Финансирование развития предприятия и раскрытие информации




Почти десять лет многие руководители предприятий не принимали никаких самостоятельных действий по обеспечению финансирования, находясь в состоянии "анабиоза", в надежде на чудо и помощь государства. Все на что может рассчитывать сегодня предприятие ОПК - это оборонный заказ. При этом руководители предприятий прекрасно понимают, что оборонный заказ также не является панацеей. Все большее число предприятий начинают делать попытки развития новых рынков и областей бизнеса, которые позволят предприятиям ОПК быть конкурентоспособным в долгосрочной перспективе, особенно случае изменений конъюнктуры на рынках вооружений. Обеспечить развитие предприятия без привлечения дополнительного финансирования невозможно. Даже если предприятие сегодня прибыльно, время, требуемое для формирования необходимого объема капитала, за счет исключительно собственных средств, не оставляет шансов предприятию сохранять конкурентоспособность в стремительно меняющемся мире. Однако, наряду с отсутствием у руководителей предприятий ОПК профессиональных навыков обеспечения финансирования, существует объективная проблема, препятствующая привлечению частного капитала - это раскрытие информации. Прозрачность бизнеса - одно из важнейших требований частных инвесторов не может быть выполнено, так как приводит к конфликту с задачей обеспечения сохранности государственной тайны. Таким образом, с одной стороны предприятия ОПК не могут рассчитывать на полноценное финансирование со стороны государства, с другой, - не может привлекать капитал вследствие особенностей режима функционирования. Полноценная корпорация должна иметь возможность выделять гражданские производства в отдельные юридические лица, которые не будут связаны ограничениями по раскрытию информации, а, следовательно, будут способны привлекать капитал для развития бизнеса.

Жестко интегрированная или распределенная

Создание интегрированных структур таит в себе серьезные угрозы. Как известно, за последнее десятилетие, наиболее успешные международные корпорации перестроили свой бизнес в соответствии с принципами высокоэффективных организаций (High Performed Organization в США и Европе, скелетные системы - в Японии), которые на практике доказали свои преимущества перед традиционными структурами. Главными принципами таких систем являются: ориентация производственных подразделений ан потребителей, делегирование полномочий и ответственности на более низкий уровень, модернизация управленческих структур в направлении сокращения центральных офисов, реинжениринг бизнес-процессов на основе широкого применения информационных технологий, наличие совершенно определенных критериев оценки эффективности. Опыт показал, что большие интегрированные структуры, жестко управляемые из центра, как правило, значительно проигрывают распределенным системам в динамических способностях. К сожалению, многие чиновники, понимают реформу ОПК исключительно как процесс построения жестко управляемой интегрированной системы. Где все решения принимаются в центре, а от нижестоящих предприятий и подразделений требуется их исполнение. Однако, создание именно таких структур может привести к утрате конкурентоспособности, вследствие их безответственности. Часто ли вам доводилось встречать объединение, на котором директор по маркетингу потеряет свою работу за то, что не выполнит годовой объем продаж? Если все полномочия концентрируются в центре, то центральное руководство должно иметь в качестве критериев успеха конкретные показатели, невыполнение которых повлечет за собой жесткие меры ответственности. К сожалению, на практике мы встречаем обратное. Полномочия концентрируются в центре, а ответственность за результаты деятельности не несет никто, в редких случаях - работники среднего звена, которые, в действительности, не имели возможности принимать ответственные решения. Распределенные структуры, в которых полномочия и ответственность, делегируются на уровень исполнителей, непосредственно осуществляющих операции, а бизнес-процессы оптимизированы, позволят создать гибкие и динамичные бизнес-системы, способные обеспечить лидерство в условиях высокой неопределенности и жесткой конкуренции.

Конфликт целей

Обязательным условием для эффективного управления является наличие определенных, измеримых и достижимых целей. Целевые показатели должны быть сбалансированы с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Многие предприятия ОПК частично или полностью находятся в государственной собственности, причем государство может выступать в двух ипостасях: как заказчика, так и инвестора. При этом возникает естественный конфликт целей. Для государства - заказчика важнейшими показателями, которые характеризуют эффективность управления, являются: соответствие номенклатуры и характеристик продукции требуемым параметрам, соответствие объемов и сроков поставки, а также приемлемая стоимость. Для государства - акционера (инвестора) важнейшим показателем должна быть рентабельность инвестированного капитала. Именно конфликт целей и является одной из основных причин низкой эффективности управления государственной собственностью. Полноценная корпорация должна иметь четкие и измеримые стратегические, финансовые и операционные цели, которые могут быть использованы в процессе управления как критерии оценки эффективности менеджмента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: