Новеллы Э.Т.А.Гофмана
1. Место Гофмана в немецком романтизме (доклад).
2. Композиционные особенности и система персонажей фантастической новеллы «Крошка Цахес, прозванный Циннобером».
3. Элементы волшебной сказки в новелле.
4. Образ Цахеса как аллегория отчуждения плодов чужого труда.
5. Художественное пространство и время сказки «Золотой горшок».
6. Романтическое двоемирие в обоих произведениях Гофмана.
7. Романтические «энтузиасты» Балтазар и Ансельм.
8. Мир «филистеров» в зеркале обоих произведений.
9. Романтическая ирония и функция концовок в новеллах Гофмана.
10. Новелла «Дон Жуан». Тема избранности романтического героя в произведении (доклад).
11. Музыка в жизни и творчестве Гофмана (доклад).
12. Новелла «Кавалер Глюк», цикл «Крейслериана». Музыкальна тема в творчестве Гофмана (доклад).
Литература
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
Берновская Н.М. Об иронии Гофмана // Художественный мир Гофмана. М., 1982. С. 213-234.
Ботникова А.Б. Художественный мир Гофмана. М., 1982.
Бэлза И.Ф. Литература романтизма и музыка // Европейский романтизм / Под ред. И.Г.Неупокоевой, И.Шетер. М., 1973.
Бэлза И.Ф. Творчество Э.Т.А.Гофмана и романтический синтез искусств // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982.
Житомирский Д.В. Гофман и музыкальный театр // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982.
Карабегова Е.В. Эволюция образа романтического героя у Новалиса и у Гофмана // Романтизм и реализм в немецкой литературе XVIII−Х1Х вв.: Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышев, 1984. С. 114−124.
Миримский М. Гофман // Гофман Э.Т.А. Избранные произведения: В 3 т. Т. 1. М., 1962. С. 5−27.
Скобелев А.В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Гофмана. М., 1982. С. 247−263.
|
Тураев С.В. Гофман и романтическая концепция личности // Художественный мир Гофмана. М., 1982. С. 35−44.
Тураев С.В. Немецкая литература // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 6. М., 1989. С. 51−54.
Практическое занятие №2
Д.Г.Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда. Лирика.
1. История создания поэмы.
2. Чайльд-Гарольд как герой своего времени:
а) романтический характер конфликта Гарольда с «миром»;
б) герой поэмы в его отношении к политическим событиям своей эпохи;
в) черты «романтического» и «байронического» героя в образе Гарольда.
3. Панорама европейской политической жизни в «песнях» «Паломничества»:
а) народно-освободительная война в Испании;
б) итальянская тема в «Паломничестве Чайльд-Гарольда»;
в) Чайльд-Гарольд в Албании;
г) образ сражающейся Греции;
д) тема Наполеона в поэме Байрона;
е) «Паломничество» Байрона как «суд над прошедшею и настоящею историею»
(В.Г.Белинский).
4. Значение образа Чайльд-Гарольда для русского романтизма.
5. Своеобразие жанра и новаторство художественной структуры поэмы.
6. Своеобразие интимной лирики Байрона: «Хочу я быть ребенком вольным», «Ты плачешь», «К Элизе», «Она идет в красе своей», «Тьма», «Прощай» и др.
7. Лирика социально-политического звучания: «Песнь к луддитам», «На посещение принцем-регентом королевского склепа», «Ода с французского», «Песнь к сулиотам», «Кто драться не может за волю свою», «Ты кончил жизни путь, герой» и др.
8. Своеобразие лирического героя Байрона.
|
Литература
Дубашинский И.А. Поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»: Учебное пособие для филологических факультетов М., 1976.
Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.
Дьяконова Н.Я. Байрон в изгнании. Л., 1974.
Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1963.
Елистратова А.А. Байрон. М., 1956.
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. М., 1978.
Кондратьев Ю.М. Д.Н.Г.Байрон. Лирика. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» // Произведения зарубежных классиков в средней школе. Метод. Пособие в помощь учителю. М., 1973. С. 79−98.
Кургинян М.С. Джордж Байрон. М., 1958.
Моруа А. Байрон: Роман. Калининград, 2001. 620 с.
Неупокоева И.Г. «Паломничество Чайльд-Гарольда» // Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины Х1Х века: Опыт типологии жанра. М., 1971.
Ромм А.С. Джордж Ноэл Гордон Байрон. М.; Л.: Искусство, 1961.
Урнов Д. Властитель дум // Байрон Д.Г. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. М., 1987. С. 5−22.
Чавчанидзе Д.Л. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» // Тураев С.В., Чавчанидзе Д.Л. Изучение зарубежной литературы в школе. М., 1982. С. 32−59.
Практическое занятие №3
Роман В.Гюго «Собор Парижской богоматери»
1. Жизнь и творчество В. Гюго (доклад).
2. Роман «Собор Парижской богоматери» в контексте творчества В.Гюго.
3. «Собор Парижской богоматери» как исторический роман. Изображение
средневековой Франции.
4. Королевская власть, церковь и народ как три суверенные силы Средневековья:
а) образ короля Людовика ХI;
б) народ как новая историческая сила; массовые сцены;
в) роль церкви и церковников в противоборстве короля и народа.
|
5. Образ средневекового фанатика Клода Фролло:
а) противоборство страсти и аскезы; отречение от аскетизма;
б) гротеск и гипербола как средство изображения внутреннего
мира;
в) символический образ гибели архидиакона.
6. Гротескно-романтический образ Квазимодо:
а) социально-биологическая отверженность Квазимодо;
б) воздействие на него животворящей силы добра;
в) контрастный принцип изображения облика героя.
7. Ренессансный образ Эсмеральды.
8. Раскрытие колорита эпохи через образы эпизодических персонажей (Жан Фролло, Гренгуар, Феб, Жак Копеноль и др.).
9. Образ собора и его сюжетно-композиционная роль в структуре романа.
Литература
Евнина Е.М. «Собор Парижской богоматери» // Евнина Е.М. Виктор Гюго. М., 1976. С. 33−49.
Евнина Е.М. Виктор Гюго до революции 1848 г. // История французской литературы. Т. 2. М., 1956. С. 246−271.
Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.
Трескунов М. «Собор Парижской богоматери» // Трескунов М. Виктор Гюго. М., 1954. С. 101−124.
Трескунов М.С. Творчество Гюго. М., 1969.
Мешкова И.В. Творчество Виктора Гюго: Книга вторая. Саратов, 1975.
Карельский А.В. Романтизм периода Июльской монархии // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 6. М., 1989. С. 153─175.
Штейн А.Л, Черневич М.Н., Яхонтова М.А. Очерки по истории французской литературы. М., 1958.
Практическое занятие №4