Введение диссертации (часть автореферата)




Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования

 

Год:

Автор научной работы:

Арестова, Александра Юрьевна

Ученая cтепень:

кандидат педагогических наук

Место защиты диссертации:

Москва

Код cпециальности ВАК:

13.00.02

Специальность:

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Количество cтраниц:

 

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Арестова, Александра Юрьевна

Введение.

Глава I. Теоретические основы музыкального обучения и развития леворуких детей

1.1 Педагогические проблемы художественного образования леворуких детей.

1.2 Психология леворуких детей в процессе обучения музыке.

1.3 Специфика музыкального развития леворуких детей в дополнительном образовании.

Глава II. Экспериментальное изучение музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования ^ II. 1 Диагностика леворукости и ее значение для музыкального развития детей в системе дополнительного образования (констатирующий эксперимент).

11.2 Специфика восприятия музыки как основа музыкального развития леворуких детей.

П.З Содержание и условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования {формирующий эксперимент).

Введение диссертации (часть автореферата)

Актуальность исследования вызвана повышением количества леворуких людей во всем мире и неразработанностью содержания, методов и форм работы с ними. Особенности леворуких людей мало изучены, неизвестна также и причина появления леворукости у человека. Проблемы, связанные с этим явлением, стали изучаться только в XX веке. Это объясняется тем, что возникновение леворукости, как правило, обусловлено наследственными причинами, для изучения которых потребовались открытия в биологии и медицине, потребовалось развитие генетики.

В современном мире ученые насчитывают от 8 до 10 процентов левшей, а с прибавлением к этим данным людей со скрытой леворукостью показатели увеличиваются до 20 процентов. В России общей статистики по левшам пока нет, но некоторые исследования показывают увеличение количества леворуких людей и в нашей стране. Это хорошо заметно среди школьников - тем более, что сейчас нет тенденции к переучиванию леворуких детей. Практика свидетельствует о постоянном увеличении числа подобных учеников и нерешенности проблем, вызванных доминированием левой стороны тела. В исследовании мы попытались, прежде всего, собрать, проанализировать и обобщить факты, связанные с обучением левшей музыке.

Обучение левшей, как и их изучение, ставит перед педагогом и исследователем много этических вопросов. Нередко ошибки именно этического плана тормозили развитие генетики — науки, которая ближе всех стоит к тайне появления леворукости. Так, евгенистические попытки улучшения природы человека, предпринимавшиеся в начале XX века и в 30-е годы, имели крайне нежелательные социальные и научные последствия. Например, по этой причине в ГДР исследования по генетике человека были возобновлены только в начале 70-х годов XX века. [30].

В нашем исследовании мы опираемся на этику толерантности, которая исходит из гуманистических представлений о непреходящей ценности различных достоинств и добродетелей человека, в том числе отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида.[78]. В современной отечественной науке теорию толерантности развивает известный российский психолог А.Г.Асмолов.

Художественная культура занимает особое место в контексте проблем исследования толерантности. Основы гуманистической философии применительно к культуре и воспитанию детей (философия культуры М.С.Кагана, философия образования В.С.Гершунского, философия воспитания Б.Т.Лихачева) предполагают раскрытие, как минимум, 5 проблем: гуманистическое представление о мире как источнике искусства, гуманистическое представление о человеке, гуманистическое представление о ребенке и такое же представление о приобщении детей к искусству (Б.П.Юсов). [183]. В данной работе мы рассматриваем обучение леворукого ребенка музыке через призму гуманистических ценностей. Гуманизм присущ демократическому обществу в принципах «активного ненасилия», «недискриминации», «свободы выбора», «кооперативизма».[ 163].

Изучение проблем, связанных с леворукостью, сдерживали не только этические ошибки. Так, на генетику в XX веке оказывалось идеологическое давление. В 20-е годы в СССР уровень генетических исследований был очень высокий. В стране работала целая плеяда корифеев — Н.И. Вавилов, Н.К. Кольцов, A.C. Серебровский, Ю.А. Филипченко, Н.В. Тимофеев-Рясовский, С.Н. Давиденков. [30]. Но их идеи оказались «неудобными» для мичуринской науки, объявившей этих ученых создателями реакционной теории наследственности, направленной против материалистической теории развития. Согласно постулатам материалистической биологии считалось, что наследственностью живых организмов можно управлять через ассимиляцию новых условий. Т.Д. Лысенко в своей «Агробиологии» в 1948 году писал, что наследственность - это эффект концентрирования воздействий условий внешней среды, ассимилированных организмами в ряде предшествующих поколений. Тем не менее, «менделисты-моранисты», как называла их официальная наука, отрицали влияние условий жизни на изменчивость органических форм и искали причины изменчивости во внутренних факторах, заложенных в самом организме. Внешние условия, считали они, могут лишь усиливать или ослаблять имеющуюся изменчивость.[59]. В эпоху доминирования материалистической эволюционной теории Дарвина эти идеи были обречены. Но без них сложно было объяснить, почему у праворуких родителей появляется леворукий ребенок, почему при одинаковом обучении во все времена оставались люди, которые могли писать только левой рукой.

Положение о роли среды и наследственности в формировании личности было впервые сформулировано русскими учеными Ю.А.Филипченко и Н.К.Кольцовым еще в 20-е годы XX века. Развитие наследственнных признаков они считали следствием результата взаимодействия наследственной конституции и внешней среды. Нет таких признаков, которые бы абсолютно зависели от наследственности или только среды. [29]. Когда мы рассматриваем человека, то одно в этом человеке оказывается явно принадлежащим его биологическому существу (природному, как сказал бы К. Маркс), а другое явно открывается перед нами как надприродное, приобретенное в обществе свойство. [93]. В исследовании музыкального развития леворуких детей вопросы обучения и воспитания мы рассматривали исходя из этой концепции.

Изучению левшевства мешают и демографические проблемы. Одними из методов изучения наследования признаков человека в медицинской генетике являются близнецовый и популяционно-статистический методы. Близнецовый метод позволяет оценить степень наследственности и факторов внешней среды. Популяционно-статистический метод заключается в исследовании признаков в больших группах людей, различающихся по наследственным характеристикам или условиям наследственных факторов в антропогенезе, роль генотипа и внешних факторов в наследственности в разных географических зонах или разных популяциях. Уменьшение рождаемости приводит к уменьшению возможности проведения исследовательских работ по генетике на более широком материале. Миграция населения и смешение рас приводит к появлению совершенно новых генотипов. По прогнозам генетиков, пройдет 40 поколений (считается, что у человека поколение в среднем длится 25 лет) и все нации смешаются. [158]. Однако, как эта тенденция влияет на количество леворуких - ученые не знают.

Наука не стоит на месте, ее открытия способны повлиять на понимание явления леворукости. Прежде считалось, что определить доминирующую сторону тела можно в возрасте трех-четырех лет. Оказалось, гораздо раньше. Питер Херпер из Центра исследования поведения эмбрионов королевского Университета в Белфасте (Великобритания) изучил тысячу изображений зародышей, полученных с помощью ультразвукового сканера. Им было от 10 до 15 недель. Затем познакомился с детьми, в которых те превратились - и выяснил удивительные закономерности.

Во-первых, все зародыши, созревающие в утробе, тянут ко рту и сосут «лапку», словно медведи в берлоге. И, как правило, сосут правую — так поступают 9 зародышей из 10. Однако некоторые сразу же предпочитают левую. В итоге получается, что первые поголовно становятся правшами, а вторые — левшами. Херпер считает, что «ручной перекос» возникает от асимметрии в развитии спинного мозга, поскольку в 10-15 недель в голове у зародыша мозг находится еще в самом зачаточном состоянии. Но потом, по мере созревания и зародыша, и мозга, асимметрия «впечатывается» в голову. [89].

Поэтому леворукость - это не просто преимущественное владение одной рукой, а отражение определенной асимметрии между полушариями мозга. Это отличное от праворуких распределение психических функций между правым и левым полушариями мозга.

Развитие музыкально-творческих способностей детей невозможно без учета особенностей их мышления и выявления ведущей стороны тела. В настоящее время предъявляются одинаковые требования по программе и нагрузке как для праворуких, так и для леворуких детей. Более того, массовое музыкальное образование направлено на обучение праворуких учеников. Специфика леворуких детей не учитывается. Эффект подобного обучения - частый отказ левшей от музыкального образования в начальной школе, проблемы с освоением программы обучения у детей в подростковом возрасте.

Правое полушарие, ведущее у левшей, отвечает за восприятие выразительности звуков. Огромный мир музыки доступен лишь этому полушарию. Правое полушарие преимущественно участвует в обеспечении психической деятельности, осуществляемой при восприятии музыки, воспроизведении мелодий, сочинении музыки. Правое полушарие человека сопряжено с чувственной сферой. Отмечено, что многие леворукие дети обладают яркими художественными способностями к рисованию, музыке. Часто эти способности проявляются необычайно рано. Следует также отметить, что левши имеют свои особенности в развитии, и им труднее адаптироваться в социальной среде.

Для понимания значимости изучения проблем леворуких детей в музыкальной педагогике, надо учитывать факт, что практически весь инструментальный репертуар написан для праворуких исполнителей — на любом инструменте ведущая роль в технике исполнения отдана правой руке. Если писать, рисовать, даже сочинять музыку можно левой рукой, то при исполнении музыкального произведения левше приходится переучивать тело к выполнению не свойственной нагрузки правой стороной. Сейчас в индивидуальном порядке можно заказать рояль с клавиатурой наоборот или гитару с перетянутыми наоборот струнами. Но, во-первых, в рамках дополнительного образования это пока невозможно, а во-вторых, чтобы придти к такому решению, надо в любом случае какое-то время проучиться на стандартном инструменте.

Специфика педагогической работы с левшами в музыкальном образовании включает в себя учет особой ранимости психики таких детей, специфической координации движений у них и ослабленного иммунитета.

Особой проблемой в музыкальной педагогике являются скрытые левши. Это дети, которые в школе и дома считаются правшами, но у которых показатели обследований выявляют доминирование левой стороны тела.

Для повышения эффективности музыкального обучения явных и скрытых левшей необходимо чаще опираться на творческие способности таких учеников, активизировать работу правого полушария мозга. Развитие музыкально-творческих способностей каждого ребенка на основе его природных данных - важный фактор повышения общей культуры в нашей стране, способствующий любительскому музицированию и общей образованности потенциальных слушателей.

Проблема леворукости — это междисциплинарная проблема. Она лежит на пересечении педагогики и психологии, медицины, теории наследственности, и имеет несколько аспектов рассмотрения. Среди них:

Философский аспект отражен в трудах Аристотеля, H.A. Бердяева, И. Канта, и других;

Вопросы функциональной асимметрии головного мозга рассматривались в трудах физиологов В.М. Бехтерева, Н.П. Бехтеревой; И.П. Павлова, И.М. Сеченова; Т.Визеля, Н. Гешвинда, Э.Кендела, Ф. Крика, М. ЛеМей, К. Халла, Д. Хьюбела, Э. Эвартса; в работах многих известных психологов: П.К. Анохина, JI.C. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Р. Лурия, и других;

Психолого-педагогический аспект, изложен в работах B.C. Гершунского, A.C. Макаренко, Б.Т. Лихачева, Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского; и в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.

Давыдова, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, и других;

Обучение леворуких детей анализировали М.М. Безруких, М.Г.Князева, С.К. Кожохина, И. Макарьева, А.Л. Сиротюк, М.Шохор-Троцкой;

Художественно-педагогический, музыкально-эстетический и искусствоведческий аспекты развивали многие авторы: O.A. Апраксина, Б.С. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Е.А.Бодина, Д.Б. Кабалевский, Ю.М. Лотман, А.Н. Малюков, Шацкая В.Н., Л.В. Школяр, Б.П. Юсов; Л. Ауэр, Е.Ф. Гнесина, Б. Гутников, Б.С. Мейлах, К.Г. Мострас, М. Фейгин, Л.М. Цейтлин, И.Н. Цуккерман, А.И. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич, и другие.

Необходимость учета специфики музыкального обучения и развития леворуких детей и неразработанность этого вопроса в специальной литературе обусловили проблему исследования и определили его тему: «Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования».

Объект исследования: музыкальное развитие леворуких детей как специфическая область художественного образования.

Предмет исследования: педагогические условия музыкального развития леворуких детей 6-14 лет в процессе обучения музыке в системе дополнительного образования.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить содержание и условия эффективного музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования.

Задачи исследования.

1. Проанализировать психолого-педагогические особенности обучения и развития леворуких детей, описанные в специальной литературе.

2. Выявить специфику, динамику и этапы музыкального развития леворуких детей в процессе обучения игре на инструменте.

3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия адаптации к обучению музыке и музыкального развития леворуких учеников в системе дополнительного образования, сформулировать соответствующие методические рекомендации для педагогов - музыкантов.

Гипотеза исследования: музыкальное развитие леворуких детей в системе дополнительного образования будет протекать успешно при соблюдении следующих педагогических условий: проведение своевременной диагностики, обеспечение педагогической целесообразности и комфортности обучения леворуких детей; обеспечение природосообразности и цикличности обучения, включая направленность эмоциональной драматургии уроков на преодоление характерной для левшей психологической замкнутости; организация сольного и ансамблевого музицирования компенсаторного характера, направленного на развитие самоконтроля ученика и поэтапного выполнения учебных задач.

Методологической основой исследования явились: педагогические концепции К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, B.A. Сухомлинского, В.С.Гершунского, Б.Т.Лихачева; концептуальные идеи развития личности, содержащиеся в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, A.A. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др.); этика толерантности А.Г. Асмолова; теория развивающего обучения В.В. Давыдова - Д.Б.

Эльконина; идеи художественно - эстетического воспитания Д.Б. Кабалевского и Б.М. Неменского; психолого-педагогические теории обучения леворуких детей М.М. Безруких, М.Г. Князева, И. Макарьева, идеи музыкально-эстетического воспитания школьников O.A. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, А.Н. Малюкова, В.Н. Шацкой, Б.П.Юсова; концепции инструментального обучения Л. Ауэра, Е.Ф. Гнесиной, К.Г. Мостраса, Л.М. Цейтлина, А.И. Ямпольского, Ю.И. Янкелевича и др.

Методы исследования: изучение литературы по теме исследования; теоретические методы - анализ, синтез, обобщение материала по теме исследования; эмпирические - педагогическое наблюдение, изучение музыкально-педагогического опыта преподавателей и творческой деятельности учеников, осмысление собственного многолетнего опыта работы в системе дополнительного образования; диагностические -тестирование, анкетирование, устный опрос учителей и учащихся; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, статистическая обработка данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: