Объект исследования: ОАО «Красноярский хлеб»
На сегодняшний день ОАО «Красноярский хлеб» одно из ведущих предприятий в городе Красноярске и на территории Красноярского края по производству хлебобулочных и кондитерских. Общая структура деятельности ОАО «Красноярский хлеб» составляет промышленное производство и торговлю. Промышленная структура включает в себя 4 крупных хлебозавода, 11 мини-пекарен, 21 отдел горячей выпечки, автоколонну правого и левого берега, ремонтную мастерскую, сервисные фирмы и осуществляет производство основных видов продукции:
¾ хлебобулочные (хлеб, булки, батоны, баранки, сушки, сухари);
¾ кондитерские изделия (торты, пирожные, рулеты, кексы, пряники, печенье, вафли).
Торговая структура ОАО «Красноярский хлеб» обеспечивает рекламу и реализацию произведённой продукции на рынки города Красноярска и Красноярского края. Собственная торговая сеть включает в себя:
¾ Агент «ТК Красноярский хлеб»;
¾ 4 фирменных супермаркета;
¾ 58 магазинов и павильонов в Красноярске, Ачинске, Уяре, Соленоозерном, Емельяново и Железногорске.
В течение последних 15 лет на предприятии непрерывно идет модернизация оборудования новейшими отечественными и западными технологиями, строятся современные цеха, мини-пекарни.
Имеющиеся сведения о конкурентах, производящих хлеб и хлебобулочные изделия позволяют нам судить о нашей доле на рынке в рамках от 28 до 30%.
Красноярский край по производству хлеба и хлебобулочных изделий по данным Росстата находится на 29 месте среди административных образований РФ (из 49) и занимает 1,29% от общего оборота по этим группам в РФ. По данным статистического управления численность населения в Красноярском крае падает с 1990г., и на 01.01.2011г. составляет 2829,1 тысяч человек. Численность постоянного населения в городе Красноярск на 1 января 2011 года - 979,6 тыс. человек. Потребление хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения также падает с 2007г., прогноз потребления в 2012г. составляет 48 кг на душу человека.
Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО КХ составляет около 450 активных позиций, которые по технологическим признакам разбиты на 54 ассортиментные группы. В 2009 году предприятие одно из первых производителей хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий сертифицировалось по стандарту ИСО 9001 и в начале этого года подтвердили свой статус. Это позволит предприятию более эффективно учувствовать в тендерах и удовлетворять требованиям качества, предъявляемых производителям пищевых продуктов.
ОАО "Красноярский хлеб" прошел Добровольную сертификацию на соответствие требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", Р.2, п.2.18 (дополнение и изменение №5 к СанПиН 2.3.2.1078-01 - СанПиН 2.3.2.2227-07) по содержанию компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО). Сертификаты соответствия № РОСС RU.АЯ08.Н.00001 - № РОСС RU.АЯ08.Н.00009, срок действия с 17.11.2009 г. по 16.11.2012 г.
По заключению ФГУ "Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (протоколы испытаний №13990-13998 от 11.11.2009 г.) в продукции генетически модифицированные источники не обнаружены. На основании этого, продукция промаркирована знаком "Продукция Красноярского края" и надписью "Без применения ГМО (генно-инженерно-модифицированных организмов)".
Более четырех лет ОАО «Красноярский хлеб» через розничную сеть ТД «Красноярский хлеб» проводит акцию «Социальный хлеб», в рамках которой реализует хлеб фирменной пенсионерам и инвалидам по сниженной цене (от 10,50 руб./булку в январе 2008 года - до 14,8 руб./булку в настоящий период).
Общие объемы производства и реализации продукции составили 65,1 т/сут или 23172 т за 2011год. Выручка от реализации в 2011 году достигла 1 001 985 тыс.руб. с учетом НДС.
Численность ОАО «Красноярский хлеб» на 01 января 2012г. насчитывает 1233 человек. Средняя заработная плата за 2011 год составила 17 762 руб.
Таблица 1 - Организационная характеристика организации
Критерии | Характеристика |
Наименование | Красноярский хлеб |
Форма собственности | Частная |
Организационно-правовая форма | ОАО |
Тип предприятия в соответствии с видом деят. | Производственное предприятие |
Режим налогообложения | Общая (традиционная) система налогообложения |
Необходимость в обязательном аудите | Да |
Размер предприятия | Крупное предприятие |
Количество лет работы на рынке | |
Место расположения | Адрес: 660075, г. Красноярск, ул.Заводская, 18 Магазин N44 адрес: ул.Крупской, 1г |
Ассортиментный профиль | Продовольственные товары |
Основной контингент покупателей | физические, юридические лица |
Режим работы организации | С 9:00 до 18:00 |
Тип структуры управления | Линейная |
Таблица 2 - Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации
Показатели | Единицы измерения | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение (+;-) | Темп изм., % |
А | Б | ||||
Выручка от продажи | тыс. руб. | 106,93 | |||
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг | тыс. руб. | 109,27 | |||
Валовая прибыль | тыс. руб. | -2945 | 98,56 | ||
- уровень | % | 21,88 | 20,17 | -1,71 | 92,19 |
Коммерческие расходы | тыс. руб. | 108,68 | |||
- уровень | % | 16,72 | 0,28 | 101,68 | |
Управленческие расходы | тыс. руб. | 113,34 | |||
Прибыль (убыток) от продаж | тыс. руб. | (15211) | (40239) | 264,54 | |
- рентабельность продаж | % | 1,62 | 4,02 | 2,4 | 248,15 |
Доходы от участия в деятельности других предприятий | тыс. руб. | - | - | - | - |
Проценты к получению | тыс. руб. | 1945,17 | |||
Проценты к уплате | тыс. руб. | 141,16 | |||
Прочие доходы | тыс. руб. | -19242 | 76,74 | ||
Прочие расходы | тыс. руб. | 125,37 | |||
Прибыль (убыток) до налогообложения | тыс. руб. | (12114) | (79043) | 652,49 | |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязат. платежи | тыс. руб. | - | - | - | - |
Чистая прибыль, убыток отчетного года | тыс. руб. | (12563) | (70059) | 557,66 | |
- рентабельность конечной деятельности | % | 1,34 | 6,99 | 5,65 | 521,64 |
Численность работников | чел. | -97 | 92,70 | ||
Среднемесячная заработная плата одного работника | тыс. руб. | 15 948 | 17 762 | 111,37 | |
Среднегодовая стоимость имущества | тыс. руб. | 146,15 | |||
Величина уставного капитала на конец периода | тыс. руб. | - | |||
Нераспределенная прибыль на конец периода | тыс. руб. | (22990) | (93049) | 404,74 | |
Чистые активы | тыс. руб. | 146,26 | |||
Коэффициент соот. собственных и заемных средств | ед. |
Таблица 3 - Динамика показателей производства
Показатели | Ед. изм. | 2010 год | Отчетный период 2011 год | Темп роста % |
Выпуск продукции в натуральном выражении, всего: | тонн | 24 876,400 | 23 171,743 | 93,15% |
в т.ч. хлеб и хлебобулочные изделия | тонн | 20 113,560 | 17 952,148 | 89,25% |
из них хлеб 1 сорта | тонн | 10 775,960 | 9 502,248 | 88,18% |
Объем товарной продукции | тыс.руб. | 922 237,880 | 1 111 052,400 | 120,47% |
Отпускная цена 1 кг хлеба 1 сорта | руб. | 25,897 | 29,692 | 114,65% |
Цена 1 тонны муки 1 сорта (без учета НДС) | руб. | 8 344,167 | 9 370,000 | 112,29% |
Объем отгруж. продукции конд изделий | тыс.руб. | 282 761,240 | 323 387,657 | 114,37% |
Выпуск кондитерских изделий | тонн | 3 388,530 | 3 567,000 | 105,27% |
Фонд оплаты труда | тыс.руб. | 18 103,573 | 20 875,929 | 115,31% |
Достигнутые показатели работы предприятия в 2011 году сложились несколько ниже ожидаемых плановых. Общие показатели темпов роста производства продукции и реализации 93,15% по сравнению с 2010 годом в натуральных показателях, и 120,47% в денежном выражении. Рост в денежном выражении объясняется повышением цен на всю продукцию в начале 2011 года.
Планирование прибыли ОАО «Красноярский хлеб» на 2012 год методом прямого счета
1. Валовая Прибыль Плановая = Планируемая выручка - Планируемая себестоимость 1262482,5 тыс. руб. - 896131,3 тыс. руб. = 366297 тыс. руб.
2. Прибыль от продаж Плановая = Валовая Прибыль Плановая - Издержки обращения Плановые 366297 - 184123 = 182174 тыс. руб.
3. Прибыль до налогообложения Плановая = Прибыль от продаж Плановая - Совокупный результат от прочей деятельности 182174 - 25422 =156752 тыс. руб.
. Чистая прибыль Плановая = Прибыль до налогообложения - Налог на прибыль 156752 - 31350 = 125402 тыс. руб.
Доходная часть бюджета сформирована исходя из целей в области продаж для каждой группы продукции с учетом оптимизации ассортимента. В расчетах использована усредненная среднедневная выручка за 2011 год в разрезе номенклатурных групп. Объем продаж 2012 года на каждый месяц рассчитан с учетом помесячного цепного Тр фактических отгрузок 2011 года.
Уровень инфляции цен заложен в соответствии с прогнозом 8-10%
В 2012 году планируется выпустить 24 651,1т. продукции на сумму 1 262 428,5 тыс.руб. без учета НДС.
Средняя цена продукции по обществу составляла 26,15 руб. в 2006 году, 26,67 рублей в 2007 году, и 31,08 руб. в 2008 году, 36,89 руб. - в 2009 году, 42,06 руб. - в 2010 году, 45,74 руб. - в 2011 Тр 2011/2010 =8,75%.
Расходы, необходимые для обеспечения производственной программы, поддержания вспомогательного производства, содержания административного персонала, и всех расходов, связанных с продвижением и реализацией ГП в городе и регионах в 2012 году планируются в размере 1 080 254 тыс. руб. без учета НДС, что меньше плановых расходов 2011 года. Это связано с изменениями ставки страховых взносов в 2012 году с 34% до 30%, а также сменой поставок муки в 2012 году от ООО «Форпост-Агро». При расчете расходов учитывалось изменение тарифов на естественные монополии в 2012 году: электроэнергия - в среднем по году на 5,4%, вода - в среднем по году на 12%, теплоснабжение - в среднем по году на 4,9%.
Поассортиментное планирование прибыли ОАО «Красноярский хлеб» на 2012 год
Таблица 4 -. Поассортиментное планирование прибыли ОАО «Красноярский хлеб»
Товарные группы | Прибыль 2011год, тыс. руб. | Планируемый рост,% | Прибыль 2012 год, тыс. руб. | Комментарии |
Бараночные изделия | 3% | Стратегия защиты позиций | ||
Булочные и сдобные | 3% | Стратегия защиты позиций | ||
Изделия крупяные | 9,4 | 1% | 10,2 | Стратегия защиты позиций |
Конд. бисквитно-кремовая прод. | 6077,1 | 5% | Инвестирование в рост, увеличение реализации за счет расширение | |
Конд. вафли | 2768,3 | 5% | Инвестирование в рост, увеличение реализации за счет расширение ассортимента | |
Конд. пряники | 5% | Инвестирование в рост, увеличение реализации за счет расширение ассортимента | ||
Конд.печенье вост.слад. | 5% | Инвестирование в рост, увеличение реализации за счет расширение ассортимента | ||
Крекер и соломка | 3% | Инвестирование в рост, стратегия защиты позиций | ||
Прочие | 3% | Инвестирование в рост, стратегия защиты позиций | ||
Слоеные изделия | 5% | Инвестирование в рост, стратегия защиты позиций, увеличение реализации за счет расширение ассортимента | ||
Сухарные изделия | 3% | Стратегия защиты позиций | ||
Хлеба | 2% | Инвестирование в рост, стратегия защиты позиций | ||
Общий итог | 3% |
Инвестирование в рост. Даная стратегия заключается в инвестировании ресурсов в расширение рынка или увеличение доли (позиции продукта) на существующем рынке. В рамках этой стратегии делаются значительные инвестиции в маркетинг и рекламу с целью значительного увеличения доли или расширении самого рынка. Основная цель - рост на существующем рынке. Здесь выделяются следующие стратегические инициативы: Рост доли рынка, Рост выручки на одного потребителя, Выход на новый сегмент существующего рынка, Расширение рыночного спроса.
Улучшение позиции. Инвестирование ресурсов в усиление конкурентной позиции в привлекательных сегментах. Анализ ресурсов и способностей, стратегических групп и конкурентных факторов на рассматриваемом рынке позволяют выделить те конкурентные позиции, в которые необходимо инвестировать для их усиления в существующих или новых сегментах. Основная цель данной стратегии - улучшение маржинальности. Основные стратегические инициативы: Улучшение лояльности и удержания покупателей, Улучшение дифференцирующего преимущества, Повышение эффективности маркетинговых затрат, Создание маркетингового преимущества.
Защита позиции. Данная стратегия заключается в инвестировании в защиту конкурентных позиций и доли на привлекательном рынке, где компания доминирует - занимает лидирующую или значительную долю рынка. Основная цель - обеспечение получения прибыли. Стратегические инициативы: Защита доли рынка, Удержание клиентов.
Оптимизация позиции. Эта оборонительная стратегия, обычно, применяется на стадии зрелости или спада жизненного цикла продукта, когда потенциал роста ограничен и конкурентная позиция стабильна. Эта тот момент, когда объем продаж ограничен, но маржинальность все еще остается привлекательной. Реализация данной стратегии заключается в планомерном уменьшении клиентской базы для увеличения общей прибыльности бизнеса. При правильном выборе стратегии ценообразования продукт на поздних стадиях своего жизненного цикла может приносить максимальную прибыль. Основная цель - максимизация прибыли. Стратегические инициативы: Максимизация Net Marketing Contribution, Снижение рыночного фокуса для уменьшения затрат и повышения прибыльности.
Для хлебобулочных групп рост в денежном выражении в 2011 году к 2010 году составил 106,3%, в натуральных показателях по данной группе наблюдается снижение в объемах на 9,1%. По группе новых хлебов наблюдается рост на 10% в натуральном и денежном выражении. По группе хлебов пшеничных из муки 1 сорта наблюдается снижение объемов реализации как в натуральных показателях на 13,6%, так и в денежном выражении на 1,3%. Это обусловлено общероссийской тенденцией к снижению потребления данных хлебов и перераспределением продуктовой корзины в сторону здоровых, низкокалорийных продуктов питания.
Кондитерские группы продемонстрировали также снижение к 2010 году на уровне 5,1% в натуральном и рост на 10,5% в денежном выражении. Снижение объемов в натуральном выражении обусловлено, прежде всего, за счет группы кексы, бисквиты, рулеты. Уровень объемов реализации тортов и пирожных остался на уровне 2010 года. Наблюдается снижение продаж в группе вафель и печенья на 16% и 13% соответственно.