Для обучающихся, особые образовательные потребности, которых были определены ПМПК до 2016 г., при отсутствии взаимных претензий со стороны образовательной организации и родителей дополнительное (повторное) обследование не требуется9.
Для подростков, повторное обследование рекомендуется перед завершением обучения по ФГОС ООО (не позже, чем в январе-феврале, поскольку рекомендация прохождения ГИА должна быть дана своевременно), аналогично для обучающихся по ФГОС СОО9.
Срок повторного обследования в ПМПК зависит от возраста на момент первичного обследования и характера имеющегося у него нарушения. Изменения варианта АООП высоко вероятно для обучающихся по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ. Для получивших рекомендацию обучения по варианту 2 ФГОС НОО ОВЗ срок повторного обучения должен совпадать с окончанием обучения в начальной школе. Для обучающихся по ФГОС О УО – повторное обследование по желанию родителей (законных представителей) может быть организовано перед завершением образования (максимальный срок – 13 лет обучения), а также при необходимости для определения динамики обучения или при несогласии с рекомендованными условиями – в любое время по факту обращения9.
4. Форма обучения
Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. В случае ТМНР, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть рекомендованная иная форма обучения9 (семейное образование). Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия. ПМПК же определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование. Получить образование дети могут в двух формах: в образовательной организации или вне образовательной организации, с использованием дистанционных технологий.
|
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ФЗ №273 ст.79.п.4)1. Ни в одном нормативно-правовом документе нет речи о том, что в зависимости от того в каком классе или в какой образовательной организации обучается ребенок с ОВЗ, разрабатывается либо АОП, либо АООП. Общее образование в любом случае осуществляется по АООП! Кроме того, в приказе Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом МО РФ» (с изменениями от 17.07.2015 № 734 ) сказано, что « настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность…. и реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – общеобразовательные программы), в том числе адаптированные основные образовательные программы… (гл.1.п.2.). В этом документе, есть противоречие с ФЗ №273: при замене слов (например, вп.2) «адаптированные основные образовательные программы» на «адаптированные общеобразовательные программы», слово «основные» потерялось (ст.79 п.2); в гл 3. п.21. прописано, что «содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида», а в ФЗ № 273 в ст.79.п.1 постановка иная «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; что касается общего образования, то оно «осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ст.79.п.2).
|
Наименование отдельных классов, для детей с ОВЗ. При наименовании классов, ранее использовали два документа: письмо Минобрнауки РФ от 30.05.2003 г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» и типовые положения, утвержденные Минобрнауки России от 19.03.2001 г. № 197 о данных классах, но в настоящее время они утратили силу!!! Однако до принятия новых приказов, мы пользуемся приказом Минобрнауки Забайкальского края от 29.12.2009 г. № 1968 «Об утверждении Положений, регламентирующих реализацию специальных (коррекционных) программ в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края», в соответствии с которым сохранили название отдельных классов для детей с ЗПР, как специально (коррекционные) классы, а для детей с ОВЗ находящихся на совместном обучении с другими обучающимися (нормы), как интегрированные классы.
|
Организация обучения по индивидуальным учебным планам (далее – ИУП) может быть организовано для любого ребенка. ИУП обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося1. Для обучения по ИУП требуется согласие родителей (законных представителей). В основном обучение по ИУП в нашей школе практикуется при обучении детей на дому (в т.ч. и лиц с ОВЗ) и при обучении детей осваивающих ООП СОО по углубленной программе. В дальнейшем, возможно, также будет рекомендовано обучение по ИУП обучающимся не погасившим академической задолженности в назначенные сроки, либо имеющим дезадаптацию к обучению.
«Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
Критерии сравнения | Дети - инвалиды | Категории детей с ОВЗ | |||||||||||||||||
ОВЗ | УО | Дети-инвалиды ОВЗ | |||||||||||||||||
Глухие дети | Слабослышащие и позднооглохшие дети | Слепые дети | Слабовидящие дети | Дети с ТНР | Дети с НОДА | Дети с ЗПР | Дети с РАС | Легкая | ТМНР | ЗПР | УО | ||||||||
Статус ребенка определяет | МСЭ - справка | ПМПК - заключение (копии заверить печатью) | Врач-психиатр или МСЭ/ ПМПК | МСЭ-ПМПК | |||||||||||||||
Обучение на дому | определяет медицинская организация (ВК) – ОО | ||||||||||||||||||
Уровни общего образования | дошкольное образование (ДО): до 6,6 лет -7 лет | ||||||||||||||||||
начальное общее образование (НОО): 1-4 класс или 1(1) - 4 класс (пролонгированные сроки) | |||||||||||||||||||
основное общее образование (ООО): 5- 9 класс | не предполагает | + | - | ||||||||||||||||
среднее общее образование СОО: 10 – 11 класс | + | - | |||||||||||||||||
Варианты ФГОС (2) | ФГОС НОО, ООО, СОО | ФГОС НОО ОВЗ № 1-2 (А, В) | ФГОС О УО | №1-2 (А,В) | № 3- 4 (С,D) | ||||||||||||||
№ 3(С) | № 4 (D) | ||||||||||||||||||
ABCD | ABC | ABCD | ABC | ABC | ABCD | ABC | ABCD | C | D | ABC | CD | ||||||||
Варианты АООП | - | 1.1.-1.4 | 2.1.-2.3. | 3.1.-3.4 | 4.1.-4.3. | 5.1-5.2 | 6.1-6.4 | 7.1-7.2 | 8.1-8.4 | 1.1-8.4 | 1-2 | ||||||||
ФГОС | ООП | АООП (ИУП) | АООП или СИПР | ||||||||||||||||
ФКГОС (2004) | ООП | АОП = АООП или по ИУП | |||||||||||||||||
ПРИКАЗЫФГОС ОВЗ | - | ФГОС НОО ОВЗ от 19 декабря 2014 № 1598 | ФГОС О УО от 19.12.14 № 1599 | №1598 | №1599 | ||||||||||||||
Обучение | совместно с нормально развивающимися сверстниками - до 4 (не более 4, класс до 25) | - | + | - | |||||||||||||||
- | в отдельном классе - не более 12 (15) человек (класс компенсирующего обучения, С (К) К и т.п.) | В отдельном классе (группе) до 5 чел. | обучение на дому (в основном) | ||||||||||||||||
в специальных образовательных организациях – специализированное коррекционное образование | |||||||||||||||||||
- | пробное обучение (подготовительный класс, 1-й класс) до 1 года (по I четверти, на 0,5 года или год) | ||||||||||||||||||
Учебный план (%) | 80/20 | 80/20 | 70/30 | 60/40 | |||||||||||||||
ПА/ повторное обучение | проходят промежуточную аттестацию/ПО (ПМПК) | Проходят ПА/- | ПА/ПО | ПА/- | |||||||||||||||
Перевод в другой класс | по результатам промежуточной аттестации (ПМПК) | по возрасту, до 21г. | |||||||||||||||||
Итоговая аттестация | ГИА в форме ОГЭ, ЕГЭ | ГИА в форме ГВЭ или ОГЭ | по ФГОС ИА: технология, рус.язык и мат. | - | ГИА | ИА/- | |||||||||||||
Оценивание планируемых результатов | оцениваются планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные (+) | С (Ж) К, ПР | СИПР | + | ЛР и ПР | ||||||||||||||
УУД | БУД | УУД | БУД | ||||||||||||||||
- | результаты КРО | ||||||||||||||||||
Образование | Цензовое образование – аттестат (Ц/Ат) | Н/ц–свидетельство | Ц/Ат | Нц/Св. | |||||||||||||||
Аккредитация | АООП подлежат аккредитации | ||||||||||||||||||
Лицензирование | АООП не подлежат лицензированию (только уровни образования) | ||||||||||||||||||