Характеристика предприятия, цели и виды деятельности, структура управления




ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночные условия, сложившиеся в России к началу XXI века, предъявляют высокие требования к организации управления промышленными предприятиями. Динамичное изменение внешней среды требует совершенствовать инструменты и технологии управления предприятиями и компаниями с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности и максимизации прибыли. Одной из важнейших управленческих функций является планирование. Значение планирования подтверждает то, что 70% циркулирующей на предприятии информации управленческого характера связано с различными стадиями планирования его деятельности. От того, насколько эффективна плановая деятельность предприятия, зависит своевременность и адекватность всех решений, связанных с работой предприятия на рынке.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что планирование является важнейшей функцией управления. В условиях рыночной экономики, обусловленной, прежде всего, конкурентными отношениями роль внутрифирменного планирования возрастает.

Но для того, чтобы планирование на промышленном предприятии выполняло присущие ему функции, необходимо комплексное внедрение новых подходов к управлению и изменения методологии ведения плановой работы на предприятии с целью обеспечения соответствия системы планирования рыночному механизму хозяйствования. В условиях рынка три элемента, включаемые в процесс планирования, которые в условиях административно-командной системы выполняло государство - функции заказчика, поставщика и инвестора - представляют собой неуправляемые и частично неопределенные факторы.

Целью курсовой работы является анализ и совершенствование системы планирования как функции управления предприятием.

Для реализации цели необходимо последовательное решение следующих задач:

Исследование теоретических основ планирования как функции управления

Изучение сущности планирования и его места в системе управления организации

Установление концепций и этапов планирования и управления производственными запасами

Анализ системы планирования и управления производственными запасами на предприятии

Разработка мероприятий по совершенствованию системы планирования и управления производственными запасами.

Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы зарубежных и отечественных авторов, посвященные вопросам управления предприятием, регулирования и планирования деятельности промышленных предприятий.

В курсовой работе использовался системный подход, анализ и классификация, статистические методы обработки данных.


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЛАНИРОВАНИЯ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Планирование и его место в системе управления организации

 

Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения ее целей. Такое согласование имеет два основных аспекта [4, c.18].

Во-первых - это функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и ее подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными целями. Это - планирование по содержанию.

Во-вторых - хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения. Это - планирование по времени, или процессуальное планирование.

В первом случае решается вопрос, что будут делать исполнители; во втором - когда они это должны делать и в какой последовательности.

Таким образом, назначение планирования, как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть, по возможности, все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Место планирования в системе управления предприятием целесообразно представить в виде рис. 1. [8, c.9].

 

Рис. 1 - Место планирования в системе управления предприятием

 

Первый компонент системы планирования - входы системы планирования: к входам системы планирования относятся информация, служащая основой процесса планирования - цели организации, как результат функции целеполагания, и прогнозы развития среды, как результат функции прогнозирования. Как было отмечено выше, целеполагание - обособленный процесс, имеющий свои закономерности

Второй компонент системы планирования - среда: представляет собой совокупность факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Набор факторов зависит от организационной формы предприятия, масштабов деятельности и состояния внешней среды. В свою очередь процесс планирования направлен только на факторы внутренней среды организации, что отражает сущность понятия «внутрифирменное» планирование, так как воздействие на факторы внешней среды в процессе планирования в рамках системы управления организацией невозможно.

Третий компонент системы планирования - выходы системы планирования: под выходами мы понимаем конечные планы, разработанные в процессе планирования. План является результатом процесса планирования и представляет собой детальный набор мероприятий, подлежащих реализации, и их исполнителей.

Четвертый компонент системы планирования - непосредственно процесс планирования: реализация планирования как функции управления, то есть «разработка и принятие управленческих решений».

Процесс планирования в свою очередь также представляет собой систему, включающую [10, c.22]:

обеспечение разработки планов: ресурсы предприятия (кадры, оборудование, методики и пр.), с помощью которых разрабатываются планы;

управляемую подсистем: систему объектов планирования, которую можно представить в виде иерархии: «для менеджера - специалисты, разрабатывающие планы; для специалистов - непосредственные плановые задания и параметры»;

управляющую подсистем, включающую управленцев, организующих процесс разработки плана.

На основании рассмотренных научных источников, описывающих цели и задачи планирования, требования к результатам внутрифирменного планирования в текущей рыночной ситуации мы считаем необходимым дополнить принципы планирования принципом обеспечения устойчивости организации в процессе реализации плана и принципом минимизации потребности во внешних ресурсах при максимизации эффективности использования внутренних ресурсов организации. Например, для стабилизации факторов внешней среды могут быть использованы следующие инструменты, делающие планы более устойчивыми к изменениям внешней среды:

контрактные обязательства;

диверсификация ресурсных источников.

Принцип минимизации потребности во внешних ресурсах при максимизации эффективности использования внутренних ресурсов организации подразумевает такое распределение и использование ресурсов в процессе реализации плана, при котором возникает положительный синергетический эффект от взаимодействия различных подразделений организации и интенсификация производства. Данный принцип направлен на рациональное использование всех имеющихся у организации ресурсов.

Основным инструментом управления ресурсами в рамках внутрифирменного планирования является система планов. Фактически совокупность планов является подсистемой в системе внутрифирменного планирования. Виды планов появлялись по мере изменения экономической среды и потребностей управляющих предприятием органов.

Планирование на постоянной основе в настоящее время является одним из наиболее эффективных инструментов управленческого воздействия, позволяющих поддерживать конкурентоспособность организации в условиях быстро меняющейся внешней среды.

Таким образом, исследование проблематики внутрифирменного планирования с точки зрения системного подхода позволяет уточнить место внутрифирменного планирования в системе управления организацией и выявить взаимосвязи планирования и прочих функций управления.

В связи с тем что в научной литературе не существует однозначной точки зрения на проблематику разделения понятий планирования и прогнозирования, мы уточнили данные понятия в статье, что позволило нам, с одной стороны, более точно раскрыть сущность дефиниции внутрифирменного планирования. С другой стороны - более четко определить отношение планирования к прочим функциям в системе управления организацией и выявить существующие взаимосвязи.

Кроме того, рассмотрение основополагающих принципов планирования, а также принципа обеспечения устойчивости организации в процессе реализации плана и принципа минимизации потребности во внешних ресурсах при максимизации эффективности использования внутренних ресурсов организации позволяет понять процесс функционирования системы внутрифирменного планирования и его значимость в системе управления организацией, что особенно актуально в текущей рыночной ситуации, когда волатильности внешней рыночной среды очень высока.

Система планирования на предприятии показана на следующей схеме, см. рис. 2. [11, c.23].

 

Рис. 2 - Система планирование на предприятии

 

Задачи внутри фирменного планирования [12, c.5]:

. Определение величины серии выпускаемой продукции.

. Определение оптимальной цены реализации.

. Выбор кредитной и инвестиционной политики.

. Обеспечение рентабельности деятельности фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

При планировании необходимо учитывать внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы:

) география и природные ресурсы

) экология

) экономические условия и конкуренция

) факторы социальной и культурной сферы

) влияние правительства и законодательства

) технологические факторы.

Внутренняя среда:

) неплатежи - финансовая неустойчивость;

) не достаток оборотных средств;

) состояние ОПФ, технологий, производственных мощностей;

) кадры, состояние, подготовка и переподготовка.

Планирование является важнейшей функцией управления. В условиях рыночной экономики, обусловленной, прежде всего, конкурентными отношениями роль внутрифирменного планирования возрастает.

 

1.2 Принципы и методы планирования на предприятии

 

Планирование - первый и наиболее значимый элемент менеджмента. Основной целью планирования является определение оптимальной серии производимой и реализуемой продукции.

Планирование:

координация деятельности на предприятии по срокам, исполнителям, источникам финансирования;

возможности получения информации о ресурсах;

контроль в организации: сравнение плановых показателей с фактическими;

определение видов деятельности и товаров, источники финансирования, технологических ресурсов.

Принципы и методы планирования.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.

А. Файоль определил четыре основных принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность [15, c.19].

) Принцип единства предполагает, что планирование должно носить системный характер, т.е. целое делится на взаимосвязанные и взаимозависимые части. При этом результат каждой части является исходным моментом последующей части, что касается процесса планирования. А с другой стороны организация также состоит из отдельных подразделений взаимосвязанных на основе корпорации и на горизонтальном уровне, т. е. на уровне подразделений.

При этом особо необходимо уделить внимание координации и интеграции.

Координация предполагает увязку планов каждого подразделения, а всякие изменения в планах одного из подразделений требуют внесения изменений в планы других.

Интеграция подразумевает, что в организации существует разнообразие относительно особых процессов и частных планов подразделений, т.е. Разнообразие подсистем планирования, но каждая подсистема действует исходя из общей стратегии фирмы.

) Принцип участия - каждый член организации является участником планирования не зависимо от занимаемой должности (ИТР, рабочие, служащие) называется партисипативным.

При этом:

каждый получает более глубокое понимание организации, её целей и задач, получает более обширную информацию;

сотрудники развиваются как личности;

планирование объединяет в этом случае две функции менеджмента, которые вступают в противоречие друг с другом. Планы перестают быть чем-то важным для руководителей так как они сами привлекаются к их составлению.

) Принцип непрерывности означает, что:

планирование на предприятии должно осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу;

постоянное следование различных планов друг за другом.

Неопределённость внешней среды и изменение внутренних возможностей планирования предполагает постоянную корректировку планов.

) Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в предании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для предания гибкости планы должны содержать так называемые резервы - «надбавки безопасности».

Придание гибкости планам требует дополнительных затрат, а они ограничены.

) Принцип точности - планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в которой позволяют внутренние и внешние условия.

К принципам планирования можно отнести принцип комплектности.

План должен быть комплексным и должен отражать все стороны деятельности предприятия.

Методы планирования:

программно-целевой;

балансовый;

нормативный;

расчётно-аналитический;

графический;

экономико-математический.

Пределы планирования.

Возможности планирования в организации ограничены рядом объективных и субъективных факторов. Основным фактором, определяющим пределы планирования - это неопределённость рыночной среды, которая обусловлена изменениями внешней среды. Планирование - это инструмент преодоления неопределённости путём:

вертикальной интеграцией (слияние или поглощение фирм -поставщиков или /и предприятий-потребителей).

контроля над спросом (монопольное влияние на рынке, маркетинговая деятельность, т. е. не грубое давление на рынок, а приспособление предприятия к потребительским нуждам и настроениям).

контрактные отношения (переналаженные поточные линии и гибкие модули позволяют удовлетворить индивидуальные заказы).

построение предпринимательских сетей, освоенных на морально-этических нормах.

Горизонты планирования:

долгосрочное (от 5 и более лет)

среднесрочное (до 5 лет)

краткосрочное (1-2 года), но чаще это годовой план.

Типы планирования

Признаки, определяющие типы планирования:

степень неопределённости в планировании;

временная ориентация идеи планирования;

горизонты планов.

В зависимости от степени неопределённости системы планирования можно разделить на два типа:

детерминированная система, когда события имеют определённость, т. е. Можно дать 100% гарантии;

вероятное (стохастическое) - предполагает неопределённость внешней среды и нехватку информации.

Варианты вероятностных систем планирования:

планирование, основанное на системе жёстких обязательств (заключение договора с известным партнёром);

планирование под личную ответственность - полная неопределённость. Руководитель действует на свой страх и риск и берёт ответственность на себя;

планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам (рискует между первым и вторым).

 

1.3 Концепции и этапы планирования и управления производственными запасами

 

К основным факторам, предопределяющим величину производственного запаса каждого конкретного материала, относятся: величина расхода материала в определенный промежуток времени (сутки, месяц, год), сроки потребления, равномерность использования его в плановом периоде, комплектность и т.д. [7, c.9].

С переходом на рыночные условия производственный менеджмент принес в управление запасами новый взгляд на сам запас. Он стал объектом управления. Запас стали рассматривать как форму существования материального потока, который имеет свои границы в пространстве и во времени. Традиционный подход к управлению запасами, представленный в таблице 1, рассматривал запас как локальное явление. Если пользоваться терминологией логистики, то традиционный подход замыкался на отдельном запасе логистической системы, игнорировал взаимодействие звеньев на всем пути движения материального потока [29, c.7].

 

Таблица 1 - Процессный подход к управлению производственными запасами

Шаги Описание
Определение характеристик потребления Позволяет оценить характеристики потребления в будущем периоде. Это может быть сделано на основе детерминированного, стохастического или эвристического подходов. При отсутствии налаженной аналитической работы по потребителям запаса можно использовать стандартный пакет обработки статистических рядов в EXCEL.
Оценка возможных методических приемов и предварительный расчет характеристик поставок Знание характеристик потребления позволяет определить метод расчета запаса. Запас можно рассчитывать в относительных или абсолютных единицах измерения. Модели расчета также могут быть разнообразными.
Согласование с поставщиком характеристик поставок Предварительные расчеты запаса приводят к необходимости согласования с поставщиком условий поставки. Фактически это самостоятельная часть работы, связанная с выбором поставщика и определением условий договора с ним.
Определение характеристик поставок Знание конкретных условий работы с поставщиками помогает перейти к окончательному расчету параметров системы управления запасами.
Проектирование системы управления запасами Должно завершиться разработкой методики и инструкций для каждого уровня исполнительных работников исходя из принципа разграничения полномочий. При подходе к управлению запасами инструментарий работы с запасами может остаться прежним, но должен принципиально измениться взгляд на сам запас. Запас как форма существования материального потока не может рассматриваться изолированно в рамках отдельного звена (подразделения). Необходима увязка всех звеньев цепи движения материального потока. Кроме того, подход следует рассматривать как часть материального потока, связанного с соответствующим информационным и финансовым потоком.

 

Материальный поток должен иметь оправданные границы возникновения во времени и в пространстве, связанные с границами информационного и финансового потока. В результате определения этих границ можно рассчитать запас в выделенном материальном потоке, он ограничен моментами возникновения и исчезновения информационных и финансовых потоков.

Решение задач управления запасами достигается производственным менеджментом фирмы в процессах тактического и оперативного планирования, контроля и регулирования некоторого набора параметров, связанных с запасами. Совокупность правил, по которым принимаются эти решения, называется стратегией (моделью) управления запасами. Каждая стратегия управления запасами в производственной системе связана с определенными выше издержками. С практической точки зрения наибольший интерес представляют оптимальные стратегии управления запасами, причем критерий оптимизации выбирается с учетом цели функционирования производственной системы. Наиболее часто в качестве критерия оптимизации используется минимум логистических издержек, связанных с управлением запасами, хотя могут применяться и другие критерии, например, минимальное время выполнения заказа, максимальная надежность поставки и т. д.

Следовательно, повышение эффективности производства за счет содержания запасов определяется следующими факторами [24, c.12]:

запасы незавершенного производства могут привести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования;

производственные запасы и незавершенного производства позволяют максимально полно использовать ресурс времени работы оборудования;

запасы незавершенного производства и готовой продукции (на производстве) обеспечивают выполнение графика производства при возникновении сбоев;

запасы готовой продукции позволяют не снижать качество обслуживания потребителей при изменении темпа производства;

запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют избежать повышения издержек производства, связанных с привлечением дополнительных рабочих и оборудования.

Обеспечение обслуживания потребителей связано с содержанием запасов по нескольким причинам:

запасы готовой продукции позволяют создать резерв для компенсации сезонных колебаний спроса;

производственные запасы позволяют создать резерв для сглаживания сезонных колебаний поставок;

запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют поддерживать неожиданный рост продаж;

запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют поддерживать рост продаж, вызванный снижением цен производителя и другими рыночными факторами.

Страхование сбоев поставок обеспечивают запасы, создаваемые на случай срыва сроков, изменения объемов поставок и неудовлетворительного качества продукции.

Защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных спекулятивных запасов возможна при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции при учете возможности будущего повышения цен у основных поставщиков.

Экономия на оптовых скидках за счет создания запаса окажется эффективной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия на оптовых скидках, несмотря на то, что компания не сразу будет использовать запас.

Экономия на транспортировке за счет повышения уровня запасов часто совмещается с идеей экономии на оптовых скидках. Транспортные расходы зачастую составляют значительную часть цены продажи. Перевозка большими партиями приводит не только к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запасов.

Таким образом, образование запасов является объективной необходимостью во всех общественно-экономических формациях. Однако роль, значение, уровень и условия образования их при различных способах производства далеко не одинаковы.

Подводя итоги теоретической главы необходимо отметить, что широкая трактовка планирования положена в основу одного из современных и наиболее перспективных подходов к организации управленческой деятельности - в основу «стратегического планирования».

Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования нельзя.

Вообще реальное многообразие типов планов очень велико. Например, «экстренное планирование». Необходимость в нем возникает тогда, когда первоначальный план не срабатывает и надо изменить его - в известной степени нарушить. Но эти «нарушения» также должны быть организованы - спланированы.

Ключевая роль планирования в управлении в сочетании с его сложностью и разнообразием его задач требуют его понимания не только как обязанности руководителя, но и как функции, реализуемой многими иными подразделениями организации. Поэтому в составе данной функции различают три основных компонента [11, c.6]:

) индивидуальная деятельность руководителя по планированию;

) деятельность специализированных подразделений и служб (а также специально привлекаемых консультантов) по планированию;

) взаимодействие руководителя со специализированными плановыми подразделениями, организация ИМ деятельности этих подразделений.

Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управленческое решение. Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.


 

АНАЛИЗ СИСТЕМЫПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Характеристика предприятия, цели и виды деятельности, структура управления

 

Универсальное полиграфическое предприятие ООО «Типографский комплекс «Девиз» основано в 1995 году. С момента основания компания динамично растет и развивается, учитывая тенденции и конъюнктуру рынка полиграфии. Типографский комплекс занимает устойчивые позиции на рынке газетно-журнальной продукции Москвы, России и странах ближнего зарубежья.

Сегодня типографский комплекс «Девиз»:

Крупное полиграфическое предприятие производственной площадью 13 000 м2.

Широкий спектр выпускаемой продукции.

Современный парк высокотехнологичного оборудования.

Профессиональный менеджмент компании.

Более 300 высококвалифицированных специалистов.

Строгий контроль на всех этапах производства и высокое качество изготовления заказов.

Долговременные партнерские отношения с клиентами.

Работа с ведущими поставщиками расходных материалов.

Собственная дизайн-студия.

Возможность доставки тиражей в регионы.

Удобное расположение в центре Москвы в непосредственной близости к основным транспортным магистралям.

Производственные мощности типографии позволяют выполнять весь спектр полиграфических работ - от препресс до самой разнообразной постпечатной обработки и декоративной отделки (уфлакирование, вырубка, тиснение фольгой, конгрев), см. таблицу 2.

 

Таблица 2 - Основные производственные мощности и возможности оборудования ООО «Типографский комплекс «Девиз»

Оборудование Возможности
Препресс. Agfa Avalon thermal Computer-to-Plate (CtP), формат А1, on-line. Heidelberg Prosetter violet Computer-to-Plate (CtP), формат А2 Новейшая технология позволяет выводить печатные пластины c автоматической пробивкой отверстий для штифтовой приводки непосредственно из файла, минуя стадию вывода пленок. При использовании CtP достигается высокая точность воспроизведения растровой точки на пластине. Это позволяет использовать классический растр, стохастический и гибридный.
Печатное оборудование. KBA RAPIDA 105-5, Heidelberg SM 74-5 L SE Печать пантонами, металлизированными красками, лакирование вододисперсионным и офсетным лаком
Трафаретное производство: автоматическая линия УФ-лакирования Sakurai, формат: 52х74; полуавтоматическая линия формат Svecia, формат: 72х104; полуавтоматическая линия формат Magra, формат: 72х104; ручные станки трафаретной печати Уф-лакирование сплошное или выборочное, глянцевым или матовым лаком до А1 формата.
Постпечатное оборудование: листоподборочно-брошюровочный комплекс: Taizen (20 лотков), LACONDA (9 лотков). комбинированные фальцовочные машины: Stahl KH 78.4 KLL Количество кассет: 6 Макс.формат листа: 78х120 Диапазон используемых бумаг: от 60 до 260 гр./м2; STAHL Т36 гильотины: POLAR 115, вибростол, стапелеподъемник POLAR 115 Maxima 80 Машина бесшвейного скрепления: Wohlenberg Quick (пурклей и холодный клей), EURO-BIND 38-4 MATIC (термоклей) Ролевой ламинатор Foliant, ширина рулона 720 мм. Тигельные прессы: Позолотный пресс, 70х50 мм, Вырубной пресс, 720х104, Вырубной пресс, 640х960, Автоматический Вырубной пресс HEIDELBERG, формат 520х740 мм комплекс оборудования для изготовления книг в твердом переплете комплекс оборудования для изготовления календарной продукции Фальцовка (множество вариантов, в том числе оконная), ламинирование, биговка, перфорация, вырубка, листоподбор, скрепка, переплет на термоклей, переплет на металлическую пружину, твердый переплет, шитье тетрадей нитками, тиснение, конгрев,

 

2.2 Анализ планирования и управления производственными запасами на ООО «Типографский комплекс «Девиз»

планирование предприятие управление контроллинг

Надо отметить, что с решением задач управления при независимом спросе сталкивается любое предприятие. Так, например, ООО «Типографский комплекс «Девиз» выпускают продукцию по договорам с заказчиками.

Для каждого конкретного заказа перечень материалов и полуфабрикатов строго определен, но при планировании объемов производства на год полиграфическое предприятие ООО «Типографский комплекс «Девиз» не имеет информации о том, какие заказы оно будет выполнять и в какие сроки. При этом ассортимент большей части используемых материалов известен. Для того же, чтобы обеспечить готовность производства к выпуску продукции, необходимо создать определенные запасы материалов. Поскольку длительность производственного цикла печатной продукции невелика, а количество и разнообразие заказов в среднесрочном периоде непредсказуемо, то полиграфические предприятия вынуждены обеспечивать определенный разумный запас таких материалов, как пластины, краска, клей, вспомогательные материалы, а иногда и бумаги. Нормы расходования материалов на каждый конкретный заказ строго определены, но интенсивность потребления материальных ресурсов в течение месяца, а тем более года, различна. Это соответствует условиям независимого спроса. То есть управление производственными запасами полиграфических предприятий должно осуществляться с использованием систем управления запасами при независимом спросе.

Планированием и управлением производственными запасами на ООО «Типографский комплекс «Девиз» занимается отдел материально-технического снабжения.

Отдел материально-технического снабжения является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

Анализ эффективности планирования производственных запасов ООО «Типографский комплекс «Девиз» проведём с помощью АВС метода.

Суть метода ABC состоит в том, что сначала вся номенклатура материальных ресурсов располагается в порядке убывания суммарной стоимости всех позиций номенклатуры одного наименования на складе. При этом цену единицы материального ресурса умножают на число единиц на складе, и список составляется в порядке убывания этих величин (произведений). Затем в класс А относят все наименования, начиная с первого, сумма стоимостей которых составляет 75 - 80% суммарной стоимости всего производственного запаса.

В класс А зачисляются ресурсы очень важные. По числу наименований видов ресурсов этот класс невелик, всего лишь 15-20%. Именно классу А должно быть уделено больше внимания при управлении запасами, так как содержание необоснованно завышенных их количеств значительно сказывается на оборачиваемости оборотных средств предприятия.

В класс В зачисляются ресурсы менее важные, но достаточно значимые для процесса производства и затраты на содержание которых составляют 20 - 30% от величины затрат на материалы на год. Запасы этого класса контролируются менее строго, чем запасы класса А.

Наименее «важные» ресурсы относят в класс С, который по количеству наименований наиболее многочисленный, но затраты на которые в сумме не превышают 10% от всех годовых затрат на материалы.

Согласно таблице 3 произведем классификацию запасов в типографии. В графе «Количество» отражено закупленное число материального ресурса, включенного в каждую из исследуемых категорий. Категория «Прочие ресурсы и материалы» в данном случае включает ветошь, пленки, чехлы, нитки, каптал, различные полуфабрикаты, запчасти, спецодежду, вспомогательную химию, канцтовары и пр.

 

Таблица 3 - Структура годовых затрат на материальные ресурсы ООО «Типографский комплекс «Девиз»

№ п/п Вид материала Годовые затраты, руб. Доля, % Количество позиций Группа АВС
  Бумага, в т.ч. - листовая - ролевая 75 136 233,08 30974212,18 44162020,90 74,47 30,70 43,77 119 94 25 А
  Пластины 9 512 997,16 9,43   В
  Переплётные материалы, в т.ч. - картон - бумвинил - фольга 6 648 824,76 4 314 911,64 1 876 225,56 457 687,56 6,59 4,28 1,86 0,45 47 5 29 13  
  Краски и лаки 1 329 468,18 1,32    
  Химия основная 1 137 580,08 1,13   С
  Клей 1 503 486,76 1,49    
  Прочие запасы 5 617 186,76 5,57    
Итого 100 885 776,74 100,0   -

 

Таким образом, проанализировав с использованием АВС-анализа структуру основных материалов можно выделить наиболее значимые категории материальных ресурсов: для класса А - бумага, для класса В - краски офсетной печати, пластины, желатин, переплетные материалы, тара и т.д., для класса С - клей, основная химия и прочие материалы.

Итак, судя по проведенному анализу наибольшее внимание необходимо уделять контролю над состоянием запасов бумаги, т.к. она имеет наибольший удельный вес (от 73,26 до 86,5%%) от всей суммы затрат на ресурсы.

На ООО «Типографский комплекс «Девиз» хранится ролевая и листовая бумага вместе с картоном, бумвинилом, фольгой и другими переплетными материалами. Бумага, как принадлежащая типографии (преимущественно основного используемого типа - 65 и 80 г/м2), так и давальческая, принадлежащая заказчикам (процент давальческого сырья весьма невелик - всего 4 издательские организации предоставляют собственные материалы). На складе ООО «Типографский комплекс «Девиз» существует запас бумаги основных используемых категорий (65 и 80 г/м2) на 1 месяц, а также небольшой запас бумаг других типов, что позволяет незамедлительно приступить к исполнению заказов.

Для оценки эффективности планирования и использования материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия в области планирования и использования материальных ресурсов ООО «Типографский комплекс «Девиз» представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 - Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Типографский комплекс «Девиз»

Показатели       Отклонение 2010 г. с 2009 г. (+,-) Отклонение 2010 г. с 2009 г., %
1. Выручка от реализации продукции, тыс.руб. 138 648 167 639 186 419 +18780 1


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: