не переросло в подъем. Хотя в отраслях, выпускающих потребительские товары и промежуточную продукцию, оживление началось сразу (соответственно в 1 и 2 кварталах 1994 г.), в отраслях, производящих оборудование, за кратковременной, в течение двух кварталов, стабилизацией уровня производства последовал новый кризисный спад, продолжавшийся вплоть до 1 квартала 1996 г. В целом уровень промышленного производства в 3 квартале 1996 г. был выше кризисного минимума на 6,6% (после сокращения в 1990 - 1993 гг. на 7,1%), выпуск потребительских товаров - на 3,6 (7,1%), «промежуточной продукции» - на 11,2 (11,7%), в производстве оборудования - на 2,6% (18,8%).
Обозреватели отмечают, что в результате забастовок в конце 1995 г. особенно сильно пострадали мелкие и средние предприятия. По данным журнала «Экспресс», они составляют 99,8% общего числа предприятий и занимают 69,4% рабочих Франции. Французский мелкий бизнес понес потери в результате ограничения поставок субсидируемого сырья, роста транспортных расходов и т.п.
По данным всеобщей конфедерации мелких и средних предприятий, в одном из основных экономических регионов Франции - Иль де Франс, - около 60% предприятий мелкого и среднего бизнеса зарегистрировали ухудшение основных показателей, а 27% вплотную подошли к банкротству. Тревогу властей и предпринимательских объединений за мелкий и средний бизнес руководство Французского общества кредитного страхования выразило следующим образом: «Затронута сердцевина экономической ткани Франции».
Неудивительно, что правительство в конце 1995 г. срочно разработало план спасения мелких и средних предприятий. Он предусматривает для них снижение налогов, тарифов на электроэнергию, пошлин, взимаемых при передаче права собственности, реформу кредитования. Министерству мелких и средних предприятий, торговли и ремесел выделено из бюджета на их развитие 4 млрд. фр. Ужесточен контроль за деятельностью крупных торговых центров, которые выступают главными конкурентами мелкого и среднего бизнеса в торговле.
Низкие заработная плата и цены на «промежуточную» продукцию способствовали сохранению невысокой себестоимости французской продукции, а жесткая конкуренция производителей также действовала на уровень цен конечной продукции. Потребительские цены увеличились в 1995 г. на 1,7%, а в 1996 г. - на 1,8%.
Кредитно-денежная политика была направлена на поддержание стабильности франка по отношению к валютам других европейских стран, сдерживание роста денежной массы в обращении, общей задолженности. Краткосрочные процентные ставки снижались вместе с официальными ставками ссудного процента, а среднесрочные в сентябре 1996 г. упали до самого низкого уровня с 60-х годов. Это падение в значительной мере было связано с ослаблением кредитной политики Германии, но также и со значительным уменьшением к тому времени разницы в немецких и французских процентных ставках. Долгосрочные ставки падали и в мае 1996 г. сравнялись с немецкими. Тем не менее франк ослабляли большой дефицит государственного бюджета и высокая безработица. После июня 1995 г. Банк Франции смягчил кредитно-денежную политику. Средний курс по отношению к франку немецкой марки в 1996 г. составил 3,4 фр., а доллара США - 5,12 фр.
В 1995 г. банковский сектор страдал от низкого спроса на кредиты, высоких операционных издержек и ставок рефинансирования, значительных затрат на покрытие безнадежных долгов. В результате прибыльность банковского сектора была ниже, чем в других странах. Государство оказало финансовую поддержку пяти банкам, особенно «Креди лионне», поддержало некоторые страховые компании, создало специальную корпоративную структуру, чтобы улучшить рефинансирование долгов.
Государственный банк «Креди лионне» в 1992 - 1994 гг. терпел убытки, как утверждается в официальных заявлениях, из-за «неквалифицированного управления активами». Осуществляемый с 1995 г. план спасения банка базировался на государственных гарантиях, которые позволили покрыть его потери за длительный период. В 1995 г. банк получил кредит в 123,5 млрд. фр.
Тем не менее банк и после поддержки имеет невысокий рейтинг надежности. Общие его убытки от неблагонадежных активов в 1995 г. составили 8,2 млрд. фр., а убытки от потери репутации превысили 11,7 млрд. В 1996 г. банк вновь понес значительные убытки и пострадал от пожара, поэтому ему вновь пришлось оказывать государственную поддержку.