Лекция 1(8.02)
"Ходовая система колесных машин "
Ходовая система служит для обеспечения поступательного движения трактора путем преобразования крутящего момента, подводимого от двигателя через трансмиссию к ее ведущим колесам, в касательную силу тяги, а также для поддержания остова, являясь его опорой.
Ходовая часть состоит из движителя и подвески, соединяющий колеса с остовом
Движителя взаимодействует с опорной поверхностью и приводит в движение машину. Остов- это несущая система с помощью которой соединяются все части машины
Подвеска соединяются балки мостов с рамой или кузовом и служит для смягчаемся толчков и ударов при движении, а так же повышения плавность хода.
Устройство ходовой части зависит от его назначения и выполняется по следующим схемам:
• С двумя задними ведущими и и прежними управляемыми меньшего диаметра колесами(данная ходовая система имеет незначительную материалоемкость, просто в эксплуатации и компактная ЛТЗ55, МТЗ-80, МТЗ-100)
• С двумя задними ведущими и и одним перед ним управляемым колесом 3К2(пропашные специального назначения Т28К4М
• С 4-мя ведущими колесами 4К4(применяется на пропашных, а так же на сельско хоз. общего назначения ЛТЗ-155; К-710;Т-150к; Формула 4К4б и 4К4а (ЛТЗ-55К: ЛТЗ-102))
• 6-Ю и 8-Ю ведущими колесами 6К6; 8К8
Упругий элемент подвески повышает плавность хода и снижают динамические пререзагузки.
Ходовая часть автомобиля характеризуется колесной формулой. Основная колесная формула состоит и 2х цифр, где первая общее число а вторая число ведущих.
Требования к ходовой части:
• Незначительное сопротивление качанию машины
• Обеспечения хорошего сцепления колес с почвой
|
• Минимальное давление на почву
• Обеспечение устойчивого прямолинейного движения и легкости поворота
• Минимальный радиус поворота
• Смягчение ударов от неровности дороги
Эксплуатационные качества ходовой системы определяются тяговым-сцеплением св, проходимость, плавностью хода, универсальностью, надежностью.
Движителя- это колеса с пневмошинами, которые уменьшают удары со стороны неровности дороги, снижают потери на переданы ваяние
Требования к движителям:
• Проходимость
• Высокий КПД
• Минимальное давление на почву
• Долговечность
• Простота и технологичность конструкции
• Ремотнопригодность
• Удобство обслуживания
• Минимум регулировок и оборудования
• Прочность и надежность
При оценки технического уровня следует учитывать совершенство конструкции определенную материалоемкость и технологичность.
По выполняемым функциям колеса делятся на:
• Ведомые
• Ведущие
Ведущие колеса начинают движение, а направляющие с помощью рулевого управления придают ему соответствующие направление движения.
Требования предъявляемые к колесам:
• Полное соответствие применяемой шине(по размеру, жесткости, конструкции)
• Надежность крепления к ступице
• Прочность и долговечность
• Минимальное биение и дисбаланс
• Минимальная масса и момент инерции
• Легкостью монтажа и демонтажа
Применение безкамерных шин возможны дополнения:
• Одинаковые посадочные размеры для камерной и безкамерной шины
• Надежная герметизация шины без применения дополнительных уплотняющих деталей
|
• Возможность установки камерной шины
• покрытие
• Обеспечение первоначальной герметизации при накачивании шины
Классификацияколес
A. По эксплуатационному назначению транспортного средства (7 классов)
• По эксплуатационному классу
• Для авто массой до 2т и прицепа к ним
• От 2 до 20т
• Свыше 20т
• Для авто с повышенной проходимостью и прицепов
• Для тракторов и сельхозяйственных машин диаметром до 20 дюймов
• Свыше 20 дюймов
Б. По видам шин:
• Камерных
• Безкамерных
• Для арочных
• Пневмокатков
В. По видам соединения колеса со ступицей:
• Дисковые
• Бездисковые
Г. По числу установленных колес:
• Одинарные
• Двоенные
По типу обода:
• Неразъемные
• Симметричные
• Асимметричные
• Разъединенные (по месту разъёма и по числу съемных элементов)
Колесо состоит из след элементов
• Обода
• Соединительной частью с детальными креплениями
• Ступицей и подшипника
К основным элементам обода
Рис. 1. Элементы профиля обода:1 — закраина борта; 2 — посадочная полка; 3 — монтажный ручей; 4 — цилиндрическая часть; с — ширина; d — посадочный диаметр; α— угол наклона посадочной полки; h — высота бортовых закраин; b — ширина бортовых закраин.
Широкий обод способствует увеличению срока службы и грузоподъемностью шины, уменьшение сопротивления качанию и угла увода. Угол наклона посадочных полок (5-15 град) облегчает де монтаж шин и повышает надежность бортов покрышки. Обеспечивает лучшую герметизацию, что важно для без камерных.
|
За окраинной обода воспринимают усилия передаваемое бортами шин, ограничивает их перемещение, а также защищает от внешних повреждений.
Конструкция колеса легкового автомобиля.
Рис. 2. Конструкция колеса легкового автомобиля:
а—колесо с асимметричным ободом; б—профили посадочных полок для бескамерных шин; в — симметичный профиль обода; 1—обод; 2—диск; 3— ребра жесткости; 4— периферийная чаеть диска; 5— выступ для крепления декоративного кольца