Научная новизна исследования.




1. Впервые в музыкальной педагогике рассмотрена специфика музыкального развития леворуких детей. При этом музыкальное обучение рассматривается как оптимальное средство художественного развития левшей и универсальное условие их щадящей адаптации к окружающему социуму.

2. Разработано содержание обучения музыке леворуких детей и определены 5 этапов их музыкального развития: I - подготовительный (диагностирующий), II - начальный (адаптационный), III - средний (критический), IV - этап практической реализации накопленных инструментальных навыков (13-14 лет), а также завершающий V этап, констатирующий успешность обучения.

3.Выявлена динамика музыкального развития леворуких учеников: замедленный процесс накопления учебной информации на II и III этапах обучения, с последующей компенсацией - активизацией развития на IV и V этапах.

4.Разработаны инструментально-технологические и репертуарные рекомендации по музыкальному развитию леворуких учеников, направленные на выравнивание их обучения с праворукими детьми, с учетом сложностей приобретения леворукими детьми игровых навыков, воспитания внутреннего музыкального слуха и представления о звучании инструмента; обоснована важность занятий в ансамбле.

Теоретическая значимость исследования.

1. Обоснованы необходимость своевременного выявления леворукости в музыкальном образовании и учета этой характеристики в процессе обучения музыке. »

2. Определена специфика восприятия музыки детьми на основе сравнительных характеристик восприятия пространства, времени, движения, а также памяти и внимания в процессе музыкального обучения и развития.

3. Сформулированы следующие педагогические условия эффективного музыкального развития левшей:

- педагогическая целесообразность своевременного начала обучения музыке и обоснованности выбора инструмента; использование компенсаторной роли игры в ансамблях для преодоления возникающих объективных трудностей в обучении; природосообразность, требующая необходимой продолжительной адаптации левшей к обучению музыке и проявления в связи с этим максимальной корректности и терпения, по отношению к левшам в большей мере, чем другим ученикам;

- цикличность обучения, связанная с возвратом к пройденному и обусловленная замедленным характером накопления информации, а также затрудненностью координации движений на начальных этапах обучения музыке;

- оптимизация драматургии уроков (профилактика стрессовых ситуаций, систематический контроль за эмоциональным состоянием ребенка, особенно перед игрой на сцене, для исключения характерного у левшей состояния аффекта в ситуациях, связанных с повышенным волнением и ответственностью).

Практическая значимость исследования. Результаты научного исследования могут быть использованы при обучении левшей музыке в общеобразовательных и музыкальных школах, студиях, кружках, при составлении программ, учебных пособий общего и дополнительного музыкального образования; а также для индивидуализации педагогических методов и приемов в музыкальном воспитании и обучении правшей, левшей, детей со скрытой леворукостью. Разработана специальная методика обучения леворуких детей игре на скрипке.

Материалы исследования могут быть использованы в дисциплинах педагогического и психологического циклов, а также в курсах: "Методика обучения игре на музыкальном инструменте" и "Теория и методика музыкального образования» в педвузе, педколледже, в системе повышения квалификации педагогов основного и дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечена подробным анализом имеющихся теоретических источников, применением адекватных методов исследования, проведением опытно-экспериментальной работы, качественным и количественным анализом полученного материала, включая педагогическую практику. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента было задействовано 129 детей дошкольного и школьного возраста.

Этапы исследования.

1. Первый этап (1990-1995 ггЛ - накопление опыта работы с леворукими учениками и детьми со скрытой леворукостью. Анализ наблюдений, многолетнего эмпирического опыта диссертанта в качестве преподавателя.

2. Второй этап (1996-1998 гг.У - Разработка теоретических подходов, концепции исследования, теоретическое осмысление и систематизация накопленного материала по музыкально-творческому развитию леворуких детей. Изучение философско-эстетической, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы.

3.Третий этап (1999-2001 гг.) - опытно-экспериментальная апробация педагогических условий (системы поэтапного музыкальное развитие ребенка-левши, инструментальные и репертуарные рекомендации), позволяющих контролировать уровень музыкального развития детей этого типа.

4.Четвертый этап (2001-2004 гг.) — анализ сравнительных характеристик познавательных процессов у леворуких детей при обучении музыке: восприятие пространства, времени, движения, характеристика внимания, памяти, восприятия музыки. Параллельно уточнялись теоретические и методические положения исследования. Проводился анализ и обобщение материалов, собранных в процессе исследования, написание текста диссертации и его литературная обработка.

Апробация результатов и внедрение результатов исследования осуществлялась в практической работе автора, на семинарах аспирантов и заседаниях лаборатории музыкального искусства. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в статьях, излагались на Межрегиональной научно-практической конференции "Профессиональная подготовка учителя музыки" (2000 г.) в МПГУ и на Международной конференции «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке» (2003 г.) в ИХО РАО, на межрегиональной научно-практической конференции «Музыкальное образование в XXI веке: традиции и инновации», (Москва, 2004 г.), на межвузовской научной конференции-семинаре студентов, аспирантов и молодых ученых «Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебно-воспитательного процесса» (Москва, 2004г.).

База исследования: Государственные образовательные учреждения: детский сад №5 и детская музыкальная школа г.Протвино Московской области, детская музыкальная школа г. Кременки Калужской области.

Разными формами исследования было охвачено 49 педагогов детских садов и музыкальных школ (29-60 лет); 71 учащийся музыкальных школ (7-14 лет); 58 воспитанников детского сада.

Положения, выносимые на защиту:

1. Важнейшей предпосылкой эффективного музыкального развития является своевременное выявление леворуких учеников, что позволяет индивидуализировать процесс обучение музыке, сделать его более стабильным и результативным.

2. Эффективность музыкального развития леворукого ребенка зависит от соблюдения следующих педагогических условий: а) срок начала обучения музыке — на год позже или на год раньше по сравнению с общеобразовательной школой; б) выбор инструмента с учетом, что леворуким детям легче учиться на щипковых инструментах, труднее — на струнно-смычковых; в) педагогическая профилактика отказа леворуких детей от занятий музыкой из-за трудной адаптации к обучению; г) организация учебного процесса с точки зрения природосообразности, педагогической целесообразности и психологической комфортности. Особое значение в работе с левшами приобретает закрепление полученных знаний, базирующееся на цикличности обучения, развитии самоконтроля и творческой деятельности: в особенности субъективной интерпретации и сочинении музыки, участия в концертах и т.д.

3. Основные этапы музыкального развития левшей: I этап — подготовительный (диагностический), II этап (6-9 лет) — начальный (адаптационный); III этап (10-12 лет)- средний (критический); IV этап (13-14 лет) — этап практической реализации накопленных инструментальных навыков; V этап - завершающий (констатация успешности обучения).

Динамика музыкального развития левшей заключается в замедленном процессе накопления учебной информации на II и III этапах и активизации музыкального развития IV и V этапах. Последовательность и полнота прохождения всех названных этапов обязательна: на каждый следующий этап возможен переход, лишь после реализации задач предыдущего.

4. Методические рекомендации по музыкальному развитию левшей предполагают: поэтапное обучение, подбор доступного педагогического репертуара, содержащего минимум смешанных штрихов и разнородных движений, опору на воспитание внутреннего музыкального слуха, развитие представлений о звучании инструмента; занятия в ансамблях как компенсаторную, непроизвольно-подражательную форму развития инструментальной техники и, вместе с тем, как важнейшее средство щадящей адаптации к социуму, ориентированному на праворукость.

Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения (тесты, таблицы, методические рекомендации по обучению леворуких детей игре на скрипке).

 

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-muzykalnogo-razvitiya-levorukikh-detei-v-sisteme-dopolnitelnogo-obr#ixzz5SxM54NBC



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: