Дети, впервые поступающие в детское дошкольное учреждение, сталкиваются с необходимостью адаптации к детскому коллективу, и не всегда эта адаптация происходит успешно: у многих детей нарушаются сон, аппетит, они становятся раздражительными, плаксивыми. Характер и длительность адаптационного периода зависит от многих факторов, среди которых можно отметить особенности нервной системы ребенка, состояние его здоровья, характер воспитательных действий в семье, особенности работы с детьми в том или ином дошкольном учреждении. Поэтому на данном жизненном этапе велика роль медицинской сестры (участковой, кабинета здорового ребенка, семейной), которая должна помочь ребенку и его окружению подготовиться к поступлению в ДОУ.
Непосредственно перед поступлением в дошкольное учреждение, но не позже чем за 1 мес, необходимо отрегулировать питание ребенка, скорректировать в случае необходимости режим дня, попытаться исправить дефекты воспитания, провести оздоровление ребенка, сделать необходимые прививки или оформить временный отвод от них, Существенное значение имеет правильная организация дня в детском дошкольном учреждении, контроль за которым может осуществлять медицинская сестра детского сада. При этом она должна учитывать анатомо-физиологические особенности детей разного возраста, уровень нервно-психического развития, особенности индивидуального развития детей.
Необходимо помнить, что занятия, требующие умственного напряжения детей, необходимо проводить в первой половине дня и лучше в дни максимальной работоспособности детей (вторник — четверг); дети в возрасте 3 лет должны заниматься не более 11 раз в неделю, при этом продолжительность одного занятия не должна превышать 15 мин, в 4-летнем возрасте число занятий может увеличиваться до 12, а продолжительность одного занятия — до 20 мин, в 5 лет число занятий составляет уже 15 в неделю при длительности одного занятия 25 мин. В конце дошкольного возраста число занятий достигает 17 в неделю, а продолжительность одного занятия может составлять 30 мин, этим достигается постепенная подготовка к занятиям в школе. В середине занятия с дошкольниками рекомендуется проводить физкультминутку, а перерывы между занятиями должны составлять не менее 10 мин. В практике занятий в детском саду не должны присутствовать домашние задания. Продолжительность непрерывной работы за компьютером зависит от возраста детей, состояния их здоровья и составляет для детей 5 лет не более 10 мин, для детей 6—7 лет —15 мин. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто и длительно болеющих, после перенесенных острых заболеваний, в течение 2 нед продолжительность занятий с компьютером сокращается до 7 мин для 5-летних детей и до 10 мин для детей 6—7 лет. При работе с компьютером экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см, при этом недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия нескольких детей.
|
Одной из важнейших проблем в дошкольном возрасте является подготовка детей к школе, успешное обучение в которой во многом зависит от его физической, психологической, эмоционально-волевой, нравственной и умственной подготовки.
Определение готовности к обучению в школе проводится по медицинским и психофизиологическим критериям, причем конкретное содержание психологической готовности к школе не является стабильным, оно постоянно меняется, обогащается в процессе роста и развития ребенка.
|
К медицинским критериям относятся:
1) общий уровень здоровья;
2) определение уровня биологического развития, соотношения между паспортным и биологическим возрастом;
3) острая заболеваемость за предыдущий год.
Уровень биологической зрелости оценивают по таким показателям:
• рост ребенка должен соответствовать параметрам физического развития для 6-летнего возраста;
• увеличение роста за год должно быть не менее 4 см;
• должны прорезаться постоянные зубы.
Психологическая готовность к школе оценивается по следующим критериям:
1) мотивационный компонент;
2) нравственный компонент;
3) волевой компонент;
4) интеллектуальный компонент.
Мотивационный и нравственный компоненты психологической готовности можно объединить в один — компонент личностной готовности к школе, которая подразумевает формирование у ребенка готовности к новой социальной роли, к новому для него положению школьника, имеющего отличные от дошкольника важные обязанности и права, занимающего иное, особое, место в обществе. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к самому себе, к окружению, к новому для него виду деятельности и проявляется в желании быть школьником и учиться, которое базируется на потребностях в социальном соответствии и социальной компетентности, т.е. готовности включиться в серьезные виды деятельности, иметь серьезное и ответственное дело — это главные мотивы желания стать школьником.
|
Личностная готовность подразумевает и эмоциональную адекватность восприятия новых видов деятельности, новых людей, окружающих ребенка, поэтому очень важно формирование у него качеств, позволяющих установить необходимые контакты с учителями, одноклассниками. К таким качествам относятся чувство ответственности, умение войти в новый коллектив, действовать вместе с другими или уступать, при необходимости подчиняться общим интересам и принятым правилам.
Не менее важным является формирование волевой готовности будущего первоклассника, подразумевающей способностьребенка подчинять свои желания сознательно выбраннымнамерениям. Будущего школьника ждет напряженныйтруд, необходимость делать не только то, что ему нравится,но и то, что требуется школьной программой, школьным режимом,а для этого необходимо волевое усилие, умение подчинятьсвои желания, способность управлять своим поведениемдля достижения поставленной цели. Как правило, кконцу дошкольного периода у значительной части детей ужесформированы основные структурные элементы волевогодействия — умение поставить цель, принять решение, определитьнеобходимый план действий, реализовать его, приложивопределенные усилия, оценить результат своих действий.
Еще одним важным моментом, определяющим степень готовности дошкольника к школе, является его интеллектуальнаяготовность, умственная развитость, которая подразумевает не только некую сумму знаний, умений, но и способность размышлять, обобщать, рассуждать, быть ориентированным в окружающем мире. Таким образом, в понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка, так и сформированность его мыслительных навыков, которые могут быть проверены с помощью специальных тестов. Важным является и умение ребенка осознавать те признаки, по которым он отличает (или объединяет) различные
предметы, животных, действия, ситуации. Интеллектуальную готовность можно развить, используя всевозможные виды занятий, игры, чтение книг, задавая ребенку вопросы по сюжету прочитанной книги.