ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ




Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

План

1. Цели, задачи и направления внешнего финансового контроля

2. Государственный финансовый контроль (органы государственного фин. контроля и направления их деятельности, правовая база и оформление результатов внешнего контроля)

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Задачи внешнего финансового контроля определяются его це­лями и условиями проведения, полномочиями контролирующего органа и рядом других факторов. При этом определяющими, ско­рее всего, являются полномочия органов внешнего контроля, так как их регламентация определена законодательными и другими нормативными актами и не может быть расширена или урезана при проведении отдельного контрольного мероприятия.

Первоначальным является определение управляющим субъек­том цели контрольного мероприятия, которая должна отвечать критериям законности и реальности (достижимости на современ­ном этапе).

Теоретически возможна поставка незаконных целей - в этом случае любой орган должен обладать механизмами противодей­ствия незаконным приказам (игнорирование, бездействие, сооб­щение в вышестоящие органы, привлечение внимания общества и т.д.).

Например, может ли быть поставлена цель проверить, на что малообеспеченные граждане тратят денежную помощь - на продукты, одежду или алкогольные напитки? Если закон не преду­сматривает проведение контроля такого рода, то, скорее всего, ни один официальный контрольный орган не будет осуществлять та­кого рода проверку. Возможен ли такой контроль со стороны об­щества, например соседей или родственников, которые могут об­ратить внимание органов социальной защиты на факты «нецеле­вого использования» денежной помощи? Здесь вопрос решается уже по-другому: выясняется, существуют ли нормы закона, запре­щающие такой контроль, например, отнесение этой ситуации к сфере личной жизни, вмешательство в которую запрещено.

Законные цели могут быть нереальными по ряду причин:

1) отсутствует специальный контрольный орган, обладающий полномочиями на проведение проверки;

2) отсутствуют необходимые ресурсы (кадры, финансы, техни­ка и т.д.);

3) отсутствует механизм проверки (не разработаны нормативы, нет научного обоснования, надежной методики лабораторного ис­следования и т.д.).

Все эти вопросы решаются на этапе целеполагания, т.е. определения целей контрольного мероприятия.

Предположим, цель контроля - проверить целевое использо­вание выделяемых гражданам дотаций. Если есть специальный контрольный орган, в полномочия которого входит такая провер­ка, определяется, нужно ли проверить всех лиц, получивших дота­ции, или можно проверить выборочно, например каждого 50-го, или проверить всех получателей, но только в определенных реги­онах, и т.д. Этот вопрос тесно связан с ресурсным обеспечением контрольного мероприятия и реализацией принципа эффективно­сти финансового контроля. Другой вопрос - классификация па­раметров целевого и нецелевого использования. Например, деньги выделены гражданину на восстановление разрушенного наводне­нием жилища, а он отдал их в долг соседу, ребенку которого тре­бовалась срочная платная операция. Являются ли в этом случае деньги израсходованными?

Для решения каждой из законных и реальных целей контроля на каждом из уровней управления может создаваться специализи­рованный контрольный орган (рис.1).

Задачи (или подцели, частные цели) представляют собой раз­витие, детализацию выбранной цели. Чем шире заявленная цель проверки, тем обширнее может быть перечень детальных задач. Например, при проверке целевого использования средств, выде­ленных на ликвидацию последствий наводнения (цель - проверка целевого использования средств), необходимо определить:

1) точно ли определен ущерб от наводнения;

2) точно ли определены необходимые восстановительный меры;

3) как определена стоимость восстановительных работ;

4) как распределены выделенные средства на объемы восста­новительных работ и т.д.

При этом в данном случае не рассматриваются задачи оценки эффективности, т.к. решение такой задачи требует иного целепо­лагания, поскольку возможно целевое, но неэффективное расхо­дование. Например, при наводнении смыло дамбу, а при ликвида­ции последствий наводнения ее восстановили. Это целевой расход, но эффективный ли, если уже доказано, что такая дамба не спаса­ет от наводнения?

Таким образом, основные цели контроля соответствуют трем рассмотренным ранее типам финансового контроля: контролю на соответствие, контролю финансовой отчетности и контролю эф­фективности, объединение которых в одну цель невозможно в силу их противоречивости.

Задачи контроля применительно к каждой цели различны, т.к. различается и основная цель. Однако в системе управления задача на одном уровне является целью для работы на следующем, более низком уровне (см. рис. 1), и, соответственно, требует разработ­ки новых подзадач уже на этом уровне.

Задачи контроля могут быть детализированы по его направле­ниям, которые также могут рассматриваться применительно к раз­личным уровням организации контроля. Например, проверка на­логов на уровне государства относится к компетенции Федераль­ной налоговой службы, а аудиторская организация может создать отдел налогового консалтинга. На этапе проверки налогов возни­кают направления проверки налога на прибыль, НДС и т.д.

На каждом из направлений решаются свои задачи (подзадачи) и определяются свои направления (табл.1).

 


Рис.1. Формирование контрольных органов в зависимости от целей и задач контроля

Таблица 1

Соотнесение целей, задач и направлений внешнего финансового контроля на примере налоговой системы

 

Параметр Контроль соответствий Контроль финансо­вой отчетности Контроль эффективности
Уровень государства
Цель Организовать сбор налогов Обеспечить досто­верность информа­ции об уровне задолженности по налогам Оценка эффек­тивности налого­вого законода­тельства
Направления В части налога на прибыль; в части НДС; в части налога на имущество и т.д.  
Задачи по направлениям Создать Налоговый кодекс; создать налоговую службу; обобщать практику; вносить изменения в кодекс и т.д. Создать систему налогового консуль­тирования; создать систему аудиторских прове­рок Оценить собирае­мость налога; оценить эффек­тивность выбора налоговой базы; оценить эффек­тивность налого­вой ставки и т.д.
Уровень внешнего контрольного органа Федеральная налоговая служба Аудиторская организация (Нет специально­го контрольного органа)
Цель Контролировать правильность уплаты налогов Контролировать правильность учета налогов в отчетности  
Направления В части налога на прибыль; в части НДС; в части налога на имущество и т.д.  
Задачи Проверить начисле­ние налога; проверить уплату налога; начислить в случае необходимости санкции и т.д. Проверить правиль­ность бухгалтерского учета налогов; проверить правиль­ность раскрытия информации в отчетности    
Уровень организации  
Цель Избежать рисков уплаты крупных штрафных санкций при налоговых проверках Правильно составить финансовую отчет­ность    
Направления В части налога на прибыль; в части НДС; в части налога на имущество и т.д.    
Параметр Контроль соответствия Контроль финансовой отчетности Контроль эффективности  
Задачи Организовать сбор и автоматизированную обработку входящих счетов- фактур; организовать сбор документов на предоставление налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и т.д. Проверить правильность расчета налогов; проверить соответствие данных налоговых деклараций суммам налога в учете и отчетности и т.д.    
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: