Бюджет Беларуси в переходном периоде к рынку




 

В 90-е гг. ХХ в. начался период формирования рыночных отношений в Республике Беларусь.

Главным назначением бюджета становится обеспечение финансовых функций государства. Первый бюджет суверенного государства характеризуется следующими особенностями:

· самостоятельность бюджета, базирующаяся полностью на мобилизованных на территории республики налогах и неналоговых поступлениях;

· усиление социальной направленности бюджетных ассигнований;

· усиление ряда фондов и резервов, предупреждающих диспропорции в хозяйстве, финансирование не учтенных в бюджете расходов, вызванных переходом к рыночным отношениям.

Впервые в бюджете Республики Беларусь появились следующие доходы:

· чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

· средства от выпуска, акционирования и реализации государственной собственности;

· доходы от внешнеэкономической деятельности.

Однако, несмотря на существенное увеличение доходов бюджета Республики Беларусь их не хватило для покрытия расходов. Впервые за 36 лет официально был запланирован дефицит бюджета Республики Беларусь в сумме 3,7 млрд. р., что составляло примерно 11,6% от всех расходов.

В 1991 г. наблюдался особенно быстрый рост расходов на содержание правоохранительных органов, аппарата управления (почти в три раза по сравнению с 1990 г.). Это стало следствием увеличения численности работников, образования новых структур и комитетов. Вместе с тем расходы на социально-культурные мероприятия росли медленнее, чем весь объем бюджета, их доля в расходной части составляла только 26%.

В 1994 г. объем бюджета уже перешагнул триллионы рублей и по доходам прогнозировался в сумме 6,3 трлн. р., по расходам – 7,2 млрд. р. Решающую часть доходов государственного бюджета составляли косвенные налоги.

В 1992 г. были введены такие косвенные налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо. Поступление от этих источников достигло почти половины всех доходов бюджета.

Кроме них, в бюджет Республики Беларусь начали поступать и другие многочисленные налоги с юридических лиц:

· налог на прибыль;

· налог на недвижимость;

· налог за пользование природными ресурсами;

· налог за экспорт и импорт;

· чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

· платежи за землю.

Переходный период наложил отпечаток и на структуру расходов, которые отражают некоторые новые тенденции в направлении бюджетных ассигнований, но по многим позициям весьма похожи на прежние статьи.

В суверенном бюджете Республики Беларусь появились расходы на содержание армии, пограничных войск, погашение государственного долга, выпуск национальной валюты и ценных бумаг. Резко (более чем в 5 раз) в 1993 г. возросли затраты на финансирование правоохранительных и судебных органов, на внешнеэкономическую деятельность.

Для бюджетов переходного периода характерным является резервирование ресурсов в специальных фондах, позволяющих профинансировать непредвиденные расходы, несколько смягчить возникающие диспропорции в экономике Республики Беларусь:

· в фонде стабилизации экономики;

· в резервном фонде Кабинета Министров Республики Беларусь;

· в фонде непредвиденных расходов местных Советов депутатов;

· в резервном фонде министра финансов Республики Беларусь;

· в страховом фонде.

Основные черты бюджета Республики Беларусь в переходный период следующие:

1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части национального дохода и перераспределения его на общегосударственные нужды.

2. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.

3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением многих новых общественных затрат.

4. Происходят изменения в структуре расходов, их содержании, усиливается социальная направленность бюджетных ассигнований.

5. Наряду с государственным бюджетом перераспределение национального дохода производится с помощью образования и использования специальных внебюджетных фондов.

6. Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к валовому национальному продукту, что затрудняет управление финансами государства и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.

7. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и прежде всего в бюджетной системе Республики Беларусь, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: