Троечка», «четвёрочка» и «полупереборы».




Смагина

Светлана Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

высшей категории, Отличник народного просвещения

автор-исполнитель, аранжировщик,

руководитель Образцового детского коллектива Школы авторской песни «Белая ворона» г. Орска, воспитанники которой стали победителями самых популярных фестивалей авторской песни России.

 

Электронный адрес: sveta.smagina@gmail.com

 

Тел.: 8 930 116 84 36

 

 


Введение

 

Потребность человека в творческом самовыражении – одна из сторон «медали» под названием «Хлеба и Зрелищ». Эта потребность есть абсолютно у всех. Кто рисует, кто вышивает, кто печёт пироги, а кто поёт и играет… И если раньше народ пел под баян и гармонику, то теперь пальма первенства (несколько десятилетий) принадлежит гитаре, благодаря масштабному распространению, развитию и расцвету движения под флагом самодеятельной авторской песни. Оно затронуло все слои общества.

Авторская песня идеально реализует потребность молодёжи в творческом самовыражении, соединяя в одном лице сочинителя и исполнителя песни. Овладение игрой на гитаре становится козырем при вхождении в новую компанию сверстников, значительно усиливает авторитет личности в учебное и досуговое время.

Однако, подражая телевизионным поп-звёздам, начинающий бард вряд ли добьётся творческого самовыражения, поскольку уровень поэтических текстов, музыки и владения гитарой не соответствуют там элементарным эталонам качества, не способствуют работе ума и сердца, подогревая лишь позёрство и жажду славы. Напротив, ознакомившись с традицией российского бардовского искусства, творчеством Высоцкого, Семакова, Визбора, Окуджавы, Галича, Никитина, Якушевой, Долиной, Ланцберга, Митяева, Киреева, дуэта «ВерЛен» и многих других отечественных мастеров жанра, начинающий автор или исполнитель станет более тщательно относиться и к слову и к его музыкальному выражению, развивать в себе духовные и патриотические качества.

 

Актуальность вопроса преподавания авторской песни существует более двух десятилетий. Однако до сих пор в России не существует полного учебного курса по авторской песне. Составители многочисленных изданных в последнеевремя песенников не утруждают себя разъяснениями и рекомендациями по исполнению. Поэтому уровень дворового пения в наших городах до сих пор остаётся предельно низким. Цель пособия – приобщение к жанру авторской песни. Главная задача - поступенное овладение навыками гитарного аккомпанемента на материале лучших песенных образцов.

Настоящее учебное пособие – это начало огромного труда автора по разработке полного курса исполнения авторской песни и пока даёт самые начальные профессиональные знания по овладению гитарным аккомпанементом на материале нескольких десятков самых лучших бардовских сочинений. Сборник оформлен в виде нескольких уроков-блоков, каждый из которых объединяет учебную информацию и серию упражнений для развития навыков. Пособие предполагает не только игру на гитаре, но и обязательное пение указанных песен. Контролировать правильность исполнения мелодии песни и гитарного сопровождения помогает аудиозапись-образец, прилагаемая к пособию.

Таким образом, пособие рассчитано не только на использование в личном общении учителя и ученика, но и как пособие для самостоятельной работы.

Поскольку данный курс рассчитан на абсолютно музыкально неподготовленный контингент, в формулировании текста пособия специально обойдена музыкальная терминология, дабы не «отпугивать» людей на начальном этапе незнакомыми, непонятными словами.

Наиболее оптимальным вариантом применения пособия считаем индивидуальную или групповую (численностью не более 6-8 человек) работу с педагогом-бардом, владеющим практикой исполнения (и сочинения) авторской песни, информацией о развитии жанра.

Курс рассчитан на один год, однако, на практике нередки случаи освоения материала за полгода.

Настоящее пособие рекомендуется как подросткам, так и взрослым, то есть любому желающему, но особенно полезно в системах дополнительного образования и начального музыкального.

 

 

О самом главном

 

Итак, мой юный друг, ты захотел научиться петь песни под собственное сопровождение гитары?

Тогда я сразу расскажу тебе самые главные секретные условия для достижения этого желания.

Первое: не думай, что это легко и получится у тебя всё и сразу. Здорово играть на гитаре – это значит здорово потрудиться, чтобы так сыграть.

Второе: ты должен вырастить в себе желание побеждать самого себя. Многократное повторение конкретных упражнений не должно вызывать у тебя скуку, напротив, творческую злость, пока не придёт маленькая победа, первый результат. Попробуй поучиться заинтересовывать себя в самом процессе продвижения от неумения к умению. Если ты будешь сидеть, глядеть на часы и мучиться, выполняя задания – то, не трать зря время – гитара тебе «не по зубам».

Третье: у тебя есть побуждающий мотив - кумир, или завидный пример в этом деле, иначе бы ты и не захотел учиться. Так? Или ты очень хочешь кого-то «переплюнуть», кому-то что-то доказать? Ты слышал прекрасное исполнение песен в каком-то концерте и захотел также?..

Я про то, что смотреть вверх приятно, но под ноги – необходимо. То есть, хотеть играть очень красиво, как некто (!) надо, но куда нужнее выстроить свою, личную лесенку к достижению такого результата. И если в твоей лесенке появится хоть одна сломанная ступенька – ты не доберёшься к цели! И всё, что тебе действительно нужно по жизни – никогда не дастся тебе легко! Иначе не запомнится как важное и ценное.

Я предлагаю при помощи этого учебника выстроить за год или два собственную лесенку к вершине исполнения авторской песни, то есть умной песни в красивом, качественном гитарном сопровождении.

 

Итак, мы теперь знаем, что учиться серьёзно - всегда нелегко. Мы согласны приложить совместные усилия. Придётся преодолевать в себе скуку от многочисленных повторов, лень и невнимательность. Быстрых результатов мы тоже не ждём – пусть они придут сами! И будем в обучении последовательны, отрабатывая на «пять с плюсом» каждый шаг по нашей воображаемой лестнице к успеху.

 

Урок первый

 

Для начала познакомимся с устройством гитары, чтобы знать и понимать инструмент, с которым нам предстоит дружить, может быть, всю жизнь.

Правильная посадка.

Вообще-то барды, уважая умную публику, поют стоя, гитара держится на ремне, переброшенном за спину по диагонали. Мы, конечно, сядем пока. Но сядем так, чтобы казалось нам, что мы, всё-таки, стоим.

Спина обязательно прямая. Правую коленку положим на левую. «Изгиб гитары жёлтой» (внутренний изгиб нижней обечайки) попадёт как раз на приподнятое бедро правой ноги. Гитара прижата к туловищу плотно. Середина любой струны, 12 лад (двенадцатая вертикальная металлическая полосочка на грифе), находится примерно на середине груди. Гриф чуть-чуть поднимется вверх относительно корпуса гитары.

Прочитай внимательно ещё раз этот абзац и проконтролируй правильную посадку. Запомни её. Теперь, примерно с месяц, любое другое задание придётся начинать с проверки правильной посадки. Не ленись слушаться меня и выполнять все требования неукоснительно!

Далее.

Положение правой руки.

Локоть правой руки спокойно кладём на выпуклую часть верхней обечайки. Руку от локтя свободно опускаем вниз к струнам. Локтевой угол руки попадает как раз на угол обечайки и верхней деки гитары. Рука свободным маятником может пошевелиться вдоль гитарной деки. В центре этого маятника, под ладошкой – гитарная розетка, круглое резонаторное отверстие. Получилось? Ещё несколько раз забросим локоть на гитару и проверим маятниковое свободное движение.

Посмотрите на свободно упавшую к струнам руку. Пальчики висят совершенно перпендикулярно струнам. Уже!!! Как долго мы будем стараться играть перпендикулярными пальцами, и у нас не будет получаться!

Дело в том, что когда начнём воспроизводить звуки, то сразу свободное падение кисти перпендикулярно струнам куда-то пропадёт, кисть выпрямится в прямую линию с предплечьем и начнёт играть зажатыми пальцами «вдоль» струн.

Как этого избежать?

Вот проверочное упражнение. Исходное положение руки на струнах.

Все пять пальчиков правой руки поставим на первую, самую тонкую струну. Большой палец отодвинем от указательного на расстояние в 2-3 см. Посмотри на большой и указательный палец сверху. Видишь, образовался крестик между ними? Между ножками крестика и есть те самые 2-3 см. просвета струны. Вот, если ты будешь сохранять этот крестик всегда, когда начнёшь играть, то пальцы всегда будут играть перпендикулярным движением!

Покачаем крепкими пальчиками струну, почувствуем места прикосновения к струнам. Видите, пальцы схватились за струну перпендикулярно. Правильно. Вот так и надо будет цеплять пальчиками струны, только перпендикулярно, а не как иначе!

Давай нарисуем вот такую картинку. Ты поднимаешься домой по лестнице. Как ты ставишь ступню на ступеньку, перпендикулярно? Или ты подвернул ступню и наступаешь косточкой щиколотки? Конечно, прямо! Кто же пойдёт на щиколотках?!

Перенеси этот образ на правую руку, убедись ещё раз, что ты готов брать пальцами струны строго перпендикулярным движением.

Поговорим ещё об одной важной вещи. Как ты идёшь по тем же ступенькам домой, длинными ногами? Подтягиваясь на кончиках пальцев, выпрямляя ногу в колене? Конечно, только так! Ты же не встанешь изначально на коленки и не будешь ими наступать на ступеньки. Так ходить тебя надолго не хватит, замучаешься. То есть, чем длиннее нога, тем проще наступить на ступеньку, выпрямить ногу, отталкиваясь от ступеньки вверх.

Вот! Именно такими «длинными ножками», что равно твоим пальцам, мы и «пойдём» по струнам. Когда пальцы выпрямлены, то они согнуты относительно плоскости ладони под 90 градусов, посмотри на этот угол из исходного положения руки на струнах.

Пошевелим ладонью, прижимая её к струнам (положение «на коленках») и «вставая», вытягивая максимально пальцы. Посмотри на ближайшие к ладони торчащие косточки пальцев. Вот! Именно эти торчащие косточки и доказывают тебе, что стоишь ты не на коленках, а на всей длине твоих прямых, красивых ног.

Доделываем исходное классическое упражнение. До сих пор мы все пальчики держали на самой тонкой первой струне. Большой палец ведём строго вверх и ставим на шестую струну. Мизинец «отбрасываем», он не играет вообще. Безымянный палец остаётся на первой струне, средний «пошёл» на вторую, указательный – на третью. Вот твоя правильная красивая рука – рука настоящего гитариста! Запомни эту позицию. И повтори эту постановку раз десять от самого начала, от правильной посадки.

А вот ещё образ. Ты видел, как лошадь бьёт в нетерпении копытом, качая в такт головой? Она ногой как бы рисует кольцо, взбивая копытом землю, подгибает её в колене под грудь и снова замахивается, чтобы ударить по земле, зацепить её. Она хочет бежать, а её удерживают. Вот это «движение копытом» мы повторим потом отдельно каждым пальцем на соответствующей ему струне гитары.

Итак, теперь ты знаешь, что пальцы играют на струнах строго перпендикулярным движением, и пальцы максимально длинны, только чуть-чуть закруглены их подушечки, чтобы зацепиться за струны и щипнуть.

И немного официальной информации. Большой палец обозначается в гитарной литературе – «P» («Паша»). Он играет выборочно на трёх басовых струнах – 6,5и4. Его задача – научиться, не глядя, выбирать одну из этих басовых струн. Остальные пальцы: указательный – «I» («Ира»), средний – «M» («Маша»), безымянный – «A» («Аня»). Получается такое сочетание – p(мальчик Паша) +ima (три девочки-сестрички (Ира, Маша, Аня). Это аккорд. Аккомпанемент состоит из чередования баса и аккорда. Аккордовые пальцы почти никогда не «изменяют» своим струнам, то есть, как правило, каждому пальчику принадлежит строго своя аккордовая струна.

Давай подытожим главные моменты постановки правой руки.

Рука свободно висит над струнами, опираясь на гитару локтём. Пальцы уже направлены перпендикулярно струнам.

Выполняем проверочное упражнение – исходное положение пальцев на струнах. Отмечаем главные моменты этой позиции - «крестик» и «выпрямленные ножки».

Начинаем играть.

Первое упражнение.

Чуть коснувшись большим пальцем шестой струны, попытаемся указательным пальцем щипнуть третью струну (остальные пальцы m, a остаются в поднятом положении). Получается движение, похожее на движение передней ноги лошадки? Ещё и ещё всматриваемся не глазами, а ощущением в правильность щипка! Затем поработаем также отдельно средним и безымянным пальцами на соответствующих пальцам струнам.

Сколько времени потребуется на это упражнение? На этот вопрос ты ответишь себе сам! Главное – не мучиться, работая над правильностью игры, а, напротив, увлекаясь процессом преодоления своей неуклюжести. Это нормально, если у тебя сразу не получится ничего! Это самое начало. Надо верить и работать! И тогда обязательно всё получится!

Сколько заниматься по времени?На первых порах – недолго. Я советую заниматься по 15-20 минут несколько раз в день. Дело в том, что тело сопротивляется новым положениям и движениям, оно не привыкло так держать спину, голову и руки, поэтому будет сопротивляться и быстро уставать. Посему надо периодически вставать со стула и разминаться. Лучше всего поставить гитару на видное безопасное место, чтобы она всё время «мозолила» глаза, как бы звала тебя к ней прикоснуться. И ты, позанимавшись немного, оставляешь её передохнуть от твоих неумелых звуков, чтобы потом снова встретиться и двинуться вместе к осуществлению заветной мечты.

Начинаем!Попробуем сразу, одновременно щипнуть три аккордовые струны. Главное условие – торчащая косточка указательного пальца ни в коем случае не подпрыгивает. Можешь дотронуться до неё указательным пальцем левой, пока свободной, руки и проверить, толкает ли рука палец или нет. А чтобы косточка не скакала на каждом щипке, проверь, загибаются ли у тебя пальчики подушечками к ладошке, «рисуют» ли они колечки, все ли суставчики пальцев шевелятся, гнутся мягко и гибко, загибаясь в ладошку?

Опять же придётся поверить, что «рисовать колечки» аккордовыми пальцами – очень важная победа над неуклюжестью руки. И покорение одной ступеньки к достижению цели.

 

Пойдём дальше.Второе упражнение.

Работа большого пальца. Ему принадлежат три самые толстые басовые струны – 6,5,4. Палец должен научиться весомо, мощно щипать одну из этих трёх струн в самых различных комбинациях.

Как сыграть бас мощно? А вот так: давим хорошо выгнутым кончиком большого пальца на 6-ю струну направлением вниз и обязательно внутрь одновременно, как бы вдавливая басовую струну внутрь розетки гитары. Струна соскользнёт с пальца, и он упрётся в 5-ю струну, причём струна окажется уже не на кончике, а на середине подушечки пальца. Если получилось именно так, то вектор направления движения басового пальца оказался правильным.

Что делать дальше? Надо плавно движением «от себя и вверх» убрать палец с нижерасположенной струны, не извлекая из неё ни малейшего звука, и замахнуться сверху на новый «кружок», надавливая теперь аналогичным движением на 5-ю струну, «садясь», в результате, на 4-ю. Замахнувшись снова круговым движением «от себя наверх» надо сыграть 4-ю струну, сев пальцем на третью. И так повторить несколько десятков раз, выбирая головой номер струны и осуществляя эту задачу круговым движением большого пальца. Упражнение готово, если ты, не глядя, можешь правильным движением большого пальца сыграть любую на твой выбор струну, в любой комбинации и последовательности.

Двоечка».

Пожалуй, это самое сложное упражнение из всех, которые тебе предстоит освоить. А всего-то нужно соединить первое упражнение со вторым! Это не так просто, если учиться играть правильно. Здесь потребуется максимум внутренней сосредоточенности и упорства.

Большой палец надавил на 6-ю струну усилием «вниз и внутрь», ушёл «от себя наверх», в этот момент три аккордовых пальца вытягиваются, словно ножки, вставшие «на цыпочки», щипнули одновременно три струны (одновременно, а не клацая по очереди!), «коленочки ножек» подскочили на уровень косточек основания пальцев. Не дёргай ладонью (это очень важно!). Ладонь неподвижно парит над струнами на высоте вытянутых пальцев.

Большой палец вновь пошёл работать, но уже на 5-ю, струну… и так снова и снова, отрабатывая правильные движения всех пальцев, выбор всех трёх басовых струн. Звуки извлекаются равномерно, напоминая ритм огромного маятника: бас – аккорд – бас – аккорд…

Какие ошибки возникают чаще всего.

Первая. Бас извлекается не «внутрь», а «изнутри». Почему-то большой палец боится «сесть» на следующую струну. Звук получается тихим и плоским.

Вторая. Не гнутся суставчики («коленочки») аккордовых пальцев. В результате полусогнутые зажатые мёртвой хваткой пальцы в состоянии только зацепить струны и рвануть всей рукой вверх. Не только ладонь подпрыгивает, а всё запястье до локтя!

Третья. Пальцы немножко двигаются. Но недостаточно гибко. Не выдерживается максимальная высота ладони от струн – высота вытянутых аккордовых пальцев. Пальчики не подлетают вверх к плоскости ладони и не тянутся вниз к струнам для нового щипка. Движения ограниченные, скованные. Можно представить балерину Большого театра, которая не может сделать шпагат?! Так вот и твои пальцы должны учиться работать на максимальной амплитуде. Это потом ты научишься играть экономичными движениями, а пока тянем мышцы пальчиков «на шпагат», узнавая и развивая свои физические возможности.

Четвёртая. Пальцы щиплют струны не под прямым углом, а заваливаются на бок. Попробовали бы вы ходить по дороге, завалив ноги на бок градусов на 30! Это просто невозможно! А почему можно так играть на гитаре? Аналогия полная! Следи за «крестиком» между большим и указательным пальцами, он позволит выдержать перпендикуляр пальцев к струнам.

Троечка», «четвёрочка» и «полупереборы».

Уже проще, если правильно освоено предыдущее задание. «Троечка» - это ритм вальса. Бас – аккорд – аккорд.

P ima ima

1 2 3

Продолжаем всё так же внимательно следить за положением правой руки, правильностью работы басового и аккордовых пальцев. Играть нужно медленно, ровно и достаточно громко, чтобы все движения проходили через голову осознанно. В привычку вгоняем только то, в чём твёрдо убеждены как абсолютно верном! Бойся привыкнуть играть неправильно – этим ты обречёшь себя на невероятные страдания или просто бросишь всю эту затею с авторской песней!

Дальше осваиваем «четвёрку» - ритм марша. Вот схема:

 

P ima ima ima

1 2 3 4

 

А теперь освоим трёхдольный полуперебор. Здесь впервые указательный палец «i» «оторвётся» от связки трёх аккордовых пальцев и заиграет самостоятельно. Пальчики «m, a» остаются пока вместе.

Pima

1 2 3

 

Вот уж где потребуется ловкость высоко поднимаемых «колен»! Когда палец «i«щиплет третью струну, пальцы «m,a» находятся вверху у плоскости ладони, затем они работают, а указательный в этот момент подскакивает к ладони. Очень-очень похоже на то, как ты на уроке физкультуры шёл шагом, высоко поднимая коленки, подтягивая их к подбородку. А ладонь сама всё так же свободна и неподвижна, она висит как летающая тарелка над розеткой гитары на неизменном расстоянии вытянутых аккордовых пальцев.

 

И теперь сыграем четырёхдольный полуперебор.

К трёхдольному полуперебору добавляется четвёртая доля – пальчик «i».

Вотсхема:

Pimai

1 2 3 4

 

Ну, друг мой, если ты это сделал совершенно правильно – можешь поздравить себя с первой важной победой. Во-первых, ты научился работать по-настоящему, серьёзно, не халтуря, и не делая себе поблажек. Это твой пропуск в авторскую песню, тест на прочность натуры, на выдержку и силу желания. Без этого в этом жанре делать нечего!Ещё раз подумай, стоит ли тебе продолжать покорять себя и удивлять победами над собой. Умная песня требует умного исполнителя. А умный исполнитель знает, чего хочет и знает, что к достижению высокой цели нет лёгких путей. Ну, как? Ты со мной?

 

Урок второй

Если первый урок выполнен тобой на сто процентов, ты привык правильно держать правую руку на гитаре, освоил ритмы вальса, марша, трёх- и четырёхдольный полупереборы, можешь играть эти упражнения, совершенно не глядя на руку – тогда приступаем к освоению положения левой руки и первым аккордам.

Правильное положение левой руки на грифе – пальцы перпендикулярно грифу, большой палец, располагающийся с тыльной стороны грифа, не выступает за его плоскость, располагаясь где-то посредине, ноготь большого пальца через дерево грифа «смотрит» на ноготь среднего пальца. Гриф ладони не касается! Проверочное упражнение: поставить все четыре пальца на гриф в одну линию, но с условием, что каждому пальцу соответствует один лад (деревянная плоскость грифа от одного металлического порожка до другого). Проверить, чтобы пальцы не задевали соседние струны.

Приступаем к освоению первой пары аккордов.

На левой руке пальцы обозначаются цифрами: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец. Большой палец на грифе не работает, его функция – упор с тыльной стороны грифа.

 

Ля-минор (Am) 1 струна Ми-мажор (E)

1        
       
       
       
       

Бас 5-6 6 струна Бас 6-5

 

1. Сначала «прощупаем» пальчиками левой руки позиции этих аккордов, отметим их похожесть. То есть, «потопаем» с одного аккорда на другой несколько десятков раз, чтобы пальчики привыкли к такой комбинации, чтобы голова стала привыкать к этим движениям и нервы немного успокоились. Нам, на первых порах, предстоит делать много однообразных движений. Но именно так и достигается любое умение! Дело не только в том, чтобы понять, что и как надо правильно делать руками, но ещё и научиться это делать, и привыкнуть это делать до автоматизма. А на такое надо время!

2. Запомним обозначение и название аккордов, это очень важно.

3. Усвоим порядок исполнения басов. В Ля-миноре главный бас – Ля – на пятой открытой струне, второстепенный – на шестой. В Ми-мажоре главный бас –Ми – на открытой шестой струне, второстепенный – на пятой. Запомним, что почти все аккорды на гитаре имеют два баса, которые исполняются последовательно чередуясь.

4. Сейчас начнём играть. Главное – играть будем медленно,громко и максимально ровно, без «спотыкания», особенно когда приходит момент перепрыгивания с одного аккорда на другой. А чтобы получилось ровно – будем обязательно считать вслух ровный ритм.

А) Играть начнём сначала в размере «четвёрка». Значит, считать будем до четырёх, только вместо слова «раз» будем произносить номер басовой струны. Получится такая словесная схема: «пять -два-три-четыре, шесть -два-три-четыре, шесть -два-три-четыре, пять -два-три-четыре», где в первых двух «четвёрках» мы проговариваем басы аккорда Am, а в других двух «четвёрках» - аккорда E.

И ещё скажу, что умение говорить вслух под ровное, мерное шевеление пальцев оченьнеобходимо, поскольку мы же будем не только играть аккомпанемент к песне, но и петь эту песню! Вот такая эквилибристика…

Сколько же повторять эту схему? Играем не менее 40-50 раз без остановки, то есть любой ценой стараемся играть долго. Чем дольше мы играем ровно, медленно, громко без остановки – тем ближе наша победа.

Один тонкий момент, который помогаетбез спотыкания переходить с одного аккорда на другой. Посмотрим на главные басы в обоих аккордах: в Am– 5, в E – 6. Так? А зажимаются ли эти струны левой рукой? Нет! Так если первая секунда «четвёрки», то есть бас, играется без зажимания струны, то почему бы этот бас не начать играть сразу, ещё не поставив пальцы левой руки на струны в нужных местах?.. Как раз эта секунда, в которую ты заставил себя начать играть четвёрку, взяв первую басовую струну, «вытянет» все остальные три доли «четвёрки», вынудив быстрее поставить пальцы левой руки на нужный аккорд. Да-да! Пойми это и используй! Работает стопроцентно! И как же будет приятно душе заиграть ровно первые два аккорда твоей жизни!.. Такая схема работает на двух первых парах аккордов. Третья пара потребует умения зажимать бас уже с первой доли. Но к этому времени у нас в багаже будет уже семь песен и волнения будет намного меньше. А спокойная голова куда легче преодолевает трудности.

Б) Затем переходим на ритм «троечка», также 40-50 «шагов» без остановки.

В) Следом – ритм «двоечки», то есть, сокращая ритмическую формулу по времени, но оттого учащая перескоки с аккорда на аккорд.

Г) И, напоследок, включаемся в освоение самых трудных и самых красивых трёх- и четырёхдольного полупереборов. Работаем над каждым полуперебором отдельно, не смешивая в голове эти ритмы. Чтобы не получилось так, что хочешь играть четырёхдольный полуперебор, а играешь вальсовый трёхдольный и не замечешь этой ошибки.

Если позволяет сила духа, то попытаемся проиграть всю цепь упражнений без остановки. После такого усердия ты научишься играть эту пару аккордов, не глядя на гриф и на правую руку.

И ещё раз проконтролируем правильность положения правой руки.

 

Третий урок

Вторая пара аккордов.

Dm (Ре-минор) 1 А7 (Ля-септаккорд)

1            
           
           
           
           

Бас 4-5 (6-не играется) 6 Бас 5-6(4)

В позиции пальцев этой пары, на этот раз, общего мало. Следует хорошо «прощупать» положение пальцев левой руки,добиться быстрой перестановки пальцев с одного аккорда на другой, контролируя правильность только визуально. Затем усвоим последовательность чередования басовых струн. В аккорде Ре-минор проследим, чтобы пальцы стояли перпендикулярно и не ложились на гриф. Запомним, что шестой бас в аккорде Ре-минор не играется. А далее, принцип выполнения упражнений – тот же, как и в первой паре.

Если ты успешно освоил две пары аккордов, закрепим этидостижения исполнением последовательности, в которой выученные тобой четыре аккорда «перемешаются», а, на самом деле, выстроены в той комбинации, в которой они чаще всего встречаются в песнях:

 

Басы: 5 6 4 5 6 5 5 6 5 6 4 5 6 5 5 6

Am – Dm – E – Am – A7 – Dm – E– Am.

 

Играем её поочерёдно маршем, вальсом, двоечкой, и полупереборами с указанными сверху басами по нескольку раз без остановки ровно, медленно и громко. Если получилось проиграть эту последовательность несколько раз подряд в разных размерах и вариантах (знакомых тебе по первому уроку), - это серьёзная победа в деле освоения гитары. Но снова и снова помним – играть надо чётко, ровно, размеренно, громко и долго. Без остановок, с верным чередованием басовых струн и правильной постановкой рук. Вот так-то!

 

Урок четвёртый

 

Мы добились определённого успеха и, как награда, - ознакомление и изучение первых песен.

К этому учебному пособию прикладывается аудио диск с изучаемыми по программе песнями. Песни выстроены в строго определённом порядке по принципу постепенного возрастания сложности аккомпанемента. И если мы собираемся сопровождать гитарой своё пение, то стоит позаботиться и о качестве воспроизведения мелодии голосом. А для этого усвоим некоторые очень важные моменты работы с песней на диске.

1. Выбранную для освоения песню сначала просто слушаем несколько раз, не напрягаясь, не зацикливаясь на вслушивание в звук гитары. Воспримем песню целиком, она же такая красивая и проникновенная! Привыкнем к песне.

2. Начнём подпевать слова, стараясь с каждым разом все чётче совпадать с эталонным голосом на диске. В итоге такого действия воспроизводимая тобой мелодия и мелодия песни на диске должны полностью совпасть. Это очень важно, поскольку фальшивить мелодию песни просто недопустимо.

3. И только после этого будем заниматься освоением аккомпанемента к этой песне.

Вот только так! В этом случае, изучая надстрочные значки в текстах песен, ты будешь слышать и контролировать свои нестыковки с учебным эталоном, память будет выдавать вопросительные знаки, и ты не пропустишь ошибки и не заучишь их.

Оставлять на «потом» исправление неверной мелодии тоже чревато. Не обманывай себя – однажды заучив неправильно – исправить ошибки будет гораздо труднее, скорее всего так и будешь петь, пытаясь оправдать своё неверное исполнение перед собой и другими. А внутри будет очень стыдно и некомфортно, что помешает тебе любить всё это дело.

«Песенка о бумажном солдатике » Булата Окуджавы.

Это удивительная, самая первая наша песня. Когда живущего в Париже Булата Окуджаву спросили: какую его песню больше всего любят французы, - он указал на «Бумажного солдатика».

Это первая наша встреча с философией людских отношений. В этой песне Окуджава раскрыл свое личное, но, при этом, эталонное по высокой духовности отношение Мужчины к Женщине.

Некая «она» не оценила глубину чувств внешне слабого (бумажного) человека, который, однако, был рыцарем по сути, был способен носить её на руках и молиться на неё. «Она», отвергнув чувства «солдатика», надсмеялась и послала его в огонь, и он пошёл, не предав себя и своего сильного чувства…

Отметим важный момент на будущее –понимая досконально заложенную в песне мысль, идею, всегда нужно стараться петь интересно и выразительно.Простим себе, что пока нам просто «не до этого» - голова забита чисто техническими задачами. Но помним, что придёт время и эта песня «проснётся» в твоей душе и «пробьёт до мурашек». Если это случится, если ты позволишь себе к этому стремиться – вот тогда мурашки побегут по коже твоих слушателей, и вот тогда ты враз поймёшь для чего на самом деле так упорно стараешься освоить гитару…

В аккомпанементе используется только два аккорда Am и Е в ритме вальса («троечка»).

Познакомимся с понятием «зубчик» (Ñ).Это схематичное изображение формулы аккомпанемента, которая многократно повторяется на протяжении песни. В профессиональной музыке это называется «тактом».Песен будет много, формулы аккомпанемента будут разные, но обозначение места начала формулы, то есть место взятия баса, будет осуществляться одним и тем же треугольничком-стрелочкой.

Давай посмотрим, где могут располагаются зубчики.

Они есть над гласными буквами – значит место взятия баса именно вместе с пением этой гласной. Есть зубчики между словами – значит, место взятия баса приходится по ритму между этими словами. Есть зубчики, стоящие на строке до начала текста, или уже после текста в конце строки – соответственно место баса именно там, до или после слов.

На первых порах следить за зубчиками в тексте песни будет сложно, глаза разбегаются, надо и на левую руку посмотреть, правильно ли взяты аккорды. Ещё хочется посмотреть на правую руку и убедиться, что не перепутана басовая струна, что делать категорически запрещено. Если ты в голове отразил, какую басовую струну надо сейчас брать – ты именно её (совершенно не глядя) и возьмёшь. Поверь, это так! Ведь ты уже две недели по нескольку раз в день играл разные схемы и ритмы, где ты вслух произносил названия нужных басовых струн. Главное – пропустить через голову выбор баса, а не давить бездумно на любую, попавшуюся первой под палец струну.

 

И так, в «Бумажном солдатике» мы будем играть аккомпанемент в ритме вальса, то есть «троечкой».

Правильный алгоритм изучения первой песни позволит тебе осваивать следующие в два раза быстрее.

Во-первых, не берись играть и петь, пока не наслушаешься и не напоёшься вслух эту песню до состояния полного совпадения звуков мелодии, идущих с аудиодиска и твоего голоса. Полного совпадения, я специально это подчёркиваю! Ни одна нота не должна быть фальшивой, ни одна верхушка мелодии не должна быть «срезана».

Во-вторых, пропой несколько раз и простучи любым способом (карандашом по столу или ладошкой по коленке) сильные доли, это места в тексте, где стоят зубчики, почувствуй, как ровно и мерно ты стучишь. Вот так же ровно ты должен будешь играть.

В-третьих, подключи к пропеванию мелодии работу левой рукой, то есть, не касаясь струн правой рукой, ты левой осуществляешь полноценную работу по перепрыгиванию с аккорда на аккорд в нужное время, контролируя глазами совпадение положения зубчика в тексте и вовремя поставленных аккордов на гитаре. И это всё при постоянном пении вслух и постоянном звучании диска!

В-четвёртых, наконец, ты отключаешь диск и подключаешь игру правой рукой. Вся песня должна собраться в едином действии всех твоих движений, а слух контролирует правильность воспроизводимого с тем, что он так привык слышать.

Проделаем впервые всю эту поступенную работу. Вот схема куплета:

Басы: 5 6 5 6

Am ÑÑÑÑ

Один солдат на свете жил

5 6 6 5

ÑÑ E ÑÑ

Красивый и отважный,

6 5 6 5

ÑÑÑÑ

Но он игрушкой детской был,

6 5 5 6

ÑÑ Am ÑÑ

Ведь был солдат - бумажный.

 

Первый куплет «соберётся в кучу», если отработается одновременно и голосом и гитарой абсолютно правильно. Проверочное упражнениие - этот первый куплет нужно «закольцевать» и безостановочно проиграть и пропеть несколько раз, стараясь ни в коем случае не спотыкаться при переходе с аккорда Am на E и обратно. Ни в коем случае не сдвигаем зубчики! Если получилось спеть без остановки первый куплет несколько раз, то ты готов спеть всю песню целиком, просто поменяв слова.

Когда вся песня соберётся в единое целое, не забудь позаботиться о том, чтобы она звучала осознанно, с выражением мысли, то есть вкусно…

Вторая песня – «Ты у меня одна » Юрия Визбора. Здесь тоже ритм вальса. Песня спокойна по образному содержанию, посему вообще суетиться и торопиться не следует. Представим уставшего, вернувшегося домой после долгих странствий человека. Поздний вечер, аромат домашнего уюта, верные, любящие глаза…

Песня эта – признание в единственной, сильной любви, любви на всю жизнь. Скорее всего, о настоящей любви не кричат. Поэтому постараемся подать мысль песни проникновенно, нежно, чисто…

 

5 6 5 6 5 6 4 5 4 5 6 5 6 5 5 6

ÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑ

Am – Dm – E - Am - E

 

5 6 5 6 5 6 4 5 4 5 6 5 6 5 5 6

ÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑÑ

Am – Dm – E - Am

 

Ñ = P – ima - ima

1 2 3

Это схема куплета. Здесь хорошо видно сколько раз играется тот или иной аккорд. Выучив эту схему отдельно, можно отлично приготовить себя к подключению голоса. И не забудь честно отработать все этапы алгоритма, которые я указала выше.

 

Am ÑÑÑÑÑÑ Dm ÑÑ

Ты у меня одна, словно в ночи луна,

ÑÑ E ÑÑÑÑ Am Ñ – E Ñ

Словно в году весна, словно в степи сосна.

Am ÑÑÑÑÑÑ Dm ÑÑ

Нету другой такой ни за какой рекой,<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: