В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре. Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений. Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач – восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна. Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания. В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:
1. Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим;
|
2. Деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий. При воспитании скоростных способностей, например, методика будет существенно отличаться от таковой при воспитании общей выносливости практически по всем параметрам;
3. Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.
Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны.
Физическая культура как учебная дисциплина высшего сельскохозяйственного специального образования. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
Основными законодательными и инструктивными документами, определяющими обязательность, основную направленность и объем учебной дисциплины «Физическая культура» в учебных планах всех высших профессиональных учебных заведений, являются следующие документы.
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999).
2. Специальный приказ Российской Федерации, обязательный для всех государственных и частных учебных заведений. Согласно этому приказу вузы обязаны обеспечить организацию физического воспитания в соответствии с действующими образовательными стандартами, планируя проведение учебной дисциплины «Физическая культура» по 4 аудиторных часа в неделю на I—II курсах, по 2 часа в неделю на III— IV курсах с проставлением итоговой оценки (экзамен).
|
3. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура», являющаяся федеральным компонентом цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте профессионального образования.
Основные положения программы обязательной учебной дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях и ее профессиональная направленность.
Программа включает в себя следующие основные разделы:
· Организационно-методический раздел.В этом разделе цель курса определяется как формирование физической культуры личности студента и его способности направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
· Теоретический раздел — материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности.
· Практический раздел — учебный материал направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на практическое овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности через приобретение личного опыта, направленного использования средств физической культуры и спорта.
|
Средства практического раздела занятий в рабочей программе кафедры физического воспитания определяют самостоятельно.
Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные дисциплины легкой атлетики (бег 100м — муж., жен., бег 2000м — жен., бег 3000м — муж.), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Контрольный раздел,в котором посредством контрольных занятий, зачетов и экзамена обеспечивается оперативный, текущий, итоговый контроль. Последний из них дает возможность провести комплексную проверку знаний, методических и практических умений, выявить общую физическую подготовленность студента, его психофизическую готовность к профессиональной деятельности.
Одним из условий и критериев, обеспечивающих успешность процесса физического воспитания, является регулярность посещения обязательных практических занятий по учебной дисциплине «Физическая культура». Поэтому данное требование остается обязательным для выполнения нормативов в каждом семестре, так как именно систематические занятия обеспечивают физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности (тренированности) студентов.
Профессиональная направленность физического воспитания студентов в высшем учебном заведении.
В высшей школе студентами уже выбрана их будущая профессия. Учебная дисциплина «Физическая культура» призвана наряду с другими дисциплинами внести свой вклад в профессиональное становление будущих специалистов. Поэтому весь учебный процесс физического воспитания студентов должен иметь определенную профессионально-прикладную направленность. Ее конкретная реализация осуществляется специальным подбором средств в практических занятиях, обеспечивающих акцентированное развитие и формирование тех физических качеств, умений и навыков, которые в наибольшей степени необходимы студентам для их будущей профессиональной деятельности. Программой предусмотрены и две обязательные лекции (III—IV курс), связанные с этим разделом ППФП: «Профессионально-прикладная физическая подготовка» и «Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста». Кафедрой физического воспитания для каждого семестра разрабатываются специальные практические нормативы и требования по этому разделу программы, которые могут существенно отличаться для студентов различных факультетов.
Основы организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.
Учебные занятия (I—IV курсы) проводятся в форме:
• обязательных теоретических, практических, контрольных; •индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных
занятий и консультаций;
• самостоятельных занятий по заданию и с периодическим контролем преподавателя.
Внеучебные занятия организуются в форме:
• выполнения физических и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
•самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом во внеучебное время (в спортивных клубах, секциях, группах по интересам);
• массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Для практических занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» на основании медицинского заключения студентов распределяют по трем учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится перед началом учебного года с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности.
Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются, что считается пропуском учебных занятий по неуважительной причине.
В основное отделение зачисляются те, кто отнесен к основной и подготовительной медицинским группам; в специальное учебное отделение — студенты, отнесенные к специальной медицинской группе с учетом их физического состояния.
Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий по физической культуре на длительный срок, также зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы. В это же отделение зачисляются студенты, назначенные на специальные практические занятия в группах лечебной физической культуры (ЛФК).
В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта, культивируемых в данном вузе, зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую физическую и спортивную подготовленность, соответствующую спортивному уровню группы или команды по видам спорта в конкретном вузовском коллективе. Это соответствие определяется тренером — преподавателем кафедры физического воспитания.
Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года.
Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.
В конце каждого семестра во всех учебных отделениях проводится итоговая аттестация студентов.
Зачетные требования включают в себя:
• знания по теоретическому разделу (устный опрос);
• выполнение тестов по общей физической, профессионально-прикладной физической и спортивно-технической подготовке (выполнение установленных нормативов).
Тесты по общефизической профессионально-прикладной и спортивной подготовке оцениваются в очках (от 1 до 5). Оценка ниже одного очка хотя бы за одно практическое зачетное упражнение не позволяет претендовать на зачет по практическому разделу, который определяется по средней оценке по всем установленным тестам для данного семестра.
Программой установлены следующие суммарные средние оценки тестов практического раздела:
• средняя оценка 2,0 очка — «удовлетворительно»;
• средняя оценка 3,0 очка — «хорошо»;
• средняя оценка 3,5 очка — «отлично».
Причем три теста (см. табл. 1.1.), характеризующих общую физическую подготовленность, являются обязательными в конце каждого курса во всех вузах страны.
В специальном учебном отделении зачетные упражнения и тесты, их оценки в очках устанавливаются кафедрой физического воспитания с учетом особенностей обучаемого контингента.
Все студенты специального отделения в конце каждого семестра представляют рефераты (объем 3—5 с.) по теме, связанной с их индивидуальными отклонениями в состоянии здоровья, что предусмотрено программой:
I семестр — «Диагноз и краткое описание заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие».
II семестр — «Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применении других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе)».
III семестр — «Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании (диагнозе)».
IV семестр — «Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием примерной дозировки)».
В конце курса учебной дисциплины «Физическая культура» во всех учебных отделениях проводится экзамен.
Условием допуска к экзаменам во всех отделениях является наличие зачетов за каждый предыдущий семестр и выполнение тестов по общефизической, профессионально-прикладной и спортивной подготовке, установленных на последнем семестре обучения, не ниже оценки «удовлетворительно».
Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. Заключительная оценка состоит из средней между оценками теоретического и практического разделов программы.
Таким образом, в физическом воспитании студентов сложились определенные формы направленного использования средств физической культуры и спорта. Основной среди них является такая форма, как учебные занятия. Она осуществляется в соответствии с программой, позволяющей строить учебный процесс с учетом уровня общей физической подготовленности, состояния здоровья и спортивной подготовленности. Для оценки эффективности работы по программе используются специально разработанные нормативы общей и специальной физической и технической подготовленности. Это позволяет решать задачи разносторонней профессионально-прикладной физической подготовки, совершенствования в избранном виде спорта с целью подготовки к труду и обороне нашей Родины.
Список использованной литературы
1. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник.- М.: Гардарики, 2005.- 366с.: ил.
2. Гзовский Б.М. Организация физического воспитания студентов/ Б.М. Гзовский, Н.А. Нельга.- М.: Высшая школа, 1978- 96с.
3. Физическая культура: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений/ [Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич].- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 176с.
4. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.