Характеристика и основные проблемы преддошкольного и дошкольного возраста




 

Преддошкольный и дошкольный возрастные периоды являются весьма важными с точки зрения дальнейшего физического, психического, социального, познавательного развития ребенка, которое может быть успешным только при соблюдении определенных условий, включающих правильную организацию дня, обеспечение безопасной среды его обитания, решение вопросов по адаптации ребенка к детскому коллективу, адекватное и рациональное питание.

При формировании оптимального режима дня необходимо:

• обеспечить ребенку удовлетворение потребности в сне, который должен иметь продолжительность, соответствующую возрасту ребенка;

• соблюдать регулярность в поступлении питательных веществ;

• создать условия для активной деятельности, своевременно чередуя ее с достаточным отдыхом,

• соблюдать определенную последовательность компонентов организации дня ребенка;

• при занятиях учитывать время сосредоточения и утомления.

Таким образом, режим дня должен предусматривать время для занятий с ребенком, время для прогулок, время для сна, гигиенических процедур и принятия пищи.

В зависимости от возраста в режиме дня ребенка могут преобладать те или иные моменты. На протяжении 2-го года жизни ребенка продолжительность периодов бодрствования достаточно резко меняется, увеличиваясь на 1,5—2 ч во втором полугодии. В этом возрасте может устанавливаться два разных варианта режима дня.

Основным отличием в этих режимах является наличие двух отрезков дневного сна в течение первого полугодия преддошкольного возраста.

Знание привычного режима ребенка поможет лучшей его адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.

Так, в начале преддошкольного периода, в возрасте 1—1,5 года продолжительность ночного сна должна составлять 10—11 ч, дневного — 3,5—4,5 ч, количество отрезков дневного сна — 2; общее время периодов бодрствования составляет 8,5—9,5 ч при троекратном их количестве.

ребенок 4-6 лет ночью спит 10 часов днем 1 раз 2 часа, 4 раза питание, 12 часов бодрствование

 

При формировании режима дня детей преддошкольного и дошкольного возраста необходимо предусмотреть время для проведения закаливающих процедур и физического воспитания, которые можно сочетать между собой. К году ребенок уже должен быть знаком с основными естественными природными факторами, используемыми при закаливании (воздух, вода, солнечные лучи).

С года можно постепенно и очень осторожно назначать ребенку солнечные ванны, а после 3 лет, т.е. с началом дошкольного возраста, их проводят достаточно широко, но только после обязательного предварительного курса ежедневных световоздушных ванн в течение как минимум недели. Продолжительность солнечной ванны не должна превышать 10—20 мин, а предшествовать каждой должна воздушная ванна. Оптимальным для проведения солнечной ванны является время с 9 до 11 часов утра, через 1 — 1,5 ч после легкого завтрака.

Солнечные ванны начинают с минутной экспозиции в положении на спине и на животе, увеличивая время воздействия солнечных лучей на 1 мин каждые 2—3 дня, доводя продолжительность солнечной ванны до 10 мин на животе и спине. Солнечные ванны сочетают с водными процедурами: после нее (ни в коем случае не до солнечной ванны!) проводят обливание или купание под душем с температурой воды в начальном периоде воздействия солнечными лучами 36 °С с постепенным ее снижением до 28 °С. После водных процедур ребенка нужно обязательно насухо вытереть даже в жаркую погоду. За лето рекомендуется проводить 20—30 солнечных ванн.

Но начинать закаливание все-таки лучше с воздушных процедур. Воздушные ванны можно проводить как в помещении, так и на открытом воздухе. Если воздушная ванна проводится в помещении (в холодное время года), его нужно хорошо проветрить, доведя температуру воздуха до 18—19 °С. Длительность процедуры составляет при этом 30—40 мин. Воздушные ванны необходимо сочетать с гимнастическими упражнениями.

Дети старше 1,5 лет могут принимать воздушные ванны во время утренней гимнастики, одежда при этом должна быть легкой: майка, трусы, носки, тапочки.

Мощным закаливающим средством являются водные процедуры, оказывающие тонизирующее действие на весь организм.

В преддошкольном периоде можно использовать как применяющееся в грудном возрасте общее обтирание, так и новые виды водных процедур: обливание ног, общее обливание, душ; в дошкольном возрасте добавляется и купание в открытых водоемах.

В преддошкольном возрасте общее обтирание проводят водой, температура которой снижается до 24 °С, а начинают обтирание при температуре воды 33—32 °С. Длительность процедуры составляет 6—8 мин. используют воду сначала температурой 28 °С и, снижая ее на 1 °С каждые 2—3 дня, доводят до комнатной. Продолжительность процедуры составляет 20—30 с. С 1,5 лет можно применять контрастное закаливание.

Температура воды при проведении общего обливания составляет 24—28 °С, но начинают его при температуре воды —37 °С, снижая ее каждые 5 дней на 1 °С. С 1,5 лет можно применять душ, положительный эффект которого выше, чем при обливании. При этом необходимо следить за тем, чтобы зонтик душа не попадал на голову ребенка. Продолжительность процедуры — 1 — 1,5 мин.

Купание в открытых водоемах рекомендуется начинать не ранее 3-летнего возраста, после предварительной подготовки и обязательно в присутствии и под наблюдением взрослых.

Температура воздуха при этом должна быть не ниже 24 °С, а воды — 22 °С.

После любой водной процедуры ребенка необходимо растереть сухим махровым полотенцем.

Для закаливания детей дошкольного возраста возможно использование эффекта русской бани, сауны. Однако возможность посещения бани необходимо согласовать с врачом.

Основой закаливающего эффекта русской бани является соблюдение контрастного цикла: нагревание—охлаждение- отдых. Длительность каждого из этих этапов должна соответствовать формуле 1:1:2, т.е. находиться в парилке и принимать охлаждающие процедуры нужно примерно одинаковое время, а отдыхать — в два раза дольше. Длительность нахождения в парилке для детей, начинающих привыкать к русской бане, должна составлять вначале 3—5 мин, затем это время можно увеличить до 5—10 мин.

Исключительную роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка играет физическое воспитание, к которому приступают еще в грудном возрасте. Массаж, как правило, к преддошкольному возрасту уже заканчивают, а гимнастические упражнения продолжают в соответствии с возрастом ребенка, его силами, двигательными умениями. Целью гимнастики в возрасте от 1 года до 2 лет является развитие и совершенствование основных движений ребенка (ходьба, бросание мяча в цель, перешагивание через препятствия, лазание вверх). Занятия с ребенком этого возраста проводят в течение 10—20 мин, чтобы не вызвать его утомления, сохранить бодрость, хорошее настроение. После 4 лет для физического воспитания широко используют упражнения спортивного характера.

Для нормального развития ребенка преддошкольного возраста, как и для грудного ребенка, большое значение имеет полноценный сон. Желательно приучить ребенка спать днем и вечером примерно в одно и то же время, так как в этом случае формируется условный рефлекс на время укладывания, что способствует лучшему засыпанию. Перевод на одноразовый дневной сон возможен в возрасте после 1,5 лет при условии, что ребенок здоров и ко времени укладывания для дневного сна активен, бодр, долго не засыпает.

Если же у ребенка, которого перевели на однократный дневной сон, через некоторое время проявляются признаки утомления нервной системы, физического утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест, капризничает, часто плачет, не хочет самостоятельно ходить), то его следует временно снова перевести на двукратный дневной сон, пока поведение ребенка не нормализуется. Перед переводом ребенка на новый режим ему следует сначала уменьшить продолжительность дневного сна, затем укладывать на ночь пораньше, а поднимать после ночного сна позже обычного, обеспечив необходимую общую продолжительность сна.__

В конце дошкольного периода, перед поступлением в школу, если ребенок здоров и выдерживает длительное бодрствование, его можно перевести на режим без дневного сна.

Существенную роль в нормальном развитии ребенка, сохранении его здоровья и активности играет адекватное, т.е. соответствующее возрасту и потребностям организма, и рациональное, правильно организованное, питание, которое должно обеспечивать достаточное поступление необходимых питательных веществ, минералов и витаминов. Это возможно при соблюдении определенных правил. Так, завтрак должен начинаться не позднее чем через 1 ч после пробуждения, а лучше через 30—40 мин после него, так как дети долго не выдерживают без приема пищи; последнее кормление следует проводить не позднее чем за 1 ч до сна, что позволит обеспечить ребенку спокойный сон. Время приема пищи желательно устанавливать одно и то же, пища должна быть разнообразной. Объем пищи увеличивается постепенно и составляет в зависимости от возраста 1400—1700 мл в сутки. Ориентировочно его можно рассчитать по формуле:

У= 1000 + 100п, (2.16)

где V — объем пищи; п — число лет

Количество пищи, получаемой ребенком, должно быть распределено на 4—5 кормлений. Объем и калораж пищи распределяются в течение дня на 2-м году жизни равномерно, а затем на завтрак — 25 %, на обед — 35—40 %, на полдник — 10 % и на ужин 20—25 %. Дети в возрасте от 1 года до 1,5 лет должны получать, как правило, 5-разовое питание, но они сравнительно быстро приспосабливаются и к 4-разовому.

Питание детей преддошкольного и тем более дошкольного возраста значительно отличается от питания детей грудного возраста, что связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, возросшими функциональными возможностями пищеварительной системы, поэтому пища детей после года постепенно приближается к пище взрослых. Однако структура и функции органов пищеварения еще во многом несовершенны, что требует сохранения принципа щажения пищеварительного аппарата, строгого контроля за качеством продуктов, их кулинарной обработки. Кроме того, пища детей должна содержать некоторые незаменимые вещества, поэтому ряд продуктов должен входить в состав рациона ежедневно. К таким продуктам относятся, в частности, молоко, мясо, масло, овощи, фрукты. Другие продукты могут входить в питание ребенка через день — это рыба, творог, яйца. Полноценный рацион предполагает обеспечение детей необходимым количеством белков животного происхождения.

В возрасте от 1 года до 3 лет они должны составлять 75 %, в возрасте 4—6 лет — 65 %, старше 7 лет — 50 % общего количества белка в пищевом рационе.

Одной из особенностей питания детей является достаточное обеспечение молоком (до 0,5 л в сутки) и творогом (40—50 г), использование в рационе кисломолочных продуктов.

Введение в состав рациона этих продуктов необходимо по крайней мере по двум причинам: 1) обеспечение растущего организма, у которого происходит формирование скелета, достаточным количеством кальция; 2) белки молочных продуктов легче усваиваются.

Жиры обязательно должны содержать полиненасыщенные жирные кислоты, поэтому рекомендуется использовать растительные жиры (не менее 10—15 % от общего количества жиров),

Соотношение между белками, углеводами и жирами должно быть в преддошкольном возрасте 1:4:1, а в дошкольном — 1:3,5:1.

В рационе детей этих возрастных периодов обязательно присутствие листовых овощей, корнеплодов, зелени, фруктов, ягод и соков, что позволит обеспечить организм необходимым количеством балластных веществ и минералов, а также пополнит поступление витаминов.

При составлении меню необходимо учитывать, что крупяные и макаронные изделия следует давать не чаще одного раза в день, а овощные блюда — два раза в день.

Набор продуктов с возрастом значительно обогащается, расширяется: так, с 2 лет ребенку можно давать немного неострого сыра, селедки, икры, квашеной капусты. Не рекомендуется кормить детей насильно, а также давать в перерывах между приемами пищи какую-либо еду, особенно это касается различных лакомств (конфеты, печенье, мороженое).

В течение суток важно правильно распределить продукты: в первую половину дня можно давать мясные, рыбные, бобовые блюда, а во второй половине (на ужин) — творожные, овощные, крупяные.

Кулинарная обработка продуктов также имеет свои особенности: до 1,5 лет готовят блюда кашицеобразной консистенции (пюре, суфле, паровые котлеты, пудинги), затем, с появлением коренных зубов и развитием жевательного аппарата, — мясо, нарезанное кусочками, винегреты, котлеты, дают целые фрукты.

Во время еды ребенку нужно дать в руки ложку, чтобы он учился есть самостоятельно. Вилку и нож, сделанные из нержавеющей стали, можно давать с 3 лет; В питании детей не следует использовать специи, острые блюда, пищевые добавки искусственного происхождения (ароматизаторы, красители), копчености, чипсы, жевательную резинку. Нежелательно также вводить в рацион баранину, жирные сорта свинины, мясо гусей, уток, натуральный кофе, какао. Шоколад не рекомендуется давать до 5 лет.

Очень важным является правильный подбор игрушек, соответствующих возрасту ребенка, его развитию. Общими принципами подбора игрушек являются слелующие:

• для каждого возраста существует свой набор игрушек;

• игрушки должны быть безопасными;

• материал, из которого сделана игрушка, Должен легко поддаваться гигиенической обработке;

• разнообразить набор игрушек не следует слишком часто;

• периодически необходимо пересматривать ассортимент игрушек, убирая часть из них на некоторое время;

• действия с новой игрушкой лучше продемонстрировать, показать, как с ней обращаться.

На 2-м году жизни, в возрасте 1 год — 1 год 3 мес можно рекомендовать игры с мячом, тележкой, машиной, обручем, полезными оказываются крупные разборные игрушки, развивающие у ребенка мышление, игрушки-вкладыши (пирамидки, матрешки, кубы, цилиндры разной величины). Игрушки-вкладыши формируют у ребенка усидчивость, терпение, настойчивость. Желательно, чтобы игрушки одного и того же наименования (например, мишка, заяц) были сделаны из разных материалов (мягкие, резиновые, пластмассовые). Это позволяет расширить восприятие ребенка, формировать функцию обобщения по признакам предмета.

В возрасте 1,5 года особо важным становится развитие движений, координированности, пространственного восприятия, поэтому при выборе игрушек предпочтительнее мячи разных размеров, кукольные коляски, предметы различной формы В возрасте 1 года 9 мес используют разнообразные игрушки, но среди них обязательны пирамидки, предметы разного материала, цвета, формы. Для развития речи необходимы картинки с действиями. Показывая их ребенку, можно задавать ему вопросы типа ≪Кто это?≫, ≪Что это?≫, ≪Что делает?≫. Такие действия взрослого будут стимулировать речевую активность ребенка, увеличивать его словарный запас.

Основой правильной организации дня ребенка преддошкольного и дошкольного возраста, как и в другие возрастные периоды, является обеспечение потребности в движениях.

Для ребенка 2 лет уже необходимы более сложные предметы и игры. Его могут заинтересовать различные сюжетные игры и игрушки — в этом возрасте начинает формироваться сюжетная игра. Большой интерес у детей вызывают книги, которые нужно не только рассматривать с ребенком, но и читать, причем дети любят неоднократно слушать уже знакомые сказки, стихи, запоминая их.

Выбор игрушек, игр и предметов для игры ребенка от 2 до 3 лет должен предусматривать достаточное их разнообразие, при этом каждая игрушка выполняет определенную функцию. В этом возрасте следует приобщать детей к изобразительной деятельности. С этой целью используют пластилин, карандаши, акварельные краски.

В дошкольном возрасте роль игры в развитии ребенка не уменьшается. Особое значение приобретают коллективные, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, компьютерные игры, в ходе которых происходят сложные процессы обучения и воспитания ребенка, которые в конечном итоге обусловливают правильное и своевременное его развитие.

С 3 лет можно рекомендовать катание на трехколесном велосипеде, в зимнее время — на лыжах, санках.__

+++++++Достаточно серьезной проблемой в преддошкольном и дошкольном возрасте является поступление ребенка в дошкольное учреждение, посещение им различных подготовительных групп, групп гармоничного развития. Стремление как можно раньше отдать ребенка в дошкольное учреждение (ясли, детский сад) не может считаться оправданным, особенно если у ребенка наблюдаются какие-либо отклонения в развитии. В преддошкольном возрасте очень велика привязанность ребенка к матери, беспокойство при разлуке с ней сохраняется у девочек до 2,5, а у мальчиков — до 3,5 лет, поэтому нецелесообразно отделение ребенка от матери по крайней мере до 2 лет, когда велика угроза невротизации ребенка, которая может проявляться не только беспокойством при разрыве сложившегося эмоционального контакта, но и страхом при посторонних, незнакомых взрослых. До этого возраста разлука с матерью наносит серьезную травму чувству привязанности и является невротизирующим фактором в развитии ребенка, способным привести к утрате некоторых навыков (двигательных, гигиенических) и некоторой задержке психического развития. Поэтому, если ребенок не оторван от матери в более раннем возрасте (до 6 мес), следует дождаться возраста, когда привязанность к матери не будет носить ярко выраженного зависимого характера, когда уменьшится беспокойство во время ее отсутствия, обусловленное формирующимся чувством собственного ≪я≫, а контакты с незнакомыми взрослыми не будут сопровождаться настороженностью. Как правило, это наступает в возрасте после 2 лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: