Из существующей причины выводятся последствия.




Примеры таких причинно-следственных связей во множестве содержатся в Библии. В частности, повествование о гибели Содома и Гоморры. Извращение нравов их жителей – это причина, а огненный град и истребление нечестивых городов – следствие. Слова Христа: если кто не родится свыше (причина), не может увидеть Царствия Божия (следствие), или апостола Павла: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники (причина – духовное состояние этих людей)- Царства Божия не наследуют (следствие) (1Кор, 6: 9, 10).

Здесь отрицательная причина порождает губительные последствия, от которых миссионер стремится оградить целевую аудиторию. Цель использования данного приема именно в этом. Однако недостаточно лишь оградить от греха, нужно указать путь к покаянию, то есть в данном случае указать на те причины, которые ведут ко спасению. Например, терпение и безропотность Лазаря (причина) возносит его после смерти на лоно Авраамово (следствие) (Лк…) Покаяние благоразумного разбойника (причина) отверзает ему двери рая (следствие) (адрес).

При использовании данного приема миссионеру также следует избегать необдуманных заявлений, опрометчиво предсказывать последствия какого-либо события. Лучше пользоваться примерами из Священного Писания и святоотеческой литературы, и делать это предельно корректно.

Предположение.

Существует два способа использование этого приема.

Моделируется ситуация, когда и ее причина и ее последствия находятся в будущем.

Например, беременная женщина, стоящая перед дилеммой родить ребенка или сделать аборт, размышляет о том, какой будет ее жизнь в первом или втором случае. Задача миссионера указать причинно-следственную связь, которая приведет ее к счастью, хотя зачастую и трудному, и убережет от страшного поступка.

Данный прием широко используется при осуществлении миссионерского служения в молодежной среде. Молодым людям свойственно моделировать свою жизнь в будущем. В частности, они часто размышляют о том, как сложится судьба, если получить то или другое образование, создать семью с тем или иным человеком.

«Рождественская песнь» Диккенса

Моделируется иное развитие уже случившихся событий.

Для того чтобы оценить важность определенного явления, следует предположить, что произошло бы, если бы причина, породившая это явление, была бы другая или совсем отсутствовала. Данный прием также называется «доказательство «от противного»». Апостол Павел пользуется им следующим образом: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор, 15;13, 14).

С помощью данного приема можно аргументировать многие богословские идеи. Например, о том, что смерть для искаженного грехом человечества – великое благо. Если убрать ее железную узду, этот дамоклов меч, то человек, не устрашаемый теперь конечностью своего бытия, наверняка погиб бы духовно.

Если бы жители Содома и Гоморры покаялись, то Господь помиловал бы их, как ниневитян.

Если бы ниневитяни не устроили в своем городе чудный пост, когда даже царь сошел с трона и облачился во вретище, когда постилась даже скотина, своим голодным ревом взывая к небесам, если бы они, услышав от пророка Ионы о том, что через 40 дней их город будет разрушен, начали бы вооружаться, рыть защитные рвы, укреплять стены, тогда Господь смел бы их с лица земли. В этом примере «от противного» раскрывается могущество поста и его сила ходатайствовать перед Богом о помиловании.

Люди, оказавшиеся в тюрьме, сотни и тысячи раз прокручивают варианты развития событий их жизни, не соверши они того рокового поступка, который явился причиной их бедствий.

Человек, страдающий алкоголизмом и потерявший все на ухабах своей пьяной жизни, в минуты просветления горько жалеет о некогда казавшихся веселых временах молодости, приведших к мучительным последствиям.

Матери, когда-то избавившиеся от собственного ребенка (или хуже – детей), бессонными ночами размышляют о том, как сейчас в их жизни было бы светло и уютно, если бы они дали им родится.

Моделирование подобного развития событий часто приводит человека в отчаяние, в данном случае миссионеру нужно указать выход из этой ситуации – покаяние и надежду на Всемилостивого Господа.

 

Эффект бабочки.

Это термин получил широкое распространение в естественных науках при описании процессов, когда незначительный фактор может изменить функционирование системы и привести к непредсказуемым последствиям. По одним данным автором термина является американский ученый Эдвард Лоренц. В 1979 г. он выступил с лекцией «Может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?» По мнению других, данный эффект получил свое наименование благодаря рассказу американского фантаста Рея Брэдбери «И грянул гром» (англ. A Sound of Thunder), в котором повествуется, как гибель бабочки в далеком прошлом изменяет весь мир в будущем. Так или иначе, над этим явлением люди задумывались задолго до 20 в.

Например, Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери» через одного из своих главных героев архидиакона Клода Фролло излагает мысль, что печатная книга шелестом своих страниц низвергнет зодчество. Этим размышлениям посвящена в романе целая глава «Это убьет то».

«Некоторое время архидьякон молча созерцал огромное здание, затем со вздохом простер правую руку к лежавшей на столе раскрытой печатной книге, а левую – к Собору Богоматери и, переведя печальный взгляд с книги на собор, произнес:

– Увы! Вот это убьет то.

<…> Наши читательницы простят нам, если мы на минуту отвлечемся, чтобы попытаться разгадать смысл загадочных слов архидьякона: «Вот это убьет то. Книга убьет здание».

На наш взгляд, эта мысль была двойственной. Прежде всего это была мысль священника. Это был страх духовного лица перед новой силой – книгопечатанием. Это был ужас и изумление служителя алтаря перед излучающим свет печатным станком Гутенберга. Церковная кафедра и манускрипт, изустное слово и слово рукописное били тревогу в смятении перед словом печатным, – так переполошился бы воробей при виде ангела Легиона, разворачивающего перед ним свои шесть миллионов крыльев. То был вопль пророка, который уже слышит, как шумит и бурлит освобождающееся человечество, который уже провидит то время, когда разум пошатнет веру, свободная мысль свергнет с пьедестала религию, когда мир стряхнет с себя иго Рима. То было предвидение философа, который зрит, как человеческая мысль, ставшая летучей при помощи печати, уносится, подобно пару, из-под стеклянного колпака теократии. То был страх воина, следящего за медным тараном и возвещающего: «Башня рухнет». Это означало, что новая сила сменит старую силу; иными словами – печатный станок убьет церковь.

Но за этой первой, несомненно, более простой мыслью скрывалась, как необходимое ее следствие, другая мысль, более новая, менее очевидная, легче опровержимая и тоже философская. Мысль не только священнослужителя, но ученого и художника. В ней выражалось предчувствие того, что человеческое мышление, изменив форму, изменит со временем и средства ее выражения; что господствующая идея каждого поколения будет начертана уже иным способом, на ином материале; что столь прочная и долговечная каменная книга уступит место еще более прочной и долговечной книге – бумажной. В этом заключался второй смысл неопределенного выражения архидьякона. Это означало, что одно искусство будет вытеснено другим; иными словами, – книгопечатание убьет зодчество»[2].

Вся эта глава великого романа французского гения посвящена размышлениям о том, как печатная книга, шелестя своими страницами, как бабочка крыльями, разрушит здания, уничтожит зодчество. Малая и кажущаяся незначительной причина приведет к неожиданным последствиям.

Самым известным примером использования этого приема в богословии является, пожалуй, повествование о грехопадении первых людей и его последствиях. Яд запретного плода отравил все человечество, непослушание Адама и Евы поколебали устои вселенной. Мир изменился, человек стал смертным, в свирепости своих нравов превзошел зверя, стал разрушать, убивать, привел в хаос и сметание все мироздание. Изначально он призван был превратить в рай всю вселенную, но, повредившись грехом, вместо этого устроил на земле арену бесконечных кровавых сражений, стал ужасом и тираном всего творения. Вкушение запретного плода породило не торнадо в Техасе, оно ввело смерть и насилие в весь мир.

В практическом миссионерском применении данного приема важно понимать следующее: чем незначительнее или непонятнее причина и чем неожиданнее последствия, тем большее внимание вызывает у целевой аудитории эта «разность потенциалов». Миссионер предлагает тезис, основанный на причинно-следственной связи, которая кажется аудитории невероятной, немыслимой, нереальной, абсурдной, а затем, приковав внимание людей, он аргументирует свое высказывание. Аудитория, ведомая миссионером, постепенно убеждается в истинности тезиса.

Этот способ разъяснения причинно-следственной связи указан самим Христом в Евангелии. В частности, в повествовании об исцелении слепорожденного. Увидев этого человека, апостолы спросили Господа: «Равви! Кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии…» (Ин. 9:2,3). Вопрос учеников был основан на общем представлении иудеев о том, что человеку посылается болезнь в наказание за его грехи или грехи его родителей. Кроме того, исцелив незадолго до этого расслабленного при Овечьей купели, страдавшего от своей болезни 38 лет, Господь в присутствии всех сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего худшего» (Ин. 5: 14). Слепорожденный же не мог быть наказан этой болезнью за свои грехи, так как родился с ней. Не было это и следствием грехов родителей. Ученики считают, что болезнь – это наказание за грех (т.е. последствия), Христос, напротив, говорит, что это причина, из которой произойдут удивительные последствия – явятся дела Божии. Исходя из этой евангельской идеи, можно сказать, что инвалиды несут на земле величайшее служение, их жизнь является неистощимым источником дел Божии. Действительно, невозможно пройти мимо такого ребенка и не стать хоть на минуту лучше. Скольких ожесточенных сердец изменили эти необычные люди, скольких подвигнули они на дела любви и милосердия!

Святые отцы также пользовались этим приемом.

«Сребролюбие является причиной всех зол, - пишет святитель Григорий Палама, - корыстолюбия, скупости, скаредности, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками. По причине сребролюбия происходят грабежи храмов, грабежи на дорогах и, можно сказать, всякий вид воровства; по причине сребролюбия существуют не только грабители при дорогах и разбойники и пираты, но и в городской среде - жульнические гири и жульнические весы и двусмысленные меры и чрезмерное опиливание серебра и фальшивомонетчество, нарушения рубежей, злые соперничества между соседями; оно на классы разбило народ и разлучило друзей, и разрушило всякую родственность; по причине сребролюбия случалось, что люди и свое отечество предавали и изменяли своему войску; неправедный судья предавал закон; свидетель - истину; и, прежде всего, каждый из них предал свою душу. Таким образом, по слову божественного Апостола: "Сребролюбие есть матерь и корень всех зол, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (2Тим.6:10)»[3].

Из этих слов очевидно, что с тех времен ничего не изменилось. Сребролюбие по-прежнему опустошает вселенную, порождает всякую ложь и насилие.

Соединив прием «эффект бабочки» с «доказательством от противного» можно развить идею, что пост имеет такое могущество, что способен исцелить всю вселенную: опустошить тюрьмы, соединить семьи, прекратить войны, сиротам вернуть отцов. Действительно, человечеству, которое постом поработило свои страсти, не нужны уже тюрьмы, чтобы таким искусственным и ненадежным путем ограничить действия греха. Пост противостоит пьянству и наркомании, которые, по статистическим данным, является главным «спусковым механизмом» совершения преступлений. Пост уничтожает воровство, потому что не может тот, кто призван жертвовать из своих доходов, красть чужое. Пост удерживает семьи от распада, потому что тот, кто призван на время поста воздерживаться и от законного супружеского общения, будет ли доискиваться связи на стороне? Если же семьи сохранятся, то не будет сирот при живых отцах. Как может вооружаться и идти войной на ближнего тот, кто призван, и во время поста – особенно, даже не гневаться на брата своего.

Для миссионеров, которые специализируются на противоабортной тематики, может быть интересно применение такого тезиса: «Человек, который поддерживает аборты, с большой долей вероятности в старости будет уничтожен». Это шокирующее многих высказывание легко обосновать логически. Если народ уничтожает собственных детей, он стареет. Пожилых людей становится много. Государство содержит их за счет пенсионного фонда, который формируется из средств работающего населения. Если на 100 работающих граждан приходится, например, десять пенсионеров, то их содержать вполне реально. Если же их 50, 60, 70 и больше, то размер взиманий с работающего населения будет увеличиваться, что окажется непосильным бременем. Государство начнет искать выход. Сначала будет продлен пенсионный возраст, параллельно создадутся такие условия, при которых продолжительность жизни пенсионеров будет сокращаться. А затем попросту будет узаконена эвтаназия, и то поколение, которое не давало родиться детям, теми из них, кто все-таки родился, будет уничтожено. Вам кажется это невероятным? Но ведь стало же реальностью и даже обыденностью убийства ребенка во чреве. Неужели такое общество, если не изменится, пощадит стариков?

С топом «причина-следствие» связаны почти все суеверия. Люди, которые не понимают, по каким правилам действуют духовные законы, изобретают свои, не имеющие ничего общего с действительностью. Например, даже в церковной среде бытует суеверие, что свечи в храме можно принимать только через правое плечо, в противном случае произойдет нечто страшное. Задача миссионера – разъяснить, что настоящая церковная жизнь возможна тогда, когда человек руководствуется истинными духовными законами, а суеверия – это то, что их искажает и мешает жить.

 

 


[1] 70 евреев и 600 тысяч, которых вывел Моисей

[2] Гюго. Собор Парижской Богоматери

[3] Ссылка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: