Лекция 11. Топ «Причина-следствие»




Общая миссиология

Курс лекций

Курс лекций по Общей миссиологии рассчитан на студентов духовных школ, помощников благочинных и настоятелей по миссионерскому служению, а также на всех, кто интересуется миссионерским служением Православной Церкви. Лекции разработаны руководителем Миссионерского отдела Саратовской епархии священником Дионисием Каменщиковым.

 

Лекция 11. Топ «Причина-следствие»

С миссионерской точки зрения применение этого топа основано на стремлении человека выявлять и анализировать причинно-следственные связи, из которых соткана вся наша жизнь. Путь человека на земле – это по большому счету череда поступков и их последствий. В любой сфере деятельности причинно-следственные связи имеют свои закономерности, то же самое можно утверждать, когда речь идет о духовной жизни. Множество подтверждений этому содержит Священное Писание. Например, повествование о бегстве пророка Ионы в Фарсис.

Господь повелел Ионе идти в Ниневию и проповедовать, что через 40 дней этот город будет разрушен. Пророк, зная о милосердии Божием, побоялся идти туда, так как в случае покаяния ниневитян и их помилования Господом, Иону могли счесть за лжепророка и убить. Он сел на корабль, который плыл в Фарсис, думая таким образом скрыться от Бога. В море поднялась великая буря. Корабельщики взывали к своим богам, сбрасывали за борт драгоценные товары, чтобы облегчить его, но все было безуспешно. Наконец, они кинули жребий, чтобы узнать, в чем (а точнее – в ком) причина, которая породила это бедствие. Жребий пал на Иону. Пророк вынужден был рассказать корабельщикам, что он бежит от Господа, потому их и постигла страшная буря. «Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что из-за меня постигла вас эта великая буря» (Иона, 1: 11), - предложил Иона. Несмотря на дикие нравы того времени, корабельщики, которые могли бы расправиться с Ионой, изо всех сил пытались пристать к земле. Наконец, видя безуспешность своих попыток, они как страшный и смертоносный балласт взяли Иону, и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. (Иона, 1:15).

В этой истории совершенно четко прослеживается причинно-следственная связь.

В практическом плане существует несколько миссионерских приемов с использованием данного топа.

1. Из существующих последствий выводится причина. Наверное, каждый священник периодически сталкивается с ситуацией, когда к нему приходит человек, жизнь которого – семья, работа – буквально рушится как карточный домик. Отчаявшись разобраться в этом самостоятельно, человек просит найти священника причину его бедствий. С подобной ситуаций имеют дело врачи, когда по симптомам болезни (следствия) находят ее причину.

При проведении огласительных бесед часто используют данный прием. Катехизатор, поставляя на вид склонность человека ко греху, указывает причину – грехопадение, а затем и способ избавиться от его последствий и возродиться для жизни со Христом – принятие таинства Крещения.

Христос в Евангелии часто использует эту склонность человеческого разума искать во всем причинно-следственные связи. Например, притча о Страшном суде во многом построена в данной смысловой модели. Господь указывает на следствия земной жизни для овец и козлищ. Когда первые начинают искать причину, по которой они удостоены райской участи, вторые же причину их вечного осуждения, Христос говорит, что для спасенных – это дела милосердия, для погибших – отсутствие таковых.

В Ветхом Завете каждая семья стремилась к тому, чтобы в ней было как можно больше детей. Это следствие. А причина заключалась в том, что евреи знали – по пророчеству, в их среде родится обетованный Спаситель. И каждая семья, стремясь к многочадию, надеялась именно среди своих детей увидеть Христа[1].

Поэтому бездетность было для евреев страшным горем. Считалось, что это наказание посылается за какие-то грехи, и человек уже не может участвовать в грядущем царстве Мессии.

Используя этот прием, миссионеры нередко допускают ошибки. Самой распространенной из них является следующая. Случается в стране какая-то страшная трагедия. Например, пожар в торговом центре или в ночном клубе. В результате этого гибнут люди. По горячим следам появляется какой-нибудь горе-миссионер и, когда у убитых горем родственником еще не высохли слезы, заявляет, что все случившееся – кара Божия за грехи этих людей. Оказывается, был великий пост, и погибшие люди наказаны за то, что они не молились в это время в храме, а отправились за покупками в торговый центр. Откуда он об этом знает? Почему берется пророчествовать? Нетрудно представить, какую негативную реакцию порождают в обществе подобные заявления! Кроме того, Господь в Евангелии Сам разъяснил этот вопрос: Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лк.13:5.)

Не всегда верно и корректно заявление миссионера о том, что болезнь – это наказание за грехи. Пример Иова Многострадального исчерпывающе опровергает это заблуждение.

Так, выявляя причины каких-то последствий, миссионер должен действовать в рамках святоотеческой традиции. Святые отцы, впитав в себя опыт Церкви, описали многие причинно-следственные закономерности духовной жизни.

Причина указывается либо с целью уврачевать ее покаянием, если она породила негативные последствия (как в примере с козлищами), либо для того, чтобы указать путь ко спасению, если причина имела благие последствия (пример с овцами).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: